Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии качества информации, оценка их влияния на принятие управленческих решений




Критерии качества информации, особенности информационных систем

На эффективность управленческих решений существенно влияют следующие признаки информации:

– своевремен­ность,

– полнота,

– достоверность.

Наличие этих качеств обусловли­вает, как правило, и эффективность АСУ в целом.

Своевременность получения необходимой информации — главное требование для принятия эффективных управленческих ре­шений. Задержка в поступлении информации к конкретному пользо­вателю приводит к потере основного ее свойства — ценности. Бо­лее того, несвоевременно полученная информация может оказаться не только бесполезной, но и вредной.

Важным качеством информации является ее полнота, кото­рая обусловливается характеристиками технологического процес­са регистрации, сбора и передачи данных. Технологией может быть предусмотрена регистрация и передача всех первичных данных о состоянии объекта управления или только некоторой совокупнос­ти данных, необходимых на определенный момент времени.

Точность информации характеризует возможность отобра­жения состояния объекта управления без искажения его значений и зависит как от технических средств регистрации данных, так и от методов их сбора и подготовки. Однако не все данные, преобра­зованные в информацию, в равной мере влияют на полноту и ка­чество принимаемых решений.

АСУ должна иметь такой объем данных, преобразование кото­рых обеспечит пользователя минимумом объективно необходимой информации для принятия эффективных управленческих решений.

Объем информации, необходимый пользователю для выработ­ки и принятия управленческих решений, обусловливается, в част­ности, следующими параметрами:

– сложностью управленческого решения или соответствующих задач управления;

– сроками реализации конкретного решения или задачи;

– формой и видом конечного результата принятия управлен­ческого решения или задачи.

 

Основные функции управления автоматизированных систем управления (АСУ)

Основными функциями управления в АТП являются:

– планирование,

– контроль,

– регулирование.

Первая функция — планирования — обеспечивает выбор программы деятельности и наиболее экономичного способа ее вы­полнения на длительное время. Таким образом, здесь возникает задача оптимального планирования, которая осуществляется под­системой управления перед началом каждого планового периода. Хотя управление является столь же непрерывным процессом, как и сам производственный цикл перевозок, но носит дискретный характер. Практическое осуществление плановой работы порож­дает поток дополнительной информации о состоянии объекта уп­равления, характеризующей ход и состояние процесса перевозок в каждый момент времени. В ходе функционирования в системе по­стоянно возникают возмущения, способные при отсутствии дей­ственного регулятора этих возмущений далеко отклонить систему от нормального хода перевозочного процесса, вплоть до полной его остановки.

Ситуации, возникающие при реализации автотранспортного процесса, очень динамичны и в течение смены или суток могут претерпевать различные изменения. В зависимости от технического состояния ПС или погрузочно-разгрузочных средств, а также от разного рода внешних факторов, не предвиденных в процессе со­ставления сменно-суточного задания, при наличии сбоя управленческие звенья должны принимать решения и доводить их до исполнителей. Вот почему при осуществлении перевозок управля­ющему органу нужна постоянная информация, притом в реаль­ном времени.

Три потока данных можно отнести к основным:

1) информация в канале обратной связи о внутренних условиях осуществления работ на собственном производстве (сведения о численности и составе рабочих, оборудовании, запасных частях и материалах, готовой продукции, размерах денежных средств и т.п.). Эти данные говорят о размерах ресурсов, которыми распола­гает производство, и о его фактическом состоянии на данный мо­мент;

2) информация на внешнем информационном входе системы, которая включает поток управляющих команд, определяющих объе­мы перевозок, сроки и другие директивно-плановые задания, и поток информации, характеризующей внешние условия осуще­ствления перевозок;

3) информация о взаимных качественных и количественных соотношениях отдельных элементов системы (например, удельные нормативы затрат ресурсов).

Для любой плановой задачи характерно наличие ограничений по ресурсам и фактическим уровням производства, задаваемым внутренними условиями системы, а также ограничений, опреде­ляемых условиями внешней по отношению к системе среды (в том числе стратегии вышестоящего уровня управления).

Вторая наиболее активная функция управления на транспор­те — контроль. Главная цель реализации этой функции заклю­чается в том, что на основе текущей информации, которая долж­на поступать в реальном масштабе времени из АТП, с борта подвижных средств и контрольных точек маршрутов, выявляется ситуация соответствия планового и фактического состояния пере­возочных процессов.

Функция контроля осуществляется непрерывно в течение всего планового периода. Наиболее эффективный и действенный конт­роль в автотранспортном процессе может осуществляться только с помощью широкого применения современных электронно-техни­ческих устройств и средств связи. Информация при реализации данной функции должна быть своевременной и достоверной, так как на ее основе принимаются управляющие решения по наибо­лее полному использованию трудовых и материальных ресурсов.

Третья функция управления — регулирование — заключа­ется в том, что на основе сравнения текущей и плановой инфор­мации о состоянии технологических процессов ремонта ПС и пе­ревозок вырабатываются оперативные решения, ликвидирующие последствия возмущений и непрерывно поддерживающие процес­сы в заданном оптимальном режиме.

Оптимальное регулирование процессов заключается в том, что в результате выполнения первых двух функций задается опти­мальный уровень его нормативных характеристик и выходных по­казателей, а в результате оперативного вмешательства, сглажи­вающего отклонения, этот уровень непрерывно поддерживается, но не жестко, а при постоянной корректировке с учетом внут­ренних возможностей и внешних условий функционирования данной системы. В данном случае управление рассматривается как процесс планирования, контроля и регулирования транспортной работы.

В процессе оперативного контроля, учета и анализа как соб­ственно производства, так и перевозочного процесса можно выде­лить два основных этапа: сбор текущей информации и передача ее управляющему органу для реализации управляющего воздействия. Для этого необходимо учитывать:

– интенсивность, оперативность и достоверность потока инфор­мации;

– динамику процессов ремонта ПС и перевозок, устойчивость процессов в заданном режиме, возможность прогнозирования даль­нейшего развития;

– сравнение фактических, нормативных и плановых оператив­ных показателей технического и перевозочного процессов;

– оценку значимости отклонений от планового режима процес­сов.

Только на основе реализации перечисленных процедур может быть осуществлена функция регулирования в следующей последо­вательности: принятие управленческого решения, доведение уп­равляющим органом принятого решения до исполнителя, испол­нение решения, проверка достоверности исполнения.

Переработка информации в данном случае не самоцель, а лишь необходимая предпосылка осуществления оптимального регули­рования. Именно с этой точки зрения должны быть решены воп­росы о темпе движения, полноте информации, скорости ее обра­ботки, длительности хранения в системе и т.д. Система информа­ции предприятия должна быть оптимальной.

Особенности каждого элемента контроля и регулирования, раз­личный характер ограничений, которые при этом необходимо учи­тывать, разная целевая установка — все это обусловливает разно­образие алгоритмов и методов решения отдельных оптимальных задач. Это разнообразие усиливается еще и спецификой каждой функциональной подсистемы управления.

В различных подсистемах оказывается разным удельный вес де­терминированных (не учитывающих случайных факторов) и сто­хастических (принимающих в расчет элементы случайности) ме­тодов регулирования. В подсистеме перевозок, в частности, преоб­ладает стохастический метод регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.