Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и Космос

 

 

О космосе много написано. Но почему так мало мы говорим о «космизме» в творчестве наших поэтов и писателей?

М.Ю. Лермонтов… Его личность и творчество по-прежнему остаются одной из глубочайших загадок нашей культуры. В.Г. Белинский в 19 веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей». А уже в 20 веке первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин назвал поэта единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…» Позже астронавты именно так и описывали Землю.

Чтобы понять поэта, нужно войти в его мир, попытаться понять его мысли, чувства. «Чисто вечернее небо, /Звёзды ясны, как счастье ребенка…» Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю. Лермонтов – романтик, он пытается понять самого себя. Он завидует звездам, ничто земное не может сравниться с космосом. В мире звезд и неба поэт видит (чувствует) гармонию, которой так не хватает человеку.

- Чем ты несчастлив? –

Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо –

Звезды и небо! – а я человек.

Для романтических героев лермонтовских произведений характерна устремленность к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Они сами хотят понять себя, объяснить причину своего душевного состояния, поэтому поэт и обращается только к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. Ответ он дает себе сам – он другой, не так как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Ведь есть же духовный «космизм» - мечта или память. Звездное небо – его дом. Не потому ли Лермонтова называют «космическим поэтом». За его необычное мировосприятие, взгляд сверху… Загадочность… Звездность…

У каждого из нас свой Лермонтов. У меня – вечный романтик, трагические сомнения и поиски смысла жизни не мешали ему верить в светлый Высший мир, в жизнь бесконечную, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

 

Загадочные события жизни поэта, образы, созданные его фантазией, находят свое отражение в творчестве других поэтов, например, Ф.М. Тютчева. Природа в его стихах живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного как космос. Космос – это огромный дом, в котором есть и место и человеку. Уже в юности поэт поражал современников своими поэтическими представлениями об окружающем мире.

Есть некий час в ночи всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес… (ст. Видение)

И только полтора века спустя, уже в наши дни с их космической устремленностью, действительно стала понятна картина Вселенной, нарисованная поэтом задолго до первого полета в Космос:

…Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Чтобы так видеть неохватное мирозданье, так остро чувствовать его, так просто и доходчиво сказать о Космосе и человеке в нем, для этого надо жить в самом космосе, среди летящих из бесконечности в бесконечность планет. В Космосе Тютчев, по сути дела, и жил, будучи, по словам Л.Н. Толстого, «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и поэтому всегда одиноки».

Общепризнанно, что Тютчев не только один из величайших лирических поэтов мира, но и крупнейший представитель философского направления в русской поэзии. Параллели – вот самое точное изображение картины философского мировосприятия Тютчева, например, день и ночь. И если день всегда несет в себе созидательное начало, то ночь не однозначна. Почему ее страшится человек? На этот вопрос поэт отвечает в своем стихотворении «День и ночь»:

… Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами –

Вот от чего нам ночь страшна!

Но удивительно, что именно в ночные часы, когда воспаленный разум человека начинает усиленно начинает работать, возникает вереница идей и образов, создаются произведения искусства, рождаются самые прекрасные стихи и музыка. Одно из стихотворений, наиболее точно выражающее философию поэта – «Бессонница». В нем Ф. И. Тютчев задумывается над проблемой хода времен, смены эпох, поколений и кризиса, который эту смену сопровождает:

… И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли,

И с нашим веком и с друзьями

Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя

Меж тем на солнце расцвело,

А нас, друзья, и в наше время

Давно забвеньем занесло!

«Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – все пространство», - писал Тютчев. Смерть же он считал единственным исключением, которое увековечивает людей, выталкивая личности из пространства и времени.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезами природы.

 

Я думаю, в этих словах мы нашли ответ на многие вопросы.

 

Каждый виток истории придает теме искусства и космоса новое звучание. Поэтам Серебряного века также дорога и близка эта тема. Как она объединяет поэтов? По-видимому, тонкая душевная организация, предчувствие социальной катастрофы в России, «кризис веры, духовности и совести, а также психическая дисгармония, внутренний хаос и смятение» (Н. Оцуп).

