КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы развития экономической теории
Экономические явления и процессы изучались учеными на всем протяжении развития человеческого общества. Серьезное внимание к основным экономическим проблемам появилось еще в Древнем мире. Многие важные экономические процессы рассматривались в работах ученых античного мира, в трудах Ксенофонта, Аристотеля, Платона. Уделяли внимание экономической мысли и в Древнем Египте, Китае, Индии. В средневековье представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, а также в политических теориях, в фантазиях раннего утопического социализма. Однако, в указанные периоды формировались лишь отдельные элементы экономической теории, а знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, поэтому их следует рассматривать как предысторию экономической науки. Самостоятельное развитие экономика получила в эпоху зарождения капитализма (XVI-XVII вв.). Первой экономической школой была школа меркантелизма (итал. мерканте – торговец, купец), которая возникает в конце XV в и развивается в XVI-XVII вв. в период первоначального накопления торгового капитала. Представители этой школы считали, что богатство нации – это золото, деньги, за которые можно все купить и основным источником богатства общества является внешняя торговля, т.к. в этот период международная торговля приносила большой доход (т.е. товары покупались по одной цене, а продавались по более высокой). Создателем школы меркантелизма был англичанин Томас Мен, который разработал программу внешней торговли. Характерными выразителями идей меркантелизма также были англичанин Уильям Стаффорд и французы Антуан Монкретьен и Жан Батист Кольбер. Вторая школа – это школа физиократов (греч. fizio – природа, cratos – власть) формировалась в XVIII в. Основоположником этой школы считается француз Франсуа Кенэ, который создал первую модель общественного воспроизводства – знаменитую «Экономическую таблицу». Представители этой школы (Франсуа Кене, Альберт Тюрго) считали источником богатства – производство, к которому они относили лишь сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Заслуга физиократов состоит в том, что они впервые исследовали экономические явления в развитии, разработали модель воспроизводства, обосновали деление общества на классы. Третья школа – школа классической политической экономии, которая зародилась в конце XVII – начале XVIII в. в трудах У.Петти и П.Буагильбера. Они впервые в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Наиболее яркие представители классической политэкономии – Адам Смит и Давид Рикардо. А.Смит разработал принцип свободной конкуренции, согласно которому все процессы отрегулирует «невидимая рука рынка», т.е. спрос – предложение – цена – конкуренция. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов XX-го столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. Д. Рикардо изложил содержание закона стоимости, обосновал тенденцию к понижению нормы прибыли; разработал теорию земельной ренты; дал объяснение закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от количества обращения и др. Четвертая школа – школа марксизма, формируется с середины XIX в. Ее основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые при исследовании экономических явлений используют классовый подход. Данной школой завершена разработка трудовой теории стоимости и разработана теория прибавочной стоимости; открыт закон стоимости как закон развития товарного производства; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов; открыты экономические законы капиталистического способа производства. Пятая школа – школа маржинализма, возникла во второй половине XIX в. (англ. marginal - предельный). Классиками теории маржинализма являются экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Ими разработаны теории предельной полезности, предельной доходности и предельной производительности труда. Теория маржинализма активно использовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства. Шестая школа – неоклассическая школа. Неоклассическое направление экономической теории было сформировано в конце XIX в. в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла, в которых рассмотрены элементы механизма рыночных отношений, а также функциональная зависимость таких факторов как цена, спрос и предложение. Седьмая школа – школа институционализма (от лат. institutum – установление, учреждение) – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Представители данного направления разработали проблемы государственной власти и контроля над ними. Они поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Самыми яркими представителями институционализма считаются Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт. Восьмая школа – кейнсианская школа, возникла в 30-е годы XX в. в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса. Основоположником данной школы считается английский ученый-экономист Джон Кейнс, который заложил основы макроэкономического анализа, выступил за государственное регулирование экономики через бюджет и кредит, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. Им также была разработана теория мультипликатора, которая до сих пор применяется в финансовой и банковской практике (мультипликатор – коэффициент, выражающий мультипликационный эффект одной экономической величины от увеличения другой, например влияние увеличения инвестиций на изменение национального дохода). Девятая школа – школа монетаризма, возникла в 70-е годы XX в. (англ. monetary - денежный), в противовес кейнсианской школы. Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен, который считает, что государство не должно вмешиваться в развитие экономики, а обязано обеспечить лишь стабильность денежной единицы. По мнению представителей этой школы все крупнейшие экономические потрясения являются результатом неправильной денежной политики. Они предлагают как можно меньше и осторожнее государству вмешиваться в рыночные отношения, ограничив его только денежной областью, регулируя денежную массу, находящуюся в обращении. Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |