Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности административно-правовых норм




Административно-правовые нормы

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административно-правовые институты, например, институты административной ответственности, государственной службы, форм исполнительной деятельности и др.

Начинаем анализ проблемы с характеристики первичной клеточки, своеобразного фундамента административного права – с рассмотрения понятия, структуры и других элементов административно-правовой нормы. В юридической литературе существуют разные варианты определения административно-правовой нормы.

Кратко охарактеризуем их, а затем сформулируем собственное определение административно-правовой нормы, разберем вопросы структуры, видов и реализации административно-правовых норм.

Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления»[1].

Административно-правовые нормы, отмечают Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов – это установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия[2].

Как отмечает А.И. Бобылев, «правовые нормы составляют базу правового регулирования, от степени разработанности правовых норм, ясности и четкости обязательных предписаний зависит уровень складывающихся на их основе правоотношений и издаваемых правоприменительных актов»[3].

По мнению Л.Л. Попова, Ю.И. Мигачева, С.В. Тихомирова, «под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы»[4].

Выделим некоторые характерные черты, присущие административно- правовой норме:
1) являются разновидностью юридических норм;
2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
3) административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
6) имеют представительно-обязывающий характер;
7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;
8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.)[5].

Исходя из имеющихся определений и основываясь на вышеприведенных особенностях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы пришли к выводу, что наиболее точно следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения, предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности власти перед обществом и гражданином.

Рассуждая об особенностях административно-правовой нормы, нельзя не сказать о структуре административно-правовой нормы.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, мы выяснили, что административно-правовая норма – это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.