Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 23. Общественный сектор в рыночной экономике

План

1. Понятие общественного сектора. «Провалы» рынка. Экстерналии

2. Общественные блага

3. Расходы общественного сектора

Первый вопрос. Предметом исследования научной и учебной дисциплины «Экономика общественного сектора» принято считать государство как специфический субъект экономических действий. А так как любая деловая активность в рыночной экономике получает выражение в финансовых потоках, доходах и расходах, значительное место в экономике общественного сектора отведено проблемам государственных финансов. Поэтому термины «экономика общественного сектора» и «теория государственных финансов» ранее часто использовались в качестве синонимов. Экономика общественного сектора анализирует экономическое поведение государства как одного из субъектов хозяйства, как специфической организации, в ряду других организаций, делая акцент на взаимодействии последних. Отсюда преимущественное использование микроэкономических методов исследования.

Государство осуществляет свою деятельность от имени своих граждан. В этой связи понятия «общественный сектор» и «государственный сектор» также воспринимаются как синонимы. Однако здесь имеются существенные нюансы. Государство рассматривается в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий таких хозяйствующих субъектов, как индивиды (реальные люди – физические лица) и организации (фирмы, предприятия – юридические лица). Поэтому именно индивид, то есть реальный человек с его потребностями и возможностями занимает центральное место в исследовании проблем функционирования общественного сектора.

Экономика общественного сектора объясняет и анализирует то, что происходит фактически и, вместе с тем, дает ответы на весьма сложные вопросы, касающиеся деятельности государства.

Согласно широкой концепции общественный сектор не сводится только к государственному, но включает в себя все виды некоммерческих структур, функционирующих на принципах общественного самоуправления. Общественный сектор охватывает министерства, учреждения социального обеспечения и здравоохранения, учебные заведения (как государственные, так и частные), вооруженные силы, местные органы власти, публичные (общественные) корпорации, акционерные общества (с участием государственной или муниципальной собственности), национализированные отрасли промышленности.

Таким образом, общественный сектор представляет собой часть национальной экономики, в которой формируются экономические отношения, возникающие между государством, совокупностью некоммерческих структур, функционирующих на принципах общественного самоуправления и обществом в целом по поводу удовлетворения общественных потребностей при согласовании интересов всех членов общества.

Оценка величины общественного сектора может быть дана по целому ряду показателей: числу занятых в государственном секторе, доли предприятий, принадлежащих государству, величине налогового бремени, доли расходов госбюджета в валовом внутреннем продукте страны и др. Однако использование многих показателей вызывает проблемы, так как акцентирует внимание только на одной стороне деятельности государства.

В современном мире происходит усиление экономической роли государства в рыночной экономике. И, в первую очередь, это связано с «провалами» («фиаско») рынка.

«ПРОВАЛЫ» рынка – ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективного использования ограниченных ресурсов общества.

К «провалам» рынка относятся:

– монополизация рыночной экономики;

– производство общественных благ;

– охрана окружающей среды;

– неравномерность в распределении доходов;

– нестабильность макроэкономического развития;

– асимметрия информации (продавцы и покупатели владеют разной информацией о качестве товаров).

Рыночный механизм также может порождать ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ). Под экстерналиями понимаются издержки или выгоды третьих лиц, то есть не участвующих в рыночной сделке. В этой связи внешние эффекты для третьих лиц не отражены в рыночной цене. Экстерналии могут быть положительными (они несут дополнительные выгоды третьим лицам: например, вакцинация большинства членов коллектива приносит дополнительный положительный эффект тем сотрудникам, которые не делали прививку, но шанс заболеть у них тоже снижен) и отрицательными (например, от загрязнения окружающей среды заводом страдают и простые жители данного района). В этих условиях необходимо государственное вмешательство.

Функции, выполняемые государством по предоставлению общественных благ, регулированию внешних эффектов, регулированию монополий, пресечению ассиметричной информации и эффективной организации денежного обращения, образуют минимальный круг обязанностей любого государства. В реальной жизни необходимо более широкое вмешательство государства в экономику, например, определение «правил игры» для экономических субъектов со стороны государства; антициклическая политика; регулирование денежного обращения; социальная, инвестиционная, инновационная политика; реализация национальных интересов в мировой экономике. Особую роль в деятельности государства играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство характеризует роль государства как новатора, располагающего значительными финансовыми возможностями по использованию инноваций, требующих крупных денежных вложений и имеющих высокую степень риска. Также государственное предпринимательство можно определить как деятельность государственных предприятий, направленная на получение прибыли по выпуску продукцию и осуществлению услуг, необходимых для национальной экономики. Однако, у государственного предпринимательства (в отличие от предпринимательской деятельности остальных хозяйствующих субъектов) имеется своя специфика: деятельность государственных предприятий направлена не только на получение прибыли, но и на достижение социально-экономических целей. В рыночных условиях государственные предприятия имеют равные возможности наряду с другими формами предпринимательства. Государственное предпринимательство осуществляется в рамках государственного сектора.