В Серебряном веке актуальной становится тема центрального места человека во Вселенной, его ценности как личности, к поиску Истины и Бога. Человек начинает воспринимать природу как явление духа, а космос как духовный организм. Поэт – сын гармонии, создающей Космос из Хаоса.

Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это – Бог.

Человек и вселенная – космические двойники.

Мне все равно – вселенная во мне.

Я верую, и чувствую, и знаю…

Или:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так, исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)

или у Н. Гумилева:

Есть Бог, есть Мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога. («Фра Беато Анджелика»)

Приходится только удивляться, как неожиданно и ярко раскрывается взаимосвязь независимых явлений в природе. Не случайно цитата из Живой этики серебряного века гласит: «от падения лепестка розы содрогаются миры». Взаимоотношения человека и природы достаточно сложны. Трудно представить, что человеческая мысль способна повлиять на процессы, возникающие во Вселенной. Но, тем не менее, это так. Об этом следующие строчки Заболоцкого:

Недаром, совершенствуясь от века,

Разумная природа в свой черед

Сама себя руками человека

Из векового праха создает.

Любуясь вечерами звездным небом, мы смотрим на Вселенную, как на Вечность, на Жизнь. Такой взгляд на окружающий нас мир близок Циолковскому, Сологубу, Брюсову, Заболоцкому. О том, что жизнью мы обязаны Солнцу, напоминает Волошин:

Дети солнечно-рыжего меда

И коричнево-красной земли,

Мы сквозь смерть во плоти проросли,

И с огнем наша схожа природа.

Анна Ахматова в стихотворении «Родная земля» пишет, что все мы созданы из ее частиц и всем нам суждено уйти в нее, снова стать землею:

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешенный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Но в процессе исторического развития отношение человека к природе меняется, т. к. природа перестает быть просто космосом и становится предметом и объектом познания, на который можно технически воздействовать. И. Северянин об этом времени пишет:

Конечно, век экспериментов

Над нами – интересный век…

Но от щекочущих моментов

Устал культурный человек.

Я думаю, это так актуально сейчас.

Поэты, как высоко духовные люди, безусловно, обладали «Космическим сверхсознанием» и даром пророчества. Это было их ремеслом:

Нет, царевич, я не та,

Кем меня ты хочешь видеть,

И давно мои уста

Не целуют, пророчат.

Не подумай, что в бреду

И замучена тоскою,

Громко кличу я беду:

Ремесло мое такое. (А. Ахматова)

Вечные проблемы жизни и смерти, бытия и небытия всегда волновали людей. Поэты раскрывали их по-своему. Мастер сатирического жанра Саша Черный относится к смерти после себя пессимистически:

И вот тогда молю беззвучно

Дай мне исчезнуть в черной мгле,

В раю мне будет очень скучно,

А ад я видел на земле.

Интересны строки З. Гиппиус:

Небо – вверху; небо – внизу.

Звезды – вверху; звезды – внизу.

Все, что сверху, то и низу.

Если поймешь – благо тебе.

Я думаю, можно с уверенностью сказать: в русской литературе человек – существо космическое, неразрывно слитое со всем мирозданием. Именно так прозвучала тема космизма у русских поэтов Серебряного века.

Конечно, 20 век вошел в историю как век космический. Ворвавшись в космос, человек открыл новое пространство для творчества. А ведь когда-то древние астрологи называли небо зеркалом. «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!» - восклицает Н. Заболоцкий. Действительно, всему живому в природе дано зачатие, рождение, жизнь и смерть. Это обычное явление, но так уж обычна вечная загадка живой природы, которая будоражила умы многих поколений людей. Разрешается она лишь во внутреннем духовном мире каждого человека. Духовная жизнь напрямую связана с космической жизнью. И.А. Бунин писал: «поэт должен быть отзывчив на всякое движение души, он должен жить одной душой с людьми и природой; … у него должно быть человеческое сердце». Поэтому, может быть, сердце у поэтов останавливается слишком рано.

Во мне конец, во мне начало.

Мной совершённое так мало!

Но все ж я прочное звено:

Мне это счастие дано. (Ходасевич)

Я уверена: человека вновь и вновь будет волновать Космос…

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбирать необходимо один вид библиографических ссылок | К предварительному определению дисциплины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.