Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности защиты прав миноритарных акционеров




 

На протяжении длительного времени одной из наиболее актуальных проблем современного развития корпоративного управления в России является столкновение интересов "мажоритарных" (обладающих большинством голосов в органах управления общества) и "миноритарных" акционеров акционерных обществ [23, стр.40].

Противоречия между интересами обществ, их основных акционеров и акционеров дочерних обществ начали обостряться по мере развития акционерного, финансового и налогового законодательства, и не в меньшей степени в связи с развитием движения акционеров в защиту собственных прав [23, стр.40].

Процесс перераспределения корпоративного контроля в пользу крупных акционеров в России привел к образованию в обществах групп миноритариев, которые в силу незначительного количества имеющихся у них акций, не могли полноценно участвовать в корпоративной жизни компании. Такие миноритарии фактически утрачивают реальные права акционеров, поскольку финансовые потоки контролируются крупным акционером, а активы поглощенного общества могут быть вполне законно выведены.

В ситуации, когда крупный акционер - поглотитель приобрел количество акций, достаточное для принятия стратегически важных управленческих решений (переизбрание совета директоров, увеличение уставного капитала, реорганизация общества, одобрение крупных сделок и прочие), миноритарные акционеры готовы были бы продать свои акции, однако к тому времени цена на такие дисконтированные (за счет утрат каких-либо контрольных наценок) акции может упасть на столько, что единственным, кто согласился бы приобрести эти акции и будет этот поглотитель, но уже по бросовой цене.

Любые попытки ограничения произвола акционера, сконцентрировавшего в своих руках сверхкрупный пакет акций, предпринимавшиеся во многих иностранных юрисдикциях показывают полную бесперспективность подобных усилий: если кто-то наращивает свое участие в корпорации, то делается это с единственной целью - самостоятельно извлекать доходы от контрольной премии, а потому помехи в лице миноритарных акционеров со временем будут устранены.

В России с целью урегулировать уже возникшие и ставшие актуальными корпоративные конфликты был принят Федеральный закон № 7-ФЗ от 05.01.2006 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", который серьезным образом изменил правовое регулирование положений, связанных с выкупом в принудительном порядке контролирующим акционером акционерного общества акций миноритарных акционеров [23, стр.41].

Согласно принятым изменениям в российском законодательстве, для получения права мажоритарного акционера требовать от оставшегося меньшинства акционеров принудительной продажи в свою пользу принадлежащих им акций, такому акционеру необходимо консолидировать 95 процентов от голосующих акций общества. Содержанием второго института является право миноритарных акционеров требовать от мажоритарного акционера выкупа их акций.

Таким образом, вследствие легитимизации выше указанных правовых институтов и компании, стремящиеся оптимизировать структуры своих обществ, характер взаимоотношений с участниками обществ, и миноритарные акционеры, в интересы которых входит получение справедливой цены от участия в обществах, получили инструмент устранения корпоративных конфликтов [23, стр.41].

Введение правила "вытеснения" миноритарных акционеров оправдано при публичных поглощениях, но способно значительно ограничивать права и ущемлять интересы миноритарных акционеров вне рамок осуществления публичных поглощений. Правило "вытеснения" миноритарных акционеров представляет собой право контролирующего акционера, возникающее при условии приобретения им определенной доли акций, понудить миноритарных акционеров продавать принадлежащие им долевые финансовые инструменты контролирующему акционеру, который в результате этой продажи станет владельцем 100 процентов акций компании [20, стр.83].

При установлении правила "вытеснения" миноритарных акционеров важное значение приобретают проблемы гарантирования права собственности и ограничения свободы договора.

Согласно п.1 ст.84.8 Закона об АО лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех голосующих акций компании (обыкновенные акции и привилегированные акции, предоставляющие право голоса в силу п.5 ст.32 Закона об АО) и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, или обязательного предложения стал владельцем более 95 процентов общего количества голосующих акций компании, с учетом акций, принадлежащих ему и его аффилированным лицам, вправе выкупить у оставшихся акционеров - владельцев голосующих акций, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги. Пороговое значение определяется на основе приобретения голосующих акций, при этом выкупу подлежат только голосующие акции [20, стр.84].

Требование о выкупе ценных бумаг должно быть направлено в компанию в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех голосующих акций открытого акционерного общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, или обязательного предложения, если в результате принятия добровольного или обязательного предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества голосующих акций общества. Согласно п.4 ст.84.8 Закона об АО выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком. При этом указанная цена не может быть ниже:

цены, по которой ценные бумаги приобретались на основании добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам;

наибольшей цены, по которой лицо (владелец более 95 процентов общего количества акций открытого общества), или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести эти ценные бумаги после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам [20, стр.84].

Учитывая, что при определении цены выкупа немалое значение имеет цена, уплаченная в рамках публичного предложения, предшествующей выкупу, можно понять логику законодателя: если пороговое значение было преодолено в результате добровольного предложения, значит, предложение приняло значительное большинство акционеров и, следовательно, цена предложения относительно справедливая; в контексте обязательного предложения Закон об АО предусматривает императивные правила определения цены, что должно обеспечить справедливость цены выкупа, но для придания еще большего обоснования этой цене добровольное или обязательное предложение должно быть принято владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций. Логика этого положения заключается в том, что, если предложение принято хотя бы владельцами 10 процентов голосующих акций от общего количества акций, являющихся объектом предложения, цена не может быть заниженной. В отличие от рыночной цены, которая определяется на основании индивидуальных сделок с участием нескольких акционеров, в данном случае сделка более представительная, поскольку в ней участвует большое число акционеров, которым адресовано предложение. Следовательно, снижается вероятность ущемления интересов оставшихся миноритарных акционеров [20, стр.85].

Анализ сложившейся судебной практики применения ст.84.8 Закона об АО позволяет сделать вывод, что акционеры не всегда делают правильную оценку правоотношениям, возникающего по поводу принудительного выкупа акций, что приводит к выбору неэффективных способов защиты их прав.

Таким образом, предусмотренный в составе нормы ст.84.8 Закона об АО механизм принудительного выкупа акций предусматривает следующие основополагающие права миноритарного акционера:

право на получение экономически обоснованного, соразмерного эквивалента стоимости выкупаемых ценных бумаг;

право на получение информации в виде отчета о рыночной стоимости ценных бумаг;

право на контроль за соблюдением процедуры принудительного выкупа ценных бумаг, предусмотренного Законом об АО [23, стр.41].

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав осуществляется способами, предусмотренными законом. Рассмотрим наиболее часто используемые миноритарными акционерами способы защиты, предусмотренные Законом об АО [23, стр.42].

1. Возмещение убытков

В связи с тем, что способ приобретения акций, предусмотренный ст.84.8 Закона об АО, фактически ограничивает право собственности акционера, он неоднократно выступал предметом жалоб, подаваемых в Конституционный Суд России. Итогом рассмотрения поступивших от акционеров жалоб стало признание соответствующим Конституции России принудительного выкупа акций, предусмотренного ст.84.8 Закона об АО (Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 681-О-П, № 713-О-П, №714-О-П).

Так, в своем Определении от 03.07.2007 № 713-О-П Конституционный Суд РФ, отмечая важность и значимость судебного контроля за соблюдением процедуры проведения консолидации акций путем их выкупа, подчеркнул, что суды призваны обеспечить эффективную защиту прав и свобод акционеров, а не проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров. В частности, в определениях от 3 июля 2007 года № 681-О-П, № 713-О-П, № 714-О-П отмечено, что в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности.

Владелец ценных бумаг, не согласившийся с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг [8, п.4 ст.84.8].

2. Признание выкупа акций недействительным

Одной из важнейших гарантий прав миноритарного акционера при выкупе акций является соблюдение акционером, владеющим более 95% общего количества акций открытого акционерного общества, процедуры выкупа, предусмотренной ст.84.8 Закона об АО.

Нарушение установленной процедуры является основанием для признания принудительного выкупа акций недействительным.

Ошибочными являются действия миноритарных акционеров, направленные на предъявление иска о признании сделки по выкупу акций недействительной как совершенной под влиянием обмана, т. к действия, связанные с направлением требования о выкупе акций, являются по своей правовой природе односторонней сделкой, то есть сделкой, правовые последствия совершения которой зависят от волеизъявления одной стороны сделки, следовательно, для ее совершения в силу ст.84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" волеизъявления миноритарного акционера не требовалось согласно п.1 ст.179 Гражданского кодекса Российской Федерации (как сделки, совершенной под влиянием обмана).

Еще одно дополнительное условие, призванное защищать права миноритарных акционеров при выкупе принадлежащих им акций, - предварительное представление требования о выкупе в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг [8, п.1 ст.84.9]. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направить лицу, обратившемуся с требованием, о приведении соответствующего требования в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах", в том числе в случаях несоответствия порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям настоящего Федерального закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг [8, п.4 ст.84.9].

Такая процедура вполне может стать тем эффективным механизмом "предоставления определенных преимуществ экономически слабой и зависимой стороне" (миноритарным акционерам), о котором сказано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что несмотря на казалось бы четкий механизм принудительного выкупа ценных бумаг, предусмотренный ст.84.8 Закона об АО, в настоящее время не создано эффективных механизмов, позволяющих контролировать процесс вытеснения миноритарных акционеров. В частности, к подобным механизмам нельзя отнести институт ответственности мажоритарного акционера за убытки, причиненного в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. В основном это связано со сложностью доказывания причинно-следственной связи между причиненными убытками и действиями мажоритарного акционера.

Главная роль в решении вышеуказанных проблем должна быть отведена судам, которые при рассмотрении конкретных споров должны использовать не формальный подход, а тщательно исследовать все фактические обстоятельства дела, которые могут способствовать эффективной защите прав миноритарного акционера как экономически более слабой стороны спора [23, стр.43].

Заключение

 

В настоящей работе был рассмотрен объект исследования - права и законные интересы инвесторов.

Рассмотрены основные направления и методы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Показана специфика предоставления прав, в зависимости от различных особенностей как инвестора, так и самой организации. Выявлено, что при высокой гарантии защищенности прав объект исследования способен аккумулировать значительные объемы инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал компании.

Рассмотрены механизмы правоприменения законодательных и исполнительных органов, саморегулируемых организаций, объединяющие профессиональных участников рынка, и общественных организаций. Выяснили, что качественное корпоративное управление, также служит гарантией защищенности прав и законных интересов инвесторов.

Таким образом, защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг - задача как государственных органов, так и самих компаний.

В работе приведены и проанализированы основные положения, правила и требования государственных нормативных актов, регулирующих деятельность организаций. Перечислены и охарактеризованы требования к эмитентам, крупным акционерам и миноритарным акционерам. Определены основные меры со стороны законодательных и исполнительных органов, саморегулируемых организаций и общественных организаций по предотвращению нарушений прав и законных интересов инвесторов. Выявлены положительные черты достаточно жесткой регламентации, рамок инвестиционной деятельности объекта исследования, способствующие снижению инвестиционного риска, тем самым, повышая финансовую надежность организации. Проанализированы и отрицательные последствия проводимой государством политики, значительно ограничивающие права и ущемляющие интересы миноритарных акционеров вне рамок осуществления публичных поглощений.

Описаны имеющиеся проблемы на пути развития инвестиционной деятельности инвесторов, классифицированные по природе их существования: проблемы, присущие частному инвестору и, присущие инвестиционной деятельности в нашей стране. Выявлены тенденции, влияющие на защиту инвестиционной деятельности инвесторов. Имеются положительные тенденции, в числе которых основные: исчерпывающая законодательная регламентация защиты прав в зависимости от пакета акций, а так же процентной доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которым обладает инвестор, что вызывает повышение финансовой защищенности объекта исследования. Выяснилось, что отечественное законодательство нельзя назвать совершенным, как и уставы компаний.

В соответствии с имеющимися проблемами и складывающимися тенденциями развития инвестиционной деятельности, приведены сформулированные государством, в лице органов исполнительной власти, приоритетные направления развития инвестиционной деятельности компаний в нашей стране, призванных содействовать защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

Таким образом, объект изучения исследован и проанализирован. Цели, установленные в начале работы - достигнуты, задачи - решены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.