Государственный сектор экономики – совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Государственный сектор – важная составляющая экономики государства любого типа. К функциям государственного сектора относятся:

– аккумуляция денежных средств и их использование в тех сферах экономики, от которых зависит экономическое развитие страны;

– осуществление производства в малорентабельных отраслях экономики;

– развитие отраслей с высокой капиталоемкостью;

– регулирование ликвидных средств в экономике посредством действий на рынке ценных бумаг;

– обеспечение поступления дополнительных денежных средств в государственный бюджет;

– охрана окружающей среды.

 

Второй вопрос. Масштабы государственного сектора подвижны. В условиях глобализации экономики с усилением роли государства в экономике также усиливается значение и государственного сектора. Повышается ответственность перед государственными предприятиями за решение возложенных на них социально-экономических задач по обеспечению общества особого рода благами – общественными.

ЧИСТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО – это благо, которое обладает признаками неисключаемости и неизберательности.

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ – это невозможность запрета кому-либо участвовать в потреблении блага независимо от владельца блага. В соответствии с этим принципом те лица, которые не заплатили за благо, не могут быть исключены из числа его потребителей. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или слишком высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ( неконкурентность) – получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Неизберательность или несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1. Предельные издержки предоставления чистого

общественного блага

 

Примерами чистых общественных благ являются: национальная оборона, законодательство. Под защиту армии попадают все граждане государства, без разграничения на тех, кто платит налоги, и тех, кто не платит. Например, маленький ребенок, не являющийся налогоплательщиком, так же находится под защитой, как и взрослый. Чистые общественные блага – это, в основном, не обычные материальные продукты, а относительно сложные институциональные устройства, связывающие целый ряд видов деятельности (включая материальные и нематериальные элементы).

В реальной жизни существует огромное количество смешанных общественных благ, то есть благ, которые обладают признаками неизбирательности и неисключаемости в органиченной степени. Например, места в лекционном зале. Использование места одним студентом исключает возможность для другого занять то же самое место, однако воспользоваться аудиторией, чтобы послушать лекцию могут все, кто в ней заинтересован.

Также имеется проблема перегружаемых общественных благ, то есть благ, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. Например, по мере увеличения числа автомобилей на дороге загруженность проезжей части увеличивается, а скорость движения падает.

Таким образом, возникает резонный вопрос об эффективности производства и предложения общественных благ. Более того, иногда бывает трудно отличить общественные товары от частных. Предоставление населению общественных благ является функцией государства и финансируется за счет центрального, регионального или местного бюджетов. Поэтому при рассмотрении вопроса об источнике доходов общественного сектора, очень часто общественный сектор ассоциируется с понятием государства, а доходы общественного сектора – с доходами государства. Среди доходов государства приоритетное место занимают налоги.

Доходы субъектов рыночной экономики формируются за счет использования принадлежащих ему факторов производства. Государству законное право принуждения позволяет безвозмездно получать преобладающую часть средств, необходимых для финансирования общественного сектора. Все денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства, объединяются в бюджет. На практике различают бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды (они имеют целевой характер и обособлены от общего бюджета, например, Пенсионный фонд).

Источниками доходов государства наряду с налоговыми поступлениями выступают и неналоговые поступления. Их важнейший источник – государственное предпринимательство.

Налоговая система в экономике общественного сектора оценивается с позиций экономической эффективности и социальной справедливости.

Критерий относительного равенства налоговых обязательств непосредственно связан с идеей справедливости. Различают равенство по горизонтали (с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог) и равенство по вертикали (налоги с лиц, находящихся в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением).

Относительное равенство достигается при использовании двух принципов: принципа получаемых выгод (например, содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог осуществляется за счет сбора специальных налогов, в том числе налога с владельцев транспортных средств) и принципа платежеспособности (налоговое бремя должно распределяться в соответствии с экономическими возможностями плательщиков).

Важным вопросом является вопрос об эффективности налогообложения, то есть влияния налогов на эффективность экономического поведения налогоплательщиков. Например, высокий подоходный налог или налог на прибыль сдерживают экономическую активность.

При прочих равных условиях, эффективность налогообложения тем выше, чем ниже издержки сбора налогов. Существует понятие «организационная простота» – это значит, что чем проще налоговая система, тем с меньшими издержками формируются доходы государства. Также следует учитывать проблему избыточного налогового бремени («потери благосостояния от налогообложения») – это такая ситуация, когда налогоплательщики теряют гораздо больше, чем получает государство.

 

Третий вопрос. Расходы общественного сектора осуществляются как в денежной, так и в натуральной форме.

Задачи, которые решаются в сфере расходования общественных средств, можно разделить на три группы.

Первая группа – это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить. Например, пособия инвалидам.

Вторая группа задач – это обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т.п.

Третья группа задач – это производство и приобретение благ (услуг), ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство. В основном – это производство чистых или смешанных общественных благ.

Общественные расходы могут осуществляться в следующих формах:

– финансирование затрат на содержание организаций общественного сектора;

– закупок товаров или услуг;

– субсидирования предприятий и организаций, поставляющих продукцию на рынок, особенно социально значимую;

– денежных выплат и натуральных выдач лицам в рамках программ социальной помощи и страхования (например, пенсии, страховые медицинские полисы и т.п.).

В структуре государственных расходов преобладающую роль играют программы социального характера: образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, культура и др.

Программы общественных расходов очень часто приносят выгоды не только своим непосредственным реципиентам, то есть лицам, которые безвозмездно или на льготных условиях получают какие-либо блага или денежные средства за счет общественного сектора.

Круг лиц, на которых, в конечном счете, распространяются выгоды, обусловленные данной программой, представляет собой сферу действия программы общественных расходов. На практике выплаты и выдачи из государственных средств используются, в основном, как инструмент преодоления малообеспеченности.

Социальная помощь может предоставляться в форме натуральных выдач либо субсидирования покупки отдельных товаров и услуг – это натуральная помощь. Получателю достаются не деньги, которые можно потратить по своему усмотрению, а возможность бесплатно либо по пониженной цене приобрести тот набор конкретных благ, который предусмотрен данной программой.

Существуют также лимитированные программы общественных расходов, в рамках которых потребление отдельного товара или услуги субсидируется лишь в ограниченных пределах. Например, государство оплачивает половину стоимости проживания в небольших муниципальных квартирах. Но если индивид пожелает снять более просторное жилье, ему придется полностью отказаться от субсидии.

Реципиент, при прочих равных условиях, отдает предпочтение помощи в денежной форме, так как он может ей распорядиться по своему усмотрению. Когда помощь оказывается в форме натуральных выдач или субсидирования отдельного товара, то реципиенту навязываются предпочтения тех, кто разработал и утвердил эту программу.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОЛЕЗНОСТЕЙ возникает, когда предпочтения налогоплательщиков увязаны с полезностью реципиентов. Она проявляется в том, что уровень благосостояния индивида определяется не только его потребительским набором, но и благосостоянием других членов общества. Например, человек заинтересован в благополучии своих детей не меньше, чем в своем собственном.

Нередко социальная помощь призвана прямо или косвенно оказывать стимулирующее воздействие. Например, пособия на детей вводятся не только для того, чтобы облегчить положение малоимущих, но и стимулировать рождаемость.

Масштабы и характер как социальной помощи, так и социального страхования определяются сложившимися в обществе представлениями о справедливости. Накопление страховых фондов осуществляется как государственными, так и частными страховыми компаниями на основе заключения контрактов с застрахованными лицами. Потребность в страховании обусловлена в неприятии риска. Страховые компании гарантируют не отсутствие страхового случая, а возмещение понесенных убытков.

При принятии решения государство практически всегда стоит перед выбором. Большая часть изменений в результате государственной политики улучшает положение одних за счет ухудшения положения других. В экономике благосостояния существует определение оптимума по Парето (эффективности по Парето). Это такое распределение ресурсов, которое характеризуется тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось.

Иногда наблюдаются изменения, которые, улучшая положение одних, не затрагивают положения других. Подобные изменения называются УЛУЧШЕНИЕМ ПО ПАРЕТО. Таким образом, изменение, сделавшее богатого гораздо богаче, но не затронувшее бедного, является улучшением по Парето.

УХУДШЕНИЕ ПО ПАРЕТО происходит в том случае, когда изменения ухудшили положение одних, но не затронули положение других.

Экономисты всегда находятся в поисках улучшения по Парето. Убеждение, что любое такое улучшение должно быть не упущено, называется ПРИНЦИПОМ ПАРЕТО. Максимальное использование ресурсов и технологий подразумевает отсутствие возможностей Парето-улучшений.

Распределению доходов в рыночной экономике свойственна значительная степень неравенства. Чрезмерное неравенство воспринимается гражданами как нечто противоречащее принципам справедливости. До сих пор нет единого мнения о том, какое распределение доходов можно считать справедливым и какая степень неравенства является чрезмерной. В этой связи становится ясно, что вопрос о том, сколько тратить на производство общественных благ является дискуссионным.

Эффективное использование общественных средств предполагает сопоставление затрат и результатов общественных программ. Издержки и выгоды должны оцениваться с позиций всего общества. Чистая отдача от общественных программ представляет собой разность между общественными выгодами и общественными издержками.

Рациональность общественных расходов определяется их экономичностью (то есть ресурсы для реализации программ приобретаются и используются с минимально возможными издержками), производительностью используемых ресурсов (это соотношение количества продукции или услуг и величины затрат на их производство) и результативностью затрат (это соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, которым призван служить общественный сектор).

Таким образом, в рыночной экономике общественный сектор играет особую роль, которая заключается в предоставлении потребителям особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе, а также в осуществлении перераспределения доходов и социальной защите населения. Принципы функционирования общественного сектора кардинально отличаются от действия рыночного механизма, так как они основываются не на свободном действии конкурентных сил, а опираются на право принуждения, принадлежащее государству, и ориентируются на коллективные предпочтения и коллективный выбор.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологическая ниша | И на языке Turbo Pascal
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.