Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарного образования

Для преподавателей

Тесты с разбивкой на дидактические единицы

КУЛЬТУРА РЕЧИ

РУССКИЙ ЯЗЫК И

С. В. Панченко

 

 

 

 

Екатеринбург

УДК 811.161.1

ББК 81.2Рус

 

Рецензент: Феденова Ю. Б. - канд. филол. наук, доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи ФГБОУ ВПО «УрГЮА».

 

Панченко С. В.

Русский язык и культура речи [Текст]: тесты с разбивкой на дидактические единицы для преподавателей, обучающих студентов очной и заочной форм обучения по специальностям 210709 - «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210723 - «Сети связи и системы коммутации», 230115 - «Программирование в компьютерных системах», 210801 - «Почтовая связь», 080110 - «Банковское дело» среднего профессионального образования / С. В. Панченко.- Екатеринбург: Изд-во УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2011.- 22с.

 

Тесты по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» содержат 100 вопросов с разбивкой на 2 дидактические единицы для закрепления, углубления и расширения теоретических знаний студентов, а также литературу, которую можно рекомендовать студентам для подготовки к данным тестам.

 

Рекомендовано НМС УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ» в качестве тестовых заданий для преподавателей, обучающих студентов очной и заочной форм обучения по специальностям 210709 - «Многоканальные телекоммуника-ционные системы», 210723 - «Сети связи и системы коммутации», 230115 - «Программирование в компьютерных системах», 210801 - «Почтовая связь», 080110 - «Банковское дело» среднего профессионального образования.

 

 

УДК 811.161.1

ББК 81.2Рус

 

 

Цикловая комиссия (секция)

при кафедре Общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

 

 

© УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2011


Содержание

 

Пояснительная записка  
ДЕ 1 Нормы русского языка в устной и письменной речи  
ДЕ 2 Функциональные стили русского языка  
Литература  

 


Пояснительная записка

 

Тестовые задания по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» составлены в соответствии с Государственными требованиями, обязательными при реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Тестовые задания предназначены для преподавателей, обучающих студентов очной и заочной форм обучения по специальностям 210709 - «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210723 - «Сети связи и системы коммутации», 230115 - «Программирование в компьютерных системах», 210801 - «Почтовая связь», 080110 - «Банковское дело» среднего профессионального образования.

Целью тестовых заданий является формирование у студентов знаний и представлений в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» в соответствии с дидактическими единицами, включающими следующие темы:

 

ДЕ 1 Нормы русского языка в устной и письменной речи

1.1 Характеристика языка как универсальной коммуникативной системы

1.2 Система и структура языка

1.3 Русский национальный язык и его разновидности

1.4 Современный русский литературный язык и культура речи

1.5 Нормы письменной речи

1.6 Трудные правила русской орфографии

1.7 Синтаксис и пунктуации в простом и сложном предложении

1.8 Нормы устной речи

1.9 Лексические нормы русского литературного языка

1.10 Морфологические нормы русского литературного языка

1.11 Синтаксические нормы русского литературного языка

ДЕ 2 Функциональные стили русского языка

2.1 Коммуникативные качества речи

2.2 Речевой этикет

2.3 Функциональные стили русского литературного языка

2.4 Научный стиль. Его основные признаки

2.5 Характеристика официально-делового стиля

2.6 Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистичес-ком стиле

2.7 Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка


ДЕ 1 Нормы русского языка в устной и

письменной речи

1. Язык - это явление…

1) индивидуальное

2) психологическое

3) общественное

4) биологическое

 

2. В языке отсутствует уровень:

1) лексический

2) стилистический

3) морфологический

4) синтаксический

 

3. Укажите особенность, свойственную языку:

1) представляет собой последовательность слов

2) не зависит от ситуации и обстановки общения

3) может быть истинным или ложным

4) отражает опыт отдельного человека

 

4. Литературным языком необходимо считать…

1) язык, применяемый в средствах массовой информации

2) язык, состоящий из специальных терминов

3) нормативный язык, соответствующий установленным правилам

4) язык, используемый в художественной литературе

 

5. Устная речь НЕ предполагает…

1) реакции одобрения или неодобрения

2) отсутствия собеседника

3) одновременного создания её формы и содержания

4) использования разговорной лексики

 

6. К речевой деятельности НЕ относится:

1) говорение

2) письмо

3) запоминание

4) чтение

 

7. Описание, повествование, рассуждение - это…

1) формы речи

2) разновидности речи

3) функционально-смысловые типы речи

4) качества речи

 

8. Прочитайте текст:

В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Домиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками. (И.С. Тургенев)

Укажите тип текста:

1) рассуждение

2) повествование с элементами описания

3) описание

4) повествование

 

9. Литературная норма - это…

1) определённый период развития литературного языка

2) ограничение в употреблении многозначных слов

3) ограничение в употреблении синонимов

4) установленные правила использования речевых средств

 

10. К функциям языка НЕ относится:

1) мыслеоформительная

2) коммуникативная

3) примирительная

4) познавательная

 

11. Прочитайте текст:

Лошадь, она-ить завсегда дорогу чует, поди-ка поумнее человека будет, идет не спеша. А вокруг кружа на деревьях, стожар весь в снегу виднеется вдали (В. Солоухин).

Укажите тип используемых слов:

1) жаргонизмы

2) диалектизмы

3) разговорная лексика

4) просторечие

 

12. Происхождение слова разъясняется в словаре:

1) толковом

2) этимологическом

3) орфографическом

4) фразеологическом

 

13. Укажите тип «Словаря русских донских говоров»:

1) терминологический

2) орфоэпический

3) словообразовательный

4) диалектный

 

14. В толковом словаре помета прост. указывает на…

1) простое предложение

2) просторечие

3) пространственное значение

4) простодушие

 

15. Какая характеристика относится к жаргону?

1) обязателен для всех носителей языка

2) отличается специфической лексикой

3) общепонятен

4) не передает эмоции

 

16. Укажите слово, в котором пишется НН:

1) мороже…ая рыба

2) спица слома…а

3) ржа…ая мука

4) погаше…ый свет

 

17. Укажите слово, в котором пишется Н:

1) придума…ое слово

2) придума…ая быстро рифма

3) загадка придума…а

4) обдума…ый ответ

 

18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не) смотря на сгущавшиеся на небе тучи, мы вышли на прогулку.

2) Рассмотрение этого дела еще (не) завершено.

3) (Не) объективный и пристрастный подход к делу мешает поиску истины.

4) Склоны оврага поросли (не) пролазным бурьяном и терном.

 

19. Прочитайте текст:

Истории известно, что в своих странствиях люди поистине (не)утомимы (1) и (не)устрашимы (2). Хотя испытанные путешественники и считают, что земной шар вовсе (не)просторен (3) и совсем (не)велик (4), бесспорно, что предстоит сделать еще (не)мало (5) важных открытий.

Какие слова пишутся слитно?

1) 1, 3, 4

2) 1, 2, 4

3) 1, 2, 5

4) 2, 4

 

20. Укажите строку, где НЕ везде пишется раздельно:

1) (не)о чем жалеть, (не)легкий, (не)когда

2) (не)думая, (не)закончено, (не)создал

 

3) (не)везучий, (не)вежда, (не)надо

4) (не)доделал, (не)легко, (не)за что

 

21. Укажите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом:

1) Жизнь, выдуманная автором, поражала читателей.

2) Выдуманная автором жизнь поражала читателей.

3) Автор, выдумывая жизнь, хотел поразить читателей.

4) Читатель, молодой и пожилой, поражался выдуманной жизни.

 

22. В каком предложении встречается обособленное обстоятельство?

1) Я шел к вам с единственным желанием - сделать добро.

2) У дома стояло несколько повозок, запряженных гуськом.

3) Пройдя несколько шагов, казаки свернули с дороги.

4) Науки, чуждые музыке, были постылы мне.

 

23. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: «Людям ничего не даётся даром () и к обязанностям их надо приучать с детства»:

1) в предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая

2) предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится

3) в предложении однородные члены соединены союзом И, запятая перед И не ставится

4) предложение сложное (сложносочиненное), перед И запятая ставится

 

24. Укажите сложное предложение, обе части которого являются односостав-ными безличными:

1) Лучше всего наблюдать скворца рано утром, а для этого надо и вставать пораньше.

