Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика контрольных работ по Общей части уголовного права и методические указания по их написанию для зачета

 

Выполнение письменной контрольной работы по Общей части уголовного права является необходимым элементом выполнения учебной программы студентами 2 курса юридического факультета. Цель подготовки контрольной работы – развитие у студентов навыков самостоятельной работы, углубленного изучения проблемы, получение навыков анализа уголовного законодательства и судебно-следственной практики.

Контрольная работа выполняется в соответствии с предлагаемыми вариантами. Студенты, фамилии которых начинаются на букву от «А» до «Г» включительно, выполняют 1 вариант, от «Д» по «И» - 2 вариант, от «К» до «О» - 3 вариант, от «П» по «Х» - 4 вариант, от «Ц» до «Я» - 5 вариант. Замена вариантов не разрешается. Работа, выполненная не по своему варианту, не будет приниматься к рецензированию.

При написании контрольной работы студент должен показать умение самостоятельно работать с литературой, анализировать нормативные источники, судебно-следственную практику, делать обоснованные выводы.

Подготовку письменной работы следует начинать с внимательного анализа действующего законодательства, изучения учебной и иной рекомендованной к теме литературы в соответствии с программой курса. Студент должен увязать теорию с практикой применения уголовного закона.

Кроме этого, выполнение контрольной работы предполагает решение задачи, предложенной к каждому варианту. Решение задачи рекомендуется начинать с ответа на поставленный вопрос. Затем следует подробно обосновать решение на основе анализа условий задачи и соответствующих законодательных положений. Там, где это требуется, нужно ссылаться на действующие постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РФ.

Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно, разборчивым почерком (или напечатана), иметь поля, нумерацию страниц, наименование темы, план, список использованной литературы. Объем – не более 30 страниц ученической тетради или 20 страниц машинописного текста (листы формата А4 через 1,5 интервала). На титульном листе указывается номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, номер группы.

Не может быть зачтена работа, содержащая механическое переписывание материала с учебника, значительное количество ошибок, небрежно выполненная, или в которой не соблюден требуемый объем.

Студенты, представившие работы с нарушением установленных сроков без уважительной причины или не имеющие отметки о защите работы, не могут быть допущены к сдаче зачета.

 

ВАРИАНТ I (А – Г)

План

 

1. Понятие уголовной ответственности.

2. Уголовное правоотношение (юридический факт, субъекты, содержание, структура).

3. Формы реализации уголовной ответственности.

 

По первому вопросу дайте определение уголовной ответственности, раскройте её содержание и сущность, назовите момент начала уголовной ответственности и её прекращение, укажите и охарактеризуйте основание.

Поскольку вопрос о содержании и сущности уголовной ответственности является спорным, следует привести мнения специалистов по нему, проанализировать их, высказать и обосновать собственную точку зрения (ответственность – наказание, ответственность – неблагоприятные последствия, ответственность – обязанность понести наказание, позитивная ответственность).

По второму вопросу дайте определение правоотношения, раскройте его структуру (элементы), охарактеризуйте их, назовите виды правоотношений, покажите взаимосвязь правоотношения с уголовной ответственностью и их различие.

По третьему вопросу рассмотрите конкретные формы, в которых реализуется уголовная ответственность (наказание, освобождение от наказания, судимость и т.п.).

Так как вопрос о формах реализации ответственности вытекает из понимания ее содержания и сущности, то по этому поводу среди юристов также есть разные мнения, которые надо проанализировать.

 

Задача № 1

Куликов осужден по ст. 158 ч. I УК РФ за кражу к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год. В период следствия до суда Куликов 2 месяца содержался под стражей.

При устройстве на работу по истечении испытательного срока его спросили, не был ли он судим и не привлекался ли он к уголовной ответственности.

Как Куликов должен ответить на поставленные вопросы?

При положительном ответе укажите, в чем заключалась ответственность Куликова, а также момент ее начала и окончания.

 

Задача № 2

Ключников добровольно сдал в милицию ранее изготовленное им наркотическое вещество и на основании примечания к ст. 228 УК РФ был освобожден от уголовной ответственности.

Можно ли считать, что Ключников совершил преступление и привлекался к уголовной ответственности?

 

Задача № 3

20 января 1998 года Смолин в ссоре причинил Клюеву легкий вред здоровью, вызвавший его кратковременное расстройство. В процессе выяснения обстоятельств причинения Клюеву вреда, после поданного им заявления в органы милиции, Смолин извинился перед Клюевым, возместил ему затраты на лечение и расходы по нетрудоспособности.

В связи с этим Клюев обратился с новым заявлением, в котором указал, что примирился со Смолиным, претензий к нему не имеет и, на основании чего Смолин постановлением органа дознания 28 января был освобожден от уголовной ответственности.

Имелось ли в данном случае основание для возникновения уголовного правоотношения, возникло ли такое правоотношение?

При положительном ответе охарактеризуйте структуру, элементы, содержание правоотношения, момент возникновения и прекращения.

Вариант II (Д – И)

 

План

 

1. Понятие, содержание и значение объекта преступления.

2. Виды объектов преступления.

3. Предмет преступления и его соотношение с объектом.

 

По первому вопросу дайте определение объекта преступления, раскройте его содержание как социально – полезной связи и взаимодействия людей. Укажите структурные элементы общественного отношения и охарактеризуйте их (субъекты отношения, предмет отношения, социальные полезные взаимосвязи людей). Раскройте значение объекта как социальной ценности, охраняемой законом, и в значительной мере определяющей опасность преступления и его квалификацию.

По второму вопросу о содержании объекта в литературе высказаны различные мнения (объект – общественное отношение, объект – правовая норма, объект – человек (вещь), объект – интерес). Проанализируйте эти мнения, выскажите собственную точку зрения, обоснуйте её.

По второму вопросу назовите и охарактеризуйте виды объектов по вертикали (общий, родовой, видовой, непосредственный) и по горизонтали (основной, дополнительный, факультативный). Покажите соотношение различных видов объектов.

По третьему вопросу дайте характеристику предмета преступления. Рассмотрите основные, встречающиеся в литературе интерпретации предмета (предмет – вещь, предмет – человек, предмет – социальная ценность, предмет – общественное отношение). Покажите, как предмет соотносится с объектом (является его частью, самостоятельным элементом, независим от объекта, является самостоятельным элементом, связанным с объектом и т.п.), скажите о значении предмета.

 

 

Задача № 1

 

Стёпина украла в театре у Морозовой сумочку, в которой были деньги, номерок на одежду, сданную в гардероб, и квитанция о сдаче в ремонт часов. По номерку Стёпина получила пальто Морозовой, а по квитанции – часы, деньги израсходовала.

Её действия квалифицированы по ст. 158 ч.2 УК РФ.

Определите объект (непосредственный, родовой, видовой) и предмет преступления.

 

 

Задача № 2

 

Кучеренко, путём разбойного нападения завладел имуществом Белова, в ходе которого, преодолевая сопротивление потерпевшего, причинил тяжкий вред его здоровью.

Действия Кучеренко квалифицированы по ст. ст. 162 ч. 3, ст. 111 ч.1 УК РФ.

Определите объект и предмет преступления.

 

 

Задача № 3

Во время ссоры в обеденный перерыв в бухгалтерии предприятия Нестерова ударила счётами Волкову, причинив ей лёгкое телесное повреждение, повлекшее расстройство здоровья (ст. 115 УК РФ).

Определите объект и предмет преступления.

 

 

Вариант III (К – О)

 

План

 

1. Понятие причинной связи.

2. Критерии причинной связи.

3. Причинная связь при бездействии.

4. Значение причинной связи.

 

По первому вопросу нужно дать определение причинной связи и охарактеризовать её признаки, разъяснить, что имеется в виду под объективностью причинной зависимости, её закономерностью, подробно остановиться на свойстве причины порождать следствие.

По второму вопросу надо назвать и проанализировать критерии причинной связи, предлагаемые наукой для её обнаружения и установления – временную последовательность, необходимое условие, реальную возможность, непосредственность, главный фактор, необходимость (неизбежность). При этом, необходимо иметь в виду, что в российской науке по вопросу о причинной связи и её критериях существуют несколько теории. Назовите их, покажите принципиальное различие, критически проанализируйте и выскажите собственное мнение, аргументировав его.

По третьему вопросу покажите своеобразие зависимости между бездействием и наступающими последствиями, приведите мнения специалистов о возможности причинения бездействием, обоснуйте собственную позицию.

По четвёртому вопросу покажите значение причинной связи как признака, определяющего объективные пределы уголовной ответственности, подчеркните, что наличие причинной связи не предопределяет вопроса об ответственности, поскольку он требует установление вины.

 

Задача № 1

 

Прораб Березин при производстве земляных работ не принял мер к ограждению траншеи.

Водитель Жуков, следуя по улице в ночное время, проявил невнимательность, отвлёкся от слежения за состоянием дороги и въехал в траншею. Двое пассажиров, находившихся в автомобиле, получили тяжкий вред здоровью.

Находятся ли действия, Березина и Жукова в причинной связи с наступившими последствиями?

 

Задача № 2

 

Манин в нетрезвом состоянии уснул на полотне железной дороги.

Машинист Золин, заметив на путях лежащего человека, применил экстренное торможение, но предотвратить наезд было технически невозможно. В результате Манин погиб.

Что явилось причиной смерти Манина?

Находятся ли действия машиниста Золина в причинной связи со смертью Манина?

Подлежит ли Золин ответственности?

 

Задача № 3

 

Карелин выехал в поездку на автомобиле с неисправными тормозами. За пределами города ему на встречу двигалась повозка с запряжённой лошадью, которой управлял Пронин. Когда повозка и автомобиль поравнялись, в автомобиле раздался резкий звук от выхлопа, после чего лошадь бросилась в сторону, повозку занесло на встречу автомобилю, и произошло столкновение, в результате которого Пронин погиб.

Находятся ли действия Карелина и допущенное им нарушение правил безопасности движения в причинной связи со смертью Пронина?

 

Вариант IV, (П-Х)

План

1. Вина как основной признак субъективной стороны состава преступления.

2. Умысел и его виды.

3. Неосторожность и ее виды.

 

По первому вопросу необходимо дать определение вины, раскрыть ее содержание и соотношение с субъективной стороной преступления. Следует остановиться на психологической и оценочной концепциях вины, указать в чем между ними различие и обосновать свою позицию по данному вопросу.

По второму и третьему вопросам требуется охарактеризовать интеллектуальные и волевые моменты прямого и косвенного умысла, преступного легкомыслия и преступной небрежности и провести разграничения между ними.

 

Задача №1

Во время распития спиртного Кротов решил показать Зотову как метко он умеет стрелять. Для этого он взял табельное оружие (пистолет Макарова) и выстрелил в бутылку, стоявшую на подоконнике, однако промахнулся. Выстрелом Зотов был убит. Испугавшись, Кротов спрятал труп приятеля в своем сарае.

Определите форму и вид вины Кротова.

 

Задача №2

Талоконцев и Мосин по предварительной договоренности проникли в дом 80-летней Климовой с целью хищения ценных икон. Они связали ее и нанесли несколько сильных ударов по лицу, причинив переломы носа и основания черепа.

Затем они заткнули ей рот кляпом, похитили иконы и скрылись. В результате механической асфиксии (кляп закрывал дыхательные пути) потерпевшая скончалась

.

Проанализируйте субъективную сторону данного деяния и определите форму и вид вины. Ознакомьтесь со ст. ст. 105, 110 УК РФ.

Задача №3

Комлев, установив на домкрат автомобиль для смены колеса, отошел к багажнику, чтобы взять запасное колесо. Сорвавшимся с домкрата автомобилем был причинен тяжкий вред здоровью подростка, пытавшегося достать закатившийся под автомобиль мяч.

 

Совершено ли Комлевым преступление? Если да, то с какой формой вины?

Ознакомьтесь со ст.ст. 264,118 УК РФ.

Вариант V. (Ц-Я)

План

 

1. Понятие, признаки и значение крайней необходимости.

2. Условия, характеризующие опасность.

3. Условия, характеризующие причинение вреда.

4. Отграничение крайней необходимости от иных обстоятельств, исключающих преступность деяния.

 

При ответе на первый вопрос на основе ст. 39 УК РФ дайте понятие крайней необходимости.

Покажите социальные и юридические основания непризнания преступности причинения вреда в состоянии крайней необходимости, значение этого уголовно – правового института.

По второму вопросу охарактеризуйте опасность, создающую состояние крайней необходимости. При этом укажите источники опасности – стихийные силы и др.

Раскрывая третий вопрос, обозначьте пределы и условия допустимого вреда в состоянии крайней необходимости, дайте характеристику превышения пределов крайней необходимости и её юридических последствий.

Содержанием работы по четвёртому вопросу должно быть прямое сопоставление условий правомерности крайней необходимости с аналогичными условиями при необходимой обороне, обоснованном риске, физическом и психическом принуждении и другими обстоятельствами, исключающими преступность деяния.

 

Задача № 1

 

Дрёмин, управляя автомобилем ВАЗ, следовал по одной из улиц на окраине города. Внезапно наперерез автомобилю на дорогу выбежала собака. С целью избежать наезда Дрёмин резко затормозил и повернул руль в сторону. Машину занесло, и она ударилась о столб.

В результате два пассажира, находившихся в кабине, получили телесные повреждения средней тяжести, был деформирован кузов автомобиля.

Оцените действия Дрёмина с позиции нормы о крайней необходимости.

 

Задача № 2

 

Между Таниным и Поляковым возникла ссора и драка. Танин стал преследовать Полякова, пытаясь причинить ему телесное повреждение. Когда Танин догнал Полякова на улице и замахнулся подобранной по дороге палкой для нанесения удара, Поляков схватил проходившего мимо Трубина и подставил его под удар в качестве «щита». В результате Трубину было причинено телесное повреждение средней тяжести.

Имеются ли обстоятельства, исключающие преступность совершённых Таниным действий?

С позиции каких правовых норм должны оцениваться действия Танина?

 

Задача № 3

На Скворцова напала собака, принадлежавшая Большакову, которая сорвалась с поводка во время прогулки. Защищаясь от укусов, Скворцов убил собаку.

Вариант: Большаков натравил собаку на Скворцова.

Дайте оценку действиям Скворцова с позиции норм об обстоятельствах, исключающих преступность деян


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для выполнения домашней контрольной работы | Понятие и виды освобождения от наказания и его отбывания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.