КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Царский( Монархия)период
Начало римской истории по традиции относят к 753г. до н.э. – времени основания города Рима. Город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры. Религия была анимистической – признавала существование возможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшееся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей города. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами. Легенда о Ромуле и Реме. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои - города на северо-западном побережье Малой Азии - некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жены свою дочь. (Это путешествие описано римским поэтом Вергилием в эпической поэме «Энеида» (30-19 до н.э.) Сын Энея - Асканий Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвин родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой. Лаптой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царем. Временем основания Рима традиционно считается 753 г. до н. э. С этого момента начинается первый, царский, период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. период Республики (510 – 30 гг. до н.э.) Архитектура и искусство. Ведущую и объединяющую роль в римском искусстве этого периода играла архитектура. Основу достижений римской архитектуры следует искать в художественном наследии греков (прежде всего, эллинистического периода) и этрусков. Так, римляне активно использовали в преобразованном виде греческие ордера и создали композитную капитель. Однако римские архитекторы отводили ордеру скорее декоративную роль. Конструкцию здания определяли заимствованные у этрусков и качественно усовершенствованные арка, свод и подпорная стена. Новое конструктивное решение произвело переворот в строительстве. Обобщая сложившийся идеал архитектуры республиканского периода, наиболее известный римский зодчий Bumpyвий в I в. до н.э. сформулировал основные требования к архитектурному сооружению: польза, прочность, красота. Изящество, роскошь, целесообразность и монументальность – черты, которые отличают большинство построек римских архитекторов, создавших новые типы частных домов и общественных сооружений. Наиболее интенсивное строительство велось в то время в столице. Центром города стал Форум Романум – главная площадь, на которой размещались не только сенат, суд, архив, тюрьма, храмы, но и статуи, триумфальные колонны, арки в честь прославленных граждан и важных событий. Облик центральной части города не оставался неизменным. В разное время его дополняли (отразившие вкусы правителей) форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Отсюда – асимметричность планировки и некоторая эклектичность композиции комплексов римского Форума, отличающие его от афинского Акрополя, который славился гармонично согласованными между собой постройками. В ансамблях форумов эпохи Республики значительную роль играли Храмы. Их облик сложился под влиянием этрусской и греческой храмовой архитектуры. Основными типами римских храмов были псевдопериптер со входом в здание с одной стороны (храм Фортуны Вирилис в Риме, I в. до н.э.) и круглый храм-ротонда (храм Весты в Тиволи близ Рима, I в. до н.э.). Псевдопериптер представлял собой прямоугольное здание, в котором портик с колоннами помещался только со стороны фасада, а три глухие стены украшались выступающими полуколоннами – пилястрами. Храм-ротонда имел вид круглой постройки, обычно небольших размеров, обнесенной колоннадой по всей окружности. Своеобразно преломив традиции греческого и этрусского зодчества, римские мастера периода республики разработали новые типы построек, которые в дальнейшем активно использовались в измененном виде в европейской архитектуре: амфитеатры, термы, мавзолеи, виллы,,акведуки, дворцы и т.п. Римляне строили хорошие дороги, начали применять бетон (уже во II в. до н.э.) и железобетонные конструкции при строительстве культовых и общественных сооружений. Своеобразие римской архитектуры выразилось также в богато декорированных частных жилищах в несколько этажей. Римские амфитеатры представляли собой арену в форме эллипса с повторяющими ее форму рядами зрительских мест. Они служили в основном для проведения гладиаторских боев (амфитеатр в Помпеях, 70 г. до н.э.). Римские термы – это комплекс построек для отдыха, занятий спортом, развлечений. Термы выполняли как бытовую, так и общественно-культурную роль. В них ходили не только для мытья и гимнастических упражнений, но и для занятий в библиотеке, прогулок в саду, бесед с друзьями в комнатах отдыха. Самыми известными и большими были термы Каракаллы и Диоклетиана, построенные уже в императорском Риме. Для обеспечения городов водой был создан водопровод, протянувшийся на десятки километров. Большая его часть находилась под землей, но на некоторых наземных участках вода поднималась на высоту до 10 м над землей. С этой целью строились большие одноуровневые (редко двухуровневые) каменные или кирпичные мосты на арках – акведуки. По ним прокладывались желоба для подачи воды, имевшие сверху перекрытие, препятствовавшее испарению и загрязнению воды (акведук Аква Марция, 144 г. до н.