Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология психологии толпы в исследованиях Л.Г.Почебут




Почебут Л.Г. описывает характерны черты толпы:

Во-первых, толпа представляет собой скопление большого коли­чества людей на ограниченной площади. Скопление людей имеет границы, которые можно рассмотреть с двух позиций. Первая — степень открытости либо закрытости в зависимости от доступно­сти входа и выхода из толпы. Степень закрытости определяется актуальностью проблемы для собравшихся; легкостью и скоростью распространения информации; интенсивностью и характером рас­пространения слухов в толпе. Вторая — четкость или аморфность границ толпы, которая зависит от степени плотности толпы, свя­занной с концентрацией внимания толпы к тем вопросам, по поводу которых она возникла; рельефа местности.

Во-вторых, толпа отличается особой формой. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенден­цию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается дви­жение людей от периферии к центру и от центра к периферий. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассив­ные стремятся к периферии.

В-третьих, скопление людей кажется однородным, хаотичным, не имеющим четкой структуры. Однако в исследованиях замечено наличие в толпе групп, объединенных личными и условными связями. Группы имеют тенденцию распадаться, могут возникнуть антагонистические группы, что является существенной предпосыл­кой перехода толпы в состояние агрессивности. Это наиболее опас­ное состояние толпы, являющееся причиной беспорядков. Наши на­блюдения показывают, что в толпе имеет место элементарная роле­вая дифференциация.

Люди в толпе могут играть следующие роли:

1) зачинщики или организаторы толпы;

2) агрессоры — наиболее ак­тивно и агрессивно действующие члены толпы;

3) последователи — люди, подражающие агрессорам;

4) любопытные, попавшие в тол­пу в силу своей ориентировочной реакции;

5) обыватели — люди, попавшие в толпу случайно. Как правило, агрессоры являются ин­дукторами заражения настроениями, внушения идей, подражания действиям.

В-четвертых, при большом скоплении люди испытывают по­требность в вожде. В отсутствие вождя толпа более склонна к пани­ке, агрессии, чем к геройству. Для того чтобы быть вождем толпы, необходимо иметь не интеллект, а высокую чувствительность, по­зволяющую мгновенно ощущать настроения толпы. В толпе наибо­лее ярко проявляется феномен диспозиционной атрибуции. Толпа приписывает своему вождю такие качества, как выдающийся ум, знание цели, предвидение последствий. Поэтому вождь толпы дол­жен очень внимательно следить за сохранением своего имиджа.

В-пятых, особое значение имеют плотность и размеры толпы. Плотность толпы определяется числом людей, скопившихся на определенной площади. X. Джекобе, проанализировав с помощью аэрофотографий различные скопления людей, пришел к выводу, что при наиболее высокой плотности толпы на одного человека при­ходится четыре квадратных фута (Jacobs, 1967).

В-шестых, анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответствен­ности, безнаказанности. Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, на дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям.

В-седьмых, только в толпе возникает такое явление, как деиндиидуализация. Это утрата самосознания и боязни оценки. Она воз­никает в ситуациях, которые обеспечивают человеку анонимность, не концентрируют внимание на поведении отдельного индивида. Результатом деиндивидуализации являются действия, варьируюш,иеся от легкого нарушения запретов до импульсивного самовы­ражения и даже до разрушительных социальных актов (групповой вандализм, уличные беспорядки, линчевание).

Д. Майерс (1997) на­зывает три условия, при которых возникает деиндивидуализация:

· большая группа (толпа),

· темнота и

· обеспечение физической ано­нимности индивида.

Особым феноменом толпы являются слухи. Циркулируя в тол­пе, они воздействуют на эмоциональное состояние людей, возбу­ждают либо успокаивают эмоции. Слухи не предназначены для долговременных раздумий, рассуждений. Они необходимы для краткосрочного всплеска эмоций. К. Г. Юнг (1991) считал, что слух — это проявление коллективного бессознательного. Г. Олпорт и Л. Постмэн сформулировали закономерность, согласно которой ин­тенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, влияние на поведение толпы) является функци­ей, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенности имеющейся информации по ин­тересующему людей вопросу. В процессе передачи слухи упроща­ются, становятся короче, конкретнее, эмоциональнее, утрачивают точность (Allport, Postman, 1947).

Другим особым феноменом толпы является паника. Ее мож­но определить как состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Поведение становится анти­волевым: эволюционно примитивные потребности, связанные с фи­зическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой (Назаретян, 2001).

Предпосылки возник­новения паники могут быть,

1. физиологическими (уста­лость, голод, бессонница, депрессия, стресс);

2. психологи­ческими (удивление, неуверенность, страх, чувства изоляции и бес­силия);

3. социально-психологическими (отсутствие груп­повой солидарности, целостности, единства группы, утрата доверия к руководству, дефицит информации, панические слухи).

Паническое поведение отличается от нормального практически полным отсутствием когнитивных эле­ментов психики. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются с этапами всплеска эмо­ций. Л.Г.Погебут описала этапы паники:

1. Внезапный шокирующий стимул - например, взрыв, огонь, выстрел.

2. Этап действий - прерывание ранее совершаемых действий (на миг все застыли).

3. Этап эмоций - потрясение, замешательство, крик, плач.

4. Этап действий - лихорадочный, бессистемный поиск выхода
из ситуации, основанный на прошлом опыте (например, все бегут к двери).

5. Этап эмоций - усиление чувства страха из-за невозможности найти выход из ситуации, взаимное заражение страхом друг друга.

6. Этап действий - индивидуальные действия каждого по спасе­нию. Императив поведения: «Спасайся, кто может». Усиление эго­истического поведения - когда сильные давят слабых.

7. Этап эмоций - возникновение состояния обреченности из-за невозможности индивидуального спасения.

8. Этап действий - появление лидера и организация группового спасения.

9. Этап эмоций - появление надежды на спасение.

10. Этап действий - организованный групповой выход из стрессовой ситуации.

11. Этап эмоций - последствия панического состояния проявляются, как правило, вначале в виде тревоги, возбудимости, готовно­сти к агрессии, затем наступает усталость, оцепенение.

Психологическими факторами, препятствующими возникнове­нию паники, являются степень доверия людей друг к другу, спо­собность к сотрудничеству, быстрая и организованная выработка решения по спасению (Глейтман, Фридлунд, Райсберг, 2001). Важ­но также присутствие в толпе лиц, способных командовать и упра­влять большой массой людей.

Итак, можно сделать следующие выводы:

• Основными феноменами толпы являются: скопление большого количества людей на ограниченной площади; особая кольцеобраз­ная форма толпы; отсутствие четкой социально-психологической структуры в толпе; потребность толпы в вожде; анонимность лю­дей, дающая чувства безответственности и силы; деиндивидуализа­ция как утрата самосознания и боязни оценки; слухи, воздейству­ющие на эмоциональное состояние людей; паника, как состояние, ослабляющее волевой самоконтроль.

• Толпа - это кратковременная социальная группа. Она либо быстро расходится, выплеснув свои эмоции, либо структурируется, строится в колонны и таким образом перестает быть толпой.

Толпа - это «подкультурный» феномен, связанный с проявлением естественной природы человека. Пребывание в толпе может явить­ся одной из предпосылок утраты человеком самых разнообразных культурных форм поведения. Большинство людей в толпе подчи­няются власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами поведения.

Нахождение в толпе многократно усиливает процесс социаль­ной фасилитации, что приводит к доминантным реакциям упро­щенного, инстинктивного типа. Слишком сильная доминантная ре­акция и подверженность инстинктам не проходят бесследно для психики современного человека. Происходят серьезные изменения в эмоциональной, коммуникативной и когнитивной сферах. Процесс взаимного эмоционального заражения приводит к интенсификации эмоций. В результате из-за перегрузки нервной системы страдают коммуникативная и когнитивная сферы.

В коммуникативной сфере практически полностью прекращается обмен вербальной информа­цией между людьми, их движения и жесты становятся однотипны­ми и примитивными. В когнитивной сфере различительные кри­терии идентификации предметов утрачиваются, выпадают из сфе­ры деятельности сознания. Познание окружающего мира строится только на основе идентификации признаков по сходству.

В толпе, находящейся в возбужденном состоянии, человек испы­тывает серьезные изменения в протекании психических процессов. По данным Л.Г.Почебут, в возбужденной толпе меняется когнитивный стиль, человек становится более полезависимым, значимо снижается уровень субъективного контроля у экстерналов, растет склон­ность к риску.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.