2) Вдруг Воропаев неясно почувствовал, что к нему обращаются.

3) На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком.

4) Когда я закончил работу, было уже поздно.

 

25. Запятая ставится в предложении:

1) Покрытые росой тополя стояли на краю узкой тропинки.

2) Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.

3) На солнце ярко сверкнули избушки занесенные снегом.

4) За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

 

26. К орфоэпическим нормам относится словарная статья:

1) творóг и доп. твóрог

2) цехи и цеха

3) [сэ]ссия и [с’э]ссия

4) кофе, м.р. и доп. ср.р.

 

27. К нормам устной речи относятся:

1) акцентологические нормы

2) синтаксические нормы

3) орфографические нормы

4) морфологические нормы

 

28. Укажите слово, в котором буквенное сочетание ЧН произносится как [ШН]:

1) вечный

2) точный

3) скучно

4) дачный

 

29. Укажите правильный вариант постановки ударения:

1) премИровать

2) углУбить

3) звонИшь

4) бАловать

 

30. Диспозитивная норма - это…

1) норма, не допускающая варианты

2) устаревшая норма

3) норма, допускающая варианты

4) норма письменной речи

 

31. Императивная норма отражена в следующих словарных статьях:

1) кýхонный, неправ. кухóнный

2) творóг и доп. твóрог

3) индустрия и доп. устар. индустрия

4) цехи и цеха

 

32. Младшая и старшая нормы указывают на…

1) признак варианта

2) признак времени

3) признак употребительности

4) признак территории

 

33. К орфоэпической норме относится:

1) словарная статья о произношении звука в слове

2) словарная статья о постановке ударения в слове

3) словарная статья о написании слова

4) словарная статья о происхождении слова

 

34. Процесс отражения норм языка в словарях и грамматиках - это…

1) адаптация

2) реализация

3) кодификация

4) унификация

 

35. Верно указано произношение слов: аккредитив, метеоролог, Ильинична - …

1) а[к]редитив, ме[т’э]оролог, Ильини[чн]а

2) а[к]редитив, ме[т’э]оролог, Ильини[шн]а

3) а[к]редитив, ме[тэ]оролог, Ильини[шн]а

4) а[кк]редитив, ме[тэ]оролог, Ильини[шн]а

 

36. Лексические нормы - это…

1) правила образования слов

2) правила связи слов в предложении

3) правила употребления слов в их точном значении

4) правила произношения слов

 

37. Укажите предложение с речевой ошибкой:

1) Синевший вдали лес неожиданно побледнел, растворившись в косых потоках ливня.

2) Отпечаток изысканности носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

3) День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

4) Безотрадна цветовая гамма цветов в романах Ф. М. Достоевского.

 

38. Найдите синоним к слову «препятствие»:

1) зеленая улица

2) камень преткновения

3) битый час

4) без году неделя

 

39. Укажите слова, которые являются паронимами.

1) сытый - сытный

2) плод - плот

3) правда - ложь

4) истинный - настоящий

 

40. Дано предложение:

В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.

Укажите характер речевой ошибки.

1) многословие, плеоназм

2) тавтология

3) нарушение лексической сочетаемости

4) смешение паронимов

 

41. Дано предложение:

Он был мастер фантазировать.

Подберите к выделенному слову подходящий по смыслу фразеологизм:

1) строить воздушные замки

2) делать из мухи слона

3) прокатить на вороных

4) не ударить в грязь лицом

 

42. Употребление в одной фразе одного и того же слова или однокоренных слов, которое делает речь бедной, - это…

1) плеоназм

2) тавтология

3) лексический повтор

4) синонимический повтор

 

43. Укажите предложение без речевой ошибки:

1) Его мировые рекорды помнят только отъявленные любители спортивной

статистики.

2) Сегодня у нас в гостях гость из Волгограда.

3) Когда она смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький колокольчик, которого за десять шагов уже не слышно.

4) Мой коллега по работе получил премию.

 

44. Паронимы - это слова…

1) близкие по значению

2) близкие по написанию

3) близкие по звучанию, но разные по значению

4) близкие по происхождению

 

45. Укажите предложение с лексической ошибкой:

1) Открытие стадиона сыграет важную роль в жизни города.

2) Первая премьера прошла успешно.

3) Предприятие выполняет разнообразную продукцию.

4) Море вздыхало и ревело, как раненый зверь.

 

46. Укажите правильно обозначенные грамматические признаки слова КАШНЕ:

1) средний род, несклоняемое, неодушевлённое, нарицательное

2) женский род, несклоняемое, одушевлённое, нарицательное

3) общий род, I склонение одушевлённое, нарицательное

4) мужской род, II склонение, неодушевлённое, собственное

 

47. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола:

1) бриться - броешься

2) брезговать - брезговает

3) стеречь - стерегёшь

4) беречь - бережёшь

 

48. Укажите правильный вариант употребления числительных:

1) пять детей

2) работа за трёх

3) в течение трёх суток

4) два больных

 

49. Укажите случай нарушения морфологических норм:

1) директора предприятий

2) лектора факультетов

3) две пары носков

4) поезжай за мной

 

50. Укажите правильную форму личного местоимения:

1) вместе с им

2) красивее его

3) вместо его

4) за его

 

51. Укажите неверный вариант записи в предложении «Заявление подано от…» (в скобках даны фамилии в Им.п.):

1) Натальи Седых (Седых)

2) Владимира Живаго (Живаго)

3) Олега Мицкевич (Мицкевич)

4) Елены Венда (Венда)

 

52. Укажите нарушение морфологической нормы:

1) инженеры

2) лекторы

3) профессоры

4) слесари

 

53. Укажите неправильный вариант употребления причастия:

1) По установившейся традиции 1-го сентября отмечается День знаний.

2) Между колесами телег, полузавешенных коврами, горит огонь.

3) Я был потрясен открывшейся картиной.

4) Между колесами телег, полузавешенными коврами, горит огонь.

 

54. Укажите несклоняемые существительные: 1. Кино. 2. Племя. 3. Шимпанзе. 4. Депо.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 3, 4

 

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 4

 

55. При неправильном образовании форм слов «семеро девушек», «отряд партизанов» нарушена норма русского литературного языка:

1) лексическая

2) морфологическая

3) синтаксическая

4) орфографическая

 

56. Укажите предложение с нарушением морфологической нормы:

1) Трое девушек пошли в кино.

2) Трое суток идет дождь.

3) Трое парней играли в футбол.

4) Трое специалистов приняли решение.

 

57. Укажите предложение без морфологической ошибки:

1) По обоим сторонам дороги стояли стройные сосны.

2) Кресло стоило более шестисот рублей.

3) На складе не хватало двести килограмм апельсин.

4) На ихнем празднике было весело.

 

58. Укажите правильный ответ для словарной статьи: Врунишка, -и, м. и ж.

1) мужской род

2) женский род

3) общий род

4) род не определяется

 

59. Аббревиатура УрГЮА относится к…

1) мужскому роду

2) женскому роду

3) общему роду

4) род не определяется

 

60. Укажите правильную форму существительного?

1) башкиров

2) грузинов

3) татар

4) осетинов

 

61. Предложения по количеству грамматической основы делятся на:

1) простые и сложные

2) восклицательные и невосклицательные

3) вопросительные и побудительные

4) распространенные и нераспространенные

62. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Надев водолазный костюм, …

1) проверяется его герметичность.

2) на спине крепятся баллоны с воздухом.

3) спасатели погружаются в воду.

4) производится погружение.

 

63. Укажите предложение без ошибки в употреблении деепричастного оборота:

1) Вернувшись в это город, на него был наложен арест.

2) Починив карандаш, схема была доделана.

3) По небу ползли тучи, скрывая собой начавшие меркнуть звезды.

4) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

 

64. Укажите предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота:

1) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше.

2) Выйдя на улицу, смеркалось, и светлячки серебрились в саду.

3) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

4) Открыв сборник произведений, я заинтересовался рассказом.

 

65. Укажите предложение с ошибкой в нормах управления:

1) Вопреки сомнениям мы пошли в поход.

2) Благодаря родителям он был обеспечен.

3) Согласно приказа склад не работает в субботу.

4) Согласно расписанию поезд еще не пришел.

 

66. Укажите грамматически правильное предложение:

1) Участвуя в соревновании, оно было выиграно.

2) Ознакомьтесь со списком студентов, сдавшими экзамен.

