Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные экономические зоны




Цели создания СЭЗ

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечения иностранных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и некоторая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические:

• более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

• привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

• использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

• увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

 

Социальные:

• комплексное развитие отсталых регионов;

• увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

• обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

• насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

• использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

• приобщение к новым формам управленческого труда;

• привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

• повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

 

В соответствии с поставленными целями определяются конфигурация специальной зоны, система льгот и стимулов, которая необходима для реализации поставленных целей. Число конкретных целей создания зоны, предопределяющих выбор системы льгот, должно быть ограничено и четко определено. Множественность и неясность целей ведут к необоснованному распространению льгот практически на все виды хозяйственной деятельности и нивелируют предполагаемый эффект. СЭЗ создаются по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности путем их селективной поддержки

Требования к размещению СЭЗ

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению СЭЗ относятся:

• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

• развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

• наличие территории, располагающей уникальными по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.

д.).

Определение и типология СЭЗ

Отталкиваясь от определения свободной зоны, вошедшего в международно-правовую практику благодаря VII Киотской конвенции 1973 г. по упрощению и согласованию таможенных процедур, можно сформулировать следующее общее определение СЭЗ: под свободными экономическими зонами следует понимать часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Общепринятой типологии СЭЗ в настоящее время нет. Существует множество подходов, классифицирующих свободные экономические зоны. Можно сказать, что каждый исследователь, занимающийся этой темой, предлагает свою классификацию свободных экономических зон. Например, эксперты ОЭСР выделяют три основных типа: зоны свободной торговли, зоны предпринимательства, зоны реконверсии.

В мировой практике существуют два основных подхода к созданию СЭЗ – территориальный и режимный.

В практике чаще всего используется территориальный подход. При подобной форме организации механизма свободной экономической зоны льготный режим предоставляется предприятиям, расположенным на конкретной территории. При режимном подходе определенные преимущества предоставляются предприятиям вне зависимости от их размещения. А уже в рамках каждого из этих подходов существует все многообразие видов свободных экономических зон.

Производя дальнейшую классификацию, современные исследователи используют дополнительные характеристики, которые позволяют объединить существующие в мире СЭЗ в четыре группы по следующим критериям:

• по характеру деятельности или функциональному предназначению (свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, офшорные зоны);

• по степени интегрированности в мировую и национальную экономику (выделяют два типа СЭЗ: зоны, ориентированные на внешний рынок (анклавы, исключенные из таможенной территории государства), и зоны, интегрированные в национальную экономику);

• по отраслевому признаку;

• по характеру собственности (государственные, частные и смешанные).

 

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.), но могут создаваться и внутри города.

Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда

Характеристика типов СЭЗ

Зоны свободной торговли представляют собой компактные территориальные образования, выделенные за пределы национальной таможенной территории. СЭЗ специализируются на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). В зависимости от выполняемых ими функций зоны свободной торговли подразделяются на:

• зоны свободного транзита;

• свободные таможенные зоны;

• торгово-производственные зоны.

Зоны свободного транзита предназначены для обслуживания большого интернационального грузопотока, в зонах обеспечивается минимум формальных процедур при пересечении товарами границ. В свободных таможенных зонах устанавливается особый режим таможенного контроля, в торгово-производственных зонах торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной.

Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью увеличения экспорта и поощрения иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах.

Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью.

Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами. По признаку преобладающих рынков сбыта промышленно-производственные зоны подразделяются на:

• зоны замещения импорта (внутренний рынок страны);

• экспортные зоны (внешние рынки);

• экспортно-импортозамещающие зоны (смешанная сбытовая ориентация).

В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Наиболее близкими к данной модели зон являются научные парки и технополисы.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг.

К сервисным зонам относятся также офшорные образования.

Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Цели и варианты создания зон различного типа неодинаковы, однако общими чертами большинства зон являются следующие:

• создание зон нацелено на решение задач развития определенной территории;

• зоны создаются на ограниченное время;

• в них предусматривается минимальное вмешательство государства в дела предпринимательства, а налоговое бремя по сравнению с другими территориями сокращено.

На практике СЭЗ редко может быть четко отнесена к одному из типов, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов

Условия создания СЭЗ

Мировой опыт создания свободных экономических зон показывает, что для успешного функционирования необходимо обеспечить ряд экономических и социальных условий, которые могут быть объединены в следующие группы:

• общеэкономические (национальные) условия (стабильность политической и экономической ситуации, совершенные законы и инструкции, конвертируемая валюта, низкий уровень инфляции);

• региональные условия (наличие на территории зоны квалифицированной рабочей силы или избыточного количества неквалифицированных трудовых ресурсов, инфраструктурная освоенность территории, эффективная сфера обслуживания (банки, система страхования.

, сеть распределения товаров, профессиональный сервис), а также наличие нормальных условий жизнедеятельности населения);

• система льгот и стимулов для инвесторов, которая может включать низкие экспортно-импортные пошлины, льготное налогообложение; свободная репатриация прибыли и ряд других условий.

Регулирование деятельности СЭЗ

Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное и трудовое законодательство.

Каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения, которые направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (банковские услуги и т.д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелких или крупных).

Можно выделить четыре группы льгот:

• внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций;

• фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей.

Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельных ее компонентов (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения;

• финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

• административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг [51, с. 363].

Льготы могут применяться в самых различных комбинациях.

Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах целесообразнее использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны.

В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

Управление функционированием СЭЗ

Если следовать принятой классификации регионов, то свободные экономические зоны по сути своей являются программными регионами, границы которых необязательно совпадают с административными границами. Обеспечение специального режима на территории должно осуществляться на основе административного управления, что создает особые проблемы организации механизма функционирования зоны.

СЭЗ является территорией с особым статусом, поэтому выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. При этом следует учитывать, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать относительно обособленной системой хозяйственного управления, т.е. находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и ведомств, курирующих различные сферы экономики.

Такая специфика управления зоной создает основу для конфликтов, которые могут возникать как на межведомственном уровне, так и между зоной и различными государственными инстанциями.

Для эффективного управления функционированием зоны и предотвращения конфликтов необходимы:

• создание функциональной структуры управления зоной во главе с администрацией, которая наделяется значительными полномочиями, включая делегированные разными ведомствами;

• наличие в стране государственного органа по координации и контролю развития зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних, желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус;

• непосредственное подчинение администрации зоны уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.

В силу отмеченных выше особенностей свободной экономической зоны механизм управления зоной должен реализовать два типа функций: административные функции, связанные с обеспечением особого хозяйственного режима, и экономические функции, связанные с развитием территории зоны и обеспечением реализации агломерационных эффектов.

Поэтому механизм управления СЭЗ включает два типа органов управления:

• администрация зоны, выполняющая функции организационно-правового и хозяйственного регулирования;

• корпорация развития зоны, решающая проблемы развития территории.

Корпорация зоны, как правило, действует на коммерческих принципах. В ее задачи входят: представление хозяйственных интересов зоны внутри страны и вне ее; решение вопросов размещения новых производств; обеспечение привлечения и профессиональной подготовки трудовых ресурсов; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры; обустройство и сдача в аренду земельных участков; создание специализированных (торговых, снабженческих, строительных, транспортных, информационных и пр.) организаций

Преимущества и недостатки функционирования СЭЗ

Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по прошествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.

Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводят к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.

Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на развитие территории, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т.

д.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение экономической активности местных производителей.

Конкретные рамки и размеры льгот устанавливаются на основе технико-экономического обоснования проекта развития СЭЗ, они определяются в зависимости от величины потерь, обусловленных предоставленными льготами (недопоступление доходов в бюджет) и эффектом от разрешения проблем территории.

Анализ опыта функционирования СЭЗ показывает, что в своем развитии зоны, как правило, проходят четыре стадии:

• стадия создания, когда формируется инфраструктура, идет активный процесс притока иностранного капитала;

• стадия развития, в которой наблюдается замедление притока иностранного капитала при быстром одновременном росте экспорта;

• стадия зрелости: прекращение роста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных рыночных ниш, вытеснение мелких фирм более крупными с передовой технологией, расширение связей с внезональным пространством;

• стадия упадка: сокращение иностранных инвестиций в результате сближения режима хозяйственной деятельности в зонах и вне их, а также истечения срока налоговых льгот, расширение участия в зонах национального капитала.

 

В течение жизненного цикла зоны, составляющего порядка 20-30 лет, она должна решить поставленные перед ней задачи, после чего особый режим хозяйствования зоны отменяется, зона по уровню ее экономического развития фактически сливается с развитым на ее основе внезональным пространством.

Особенности специальных технико-внедренческих зон

Технополисы, инновационные центры, научно-технические парки являются формами специальных зон технико-внедренческого типа. Это территории с концентрацией исследовательских, проектных, научно-производственных фирм, пользующихся государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов и других учебных и научных учреждений либо путем конверсии промышленно-производственных зон. Основной идеей их создания является интеграция субъектов инновационной деятельности в регионе и реализация на этой основе агломерационных эффектов.

Государственная поддержка технико-внедренческих зон выражается в предоставлении финансовых ресурсов, создании инфраструктурных объектов, а также принятии и реализации специальных планов развития. Правительство субсидирует исследовательскую деятельность в технополисах, финансовая помощь оказывается мелким и средним компаниям, участвующим в программе.

По форме технополисы представляют собой создаваемые или развивающиеся при поддержке правительства научно-технические городки, в которых обеспечены условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством и подготовкой кадров (ученых, инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих).

Одновременно обустраиваются комфортабельные жилые зоны с хорошими культурно-бытовыми и экологическими условиями, чтобы привлечь в технополисы ученых и специалистов из других районов.

В основе функционирования научно-технических парков лежит принцип деятельности промышленных парков, представляющих собой зоны промышленной застройки с полным набором необходимых служб и системами транспортного, информационного, телекоммуникационного обслуживания.

Промышленный парк – участок земли, оборудованный необходимыми элементами инфрастуктуры (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт, производственные здания), продаваемый или сдаваемый в аренду предпринимателям для организации промышленных предприятий. Каждый такой парк может быть рассчитан на различное количество предприятий в зависимости от его площади (емкости), а также от размеров размещаемых на его территории производственных единиц.

Научно-технические парки включают в себя сеть научно-исследовательских фирм, организаций, лабораторий, промышленных объектов, расположенных на компактной территории, что обеспечивает их реальное взаимодействие и практически исключает непроизводительные затраты времени.

Создание научно-технических парков дает возможность повысить инновационный цикл за счет того, что взаимодействие между научным центром и производством позволяет расширить взаимное понимание проблем и потребностей, бизнес получает более быстрый доступ к новым разработкам; а также предоставляет возможности использования научно-технических ресурсов; взаимодействие создает возможности для открытия новых видов бизнеса, выпуска новых видов продукции и т.д




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.