Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и принципы государственной гражданской службы




Теоретические основы государственной гражданской службы

 

В настоящее время, когда в нашей стране протекает процесс формирования нового, демократического государства, а вместе с ним и реформирование государственного аппарата необходимо совершенствование правового урегулирование государственной службы.

Нормы института государственной службы не в полной мере соответствуют потребностям гражданского общества, несмотря на многовековую историю и важную роль в сфере социальных отношений.

Ни для кого не секрет, что одним из видов государственной службы, предусмотренных в ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», является государственная гражданская служба.

Что же такое государственная гражданская служба Российской Федерации? В чем ее сущность? Какие существуют принципы гражданской службы? На эти и другие вопросы попытаемся дать ответ, в рамках нормативно-правой системы.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 3, пункте 1 государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению осуществления полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Установленного определения термина "государственная гражданская служба" в научной литературе нет. В общем, встречаются определения гражданской службы, показанные в приложении 1.

Государственная гражданская служба призвана снабдить практическое осуществление основных черт государства, а также отражать их функции и задачи.

Профессиональная деятельность – это следующий немаловажный признак понятия государственной гражданской службы. Под ней понимают деятельность, осуществляемую на основе особых теоретических, практических знаний и навыков, заслуживаемых в итоге подготовки. Сущность гражданской службы представлена в приложении 2.

Гражданская служба как разновидность профессиональной деятельности означает постоянное и грамотное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Согласно статье 3, пункту 2 этого же закона гражданская служба делится на федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных из бюджета соответствующих регионов.

Итак, согласно функционирующему законодательству гражданская служба реализовывается в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и деятельность которых также подробно регламентируется законом и иными нормативно-правовыми актами. Все это сообщает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, обладающего решающее значение для развития государственности, реализации государственной власти и олицетворения общественной роли государства в социуме.

Теперь перейдем к третьему раскрытию вопроса, касающегося принципов государственной гражданской службы и для начала выясним что же такое принцип в общепринятом понимании.

Принцип - главное понятие, руководящая идея, причина системы, представляющее конкретность и распространение какого-либо тезиса на все явления той сферы, из которой данный принцип конкретизирован.

Гражданская служба базируется на основных принципах организации и деятельности государственного аппарата, но при всем этом ей присущи и специальные принципы.

Разумно выделить три группы принципов государственной службы – организационные, конституционные и вспомогательные. Организационные принципы отображают устройство построения и функционирования гражданской службы, государственного аппарата и его составляющих. Конституционные определены положениями Конституции РФ. В действительности гражданские служащие следуют еще и вспомогательным принципам, которые раскиданы в различных нормативно-правовых документах. Согласно с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в статье 4 основными принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

Этот принцип является еще и конституционный принципом. Соблюдение, признание и защита прав и свобод человека и гражданина – это долг государства. Ему придается ранг главного принципа гражданской службы. В итоге, этот принцип устанавливает социальное значение и содержание служебной деятельности государственных служащих. Благодаря этому при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особый интерес должен уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе заинтересованность граждан. Значимо, чтобы государственный гражданский служащий не только лишь на словах, но и на деле выступал в защиту прав и свобод человека и гражданина.

2) целостность организационных и правовых основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равноправный доступ лиц, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и одинаковые условия ее прохождения независимо от расы, пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от иных обстоятельств, не связанных с деловыми и профессиональными качествами гражданского служащего;

Этот принцип тоже является конституционным и означает равноправный доступ граждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и тому подобное.

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

Настоящий принцип обязывает гражданских служащих:

- хорошо знать предмет своей государственно-служебной деятельности;

- быть всегда готовыми к реализации должностных правомочий;

- знать правила и процедуры деятельности в органах государственной власти;- знать свои права и обязанности, энергично и качественно выполнять функции и полномочия, предусмотренные законодательством, инструкциями и должностными положениями;

- владеть юридическими и нравственно-этическими нормами в сфере служебной деятельности;

- обладать общей и профессиональной подготовкой.

Реализация этого принципа обеспечивается многими законодательными и иными нормативно-правовыми актами. Положение гражданских служащих в немаловажной степени зависит от них самих, вследствие этого они обязаны стремиться к достижению высокой степени своей профессиональной деятельности.

5) стабильность гражданской службы;

Когда в основу деятельности гражданской службы возлагается принцип стабильности, только тогда она дает пользу обществу, так как составляет основу государственного управления. И благодаря тому призвана функционировать на непрерывной основе.

6) доступность информации о гражданской службе;

Зафиксированный в действовавшем раннее законодательстве, но так и не ставший центральным в работе государственного управления принцип гласности в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ значительно сужен и относится только к одному из аспектов данного принципа – доступности информации.

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Из восьми принципов государственной гражданской службы к числу организационных относятся все, кроме первого и третьего, которые причисляются к конституционным.

Вся эта совокупность принципов взаимосвязана и отражает суть воплощения в жизнь государственной гражданской службы. Важной основой является закрепление целостных принципов, объединяющих виды гражданской службы в гармоничную и юридически соединенную во всех своих звеньях неделимую систему государственной гражданской службы РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.