э.). Типичными жилищами зажиточных римских граждан были домусы, имевшие парадные и хозяйственные помещения. Центрами жилых домов являлись атрии – внутренние сооружения, перекрытые крышами с отверстиями для дождевой воды, и перистили – открытые дворы. Последние окружались по периметру колоннадой, имели бассейн, фонтаны и цветники (Вилла Мистерий в Помпеях). Стремление к роскошному оформлению интерьеров общественных и жилых зданий обусловило расцвет римской монумен талъной живописи. Сохранившиеся фрески и мозаики продолжают и превосходят греческие традиции. Изображенные на них фигуры отражают идеал одухотворенного, возвышенного человека. Он весь в движении, и движения его спокойно-величавы. Римские художники умели придать объемность фигуре, использовали элементы пространственной перспективы (росписи Виллы Мистерий в Помпеях). Скульптура периода республиканского Рима формировалась на пересечении этрусской и эллинистической традиций. Именно этим можно объяснить расцвет римской портретной скульптуры, которую отличала особая реалистичность изображения, стремление «схватить в голове и лице индивидуальные, остроперсональные и часто совершенно случайные черты» (Б. Р. Виппер). Характерные признаки римской скульптуры просматриваются в портрете, названном «Брут» (300 г. до н.э.). Точно не установлено, кого именно изобразил талантливый ваятель, но ясно видно, что в этом портрете с глубокой выразительностью переданы черты сдержанного и волевого человека, крупного государственного деятеля Римской республики, примерного гражданина и патриота. В скульптурных портретах, выполненных в полный рост, нашли воплощение общественные идеалы того времени («Оратор», после 89 г. до н.э.). Литература. Расцвет римской литературы начался в III в. до н.э. с подражания греческим оригиналам. Однако в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в республиканском Риме развивались драма и комедия. Самым известным комедиографом того периода был Тит Макций Плавт. Используя различные произведения Менандра и других мастеров греческой аттической комедии, Плавт по-своему развивал и дополнял греческий сюжет. Сочный, яркий язык его произведений («Амфитрион», «Ослы», «Хвастун» и др.) пестрит площадной бранью и грубоватым римским юмором. Многие его сочинения легли в основу комедий европейских писателей. Другим известным комедиографом II в. до н.э. был Публий Теренций Африканец, который на свой манер продолжил греческую традицию аттической комедии. В отличие от Плавта он писал утонченно и изысканно («Девушка с Андроса», «Евнух» и др.). Во II в. до н.э. популярным становится жанр сатиры, который его создатели считали самостоятельным римским изобретением. В конце республиканского периода творил оригинальный поэт-лирик Гай Валерий Катулл. Периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.) Архитектура и искусство. Для искусства периода империи характерно обращение к монументальным формам, рельефно воплощавшим идеал могущества верховной власти. Скульпторы, архитекторы, поэты восхваляли и идеализировали «образцовых» императоров. Постройкам придавалась невиданная ранее роскошь. Наиболее ярко изменения в искусстве Рима в период империи проявились в архитектуре: воздвигались грандиозные общественные здания, строились форумы, мавзолеи, акведуки. В конце I – начале II в. н.э. в столице зодчим Аполлодором Дамасским был построен величественный архитектурный ансамбль – форум Траяна. Его возведение – дань заслугам Траяна, имевшего титул «наилучший император» за многочисленные победы и «дружбу» с сенатом. Форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой. Слева находилось монументальное здание рынка, по главной оси размещались базилика Ульпия, библиотеки, храм Траяна, триумфальная колонна и арка. Из этих построек целиком сохранилась только триумфальная колонна высотой 30 м. Снаружи ее обвивает 200-метровый ленто- подобный скульптурный фриз, языком пластики описывающий сцены победы римлян над даками. Венчала колонну статуя императора. В императорском Риме строилось много театров и амфитеатров. Самый большой из них – Колизей (от лат. colosseus – колоссальный), построенный при Флавиях в 72–80 гг. н.э. К числу выдающихся сооружений эпохи Римской империи принадлежит Пантеон – храм всех богов, возведенный по заказу императора Адриана в 118–128 гг. н.э. и в отличие от других хорошо сохранившийся до нашего времени. Замысел храма связан с идеей объединения религий и народов под властью Рима. Это классический образец купольного сооружения, послуживший образцом для храмового зодчества Византии. К популярным типам построек того времени принадлежит триумфальная арка – символ славы императора, отражение его военных подвигов. Так, триумфальная арка Тита (81 г. н.э.) была воздвигнута в честь подавления римлянами иудейского восстания. Это однопролетное сооружение украшали полуколонны коринфского ордера. Сложный антаблемент с сильно выступающим карнизом и высокий аттик рождали контрасты света и теней, добавляли черты особой выразительности символической постройке, создавая впечатление праздничности и одновременно спокойного величия. Скульптура. В период империи высокого развития достигла скульптура. Монументальные, декоративные, портретные изображения создавались в виде рельефов и круглой скульптуры. Большая часть таких произведений прославляла императоров, членов их семей, патрициев. Так, на рельефах колонны Траяна изображены военные марши, осады крепостей, битвы, шествия пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Всего на рельефе насчитывается почти 2500 фигур. Ведущую роль в пластике того времени играл портрет, очень точно изображавший внешность и характер персонажа, но порой выпонявшийся и в стиле монументальных произведений. Еще в период правления Августа сформировался тип парадного изображения, восхвалявшего личность императора. Именно тогда утвердился идеал классической римской красоты, почти не менявшийся до конца существования империи. Примером парадного скульптурного придворного портрета в полный рост служит исполненная демонстративного величия статуя Августа из Прима-Порта (нач. I в. н.э.). Император предстает в образе полководца, в руке у него жезл. Иногда властители изображались на лошади. Монументальная конная статуя Марка Аврелия (конец 170 г. н.э.) представляет этого императора как бы во главе военного похода. Одновременно она воплощает возвышенный идеал правителя-философа, призванного свято выполнять свой гражданский долг. Данная статуя послужила образцом для аналогичных монументальных скульптур во времена Возрождения и другие эпохи (конная статуя кондотьера «Гаттамелата» Донателло). Литература. Великими достижениями была отмечена литература императорского Рима, получившая наибольшее развитие в век Августа. Как дальновидный политик, он окружал себя людьми, не только понимавшими силу искусства, но и способными воспеть власть императора и деяния римского народа. Среди них внедрялся создатель знаменитого эпоса «Энеида» Вергилий. Проявляли самостоятельность в творчестве поэт-лирик Гораций («Оды»), мастер фольклорно-мифологической и эротической поэзии Овидий («Фасты», «Метаморфозы», «Наука любви», «Лекарство от любви»). В годы правления Траяна завоевал широкую популярность сатирик Децим Юний Ювенал, обличавший пороки разлагавшегося общества. На I–II вв. н.э. приходится расцвет реалистического римского романа. С ним связаны имена Петрония («Сатирикон») и Апулея («Золотой осел»). Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н.э.) – автор поэмы «Энеида» – выразил идеализированное самосознание римского народа и, выдвинув на первый план идею мирового господства Рима, прославил правление Августа, величие римского духа и искусства. Написанная высоким патетическим стилем «Энеида» многие века служила образцом латинской поэзии. Но Вергилий ярко проявил себя и как создатель римской пастушеской поэзии (буколики). В эклоге IV он возвестил о предстоящем рождении божественного младенца (Христа). Самое известное произведение Петрония Гая (I в. н.э.) – роман «Сатирикон». Автор, отражая нравы своего времени, высмеивает богачей-выскочек. Многие из его героев – «новые римляне», недавно разбогатевшие вольноотпущенники, чванливые и высокомерные. Реалистическое изображение жизни Рима того времени, всех его неприглядных сторон и шокирующих особенностей, использование оборотов разговорного языка, философская глубина и едкий юмор отличали творчество Петрония. Религия. Глубокие изменения в период империи произошли в религиозной жизни. Осознав, что духовная культура Рима переживает глубокий кризис, Август задумал превентивные преобразования. Одно из новшеств связывалось с культом гения императора. Следует уточнить, что формально это считалось не обожествлением фигуры реального правителя, как в восточных цивилизациях, а поклонение его духу-покровителю. В честь возвеличиваемых императоров строились алтари и храмы, устраивались государственные праздники. Однако гражданственный объединительный пафос этого культа не нашел сторонников среди широких слоев населения, которым были чужды исчерпавшие себя ценности общинной жизни. В новых условиях он (культ) воспринимался как угроза исчезновению всякой свободы. Август попытался также реанимировать традиционные римские верования, но это только привело к усилению магических и мистических сторон римской религии. Значительным влиянием пользовались восточные мистические культы (Исиды, Кибеллы, Митры). Даже философия Рима отдала в III в. н.