КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дьяков С. В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственные преступления. М., 1999
Заключение 2.2. 2.4. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Состав преступления, предусмотренный данной статьей, включает ранее существовавшую в УК РСФСР форму измены Родине – заговор с целью захвата власти, которая не вписывалась полностью в понятие государственной измены. Однако связь с государственной изменой осталась. Так, если виновные совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то действия заговорщиков следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и как насильственные действия, направленные на захват власти, по совокупности преступлений. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных данной статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий. Первая группа действий – насильственные действия, направленные на захват власти, в нарушение Конституции. Поскольку в законе не конкретизировано, на захват какой именно власти направлены насильственные действия, то следует иметь в виду все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Не оговорен в законе и уровень власти (федеральная, субъекты РФ, муниципальная), а значит, речь должна идти о власти любого уровня. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия. Вторая группа действий направлена на насильственное удержание власти. Речь идет о том, что виновные обладают властью, имеют ее, но обязаны сложить власть согласно Конституции (отрешение от должности, переизбрание и т.п.), однако делать этого не желают и насильственно удерживают ее. Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти. Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию. Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Все три группы действий совершаются насильственным способом, причем формы и степень насилия не ограничены законом. Насилие может быть вооруженным, совершаться как одним человеком, так и группой. Это преступление, согласно закону (ч. 5 ст. 15 УК), относится к особо тяжким. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления. Если в ходе насильственных действий совершаются акт терроризма, умышленное убийство, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя. Если создана преступная организация для совершения указанных в данной статье действий, то действия ее участников следует квалифицировать по ст. 210 УК (организация преступного сообщества) и по данной статье по совокупности преступлений. Если же существовал заговор с целью захвата власти, но он не оформился в преступное сообщество и заговорщики не совершили других действий, направленных на насильственный захват власти, то действия виновных следует квалифицировать как приготовление к совершению насильственного захвата или удержания власти или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Субъектами указанного преступления могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Действуют они с прямым умыслом и преследуют цели захвата или удержания власти или же изменения конституционного строя Российской Федерации. 2.5. Вооруженный мятеж Статья 279. Вооруженный мятеж Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя Российской Федерации или изменение ее территориальной целостности. Следует отличать понятие вооруженного мятежа от понятия организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК). Эти составы преступлений отличаются по объективной стороне и направленности умысла. Состав ст. 208 УК не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации. Действия виновных могут рассматриваться как реальная совокупность преступлений и квалифицироваться по ст. 208 УК и данной статье только в тех случаях, когда организация незаконных вооруженных формирований перерастает в вооруженный мятеж. Объективная сторона вооруженного мятежа выражается либо в организации этого преступления, либо в активном участии в нем. Действия организатора могут выражаться в вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Как организацию мятежа следует рассматривать и подстрекательство к мятежу, которое привело к совершению этого преступления. Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.). Совершение мятежниками террористических актов, умышленных убийств следует квалифицировать по совокупности преступлений. Мятеж обязательно должен быть вооруженным, но это не означает, что должен быть вооружен каждый мятежник. Вооруженный мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления мятежников с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой в противном случае осуществить свои требования вооруженной силой. Преступление совершается только с прямым умыслом и специальными целями: свержение или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства. Ответственность за вооруженный мятеж несут только его организаторы и активные участники, достигшие 16-летнего возраста. Остальные мятежники ответственности за вооруженный мятеж, как правило, не несут, но могут отвечать за конкретные преступления, совершенные ими в ходе вооруженного мятежа. Итак, преступлениями против основ конституционного строя признаются особо тяжкие общественно опасные деяния, непосредственно направленные в ущерб политическим основам конституционного строя, внешней безопасности, территориальной целостности, экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. В статью 275 УК РФ, открывающую главу 29 Кодекса, рекомендуется включить примечание, содержащее законодательное понятие данных преступлений. Родовым объектом этих преступлений согласно разделу Х УК считается государственная власть. Видовым объектом согласно главе 29 УК являются основы конституционного строя и безопасность государства (взаимосвязанные понятия). Основы конституционного строя РФ определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы экономических отношений, политической системы, статуса личности, общественного и государственного строя. Безопасность государства — это часть национальной безопасности РФ (наряду с безопасностью личности и общества), представляющая собой состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности, территориальной целостности и других жизненно важных интересов РФ от внешних и внутренних угроз. Непосредственные объекты государственных преступлений определяют деление этих преступлений на следующие группы: I. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (государственная измена – ст. 275 УК, шпионаж — ст. 276 УК); II. Преступления, посягающие на конституционные основы политической системы РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля — ст. 277 УК, насильственный захват власти или насильственное удержание власти — ст. 278 УК, вооруженный мятеж — ст. 279 УК, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации — ст. 280 УК); III. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (диверсия — ст. 281 УК); IV. Преступления, посягающие на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в РФ (возбуждение национально-расовой или религиозной вражды — ст. 282 УК); V. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны РФ (разглашение государственной тайны — ст. 283 УК и утрата документов, содержащих государственную тайну — ст. 284 УК). Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства отличает их направленность на соответствующий объект. Эта направленность определяется как объективными, так и субъективными признаками деяния и отражает строго определенную связь субъекта с объектом, точное установление которой — необходимое условие правильной квалификации государственных преступлений. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета. 1996. 18, 19, 20, 25 июня. 4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года // Российская газета. 2002. 2 августа. 5. Об общественных объединениях: Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года // Российская газета. 1995. 27 мая. Бородин С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 2. Особенная часть. М., 1998. С. 608-609. Галиакбаров Р. Р. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Уголовное право. Особенная часть: Учебник. М., 1999. Горелик А. С. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов. М., 1999. 12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н. Г. Кадникова. М., 2006. 13. Кузнецов А.П. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный). М., 2005. 14. Кузнецова Н. Ф. Понятие особенной части российского уголовного законодательства // Курс уголовного права. Особенная часть. Том 3. Учебник для вузов. М., 2002. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. //Российская газета. – 25 декабря. – 1993 г. 2. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. 3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г., N 25. 4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Чучаева). – «КОНТРАКТ», 2012 г. 5. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. /Под ред. Наумова А.В. – «Гардарика», Фонд «Правовая культура». – 1999 г. 6. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: Учебник/Под ред. д-ра юр. наук, проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, д-ра юр. наук, проф. А. И. Рарога, д-ра юр. наук, проф. А. И. Чучаева – М.:ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004. - 553 с. 7. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учебник. – 2-е изд., испр. И доп. /Под ред. д-ра юр. наук, проф. Л. В. Иногамовой-Хегай, – М.:ИНФРА-М, 2006. – 448 с. 8. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. - М., 1996. 9. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. /Под ред. Наумова А.В. – «Гардарика», Фонд «Правовая культура». – 1999 г. 10. Михлин А. Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания // Российская юстиция. - N 5. - 2002 г. 11. Наумов А. «Камни преткновения» уголовного наказания // Российская юстиция. - N 9 - 2002 г. 12. А.Трахов «Бессистемная система наказаний в УК РФ» // Российская юстиция. - № 9. – 2000 г. 13. Минская В. Новые виды наказаний // Российская юстиция. - №2. – 1997 г. 14. Ткаченко В.И. Нелогичные наказания в новом УК // Практический журнал для руководителей и менеджеров «Законодательство». - N 5 – 1997 г. 15. Сидоров В. Кого исправляет смертная казнь? // Российская юстиция. - N 4 - 2001 г.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |