КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связь детской психологии с философией, педагогикой, медициной, общей и вековой психологией
И.М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что в психологию идеи генетического исследования проникли очень давно. Генезис (гр. genesis) — происхождение, возникновение, в широком смысле — момент зарождения и последующий процесс развития, приводящий к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. Однако, исследуя один и тот же объект — психическое развитие – генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы: "как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль". Генетическая психология или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха. Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление — такова основная стратегия генетической психологии. Путь экспериментального формирования психических процессов впервые был намечен Л.С. Выготским. Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркие представители генетической психологии — Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин. Их теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью относятся к общей генетической психологии. Известная книга Ж. Пиаже "Психология интеллекта" — это книга не о ребенке, это книга об интеллекте. П.Я. Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования умственных действий как основы формирования психических процессов. К генетической психологии относится экспериментальное изучение понятий осуществленное Л.С. Выготским. Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа — это возраст или период развития. В отличие от генетической, детская психология — учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому, вслед за Л. С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская, возрастная психология. Типично детскими психологами были Л.С. Выготский, А. Валлон, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин. Как образно говорил Д.Б. Эльконин, общая психология — это химия психики, а детская психология — скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определенным образом организованными "телами" психики. Когда материалы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке. Законы философии несут методологическую нагрузку. От того, как мы отвечаем на вопрос „Что является первичным?”, зависит наша позиция в решении психолого-педагогических проблем. Отечественные психологи рассматривают развитие ребенка как борьбу и единство противоположностей. В роли противоположности выступает противоречие между уже возросшими желаниями ребенка и его реальными возможностями. Педагогика и психология объединяются в сотрудничестве по воспитанию и обучению детей. К.Д. Ушинский: педагог должен выучить законы тех психических явлений, которыми он хочет управлять, и действовать соответственно данным законам и тем обстоятельствам, в которых он хочет их приложить. В решении задач обучения и воспитания педагогика отвечает на вопрос „как?” - как воспитать моральные навыки, умения у дошкольников, используя технологию обучения, специальные игровые моменты; психология – „почему?”, то есть, отчего это целесообразно: потому что сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребенка данного возраста. На стыке медицины и психологии возникла совсем новая отрасль научного знания – психосоматика. Это направление медицинской психологии занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, происходящие во внутренних органах и системе организма врачи связывают с более-менее длительным эмоциональным напряжением (ужас, тоска, обида, отчаяние). Связь общей и детской психологии: общая психология изучает наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Детская психология исследует специфику, уровень, особенности развития психики ребенка, на разных возрастных этапах. Детская психология является одним из разделов возрастной психологии. Их научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |