Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели коммуникации




Формы коммуникации

1. Диалог – двухсторонний обмен информацией между людьми

2. дискуссия – публичный спор

3. беседа – вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определённой целью.

4. переговоры – обмен мнениями с целью выяснения течек зрения сторон и принятия решения

5. пресс-конференция – эксклюзивное изложение информации с правом её публикации

6. брифинг – специальная встреча с журналистами

7. презентация

8. приём по личным вопросам

 

1. Модель Аристотеля. «Риторика». Его модель универсальна, отражает коммуникативный акт, как в устной, так и в письменной формах.

Оратор речь слушатель

2. Модель Лассуэла. 1948 г.

Кто сообщает что по какому каналу кому с каким эффектом

Модель Лассуэла отражает структуру коммуникационного процесса. В соответствии с этой структурой Лассуэл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

– Вопрос «кто?» связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором.

– Анализ содержания передаваемых сообщений, а также статистический анализ частоты упоминаний событий в СМИ.

– Анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения

– Анализ аудитории

– Анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия.

3. Линейная модель Клода Шеннона – Уивера Уоррена. Данная модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она смоделирована на основе изучения эффективности распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле (создатели – инженеры фирмы «Bell Telephone»)

                               
 
источник
 
Передатчик (кодирующее устройство)
   
       
   
 
 
     
 
 
 
   
Источник шума

 


Авторы выделили 3 уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем. На техническом уровне рассматривается влияние процесса кодирования, устранения помех на улучшение процесса коммуникации. Семантические проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем. Успешность воздействия полученного сообщения на поведение характеризует эффективность коммуникации.

4.

канал
передатчик
Источник (значение 1)   Получатель (значение 2)  
приёмник
Источник (значение 2)   Получатель (значение 1)
Модель М. де Флера. Он модифицировал линейную модель, устранив такой недостаток как отсутствие обратной связи.

                                   
     
     
     
 
     
передатчик
         
 

 


5. Циркулярная модель Ч. Осгуда и Уилбура Шрамма. Согласно данной модели при обмене сообщениями «источник» и «получатель» меняются ролями, в результате чего коммуникация превращается в диалог. Если в линейных моделях акцент делался на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения.

 


6. Модель двуступенчатой коммуникации. П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, Г. Годэ. Была разработана при исследовании массовых коммуникаций. Согласно этой модели, информация, распространяемая СМИ, достигает целевой аудитории в 2 этапа. Сначала она достигает «лидеров мнений», затем они передают информацию дальше (или разъясняют данную информацию).

7. Модель ИСКП (SMGR). Д. Берло. 1960.

Источник сообщение канал получатель

Данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (социально-психологических установок). Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации являются органы чувств.

8. Лингвистическая. Роман Якобсон. В ней он рассмотрел факторы речевой коммуникации, предложил схему речевого акта и определил функции языка. Схема:

адресант
адресат
Контекст, сообщение

Контакт, код

Функции языка:

ü Эмотивная (экспрессивная) – выражение отношения к тому, что говорится

ü Конативная – привлечение внимания адресата

ü Фатическая – установление контакта

ü Поэтическая (эстетическая) – обращается внимание на форму и способ выражения сообщения

ü Метаязыковая – объяснение значения сообщения

ü Креативная – создание новых терминов (благодаря фантазии, догадкам)

9. Социологическая. Пьер Бурдье. Важное значение для коммуникации согласно этой модели имеет габитус – контекст ситуации, который предопределяет те или иные виды символических действий.

10. Текстовая. Александр Пятигорский. Понимание смысла какого-либо текста невозможно без учета той субъективной коммуникативной ситуации, в которой он был создан.

11. Игровая. Йохан Хейзинги. В этой модели большое значение придается игровому компоненту в коммуникации. Черты игровой коммуникации: отграничение от «обыденной жизни», деление на соперничающие группировки, непредсказуемость, ограниченное время, выигрыш, внимание к аудитории, напряжение

12. Вещественная. Жан Бодрийяр. Особое внимание уделял символическому значению вещей в жизни человека, в частности в коммуникационных процессах (напр., старинные предметы знаково богаты (или же максимально значимы), но функционально бедны. А современные предметы наоборот). Подобное символическое значение вещей используется, напр., в рекламе.

13. Психоаналитическая. Жан Лакан. Согласно данной модели основная сущность коммуникации состоит в установлении обратной связи (напр., человеку важно, чтобы его слушали). При этом важной характеристикой коммуникации является значимость того, что ошибочно (непонимание, оговорки, забывчивость и т. п., т. е. значимость бессознательного).

Вывод: каждая из предложенных моделей коммуникации может быть положена в основу моделирования реальной коммуникационной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.