э. дань мистицизму (учение Плотина). А в среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки, чудотворцы. Интерес к магии, мистике и индивидуалистической философии в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы ценностей. Человек утрачивал надежду на то, что как полноправный член общины свободных граждан, он может ждать от государства поддержки и защиты. Оставалось жить, полагаясь только на собственные силы. Такова идея стоиков – популярной в Риме философской школы. Она воспитывала спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром. Этому учил и Сенека («Нравственные письма к Луцилию»). В такой ситуации наилучшим выходом стал путь индивидуального спасения, предложенный христианством. Люди полу- Чили твердую веру в поддержку со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а потому бесконечно могущественной. В христианстве было много чудесного и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и мессионерские установки ранних христиан сначала стали причиной их преследования римскими цезарями. Тем не менее уже с 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Настал час испытания властью. Установив к концу IV в. (благодаря законам Феодосия и Грациана) религиозную монополию, римская церковь порой допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных сооружений для строительства базилик. И все же с христианством связаны неоспоримые положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов в искусстве. Раннехристианское искусство до IV в. н.э. представлено настенной росписью римских катакомб (место древнейших христианских захоронений) с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец – истинных христиан; голубь – Святого Духа; птица Феникс – бессмертие. В то время популярным сюжетом было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец, т.е. заботящегося о душах верующих или спасающего заблудших. Образы Христа и Марии в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно исчезал пейзаж (и всякий земноподобный фон), фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Эстетические идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое. В IV–V вв. н.э. в раннехристианском искусстве влияние античности еще сохранялось, однако процесс пересмотра ее канонов продолжался. Можно сказать, что с переменным успехом происходила борьба между условностью и чувственностью, назидательностью и занимательностью изображений. В ходе целенаправленного экспериментирования шел поиск наиболее выразительных средств для утверждения христианских идей. При императоре Константине уже велось строительство христианских храмов – базилик ( собор Святого Петра), многие конструктивные и декоративные элементы которых нам знакомы по римским языческим прототипам (базилики Ульпия и Максенция). Правда, в отличие от античного сооружения красота и величие свойственны больше внутреннему пространству раннехристианского храма. Кроме базилик строились центрические сооружения – мавзолеи и баптистерии (культовые постройки для крещения) и т.п. На место скромных аллегорических образов катакомб приходят грандиозные сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего развития достигает миниатюра, в живописи используются орнаментально-пейзажные изображения. Рельефы становятся все более плоскостными, условными и символичными. Заключение. Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.
[1] Эллинизм — культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362–332гг. до н. э.); для философии эллинизма характерно употребление греческого языка и господство греческой мысли. Эллинистическая эпоха охватывает период от смерти Александра до появления христианства (см. 31), но многие проявления этой культуры, иногда называемые эллинско-римскими, сохраняются вплоть до крушения Римской империи (476г.) и отчасти даже в более позднее время. В сущности, точную дату окончания эпохи эллинизма установить невозможно. Для философии эллинизма, складывавшегося под влиянием учения стоиков о душе, воспламеняющейся после отделения ее от тела, характерным является исчезновение подземного мира с посмертными мучениями, игравшего важную роль в религиозной географии Платона, с его пещерами в недрах земли и мрачными реками Ахеронтом, Флегетоном и Коцитом. Вполне возможно, что уже ученик Платона, Гераклид Понтийский (род. между 388–373 до н. э.) переместил все случаи индивидуальной эсхатологии на небеса, но маловероятно, чтобы столь поздний мыслитель платоновской школы, как Плутарх из Херонеи (ок. 45–125 н. э.) полностью отказался от Гадеса Платона, расположенного в подземном царстве. И тем не менее Плутарх помещает преисподнюю в подлунный мир. Аналогичная тенденция наблюдается в эсхатологически ориентированных иудейских сочинениях (книга Еноха в эфиопской версии, Заветы двенадцати патриархов), а также у иудейского философа платоновской школы Филона Александрийского (ок. 15 до н. э. — 50 н. э.). Во IIв. н. э. эсхатология, ставшая основополагающей в платонизме начиная с Макробия (ок. 400 н. э.) и заканчивая Марсилио Фичино (1433–1499), уже перекочевывает в гностицизм и герметизм. Она предусматривает схождение человеческой души в мир через планетарные сферы и возвращение ее тем же путем к звездам. Паломничества на небеса в первые века нашей эры особенно характерны для трех великих учений эпохи: платонизма, иудаизма и христианства.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |