КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоции. Основные характеристики процесса
План ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ Питання для самоперевірки 1. У чому полягає сутність культури? 2. Які елементи об’єднує поняття «культура»? 3. Назвіть функції культури. 4. В яких сферах проявляється людська культура? 5. Які ви знаєте форми культури? 6. Чим різняться елітарна й народна культури? 7. У чому полягає суть культурних конфліктів? 8. Охарактеризуйте завдання культури. 9. Що називають культурними універсаліями? 10. У чому полягає суть явищ культурного етноцентризму й культурного релятивізму? 11. Що описують статика й динаміка культури? 1. Философия культуры 2. Философия морали 3. Философия религии 4. Философия искусства
1. С давних пор философы размышляли над тем, как соотносятся в жизни человека природное, естественное начало и то, что выработано самим человеком, является искусственным. В XVIII в. в широкий философский и научный оборот вошло слово «культура» (лат. сultura – возделывание, воспитание, образование), и философия культуры стала оформляться как один из важнейших разделов философского знания. В наши дни существует уже более 1000 определений культуры. Такая ситуация объясняется тем, что культура представляет собой крайне сложное и многогранное явление. Отметим наиболее важные парадигмы или подходы к философскому анализу культуры: 1) культура – это социально выработанная система, обеспечивающая хранение и передачу социального опыта (информационный подход); 2) культура – это знаковая (семиотическая) система, которая служит человеческой коммуникации (семиотический подход); 3) культура – это способ, средство и условие взаимосвязи людей (социологический подход); 4) культура – это средство адаптации человека к окружающей среде (экологический подход); 5) культура – это инструмент вытеснения и преобразования животных инстинктов и бессознательных влечений человека (психоаналитический подход); 6) культура – это совокупность артефактов, т.е. искусственных предметов и явлений, все то, что сделано людьми и отличает человеческое общество от природного мира (антропологический подход); 7) культура – это сфера духовности, область идеального (идеационный подход); 8) культура – это совокупность определенных положительных ценностей, лучших творений человека (аксиологический подход); 9) культура – это следствие реализации, правильной или неправильной, людьми своего божественного происхождения и предназначения (теологический подход); 10) культура – это система надбиологических программ человеческой деятельности (деятельностный подход). Для определения культуры важно соотнести ее с природой и обществом. Природа – естественная среда обитания человека, которая существует и помимо него. Культура – это та часть мира, которая преобразована и осмыслена человеком, это его «вторая природа», искусственная среда обитания. Общество есть вся совокупность связей между людьми, любые проявления их совместной жизнедеятельности. Культура же составляет внутреннее содержание общественной жизни, придает ей ценностно-смысловое измерение, обеспечивает и выражает ее развитие. Говоря подробнее о роли культуры в обществе, можно выделить ряд ее функции: 1) преобразовательную (изменение среды обитания человека в соответствии с его потребностями); 2) аксиологическую (процесс выработки и распространения ценностей); 3) смыслополагающую (придание смысла человеческому существованию); 4) информационно-коммуникативную (накопление и трансляция знаний, культурного опыта); 5) социализирующую (обеспечение вхождения индивида в жизнь общества, усвоение норм, ценностей, социальной роли); 6) творчески развивающую (развитие и реализация творческих способностей человека); 7) организационно-регулирующую (упорядочивание жизни людей, выстраивание их поведения в обществе); 8) гедонистическую (доставление интеллектуального, эстетического и других видов удовольствия). Подводя итог уже сказанному о культуре, отметим, что культура – одна из основных характеристик человеческого бытия, свидетельство человеческого присутствия в мире. Человеку свойственно жить, «обрастая» культурой. Когда же он сбрасывает ее защитные покровы и оказывается наедине с природными стихиями и собственными звериными страстями, то становится очень уязвимым, может деградировать и даже погибнуть. И недаром многие иссследователи определяют человека как существо культурное (способное создавать культуру и в ней нуждающееся), а культуру – как меру человеческого в человеке (т.е. каждый человек лишь постольку человек, поскольку он причастен к миру культуры). Здесь, правда, следует сделать уточнение. История показывает, что не только отсутствие культуры, но и некоторые ее завоевания угрожают людям. Газовые камеры и синтетические наркотики, порнографические фильмы и лживые книги, безумная гонка производства и потребления, ведущая к окончательной экологической катастрофе, – это все аспекты «второй природы» человека. В этой связи некоторые авторы (например, философ И. Ильин) предлагают различать подлинную культуру и антикультуру (псевдокультуру, больную культуру). Первая развивает и облагораживает человека, вторая отупляет, развращает, ожесточает. С этой точки зрения, только подлинная культура может считаться «мерой человеческого в человеке». И лишь тот из нас, кто такую культуру постигает, ценит, бережет, достоин звания «культурного человека». 2. К числу важнейших форм культуры, т. н. культурных универсалий относят мораль, религию и искусство. Мораль или нравственность (лат. moralis – нравственный, mores – нравы) – особый способ освоения действительности, нацеленный на то, чтобы гармонизировать внутренний мир и общественную жизнь людей. Мораль представляет собой систему норм, ценностей, идеалов и принципов, которыми руководствуются люди – на деле или, по крайней мере, на словах. Моральные нормы – это определенные правила поведения, но также и мышления, и переживания. Если норма гласит: почитай родителей, то уважение к отцу и матери должно быть искренним, идущим от сердца. Моральные ценности – это то, что мораль утверждает и защищает, то, что составляет содержание моральных норм. Например, моральной норме «не лги» соответствует в качестве моральной ценности честность или правда. Моральные идеалы – это, по сути, высшие ценности (добро, справедливость, любовь, свобода и т. д.), понятые как задание, ставшие ориентирами, путеводными звездами личностного развития. Моральные принципы – это универсальные формулы поведения, конкретизацией которых выступают моральные номы. Так, принцип гуманизма требует признать высшую ценность человека, его право на жизнь, свободу, счастье и всестороннее развитие. Если говорить более подробно о роли и значении морали, то за ней надо признать следующие основные функции: 1) регулятивную, т. е. она направляет поведение людей таким образом, чтобы сделать возможным их совместное проживание и процветание; 2) воспитательную, т. е. мораль формирует в людях определенные убеждения и качества, проявляющиеся в их поступках; 3) коммуникативную, т. е. мораль обеспечивает условия для общения людей, их взаимопонимания; 4) познавательную, т. е. мораль дает людям знание о том, что есть добро и зло, честь и достоинство, любовь и счастье, долг и совесть и т. д.; 5) жизненно-ориентационную, поскольку мораль не только влияет на повседневные отношения людей, но и предлагает им стратегию жизни, т. е. ее общее направление, ее цель и смысл. Чтобы лучше понять специфику морали, полезно сравнит ее с правом (государственным законодательством), еще одним важным регулятором человеческого поведения. Можно заметить, что в отличие от права мораль имеет внеинституциональный и всеобъемлющий характер, следование ей предполагает добровольность и личную убежденность человека. Т. е., если человек подчиняется моральным нормам «из-под палки», его поведение не является в полном смысле слова моральным. Существует достаточно древний раздел философии, называемый этикой (греч. ethos – нрав, обычай) и сосредоточившийся на изучении морали. Если говорить более развернуто, этика выясняет место и роль морали в системе культуры, анализирует ее природу и структуру, исторические типы и критерии нравственного прогресса. Аристотель, впервые выделивший и назвавший этику, определял ее как «практическую философию», которая должна помочь людям стать действительно добродетельными. Этическая проблематика присутствует в творчестве едва ли не каждого философа, но у некоторых мыслителей (например, Конфуция, Сократа, И. Канта, А. Швейцера и др.) и философских течений (стоицизма, ренессансного гуманизма и т. д.) она окружена особым интересом. История этической мысли чрезвычайно пестра, но при всем многообразии философских концепций морали можно выделить несколько их основных типов. Например, взяв в качестве основания для типологии отношение «моральный долг - счастье», мы увидим разницу между ригористическими (лат. rigor – твердость) и эвдемонистическими (греч. eudaimonia - счастье) концепциями морали. Первые утверждают независимость и самоценность морали, ориентируют человека, прежде всего, на исполнение своего морального долга. Вторые видят в основе человеческого поведения стремление к счастью и подчиняют ему мораль. В зависимости от того, что считается высшей моральной инстанцией – индивидуальное сознание или внешний авторитет (Бог, коллектив и т. д.), - различают гуманистические и авторитарные концепции морали. Можно также говорить о религиозных и безрелигиозных этических теориях, утверждающих, соответственно, сверхъестественное и естественное происхождение морали. Можно выделять этические теории, постулирующие примат разума над чувствами, и, наоборот, подчеркивающие эмоционально-чувственное и волевое начало нравственности. 3. Столько, сколько длится известная нам история человечества, ей сопутствует религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня), выступающая во множестве конкретных форм, которых нелегко привести к «общему знаменателю», выделив то главное, что их объединяет. Можно сказать, что при первом приближении религия – это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. Разные религии неодинаково описывают священную реальность, Священное. Например, христианство, ислам, иудаизм видят средоточие Священного в Боге – Творце и Владыке мира. Но христиане при этом считают, что Бог един в трех Лицах (Отец, Сын, Святой Дух), а иудеи и мусульмане рассматривают подобную позицию как уступку многобожию, как богохульство. Что касается буддизма, то он вообще не знает Бога-Творца. Однако, религии, как правило, сходятся на том, что: - священная реальность существует объективно; - она недоступна или труднодоступна для чувственного восприятия и рационального постижения; - священная реальность вызывает в людях предельный интерес и чувство благоговения; - приобщение к священной реальности наполняет жизнь человека смыслом, мощно стимулирует его активность по преобразованию мира или себя; - священная реальность является источником ценностных представлений, в ней люди видят мерило для истины, красоты, добра и справедливости. Для приверженцев религии объективное существование священной реальности является предметом веры. Недаром эти два слова – вера и религия – часто используют как синонимы, а приверженцев религии называют верующими людьми. Вера составляет основу религиозного сознания, которое наряду с религиозной деятельностью и религиозной организацией образует структуру религии. В жизни и отдельного человека, и целой цивилизации религия может выполнять очень важные функции: 1) мировоззренческую, т. е. она дает человеку целостный взгляд на мир, объясняя в общих чертах его происхождение, устройство и дальнейшую судьбу, а также то, ради чего и как человек должен жить, чтобы не растеряться перед лицом царящей на Земле смерти. 2) компенсаторную, т. е. религия компенсирует, возмещает человеку издержки его обыденного существования, предлагает ему источник силы, терпения и надежды для того, чтобы жить, превозмогая страх, скуку, боль и т. д. 3) интегрирующую, т. е. религия объединяет своих приверженцев и тем самым может содействовать консолидации всего общества, если она в нем, конечно, преобладает. 4) регулирующую, т. е. религия направляет жизнь своих сторонников, предлагая им определенные правила поведения, которые касаются не только отношения к Священному, но и собственно человеческих взаимоотношений. 5) культурообразующую. Является ли религия частью культуры или культура – частью религии (обе эти точки зрения имеют своих сторонников среди философов), так или иначе, она сильнейшим образом способна повлиять на все сферы культуры. От того, каковы религиозные убеждения людей, зависит и хозяйственная, и политическая, и научная, и художественная их деятельность. В рамках всех существовавших цивилизаций и национальных культур религия задавала ту смысловую вертикаль («земля - Небо», «человек - Бог», «погибель - спасение»…), вдоль которой разворачивались духовные поиски людей, и выстраивалась иерархия культурных ценностей. Религия с давних пор занимал внимание философов, из чего родилась философия религии, которая изучает сущность этого явления, ее онтологические основы и гносеологические предпосылки, специфику религиозного сознания и языка. Относительно сущности религии мы можем привести точки зрения некоторых великих мыслителей. Так, для И. Канта религия есть инобытие морали. Сущность религии составляет нравственный закон, который воспринимается людьми как закон Божий. Ф. Шлейермахер утверждал, что религия представляет собой чувство и вкус к бесконечному, иначе, ее сущность состоит в переживании абсолютной зависимости человека от Универсума. Л.Фейербах обнаруживал сущность религии в сущности самого человека, которую тот бессознательно, непроизвольно от себя отчуждает и делает объектом поклонения. К.Маркс и Ф.Энгельс видели в религии фантастическое отражение в головах людей тех внешних – природных и социальных - сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Религия есть опиум народа, своеобразный духовный наркотик, заменяющий людям практическое решение их реальных проблем. З.Фрейд определял религию как коллективный навязчивый невроз, приводящий к неадекватному восприятию реальности. Сам невроз вызван необходимостью подавлять инстинктивное влечение человека во имя существования общества и культуры. Следует заметить, что наряду с теориями, так или иначе отрицающими существование священной реальности, независимой от человеческого сознания (бессознательного), существует и религиозная философия религии, основанная на принципах религиозного мировоззрения. Ее развивали, помимо уже названного Ф. Шлейермахера, И. Ильин, Ж. Маритен, Г. Кюнг и некоторые другие философы. 4. У слова «искусство» есть несколько значений. Одно из них, самое широкое по смыслу, относится ко всякому мастерству, ко всякой умело выполненной деятельности (искусство столяра, педагогическое искусство и т.д.). В другом значении искусством является всякое творчество по законам красоты, а оно включает и создание полезных вещей, и оформление личного и общественного быта, и заботу о красоте межличностных отношений и т.п. Мы же дальше будем говорить об искусстве как о синониме художественного творчества, разновидностями которого выступают живопись, скульптура, литература, архитектура, музыка, танец, театр и т.д. Искусство как художественное творчество есть важнейший и самый «чистый» вид эстетической деятельности, при которой люди обнаруживают или продуцируют в мире различные степени и оттенки чувственно-воспринимаемого совершенства. Высшую степень совершенства люди обозначают термином «прекрасное» или «красота» (прекрасный поступок, красивая женщина…). Надо сказать, что эстетические образцы разных народов, эпох и культур могут между собой сильно расходиться. Но, как правило, люди считают прекрасными такие объекты, содержание которых имеет для них положительную ценность (жизнь, любовь, здоровье, истина и т.д.), а форма наилучшим образом это содержание выражает. Прекрасное многими авторами рассматривается в качестве центральной категории эстетики (гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – философской науки об эстетическом освоении мира людьми. Поэтому эстетику (уточним: классическую эстетику) именуют ещё теорией красоты – в природе, обществе и искусстве. В качестве названия науки слово «эстетика» впервые использовал немецкий философ А. Г. Баумгартен (1714 – 1762) в своей книге, опубликованной в 1750 г. С точки зрения классической эстетики, господствовавшей в европейской культурной традиции до начала XX в., искусство можно определить как ценностное эмоционально-образное моделирование человеческой действительности, выполненное талантливо, творчески и на высоком техническом уровне. Используя специальные средства (художественное слово, мелодию и ритм, графический рисунок и краски, пластику человеческого тела), искусство и отражает (моделирует) мир, и выражает наше к нему отношение (восторг, ужас, удивление, брезгливость…). По словам М. Чернышевского, если наука дает «беспристрастное» знание, то искусство выносит «приговор» жизни. Оно стремиться волновать людей, как писал Л. Толстой, «заражать» их чувствами – в отличие от науки, которая, по замечанию Г. Гегеля, изучает «спокойное содержание явления» и потому кажется «сухой» и «холодной». Единицей художественного освоения мира является художественный образ. Недаром искусство называют мышлением в образах (а науку, соответственно, мышлением в понятиях). Понятие обобщает явления, фиксируя их существенные свойства и отвлекаясь от конкретных форм, (например, понятие «стол», стол вообще, независимо от материала, цвета и количества ножек; или такое понятие высокой степени абстракции, как правосознание - попробуй, покажи что это). А художественный образ есть и обобщенное, и конкретно-чувственное, и в тоже время индивидуально-творческое воссоздание жизни. Художники рисуют не лес вообще, а вот именно этот лес. И лес, увиденный и изображенный Куинджи, не будет походить на лес, написанный Левитаном. Художественный образ не тождественен реальности, он условен, подобен игре. Ради того, чтобы добиться большей выразительности, художник (писатель, композитор, режиссер…) может пожертвовать точностью деталей или создать прямо фантастические картины. Один автор, Е. Золотухина-Аболина, очень удачно сравнила искусство с витражом, через который «мы видим действительность дивно преобразованный. Мир никуда не исчезает, реальность не улетучивается, но подобно тьму, как белый свет, проходя через призму, распадается на сияющие лучи радуги, эта реальность становится привлекательной и прекрасной, проходя через призму души художника». Хочется добавить – если художник талантлив и мастеровит. Искусство, появившееся на заре человеческой истории, сопровождает нашу жизнь с рождения и до самой смерти. Конкретизируем его функции. 1. Искусство обращает нас к эстетическим ценностям и идеалам, развивает в нас эстетический вкус, т.е. умение отличать совершенное от несовершенного (ценностно-эстетическая функция) 2. Искусство раскрепощает в человеке творческие силы, дает ему возможность посреди большого мира выстроить свой собственный мир – художественный (функция творчества и самовыражения). 3. Искусство развлекает людей, доставляет им наслаждение (гедонистическая функция) 4. Искусство восполняет «пробелы» в нашей жизни, предлагая нашему воображению яркие чувства, интересные приключения, мудрых собеседников и т. п., в чем мы реально нуждаемся (компенсаторная функция) 5. Искусство является важным способом общения, особым языком, точнее – языками (коммуникативная функция). 6. Искусство помогает нам узнать и понять мир, себя, других людей, человеческую историю (познавательно-просветительская функция). 7. Искусство, через своих лучших представителей чутко вглядываясь в жизнь, порой способна предвосхитить будущее (прогностическая функция). 8. Искусство вольно-невольно воспитывает людей, формируя в них определённые качества и убеждения, в т.ч. нравственные (воспитательная функция). Приведенная выше характеристика искусства может считаться классической. Но с распространением массовой (коммерческой) культуры, появлением модернистского искусства (абстракционизма, футуризма, сюрреализма и т. д.), а позднее постмодернистских арт-практик она нуждается в существенных уточнениях. В XX в. происходило становление неклассической эстетики и, соответственно, неклассической модели искусства. Искусству было предложено отказаться от ориентации на идеал прекрасного и установки на мимесис (подражание действительности), от образности языка и претензий на автономное существование. Это стало одним из проявлений грандиозного культурного поворота, который переживает человечество в современную эпоху. Эмоции - это процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания.
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования. Все, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Таким образом, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции отличаются от познавательных психических процессов. Они имеют определенные отличительные признаки, которые являются их характеристиками.
Характеристики эмоций.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |