Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функції економічної культури




Экономическая культура выполняет в обществе целый ряд взаимосвязанных функций.

Во множественном взаимопереплетении функций, которые выполняет экономическая культура в обществе, первичной, т.е. исходной, является адаптационная функция. Благодаря применению ценностей, норм, образцов поведения, сконцентрированных в экономической культуре, каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, профессиональная группа, социально—территориальная структура — город, село и т.п.) адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям своей жизни, к существующим в обществе типам и формам экономической деятельности. Адаптационная функция экономической культуры дает возможность людям, руководствующимся ее ценностями и нормами, во-первых, приспосабливаться к существующим в обществе социально-экономическим условиям, типам и формам экономического поведения, во-вторых, приноравливать окружающую социально-экономическую среду к своим потребностям и интересам — производить необходимые экономические блага, распространять их среди окружающих путем обмена, продажи, сдачи в аренду и т.п.

Адаптационная функция экономической культура тесно связана с ее познавательной функцией. Овладевая знаниями, содержащимися в экономической культуре, с ее правовыми нормами, запретами, идеалами и т.п., человек получает надежный ориентир для выбора направленности, содержания и форм своего экономического поведения, будь то производственная деятельность, покупка тех или иных товаров и услуг, особенности и объем их потребления и т.п.

Создавая необходимые для ориентации человека в социально-экономической сфере нормы, правила, стандарты поведения, экономическая культура выполняет очень важную функцию: нормативно-регуляционную. Сущность ее заключается в том, что экономическая культура, выступая в качестве совокупность идеалов, норм, образцов поведения, предписывает индивидам и социальным группам определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания, притязания и способы деятельности в экономической сфере общества. Экономическая культура наряду с названными выполняет еще и трансляционную функцию, создающую возможности для диалога поколений и эпох, передавая из прошлого; в настоящее, а из настоящего — в будущее определенный опыт экономической деятельности, те или иные наборы социальных ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов экономического поведения.

С трансляционной функцией экономической культуры органично связана ее селекционная функция. Ее содержание составляет выявление и отбор из унаследованных ценностей, норм, образцов поведения тех, которые в наибольшей степени соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям и полезны, нередко необходимы для экономической деятельности в новых условиях.

Важную роль в функционировании экономической культуры выполняет инновационная функция. Ее сущность заключается в том, что по мере развития социально-экономических процессов, возникновения новых экономических явлений социальные общности вырабатывают новые, ранее не существовавшие ценности и нормы, стандарты экономического поведения и социально-экономических отношений.

Воспроизводя в своем развитии издавна существующие ценности и нормы, обогащая повседневную жизнедеятельность людей новыми ценностями и значениями, экономическая культура выполняет вместе с тем функцию целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, практические действия и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости дополняя и перекрывая их новыми ценностными ориентирами, открывает перед человеком и обществом новые горизонты и возможности экономической деятельности.

Существенную роль во все времена, а особенно в нашу эпоху, тогда осуществляется переход человечества к новому типу цивилизации — информационной, выполняет информационная функция экономической культуры. Она позволяег дать индивиду, социальной группе и обществу в целом достоверную, объективно верную социальную и экономическую информацию, без чего невозможна сама организация эффективной экономической деятельности.

С информационной функцией экономической культуры взаимопереплетается ее коммуникативная функция. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций, что имеет первостепенное значение для налаживания эффективной экономической деятельности.

Содержащаяся в системе экономической культуры диалектически развивающаяся совокупность ценностей, норм, образцов поведения задает определенные направления для мотивации их деятельности. А это означает, что экономическая культура выполняет мотивационную функцию. Осуществление этой функции придает экономическому поведению энергетический импульс и общую направленность, создает условия для управления этим поведением, включая его инициацию, мотивацию, организацию и смысл.

Взаимодействие названных функций позволяет экономической культуре выполнять еще одну важную функцию — мобилизующую. Она побуждает отдельных индивидов, их общности, социальные организации к определенным целенаправленным действиям, мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных социальных и экономических целей и решения вытекающих из них задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.