Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические принципы социальной работы как важное условие повышения ее эффективности

Этические принципы деятельности социального работника

Этический кодекс социального работника

Важной ценностной характеристикой специалиста выступает не только его профессиональная компетентность, но и другой не менее важный компонент ‑ профессиональная культура. Овладевая ею, он признает ценность человеческой личности, руководствуется принципами альтруизма, доброты, чести, эмпатии. Имея в виду то, что деятельность социального работника —это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению, социальный работник должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме.

Профессия требует нестандартного отношения социального работника к самой личности и ее проблемам. Профессионал должен хорошо осознавать значимость и ценность человеческой индивидуальности. Ему необходимо научиться воспринимать человека таким, какой он есть, со всеми его «плюсами и минусами». Подчеркивая, таким образом, специфику деятельности социального работника, следует отметить, что в процессе рабочего контактирования ему приходится прикасаться ко многим личным тайнам клиентов, далеко не всегда при этом возможно присутствие третьих лиц, в какой‑то степени необходимо брать на себя функции советника, жизненного адвоката и арбитра. Социального работника довольно сложно проверить, измерить и объективно оценить результаты его работы, не менее сложно вести и ее обоснованный учет.

Таким образом, социальный работник, возможно, как никакой другой специалист остается один на один со своей компетентностью, совестью, морально‑нравственными установками. Поэтому как врач свою деятельность соотносит с клятвой Гиппократа, так и социальный работник должен свято руководствоваться высшими принципами профессиональной компетентности, этики и морали, порядочности, ответственности и самоконтроля, которые изложены в Международной декларации, принятой на общем собрании Международной федерации социальных работников.

Прежде всего, указывается, что социальные работники служат на благо людей и действуют на основе следующих принципов:

Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.

Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.

Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

Социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой декларации.

Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

Социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению можно прибегать в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

Социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

Социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с международными этическими стандартами социальных работников, принятыми их национальными профессиональными организациями.

Предполагается, что это не окончательный вариант, что эти принципы могут обсуждаться и дополняться. Те страны, которые входят в Международную федерацию социальных работников придерживаются данных принципов. Национальные ассоциации могут вносить свои дополнения.

Специалисты по социальной работе руководствуются в своей деятельности Кодексом этики профессионального социального работника, положения которого являются результатом многолетней практики и оформлены как мировым сообществом профессионалов, так и национальными объединениями в виде основополагающего документа. Этот документ подчеркивает особенности социальной работы, представляет ее как отрасль, связанную с наиболее интимными слагаемыми жизни людей, вмешательство в которую требует присутствия совершеннейшего профессионализма и высоких духовных качеств человека [Основы социальной работы 2003, с. 329‑330].

В кодексе выделены основные разделы, каждый из которых включает по несколько позиций подробного описания поведения социального работника:

Основные стандарты этического поведения социального работника.

Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам.

Этические нормы социального работника по отношению к коллегам.

Этические обязательства социального работника по отношению к нанимателю или нанимающей организации.

Этические обязанности социального работника перед своей профессией.

Этическая ответственность социального работника перед обществом.

Важнейшей составляющей Кодекса являются этические обязательства профессионала по отношению к клиентам. А также в контексте этических норм деятельности социального работника особо значимы нормы взаимоотношений между коллегами. И, прежде всего, потому, что неправильно, неискренне построенные взаимоотношения так или иначе, но обязательно скажутся на качестве работы с клиентами. Во‑вторых, профессионально необходимые психологические данные, коммуникабельность, осознание долга, морально‑нравственные установки, уровень культуры социального работника предполагают отсутствие завистничества, нездоровой соревновательности, эмоционально‑оскорбительного выяснения отношений, склок и конфликтов. Отношения между коллегами должны быть построены таким образом, чтобы в этой среде царили взаимное уважение, доброжелательность, взаимопомощь и вместе с тем порой была взаимная требовательность, дающая возможность ответственно высказывать критические замечания в адрес коллег, и, естественно, адекватное на них реагирование. Поэтому если в большом или малом объединении социальных работников нарушается этика взаимоотношений, случается выяснение отношений с признаками неуважительности, оскорблений, неконтролируемой эмоциональности — это первый признак профессиональной непригодности того, кто вносит постоянную нервозность и накаляет атмосферу. Долг коллег (в рамках тех же этических норм) назвать вещи своими именами и, невзирая ни на какие заслуги и достижения этого работника, помочь ему определиться на другом участке деятельности, не связанном с социально‑педагогической работой. Каким бы ценным специалистом он ни казался, в конечном итоге вреда делу от него будет больше, чем пользы.

Главными позициями кодекса являются преимущество индивида по отношению к обществу; уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом; готовность отделить личные чувства от профессиональных отношений; стремление к социальным изменениям, соответствующим социальным познанным потребностям человека; готовность социального работника к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное оценивание этих различий; стремление к развитию способностей подопечного помогать самому себе; готовность действовать от имени подопечного, несмотря на различные сложности; стремление к социальной справедливости, экономическому, физическому, умственному благосостоянию для всех членов социума.

Если затронуть вопрос о нашем белорусском кодексе, то можно сказать, что его пока нет. Может это и хорошо, что нет, ибо в любом случае ему было бы суждено быть непрофессиональным. Институт социальных работников в Республике Беларусь только складывается, большинство практиков только приобщаются к этому виду деятельности и, естественно, пока не успели достаточно глубоко окунуться в профессию, познать тонкости и нюансы до такой степени, чтобы участвовать в разработке и принятии такого важного документа. И, видимо, просто неэтично браться за подобное деяние тем, кто вообще никогда не занимался социальной практикой.

Кроме того, появление национального кодекса будет иметь смысл тогда, когда он сможет нести определенную юридическую нагрузку, т.е. когда его нарушение способно возыметь действие при рассмотрении дела о профессиональном соответствии работника в суде, как это имеет место в западных странах.

Однако такое станет возможным только при достаточно сформировавшихся системе и структуре профессиональной социальной работы, когда такого рода деятельность в достаточной степени будет признана общественным мнением, когда будут образованы региональные объединения социальных работников‑профессионалов, способных осуществлять контроль за соблюдением кодекса и толковать его положения. Только после этого можно рассчитывать на то, что кодекс будет работать, т.е. будет учитываться на уровне нормативных государственных документов, судопроизводства и т.п.

Поэтому, если подходить логически и принципиально, национальный кодекс этики социального работника — вопрос пусть и недалекого, но будущего. Отсутствие «своего» кодекса не служит препятствием для становления социально‑педагогических и психологических служб. Напротив, именно их развитие и подготовит благоприятную почву для создания кодекса на достаточно профессиональной основе. Социальному работнику надо просто прочувствовать суть его положений и привыкать руководствоваться этическими нормами и принципами социальной работы. Они в значительной степени интернациональны и известны заинтересованным социальным работникам через соответствующие издания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.