КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнейшая культура Индии
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ВОСТОКА индия Индийская культура является одной из древнейших в мире. В своем развитии она прошла несколько этапов, или периодов: додинастический период (Ш-И тысячелетия до н.э.) называют хараппской цивилизацией; культуру Древней Индии I тысячелетия до н.э. именуют ведической по названию Вед - религиозно-философских песнопений (к этому же времени относится создание народного эпоса - поэм «Махабхарата» и «Рамаяна»); VII в. до н.э. - VI в. н.э. датируется буддийский период, включающий «классическое искусство» империи Гуптов; новая фаза в развитии индийского искусства с VII по XIII в. известна как средневековое искусство индуизма; XIII-XVII вв. - время распространения на территории Индии исламского влияния, завершившегося блестящим периодом правления династии Великих Моголов.
По месту обнаружения двух крупных поселений вблизи современных городов Хараппы и Мохенджо-Даро древнейшая цивилизация в долине реки Инд получила название хараппской. Это была культура, о высоком уровне которой свидетельствуют каменные постройки. В краю, где обилие лесов и глины давало легкий материал для деревянных и кирпичных сооружений, каменное строительство являлось той роскошью, которую могли позволить себе только высококультурные народы. В знаменитом индусском эпосе «Рамаяна» содержится описание города Айодья, его широких прямых улиц с колодцами и аллеями манговых деревьев, семиэтажных светлых домов с резными колоннадами и террасами, парков с водоемами и купальнями. По улицам и площадям ходили слоны, лошади, сновали повозки, всюду звучала музыка флейт и тамбуринов, воздух был напоен ароматами цветов и курений. Столица, средь манговых рощ безмятежно покоясь, Блистала, как дева, из листьев надевшая пояс. Порталы ворот городских, защищенных оружьем, Украшены были снаружи резным полукружьем. И были на башнях твердыни развешены стяги, Ее защищали глубокие рвы и овраги. На Царском Пути, увлажненном, чтоб не было пыли, Охапки цветов ароматных разбросаны были. Сплошными рядами, согласья и стройности ради, На улицах ровных стояли дома в этом граде.
Дворцы и палаты искрились, подобно алмазам, Как в райской столице, построенной Тысячеглазым. Был сходен отчасти с узорчатой восьмиугольной Доской для метанья костей этот город престольный.
Таким же великолепием отличались и дома: семь дворов вели к зданию; входные арки были инкрустированы слоновой костью, украшены разноцветными вымпелами и пестрели роскошными цветами, сбрызнутыми водой; ступени были вызолочены, окна хрустальные, стены выложены разноцветной яшмой и алебастром, расположенными наподобие полей шахматной доски. Вокруг жилого здания размещались отделения для слонов и лошадей, концертный зал, птичник. К дому примыкал фруктовый сад с цветниками и бассейнами. Города строились на невысоких плоских холмах и делились на две зоны: в западной части располагались общественные постройки (зернохранилища, библиотеки, купальни, залы для собраний), в восточной - жилые дома. Особенность хараппских городов состояла в отсутствии дворцов и культовых сооружений, что, по мнению ученых, говорит о наличии равноправного слоя горожан; принадлежавшие им крестьяне и рабы проживали вне города. Значительное место в художественном творчестве эпохи Хараппы занимала скульптура, игравшая в искусстве Индии ведущую роль. Найденные при раскопках статуэтки, например мужской торс и танцовщица, выполнены в технике так называемой набухающей формы, ставшей основным принципом индийской статуарной пластики. Она подразумевает передачу не только телесности, но и того внутреннего дыхания, которое в индийской эстетике определяется как прана. О высоком уровне мастерства свидетельствуют также печати-штемпеля квадратной формы с короткой ручкой на оборотной стороне. Выполненные из фаянса, слоновой кости, стеатита печати украшены изображениями единорога, бизона, слона, тигра и надписью, дающей на материале обратный отпечаток. Предполагают, что на рубеже II тысячелетия произошло вторжение в Индию ариев, пришедших с севера. От их культуры до нас дошли лишь религиозные песнопения - Веды. Древнейший из ведийских текстов - Ригведа красочно рассказывает о персонажах ведийской мифологии, тесно связанной с природой. Ведические боги не имели определенного образа и подразделялись на небесных (Варуна - бог неба, которому были подвластны и космические воды, Ашвины - братья-близнецы, боги предрассветных и вечерних сумерек), земных (Агни - бог огня) и атмосферных (Сурья - бог солнца, Ваю - бог ветра). Главным ведийским божеством считался бог Индра - громовержец, совмещающий функции воителя и прародителя животворящих сил природы. Важную роль в ведической мифологии играли низшие существа: апсары - женские духи вод, обитающие в небе и на земле, небесные танцовщицы; демоны - асуры и ракшасы, якши - божества плодородия. Значимая роль отводилась обитателям водного и подземного миров - змеям-нагам, подателям воды и хранителям плодородия земли. Они были центральными персонажами многих генеалогических мифов, потому что, обладая способностью принимать человеческий облик, становились легендарными прародителями правящих династий. Литературными памятниками являются два эпических произведения - «Махабхарата» и «Рамаяна». Обе поэмы, подобно большинству произведений героического эпоса, опираются на исторические предания. «Махабхарата» («великая битва») рассказывает о междоусобной войне потомков Бха-раты - Пандавов и Кауравов, проходившей, по мнению историков, на рубеже II—I тысячелетий до н.э. Описанный в «Рамаяне» поход Рамы на остров Ланку с целью освобожде- ния его жены Ситы, похищенной владыкой ракшасов Раваной, в преломленном виде отражает борьбу индоевропейских племен ариев с аборигенами индийского юга, относящуюся к XIV-XII вв. до н.э. В эпос включены как ведийские боги (Индра, Ваю, Ашвины и Сурья, ставшие божественными отцами героев «Махабхараты» - Пандавов), так и индуистская1 триада богов: Брахма, Вишну и Шива. Согласно «Махабхарате», Брахма - высшее божество, творец мира - рождается из золотого яйца, плавающего в первобытных водах. Силой мысли он делит яйцо на две половины, из которых возникают небо и земля с воздушным пространством между ними. Сам Брахма разделяется на мужскую и женскую ипостаси, после чего создает растения, животных, птиц, насекомых, демонов. Силой духа он производит на свет сыновей, являющихся родоначальниками богов и людей. Брахма красного цвета, у него четыре лица, четыре туловища и восемь рук, в которых он держит четыре Веды, жезл, лук, жемчужное ожерелье, сосуд с водой из Ганга, жертвенную ложку, иногда цветок лотоса. Он пребывает на вершине величайшей горы Меру, а передвигается верхом на лебеде. Вишну в эпосе является центральным персонажем, выступая в виде своих аватар2: Кришны в «Махабхарате» и Рамы в «Рамаяне». Во всех своих аватарах Вишну олицетворяет созидательную энергию, направленную на борьбу со злом. В сложившейся иконографии Вишну предстает во множестве обликов, хотя в «Махабхарате» о нем говорится: «Тот, чье тело не описать». Чаще всего он изображается возлежащим на спине тысячеголового змея Шеши. Согласно мифу, в конце каждого мирового цикла Вишну вбирает в себя Вселенную и погружается в сон, плавая посреди океана до очередного сотворения мира. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, сотворяющий мир. Иногда Вишну изображается четырехруким юношей темно-синего цвета в желтой одежде, держащим раковину, палицу, лотос и чакру - оружие наподобие бумеранга. Шива («благой», «приносящий счастье») упоминается в «Махабхарате», когда мудрец Упаманью говорит, что знаком творения является не лотос, не чакра, а линга-фаллос, покоящийся на йони - женском символе, и поэтому Шива, воплощающий эти символы, является верховным богом и творцом мира. Согласно легенде, Шива предстал перед Брахмой и Вишну в образе огненного фаллоса невиданного размера. Вишну, приняв облик кабана, ринулся под землю, а Брахма в образе гуся взмыл под облака. Не достигнув ни начала, ни конца фаллоса, они безоговорочно признали Шиву величайшим из богов. Будучи богом-созидателем, Шива одновременно является и богом-разрушителем, регулируя мировой порядок при помощи оргиастического танца на теле убитого им асуры Апасмары. В качестве царя танца он носит имя Натараджи. На многих изображениях Шива имеет четыре или пять лиц и четыре руки с зажатыми в них трезубцем, дамарой (барабан в форме песочных часов), луком, сетью, боевым топором и т.п. Посредине лба Шивы - третий, особенно губительный, глаз, возникший, когда его жена Парвати подошла сзади и закрыла ладонями два других глаза. Сквозь волосы Шивы протекает река Ганга, которую тот подхватил себе на голову, чтобы она, нисходя на землю, не разрушила ее своей тяжестью. С тех пор как Шива во время пахтанья (взбивания) богами океана выпил яд калакуту, способный сжечь Вселенную, его шея стала синего цвета, а вокруг тела образовалось огненное полукружие. Постоянный помощник Шивы и его ездовое живот-ное-быкНандин. Характерной особенностью ведийской мифологии является нарочитая гиперболизация образов и деяний героев. В качестве примера из «Махабхараты» можно привести фрагмент из легенды о пахтанье океана. 1 Индуизм - одна из религий мира, основой которой является учение о перевоплощении душ (сан-сара) в соответствии с законом воздаяния (карма) за поступки, которые определялись почитанием верховных богов Вишну и Шивы. Вторая стадия формирования индуизма связана со слиянием индийских и ведических богов и образованием брахманизма с верховными богами Брахмой, Шивой и Вишну. 2 Аватара (от др.-инд. avatara) - воплощение бога в смертное существо ради спасения мира. Боги и асуры с целью добывания амриты, напитка бессмертия, стали размешивать океан космической горой, обмотав ее гигантским змеем Шешей (Васуки): Есть в мире гора, над горами царица. С ее высотою ничто не сравнится. Направились боги с горою великой И речь повели с океаном-владыкой: «Сбивать твою воду горою мы будем, Мы амриту, влагу бессмертья, добудем». Могучие сделали воду мутовкой, А Васуки, длинного змея, - веревкой И стали совместно растягивать змея, Конец у премудрых, у демонов - шея, И стали, желая воды животворной, Сбивать океан, беспредельно просторный. Сбивали, как масло хозяйки-подружки Из сливок отменных сбивают в кадушке. Вода в молоко превратилась сначала, Затем благодатные соки впитала И в сбитое масло затем превратилась -На время работа богов прекратилась... Явился врачующий бог, поднимая Сосуд: это - амрита, влага живая! В «Рамаяне» примером гиперболизации служит образ вожака обезьяньего войска, могучего Ханумана, наделенного даром менять свой облик. Так, в повествовании о походе Рамы на Ланку рассказывается, как он отправляется на разведку через океан. Хануман, став исполином, уперся ногами в гору, глубоко вздохнул, оттолкнулся и, вытянув руки, взмыл над океаном. Гора покачнулась, осыпая цветочный ливень с верхушек деревьев, каменные утесы сорвались в морскую пучину, из недр хлынули потоки золота и серебра. Многие опасности подстерегали его в полете через океан, но бесстрашный Хануман благополучно достиг цветущего острова ракшасов и незамеченным проник в обитель Раваны. Наряду с масштабностью образов особенностью древнеиндийского эпоса является обилие ярких, красочных эпитетов. Богатством цвета отличаются картины тропического леса, поры дождей, осени, описания городов, одежды, украшений, благодаря чему эпос переливается яркими красками, как узоры в калейдоскопе. Вот слово Рамы о красоте горы Читракуты: Мне кажется, будто земля раскололась, и круто Из лона ее, возблистав, поднялась Читракута. Утесы тебя обступают кольцом прихотливым, Сверкая серебряным, желтым, пунцовым отливом. Окраской волшебной утесы обязаны рудам. Серебряный пик и пунцовый соседствуют чудом. Вон желтый, как будто от едкого сока марены, И синий, как будто нашел ты сапфир драгоценный. Искрится хрустальный, поблизости рдеет кровавый, А этот синеет вдали, как сапфир без оправы! i Иные мерцают, подобно звезде или ртути, И царственный облик они придают Читракуте. Ночами владычицу гор озаряет волшебно Огнистое зелье, богатое силой целебной. Дивная природа, окружающая индуса, развила в нем созерцательное отношение к окружающему миру, и стремление к абсолютному покою рассматривалось как идеальное состояние души.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |