Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послойный ПОДХОД. Связывание частей




Послойный подход включает совпадение использования телесных подходов, скажем, технику Фельденкрайза или рольфинг и психотерапевтический метод. Этот подход не так четко обрисован в литературе, но он ясно виден в реальной работе психотерапевтов, послойный подход занимает промежуточное положение между работой с "личностью, как с частями" и работой с "личностью как целым".

Послойность сначала кажется объединением. Терапевт может инициировать диалог с клиентом и развивать его в соответствии с работой гештальт терапии с полярностями, например, диалог между частями "Я". Одновременно терапевт работает над присвоением тела клиента и помогает уменьшить мускульное напряжение, работа представляет собой изящный Дует, два параллельных, но разных голоса образуют общую мелодическую линию, физический и психологический методы остаются отдельными голосами, хотя работают вместе. Для неопытного глаза работа кажется объединенной, и временами она действительно может таковой быть, но для изощренного глаза ясна граница между соматическими и психологическими процессами.

Несмотря на изящный дуэт. послойная работа продолжает рассматривать личность, как состоящую из отдельных элементов. Как и.в чередующем подходе, виден некоторый разрыв между методами, нарушающий единство физических и психологических процессов Можно осуществлять одновременно физическую и психологическую работы, которые не имеют общей темы и не переплетаются с опытом клиента,-точно так же, как когда вы сидите в парикмахерской и ведете разговор р погоде, в то время, как вам подстригают волосы. Совпадение методов не гарантирует совпадения опыта. Может быть, именно едва неуловимое несовпадение ощущения клиентом телесного "Я" и его "думающего Я" и разрушает интеграцию "Я" как целого.

Как было упомянуто выше, способность к обновлению работы с телом и психологической работы также содействует разделению "Я". Мы часто чувствуем свое тело объектом, а не своим "Я". И что бы то ни происходило с телом, когда оно осознанно ощущается и переживается, это легко отделяет его от "Я" (Self). Послойная работа не обращается к процессам раскола и к рассмотрению тела как объекта, и тем самым не обладает методом восполнения между слоями работы.

Другая потенциальная проблема послойного подхода состоит в том, что физический и психологический методы могут происходить из разных теоретических и философских источников. Например, клиент-центрированная терапия (Роджерс, 1951) и транзактный анализ (Берн, 1964) не включают ясного понимания телесных феноменов в свою теорию и метод. Использование этих подходов вместо с телесными методами привело бы к сохранению слоев физической и психологической работы параллельными и разъединенными. Нет ясного понимания важности или связи телесных феноменов и эмоциональных процессов, и это означает, что нет методологически ясного пути всех слоев работы.

Хуже того, последний подход не исключает использования двух методов, противоречащих друг другу: философский и теоретический. Например, гештальт-терапия и рольфинг по-разному смотрят на природу напряжения как сопротивления. Это справедливо и по отношению к райхианской и гештальт-терапии, которые часто используются вместе (обычно, Райхианская техника используется как телесный компонент, а гештальт-терапия как вербальный), но их взгляды на личность резко расходятся.

Эти два несовместимых подхода означают, что либо 1) терапевт должен игнорировать разницу между ними и тем самым поставить клиента в затруднительное положение, например, разница между райхианским взглядом и взглядом гештальт-терапии состоит в том, что первый стремится снять сопротивление, а второй, напротив, считает его необходимым; либо 2) терапевт должен основательно изменить один из подходов, чтобы ничем не походил на исходный. Таким образом, можно законным путем чередовать рольфинг и гештальт-терапию, но только если кто-то решается использовать их вместе, то он либо не должен будет строго придерживаться теории и духа рольфинга, либо теории и духа гештальт-терапии, или обоих. По настоящему объединенный подход стремится к целостности и в методологии и во взгляде на личность. Личность как целое.

Целостный взгляд основан на том принципе, что целое - это нечто ьшее, чем сумма его слагаемых, или отличается от нее. Целое - это не просто результат срастания частей, но, скорее, ему присуща особая целостность, структура и интеграция частей. Например, слово состоит из частей, называемых буквами, которые могут состоять отдельно, но слово, сформированное из букв, это целое само по себе, и существенно отличается от простого набора букв. Оно имеет особый порядок и форму. Также и большее по размеру целое - предложение, состоящее из слов, - не просто эффект сложения набора слов, но оно имеет свое собственное значение благодаря своей структуре. Те же слова могут составить другое предложение с совершенно другим значением, совершенно новое целое, и каждое целое -это нечто большее, чем сумма его частей.

В человеческой сфере принцип целостности призывает нас взглянуть на личность в ином свете, отличном от того, который превалирует в культуре и науке. С точки зрения традиционной дуалистической перспективы, мы определяем "личность" как набор частей, собранных вместе; тело, которое само - собрание частей, в нем находится психика, так же состоящая из частей (например, эго, ид, супер-эго, или Я-концепция, Персона и т.д.). Как китайский ящик, тело содержит психику, которая содержит "Я"- и т.д.

Рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, -значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.; но это не то же самое, что рассматривать каждую часть отдельно. Это интегрированное функционирование различных аспектов целого, во времени и пространстве, что и есть личность. С этой точки зрения считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы - значит искусственно разделять то, что на самом деле - функционирующее единство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.