Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Среды обитания и экологические факторы




ПЛАН

Содержательный модуль 2

Зачётный модуль 1

«Законы и принципы менеджмента»

Изучив данный материал, Вы должны знать:

· суть понятий «законы, закономерности и принципы менеджмента»;

· изучить законы менеджмента;

· изучить принципы менеджмента;

 

На основе приобретённых знаний Вы должны уметь:

· знать что представляют собой законы менеджмента;

· отличать законы от принципов менеджмента;

· знать классификацию принципов по Файолю;

· знать классификацию принципов Эмерсона;

1. Законы и закономерности менеджмента

2. Понятия и эволюция принципов менеджмента

3. Состав и содержание общих принципов менеджмента

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Сущность и содержание основных законов менеджмента.

2. Связь общих законов с закономерностями и принципами менеджмента.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

1. Законы менеджмента

2. Закономерность

3. Принципы менеджмента

4. Потенциал

5. Иерархия потребностей

6. Потребности

7. Интерес

8. Концепции управления

 

 

1. Сущность и содержание основных законов менеджмента

Менеджмент как наука и сфера деятельности человека создается, действует и развивается на основе собственных законов и принципов.

 

Закон – категория, отражающая существенные, общие, повторяющиеся отношения зависимости между предметами и явлениями объективной действительности, вытекающие из их сущности. Категория «закономерность» относится к той же группе категорий, что и «закон».

 

Закономерности менеджмента являются связующим звеном между экономическими законами и законами менеджмента.

 

Закон сущности целей – эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели.

Закон разделения труда – отражает сущность менеджмента как вида деятельности человека. В содержание этого закона входит такая категория, как специализация управления.

Закон внешнего дополнения – любая организация должна обладать потенциалом, способным компенсировать последствия, обусловленные различного рода внешними возмущениями, воздействие которых на организацию не может быть заблаговременно предусмотрено.

 

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознания и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития.

Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить.

Выделяют три группы законов:

  • всеобщие или универсальные (например, законы диалектики);
  • общие, для больших групп явлений (например, закон всеобщего отбора);
  • частные или специфические (например, законы управления).

К общим законам управления относят: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон экономии времени.

Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства, труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях.

Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производства в единый производственный организм – предприятие. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, внедрений изобретений и т.д.

В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, требования рынка.

Закон экономии времени. Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных на удовлетворение этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более кроткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности организации.

Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести:

1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.

2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.

3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.

4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).

5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.

6. Концентрация и динамичное изменение функций управления в организации.

7. Оптимизация уровней управления организацией.

8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности менеджмента действуют объективно, не завися от воли и желания человека. Закономерности нужно изучать и знать направления их воздействия и взаимодействия. Пренебрежение ими может привести к действиям со стороны менеджера, которые вызовут нежелательные последствия и проблемы для организации, решение которых потребует дополнительных затрат труда и ресурсов. Поэтому человек должен их сознательно использовать.

Закономерности менеджмента пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления организации. Отметим, что еще не все закономерности управления персоналом глубоко изучены и открыты. Закономерности (как и законы) могут прекращать свое действие в силу изменения условий производства и управления, а также в силу прекращения или начала действия экономических законов развития. По мере перехода к рынку такие изменения происходят особенно интенсивно.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента. Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.

2. Понятия и эволюция принципов менеджмента

Если за критерии для классификации взять сферу влияния принципа на деятельность организации, то все принципы можно разделить на:

· общие – закладывают основу, без которой невозможно рассматривать общую теорию управления;

· частные – определяют правила, по которым развивается то или иное направление науки управления.

 

Эволюция принципов

Около 430 – 354 гг. до н.э.   работы Ксенофонта, первые попытки сформировать принципы управления  
1911 г.   Фредерик Тейлор ввел впервые термин «принципы управления» в своей работе «принципы научного управления»  
1912 г.   Г.Эмерсон в работе «Двеннадцать принципов производительности» научно обосновал использование принципов менеджмента  
1916 г.   Анри Файоль в книге «общее и промышленное управление» сформулировал 14 принципов административной науки.  

 

Принципы менеджмента - это важнейшие руководящие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

1.
целостности;

2.
иерархической упорядоченности;

3.
целевой направленности развития;

4.
научной обоснованности и оптимальности менеджмента;

5.
оптимального сочетания централизации и децентрализации;

6.
демократизации.


Главным принципом системного подхода является принцип целостности.

^ Принцип целостности системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные результаты элементов. Все организации должны рассматриваться как системы во взаимосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей.

^ Принцип иерархической упорядоченности. Любая организация расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления. Организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т. е. упорядоченной.

^ Принцип целевой направленности (ориентации) развития. Целеполагание - это начало всякой управленческой деятельности. Ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.

При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко определена цель функционирования, представляющая материально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, обеспечена целостность состава элементов для достижения заданной цели; в-третьих, установлен план функционирования, определяющий порядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достижению заданной цели.

^ Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Для того, чтобы менеджмент стал научно обоснованным, необходимо соблюдение двух основных условий: постоянное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов науки управления; систематическое совершенствование практики менеджмента на основе последних достижений науки управления и обобщение передового опыта в руководстве организацией.

Управлять научно - это значит широко использовать в руководстве организацией системный, комплексный, ситуационный, расчетно-аналитический подход, широко использовать экономико-математическое моделирование, применение прогрессивных компьютерных технологий управления и др.

Уровень научного руководства определяется главным образом квалификацией руководителей и специалистов, их общей культурой, технико-экономической эрудицией.

Важнейшая задача менеджмента - обеспечение потребностей рынка с наименьшими затратами ресурсов: людских, материальных, денежных, энергетических и др. При этом суть оптимальности менеджмента состоит в выборе наиболее эффективного в конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т. п.

^ Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Организации же, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными.

 


Определить уровень централизации можно по следующим характеристикам:

1.
^ Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше решений принимается нижестоящими руководителями, тем больше степень децентрализации.

2.
^ Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если на среднем и нижнем уровнях руководители могут принимать решения, касающиеся управления затратами, связанными с материальными и трудовыми ресурсами и изменением направления деятельности организации, то налицо вариант децентрализованной организации.

3.
^ Число функций, реализуемых на нижестоящих уровнях. Если на нижнем и среднем уровнях руководители принимают решения более чем по одной функции, то такая организация, по-видимому, децентрализованная.

4.
^ Уровень контроля за работой подчиненных. Руководство высшего звена в децентрализованной организации редко проверяет повседневные решения руководителей нижнего и среднего звеньев. Их оценивают в основном по результатам деятельности подразделений, например по уровню прибыльности и динамики развития организации.


Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

^Классическое направление менеджмента включало:


– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент – внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепцию бюрократических организаций, предполагающую четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

^ Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана, по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном.Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается ^ Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует также совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологомМаксом Вебером (1864–1920), «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

^ Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм, (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Считается, что начало этому направлению положил ^ Элтон Мэйо (1880–1945), который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка ^ Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы XXв. когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).

Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора ^ Фредерика Херцберга (род. 1904),обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моде лей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: произ водство рассматривается как «социальная система», а также используются сис­темный и ситуационный анализы с применением матметодов и ЭВМ. Среди но вых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, дивер сификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорга низации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

 

3. Состав и содержание общих принципов менеджмента

Общие принципы управления должны соответствовать общему понятию управления и его составным элементам: целям, способам, средствам и воздействиям, а также правилам действий субъекта и объекта управления.

 

Принципы целенаправленности: смысл существования менеджмента заключается в необходимости достижения целей организации.

 

Принципы учета интересов: субъект и объект управления в процессе достижения цели исполняют соответствующие роли. Эффективную деятельность человека в организации определяет не только достижение общей цели. Побуждением к эффективному исполнению роли субъектом и объектом служат также их потребности и интересы.

Принцип иерархичности – определяет правила построения организации как отдельных элементов. Этот принцип вытекает из закона труда и определяет характер отношений, возникающих в процессе управления между субъектами разных уровней.

Принцип взаимозависимости – все факторы и все элементы организации взаимосвязаны, поэтому изменения происходящие в одном из элементов, вызывает цепную реакцию в других элементах.

Принцип динамического равновесия – потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды. Нарушение такого равновесия оборачивается для организации слабостью.

Принцип экономичности. Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономичной.

Потребность – это состояние, побуждаемое человека к действию. Важно уяснить «материальность» потребностей людей как основы их поведения.

Интерес – это отношение субъекта, выступающего в той или иной роли, к ресурсам (средствам достижения цели) и условиям их присвоения в процессе удовлетворения своих потребностей.

 

Пирамида потребностей Маслоу

 

 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Как классифицируются принципы управления?

2. Что такое «принцип управления»?

3. Что такое потребность?

4. Дайте характеристику потребностей по теории А. Маслоу.

5. Проанализируйте иерархичность потребностей.

6. Какова сущность принципа целенаправленности?

7. Как проявляется в управлении принцип взаимозависимости?

8. Что такое производительность?

 

 

Задание для практических занятий

 

1. Объясните различия между законами, закономерностями и принципами менеджмента.

2. Рассмотрите действие законов менеджмента в практике менеджера.

3. Объясните взаимосвязь законов с принципами менеджмента.

4. Обоснуйте связь между законом общности целей и законом разделения труда. Приведите практические примеры.

 

 

Тесты

 

1. Общая норма, которая разделяется и признается всеми людьми – это:

а) закономерность;

б) закон;

в) принцип;

г) правило.

2. Основоположником общих принципов управления является:

а) Файоль;

б) Тейлор;

в) Эмерсон;

г) Мэйо.

3. К общим принципам управления принадлежит:

а) принцип взаимозависимости;

б) принцип сочетания централизации и децентрализации;

в) принцип коллегиальности;

г) принцип обратной связи.

4. Состояние, которое побуждает человека к действию с целью устранения отклонений – это:

а) интерес;

б) мотив;

в) потребность;

г) стремление.

5. По степени удовлетворенности все потребности делятся на:

а) физиологические и социальные;

б) первичные и вторичные;

в) удовлетворенные и неудовлетворенные;

г) реализованные и нереализованные.

6. Разделение всех потребностей на потребности власти, успеха и причастности – это теория:

а) Маслоу;

б) Макгонагалл;

в) Макклелланда;

г) Альдерфера.

7. Способность организации противодействовать факторам внешней среды лежат в основе принципа:

а) взаимозависимости

б) противодействия

в) динамического равновесия;

г) целенаправленности.

8. Необходимость достижения целей объясняется принципом:

а) целенаправленности;

б) иерархичности

в) экономичности;

г) взаимозависимости.

9. Эффективное использование ресурсов и оптимизацию процессов в организации отражает принцип:

а) учета интересов;

б) экономичности;

в) пропорциональности;

г) дисциплины.

10. Закон, как универсальной средство всех систем, который отражает их тенденцию к постепенному «истощению и смерти»:

а) энтропии;

б) синергии;

в) инерции;

г) внешнего дополнения.

11. Все организации обладают общими признаками – это закон:

а) общности целей;

б) разделения труда;

в) энтропии;

г) инерции.

12. Принципы, определяющие правила развития конкретных направлений управления:

а) общие;

б) определенные;

в) частные;

г) субъективные.

13. Закон, в основе которого лежит специализация управления:

а) разделения труда;

б) внешнего дополнения;

в) экономии времени;

г) синергии.

14. Кому из греческих мыслителей принадлежат первые попытки формирования принципов менеджмента:

а) Геродот;

б) Аристотель;

в) Ксенофонт;

г) Пифагор.

15. Кто ввел в оборот термин «принципы управления»:

а) Тейлор;

б) Файоль;

в) Эмерсон;

г) Мэйо.

 

Ответы на тесты:

 

1. в) принцип

2. а) Файоль

3. а) принцип взаимозависимости

4. в) потребность

5. б) первичные и вторичные

6. в) Макклелланда

7. в) динамического равновесия

8. а) целенаправленности

9. б) экономичности

10. а) энтропии

11. г) инерции

12. в) частные

13. а) разделения труда

14. в) Ксенофонт

15. а) Тейлор

 

2.1.Понятие «среда обитания» и «экологические факторы»

Экологическими факторами называют элементы или явления природной среды, действующие на процессы жизнедеятельности живых организмов и вызывающие у них приспособительные реакции, называемые адаптациями. Адаптации к экологическим факторам могут основываться на внешних и внутренних структурных особенностях организмов (морфологические и анатомические адаптации), на формах функциональной реакции на внешнее воздействие (физиологические адаптации), на биохимических реакциях (биохимические адаптации), у высших животных образуются приспособительные формы поведения (этологические адаптации).

Экологические факторы могут быть прямодействующими (влияют на организмы непосредственно) и косвенными (действие их бывает опосредствованно через прямые факторы). Экологические факторы на разные виды действуют по-разному. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется экологическим оптимумом. Интенсивность экологического фактора, вызывающая угнетение жизнедеятельности организма, называется экологическим пессимумом. Диапазон максимальных и минимальных значений экологического фактора, при которых возможен рост и развитие организма, называется диапазоном устойчивости (толерантности), или экологической амплитудой.

Способность организма выдерживать колебания экологических факторов называется экологической валентностью (экологической пластичностью). Если организм имеет высокую толерантность (экологическую валентность), то он способен существовать в широких пределах изменения экологического фактора. Такие виды называются эврибионтами. Если же организм может жить в пределах небольших колебаний фактора, то экологическая валентность (пластичность) низкая, организм называют стенобионтом.

Экологические факторы делят на абиотические (климатические, почвенные, орографические, соленость, давление воды и пр.), биотические (хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция и др.), антропогенные (вырубка, изменение местообитаний, выпас, сенокошение, распашка, строительство, охота, собирательство и др.).

Живые организмы в процессе эволюции приспособились к существованию в разных оболочках – атмосфере, гидросфере, литосфере. Среда обитания, или жизненная среда, - это совокупность экологических условий, которая сформировала у организмов специфические приспособительные признаки. Среды различаются по плотности, динамике экологических факторов, лимитирующему действию факторов и т. п. Первой средой обитания для организмов является гидросфера, в которой происходила химическая эволюция, возникли первые организмы, началась биологическая эволюция. Следующей средой обитания стала наземно-воздушная среда, в которой эволюция стала развиваться более высокими темпами, возникли и сформировались высшие растения и позвоночные животные. Живые организмы в условиях наземно-воздушной среды преобразовали верхние слои литосферы, создав почвенный слой. Почва стала третьей средой обитания, которую заселили как наземные, так и водные организмы. Четвертой средой обитания для внутренних паразитов и симбионтов являются организмы.

Некоторые свойства среды относительно постоянны на протяжении длительных периодов времен (сила тяготения, интенсивность солнечного излучения, солевой состав океанов, газовый состав атмосферы и пр.). Но большинство экологических факторов очень изменчиво в пространстве и времени. Степень изменчивости их зависит от среды обитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.