3) Хор исполнял «Калинку».

4) Все, кто работали на заводе, отдыхали в санатории.

 

67. Синтаксические нормы не нарушены в предложении:

1) Едучи домой она распевала песни.

2) Вопреки распоряжения мы ушли с работы раньше.

3) Раздумывая о жизни, он гулял по парку.

4) За Ирину Львовну я не могу сказать ничего плохого.

 

68. Деепричастный оборот в предложении…

1) не всегда обособляется

2) всегда обособляется

3) не является членом предложения

4) является определением

 

69. Синтаксические нормы нарушены в предложении:

1) Ознакомившись с документами, договор был подписан.

2) Согласно опросам акция прошла успешно.

3) Я закончил письмо, написав благодарность за помощь.

4) Закончив день, я многое сделал.

 

70. Синтаксические нормы управления - это…

1) правила составления сложного предложения

2) правила связи главного и зависимого слов в словосочетании

3) правила присоединения деепричастного оборота

4) правила пунктуации


ДЕ 2 Функциональные стили

русского языка

1. Укажите, какое качество речи названо в высказывании В.Г. Белинского о произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Какая … и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово»:

1) чистота

2) точность

3) правильность

4) выразительность

 

2. К коммуникативным качества речи НЕ относится:

1) правильность

2) точность

3) чистота

4) порядочность

 

3. Правильность речи - это…

1) истинность речи

2) соблюдение в речи норм литературного языка

3) логичность речи

4) ясность речи

 

4. Употребление в речи единиц языка с учетом цели и условий общения - это…

1) уместность речи

2) выразительность речи

3) логичность речи

4) точность речи

 

5. Точность речи сохраняет…

1) синтаксические нормы

2) лексические нормы

3) орфографические нормы

4) орфоэпические нормы

 

6. В деловой коммуникации уместны выражения с просьбой замолчать:

1) Замолчите, пожалуйста!

2) Прошу, перестаньте перебивать!

3) Пожалуйста, дайте мне возможность договорить!

4) Не могли бы Вы помолчать?!

 

7. Формулы речевого этикета - это…

1) условные фразы

2) устойчивые фразы, употребляемые в типичных ситуациях общения

3) фразы в переносном смысле

4) фразы, предписывающие поведение

 

8. В какой из ситуаций Вы НЕ будете общаться с собеседником «на Вы»?

1) за столом переговоров

2) в присутствии третьего незнакомого лица

3) в неформальной обстановке среди давно знакомых людей

4) в случае его почтительного возраста

 

9. Какая из данных фраз будет комплиментом?

1) Мне нравится Ваш костюм!

2) Ой, какие бусы!

3) Вы сегодня прекрасно выглядите!

4) Руководитель Вас очень хвалил!

 

10. К формулам извинения НЕ относится фраза:

1) Я сожалею.

2) Простите меня, пожалуйста.

3) Я к этому не имею отношения.

4) Приношу свои извинения.

 

11. Прочитайте текст.

Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают, как холопы… А пошли жаловаться, - челобитников били кнутом перед съезжей избой. (А.Н. Толстой)

Укажите стиль текста:

1) художественный

2) публицистический

3) научный

4) разговорный

 

12. Укажите сферу функционирования публицистического стиля:

1) политика

2) делопроизводство

3) наука

4) дипломатия

 

13. Укажите стилевые черты научного стиля:

1) призывность, экспрессивность

2) точность, стандартизованность

3) образность, эмоциональность

4) логичность, абстрактность

 

14. Жанром художественного стиля является…

1) эпиграмма

2) реферат

3) заявление

3) статья

 

15. К деловым бумагам личного характера относится…

1) запрос

2) справка

3) докладная записка

4) характеристика

 

16. Прочитайте фрагмент:

1 Чтение текста.

2 Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте.

3 Работа по сжатию текста.

4 Озаглавливание смысловых частей текста.

Укажите вид переработки текста:

1) аннотация

2) тезисы

3) план

4) конспект

 

17. Прочитайте предложения:

А. Не желая менять малое на неверное большое, говорят: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки».

Б. Нет другой такой птицы, которая так часто упоминалась бы в пословицах, народных приметах.

В. Выражение это, кстати, показывает высоту журавлиного полёта.

Г. Журавль - самая известная у нас перелётная птица.

Укажите, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст:

1) Б, А, В, Г

2) А, Г, В, Б

3) Г, Б, А, В

4) Г, А, Б, В

 

18. Прочитайте текст:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

(Ф.И. Тютчев)

Укажите ошибку в речевом анализе текста:

1) Тема текста - приход весны. Основная мысль стихотворения заключается в строках. Зима недаром злится… - Весна в окно стучится…

2) Вид связи между предложениями - последовательный.

3) Стиль речи – разговорный.

4) Тип речи - повествование.

 

19. К подстилям научного стиля НЕ относится:

1) научно-популярный подстиль

2) собственно научный подстиль

3) научно-деловой подстиль

4) научно-учебный подстиль

 

20. Прочитайте текст:

Синергетика, по определению ее создателя Г. Хакена, занимается изучением систем, состоящих их многих подсистем, самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, фотоны, органы животных и даже люди.

К какому типу лексических единиц относятся выделенные слова?

1) просторечные

2) термины

3) общеупотребительные

4) эмоционально-оценочные

 

21. Для текстов научного стиля НЕ характерна(о):

1) научная фразеология

2) логическая последовательность изложения

3) широкое употребление лексики и фразеологии других стилей

4) преимущественное употребление существительных вместо глаголов

 

22. К жанру научного стиля относятся:

1) статья, рецензия, монография

2) характеристика, нота, устав

3) элегия, трагедия, фельетон

4) частная переписка, беседа

 

23. «Заметим, что методика определения химического и физического состава любой зоны мантии Луны, а также расчета физических свойств (плотности, упругих моделей и скоростей распространения продольных и поперечных волн), состоит из двух этапов, заключающихся в решении задач».

Текст относится к функциональному стилю и типу речи:

1) художественный стиль; повествование

2) научный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; описание

24. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходи-мыми элементами деловых бумаг, - это…

1) фразеологизмы

2) речевые клише

3) крылатые слова

4) афоризмы

 

25. К жанру дипломатического подстиля официально-делового стиля НЕ относится:

1) коммюнике

2) нота протеста

3) меморандум

4) договор

 

26. Укажите основные характеристики публицистического стиля:

1) только прямой порядок слов

2) соединение стандарта и экспрессии

3) подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора

4) терминология

 

27. Отыменные сложные предлоги «в целях», «в соответствии с» широко употребляются…

1) в официально-деловом стиле

2) в разговорном стиле

3) в языке художественной литературы

4) в публицистическом стиле

 

28. В официально-деловых текстах уместны предложно-падежные формы:

1) из-за болезни

2) на фоне болезни

3) в связи с болезнью

4) от болезни

 

29. К жанру научного стиля относятся:

1) характеристика, заявление, автобиография

2) трагедия, фельетон, эссе

3) тезисы, диссертация, статья

4) частная переписка, беседа

 

30. «В подлинной культуре ничего не умирает. Может оставаться, как незажженная лампочка. Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя - вспыхнет яркий свет. Вспомним хотя бы Пушкина. Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкина переставали читать. Но потом он снова возвращался, и я думаю, что отчасти он наше историческое прошлое, отчасти - культурное будущее» (По Ю.Лотману).

Текст относится к функциональному стилю и типу речи:

1) научный стиль; рассуждение

2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; повествование


Литература

Основная:

1 Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Изд. 22-е. - Ростов на/Д.: Феникс, 2008.

2 Русский язык и культура речи: учебник для СПО / А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк; под ред. В.Д. Черняк. - СПб.: М.: Сага: Форум, 2008.

3 Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для ссуз / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008.

4 Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: метод. рекомендации для ссуз / Т.М. Воителева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008.

 

Дополнительная:

1 Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка. - М: Астраль: АСТ, 2007.

2 Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка. - М.: ЭКСМО, 2008.

3 Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. Словарь синонимов и антонимов. - М.: АСТ, 2011.

4 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: АСТ, 2008.

5 Орфографический словарь русского языка: Более 50 000 слов / под ред. С.И. Ожегова. - М., 2007.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть В. Без охоты не споро у работы | ДЕ 9 Статистическое изучение связи между явлениями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.476 сек.