КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К определению восприятия
Статья посвящена определению понятия «восприятие».
Отражением сути какого-либо процесса считается определение его понятия. Что есть восприятие как процесс? «Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств» [10, с.31]. Приблизительно схожие определения восприятия приводятся: в психологическом словаре под ред. А.В. Петровского [8, с.52], в курсе лекций по психологии (составитель Е.И. Рогов) [11, с.217-220]; авторы - Я.Л. Коломинский [7, c.72], Гамезо М.В. и Домашенко И.А. [6, c.136], И.С. Вотчин [4, с.17] и другие. Общим знаменателем приведённых в качестве примеров определений является то, что объект нашего анализа – восприятие - связано с данными органов чувств (1)человека и опирается на них. С помощью восприятия у человека формируется образ предмета исследования (2), который непосредственно (3) воздействует на органы чувств. На наш взгляд, все перечисленные определения недостаточно строго сформулированы, а, значит, недостаточно исчерпывающи. В этих определениях нет ещё одного ключевого фрагмента - информации относительно активности самого воспринимающего [6], [9],что он живой человек, с запасом знаний и опыта, со своей личностной историей, установками[15], [17] мотивацией, того, что называют апперцепцией [4], - всего, что субъективно корректирует отражение (восприятие)объективной реальности. Можно ли считать завершённым определение, в котором упомянуты не все его ключевые компоненты? Надо заметить, что некоторые из упомянутых авторов, не вводя непосредственно в определение понятия апперцептивных аспектов, далее по тексту касаются этих сторон восприятия, признавая тем самым их важность. Например, автор пособия «Психология личности» И.С. Вотчин: «На практике большую роль может играть апперцепция – опыт, знания, умения, навыки, установки человека. …но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, даёт объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стереотипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта» [4, с.17-18]. Или М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, авторы «Атласа по психологии»: «Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. … И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему» [6, с.136-138]. Остаётся только сожалеть, что авторы не сочли необходимым упомянуть об этом ранее, уже в определении понятия. О необходимости отражения субъективных факторов в психологических исследованиях указывает А.Г. Асмолов, рассматривая причины “вынесения за скобки” активность субъекта: «В наследство от классической физики психологии вообще, и психофизике в частности, достались «постулат непосредственности» [17] и метод, который Л.С. Выготский охарактеризовал как метод «анализа по элементам» [1, с.157]. Автор напоминает смысл постулата непосредственности: причина всегда однозначно определяет следствие или - внешнее физическое воздействие однозначно определяет вызванное им ощущение. И далее замечает, что и метод, и постулат - причина основ анализа классической психофизики - двучленная схема: воздействие на рецепирующие системы -› ответное субъективное явление. «…Между тем постулат непосредственности, порождённый спецификой объекта исследования классической физики – характером связей в неживой природе, неадекватен при исследовании природы психических явлений. Некритическое использование этого постулата в психологии приводит к тому, что активность субъекта оказывается вынесенной за скобки» [1, с.157]. В роли постоянного спутника постулата непосредственности выступает метод «анализа по элементам» и по мнению Л.С. Выготского: «Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому,- элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому…» [5]. Развенчивая психофизику «чистых ощущений», раскрывая причины избирательности нашего восприятия, А.Г. Асмолов предлагает сместить внимание исследователя к психофизике «сенсорных задач»: «Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира...» [2, с.38]. «…состояние организма определяется решаемой им задачей. Она определяет избирательность его восприятия и поведения, обуславливая настройку сенсорных систем организма» [1, с.161]. В этой связи нам представляется, что избирательность как субъективный фактор не может быть не отражена в определении понятия «восприятие». Активность восприятия как субъективного процесса подчёркивает Д. Бом: «…новейшие исследования показывают, что восприятие … является активным процессом, в ходе которого человек вынужден производить множество действий для того, чтобы придать воспринимаемому им определенную общую структуру» [3, с.239-265]. Как отмечает Р.С. Немов, восприятие человека: «… всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причём даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). …Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения» [9, кн.1, с.181-182]. Приведём ещё примеры определений, где подчёркивается субъективность восприятия и активность самого воспринимающего: «Восприятие - … процесс формирования – посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы» [16, с.108], [13]. «Под восприятием -…понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психопроцессы, благодаря которым это совершается» (Дж. Хохберг) [14, с.91]. Таким образом, для восприятия какого-либо предмета необходима в отношении его встречная активность, деятельность, направленная на его исследование, построение и уточнение образа. По словам Ч. Осгуда, - ввод определённого и достаточного набора переменных: «…термин «восприятие» относится к набору переменных, которые находятся между сенсорной стимуляцией и осознанием…» [12, с.114]. Итоги обзора существенных признаков в определении понятия можно представить взаимодополняющими позициями, где восприятие: а) -опирается на данные органов чувств; б) –это афферентно- и апперцепционно-скорректированное целостное отражение действительности; в) -это активный аналитико-синтетический процесс. А само определение в этом случае могло бы выглядеть так: восприятие – активный процесс синтетического (целостного) отражения действительности посредством органов чувств и апперцепции.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.-768 с. 2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.:«Смысл», ИЦ «Академия», 2002.–416 с. 3. Бом Д. Физика и восприятие // Специальная теория относительности. – М., «Мир», 1967; или - http://www.w3.org/TR/REC-html40"> 4. Вотчин И.С. Психология личности.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003.- 116 с. 5. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 276 с. 7. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение, 1986.- 223 с. 8. Краткий психологический словарь (п\р А.В. Петровского и др.).- М.: Политиздат, 1985.- 431с. 9. Немов Р.С. Психология.- М.: ВЛАДОС, в 3 кн., 2003. 10. Общая психология /Автор-составитель Л.А. Юшкова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.-126 с. 11. Общая психология (курс лекций) / Сост. Е.И. Рогов. -М.: Владос, 2001. 12. Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.- М.: «ЧеРо», 2002.- 610 с. 13. Психологический словарь (пси-словарь).- http://www.psy.webzone.ru 14. Психологическая энциклопедия/под. ред. Р. Корсини и др. - СПб., 2003. – 1096 с. 15. Сийпола Е.М. Установка в восприятии // Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: «ЧеРо», 2002.- 610 с. 16. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2003.-976 с. 17. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: «Наука», 1966.
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, В. Г. Леонтьев.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |