СТРУКТУРА ЯЗЫКА, 1) множество уровней данного языка и связывающие их отношения. 2) Термин, употребляемый некоторыми учёными в значении система языковая. СИСТЕМА ЯЗЫКОВАЯ, 1) множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования. В этом смысле говорят о фонологической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, лексической, семантической системе данного языка или (более узко) о системах (подсистемах) склонения и спряжения, глагола и имени, вида и времени, рода и падежа и т. п. Определение языка как системы восходит к Ф. де Соссюру, подготовлено трудами В. Гумбольдта и И. А. Бодуэна де Куртенэ.
УРОВНИ ЯЗЫКА, основные «ярусы» языковой системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания – как объекты научного исследования языка (фонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса), определяемые свойствами единиц, выделяющихся при последовательном членении языкового потока. Одни учёные стремятся к расширению числа уровней языка, возводя любую из поддающихся выделению сложных единиц в ранг отдельного уровня, другие считают научно значимыми лишь два уровня языка: дифференциальный (на этом уровне язык выступает только как система различительных знаков, к которым относятся, помимо естественных звуков речи, также различительные письменные знаки, способные различать единицы семантического уровня) и семантический [на этом уровне выделяются морфемы, слова и словосочетания как двусторонние единицы, т. е. с учётом как их звуковой стороны, или выражения, так и их внутренней (семантической) стороны, или содержания]. Курс СРЯ состоит из следующих РАЗДЕЛОВ: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса), пунктуации.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ изучают словарный и фразеологический состав рус языка и закономерности его развития. ФОНЕТИКА описывает звуковой состав СРЛЯ и основные звуковые процессы, протекающие в языке, предметом фонологии являются фонемы - кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм. ОРФОЭПИЯ изучает нормы современного русского литературного произношения. ГРАФИКА знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками, а орфография - с основным принципом русского написания - морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными. Орфография - это совокупность правил, определяющих написание слов. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-синтаксический. МОРФОЛОГИ Я является учением о грамм категориях и грамм формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамм значений в русском языке. СИНТАКСИС - это учение о предложении и словосочетании. Синтаксис изучает основе синтаксические единицы - словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру. На основе синтаксиса строится пунктуация - совокупность правил расстановки знаков препинания.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА: ЗВУКИ речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. 3. р. относятся к сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными линейными единицами языка — фонемами. Супрасегментные звуковые средства, напр. тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяженности - такими, как слог, слово, синтагма. При описании 3. р. учитываются их артикуляционные, акустические. И перцептивные характеристики. Артикуляционно все 3. р. делятся на 2 класса — гласные и согласные. С акустической точки зрения 3. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве источников выступают: а) голос; б) шум. ФОНЕМА - единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц - морфем, в состав которых она входит в качестве мин сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов. Ф.— инвариантная единица языка. Ф.— основная незначимая единица языка, связанная со смыслоразличением лишь косвенно. Фонема выполняет перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную) функции в тексте. Ф. как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой Ф. материально реализуется в речи. МОРФЕМА - одна из основных единиц языка, часто определяемая как мин знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая не членится на более простые единицы того же рода. Морфема- минимальная значимая единица текста, текстовый представитель морфемы. Различают М., репрезентирующие одну морфему, были названы соответственно ее алломорфами. М. обычно рассматривается как непосредственная составляющая словоформы. Так, напр., в словоформе «столиком» выделяются (на графическом уровне) корневой М. стол, суффиксальный (со значением уменьшительности) -ик- и флексийный (выражающий значение тв. п. ед. ч.) -ом. В зависимости от выполняемой функции морфы делятся на формообразующие, словообразующие и синкретичные. К формообразующим морфам относятся флексии и некоторые суффиксы: стол-а, чита-ешь, чита-ть, чита-л, чита-я, выш-е и так далее. В число словообразующих морфов входят приставки (вредный – без-вредный), суффиксы (дом – дом-ик), префиксоиды (вне-штатный), суффиксоиды (англо-ман). Синкретичные морфы могут образовывать и новые слова, и новые формы слов. К синкретичным морфам относятся, например, глагольные приставки, с помощью которых образуются формы совершенного вида: ехать – вы-ехать, за-ехать, до-ехать. ЛЕКСЕМА - слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности всех его конкретных грамм форм и выражающих их флексий, а также всех возможных значений (смысловых вариантов); абстрактная двусторонняя единица словаря. Представляя собой совокупность форм и значений, свойственных одному и тому же слову во всех его употреблениях и реализациях, лексема характеризуется как формальным, так и смысловым единством. Термин «лексема», предложенный в 1918 А.М.Пешковским и вошедший в Грамматический словарь Н.Н.Дурново, в дальнейшем получил содержат наполнение в трудах В.В.Виноградова, А.И.Смирницкого и А.А.Зализняка. СЛОВОФОРМА, термин, обозначающий конкретное слово в конкретной грамм форме. Например «городов» - словоформа род падежа мн. Ч. существительного «город». Всякая грамм парадигма слова есть система его словоформа, и в реальных высказываниях всякое слово, относящееся к грамм изменяемым, выступает в определенной словоформе. В советском языкознании теория словоформа разрабатывалась А. И. Смирницким, развивавшим взгляды Ф. Ф. Фортунатова, А. М. Пешковского, В. А. Богородицкого. Он различал в содержат структуре словоформы три момента: индивидуализирующий (лексический), выражаемый корнем слова, типовой (конкретно-грамм) и собственно формальный (обобщённая грамм форма), выражаемые, например, окончанием в словоформе «городов». ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которого является предикативность, а формой – минимальная структура схема с принадлежащей ей системой собственно грамматических средств для выражения синтаксического времени и наклонений. ВЫСКАЗЫВАНИЕ, т.е. отрезок речи, выполняющий комм функцию, соответствующий целям общения. В речевом аспекте высказывание индивидуально и ситуативно, высказывания в речевом аспекте бесконечно разнообразны.
СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, связи и зависимости между языковыми элементами (единицами любой сложности), одновременно сосуществующими в линейном ряду (тексте, речи), напр., между соседними звуками (откуда явления сингармонизма, ассимиляции), морфами (откуда явления наложения или усечения смежных морфем) и т.п. Термин введен Ф. де Соссюром. Часто употребляется как эквивалент понятию функций у последовательно соединяемых языковых элементов в процессе речи. С.О. выделяются в языке в противоположность парадигматическим отношениям, или ассоциативным связям, образуя область исследования синтагматики. Рассмотрение языковых явлений только по их С. было характерно для дескриптивной лингвистики и лежало в основе дистрибутивного анализа. Изучение С.О. — важный аспект проблемы сочетаемости языковых элементов, их валентности, закономерностей объединения в речи.
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, отношения противопоставления нескольких элементов языка, выбора одного из взаимоисключающих элементов; единицы языка объединяются, таким образом, в сознании (в сознании, а не в реальности!) пользующегося языком, несмотря на невозможность реального их объединения в акте речи. Они соответствуют функции "или — или" и противостоят синтагматическим отношениям (отношениям сосуществования элементов языка в момент их реального объединения в акте речи и соответствующим функции "и — и"); П.О. нелинейны и не одновременны. По-видимому, существует зависимость синтагматических характеристик формы от её парадигматических свойств. П.О. впервые описаны Ф. де Соссюром как противопоставленные синтагматические ассоциативные отношения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление