Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Общественные процессы как объект государственного управления

1. Общественная система как объект государственно-управляющего воздействия

2. Признаки управляемых организованных объектов

3. Гражданское общество: источник, ресурс и показатель демократического правового государства

 

1.Общественная система как объект государственно-управляющего воздействия

 

В субъект-объектных отношениях общество рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система. Глобальная, стратегическая цель такого воздействия, смысл и основание реформ — это:

1. обеспечение развития общества как естественной системы;

2. рационализация общественной жизни, преодоление ее иррациональных;

3. диагностика и технологическая проработка решения этих задач.

Управление общественными процессами - целенаправленное воздействие на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития и достижения целей. Эффективное управляющее воздействие предполагает изучение объекта управления — управляемой системы.

П.А. Сорокин (1889—1968), полагал, что социология имеет четыре основных раздела:

-общее учение об обществе;

-социальную механику (изучает закономерности общественных явлений, пытается найти особенности общественной жизни);

-социальную генетику — учение о происхождении и развитии общества, его важнейших институтов (языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.), учение об основных исторических традициях, историческом процессе (генетический код);

-социальную политику, которая указывает средства улучшения общественной жизни и человека1.

Последний раздел социологии соприкасается с государственно-управленческими знаниями, изучает общество как объект управления, управляемую систему.

Система управляемая — это общество в целом и те его компоненты, которые подвержены государственному воздействию (важнейшие сферы жизнедеятельности, общественные процессы, отрасли народного хозяйства, территориальные образования, государственные и общественные организации, социальные общности).

Система управляемая существует в различных проявлениях: как организованные структуры и как явления, процессы материального мира, подлежащие воздействию, преобразованию и использованию в интересах людей. Объект управления обладает свойством «опредмечивания» управленческой деятельности с позиции конечных результатов.

 

2. Признаки управляемых организованных объектов

 

В рамках системы государственно-управляющего воздействия выделяют организованные объекты, т.к. если явления, процессы, отношения, общности людей не поддаются организации — эффекта управляющего воздействия не будет. Поэтому государственные органы из многообразия социальных объектов, эмпирически (на основе опыта) вычленяют прежде всего их организационно-структурные формы.

Признаки объектов-организаций:

1. Наличие самодеятельности на основе саморегуляции, поэтому нужно избегать и предотвращать попытки произвольного вмешательства в их деятельность, соблюдать гарантии их прав.

2. Закрепление функциональной подчиненности социальных объектов вышестоящим органам. Регламенту следует подвергать функциональные аспекты отношений объектов с территориальными и иными государственными органами, обязанности выполнения их решений, а не личностные отношения.

3. Демократизация управления предполагает предоставление объектам гарантированных возможностей участия в решении государственных, публичных задач на всех уровнях управления путем внесения вопросов на их рассмотрение, обсуждение проектов решений, представительства в разных звеньях управления (в рамках учреждения, отраслевой и территориальных систем управления, наконец, центральных органов).

4. Статус подобного рода объектов-организаций требует его юридического закрепления в правовых актах, законодательного признания их уставов, положений.

Объекты госуправления устойчиво связаны между собой как части целого: общество, его сферы жизнедеятельности, отрасли внутри каждой сферы, комплексы, регионы и административно-территориальные единицы, низовые объекты. Потому и управление должно быть системным. Повышение управляемости есть подчинение их планомерному и целенаправленному воздействию и перевод в русло, наиболее выгодное обществу и государству, сочетание воздействия с расширением саморегуляции и уменьшение удельного веса стихийности в целях развития регионов, комплексов, отраслей и сфер общества в целом.

Современный период характерен своеобразным «удлинением» радиуса управления, который охватывает и сферу международной жизни. В основе этого — усиливающееся взаимодействие внутренней и внешней политики. Международную сферу можно считать своего рода внешним объектом госуправления, поскольку в качестве объектов регулирования выступают глобальные проблемы человечества: сохранение мира, обеспечение населения продовольствием, энергией, охрана природы и т.д. Мировая общественность ищет пути их решения.

Множество объектов и их типология означают стремление государства с помощью управления познать окружающую действительность и наладить механизм решения государственных дел с целью обеспечения устойчивости и жизнедеятельности общества и его прогресса, стабильности и динамичности развития политической, экономической, социальной, духовной сфер общественной жизни.

Система управляемая во всем многообразии составляющих ее компонентов имеет существенное отличие от системы управляющей. Если для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие гражданского общества более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи. Последние — многообразны, многослойны. Здесь и фундаментальные отношения, связанные с жизнеобеспечением общества (язык, мораль, семья, нация, религия, рынок и др.); социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи; отношения, связанные с политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями и через это — с поддержкой того или иного общественно-политического института и участием в нем тех или иных групп населения.

Общество развивается на основе индивидуального выбора духовных ценностей, политических приоритетов, верований и этики и на этой основе происходят социализация индивидов, идентификация их с определенными политическими, экономическими, культурными ассоциациями, движениями, партиями.

Таким образом, политическая социализация есть процесс осознания, усвоение политики, становления личности как субъекта политики, способного к таким действиям, которые делают его участие в общественной жизни осознанным и рациональным; это процесс, развивающийся снизу — формирование политического сознания и навыков политического поведения гражданина, развитие гражданского общества. Процесс этот естественный и общественно необходимый. Не может быть общества вне политики (сферы реализации общего публичного интереса, деятельности и отношений, связанных с политической государственной властью как механизмом решения общих публичных дел). Неслучайно стало широко известным высказывание «неучастие в политике не освобождает нас от ее результатов» (О. Бисмарк). Политическое общество (не путать с политизированным) — важная составляющая характеристики гражданского общества.

 

 

3.Гражданское общество: источник, ресурс и показатель демократического правового государства

 

Реальная демократизация государства и его юридической системы, создание механизмов взаимодействия властных структур с человеком предполагают как наиважнейшую предпосылку и одновременно ресурс и показатель правового государства — наличие действенного гражданского общества.

Проблема личности и вмешательства государственной власти в дела общества и индивида существует и осознается со времен появления государства. В античной политико-правовой мысли (Аристотель, Цицерон) в идею полиса включали политику (общие дела), политическое общество. Член такого общества, его гражданин по естественному состоянию имманентно являлся членом государства, участвовал в политике (прямая демократия). Приоритет политического начала и его влияние на организацию всех важнейших сфер общества (экономической, социокультурной, религиозной и др.) определял систему взаимоотношений «человек — государство».

Идеи полной подчиненности и неразрывности конкретного человека, гражданина с государством из Древнего мира перешли в Средние века. Государственная организация включала в себя практически все элементы и институты человеческой жизни. Индивидуальное, частное не могло существовать вне групповой организации, элемента государства. Право как основа свободной деятельности личности не существовало, границ государства (в обществоведческом смысле этого слова) не было. Однако на определенном этапе развития человечества начались попытки поставить предел государственному вмешательству в частную жизнь граждан. Свидетельством может служить английская Великая хартия вольностей 1215 г.

На рубеже XVII—XVIII вв. проблема личности и вмешательства государственной власти в дела общества и индивида становится объектом научного изучения в странах с развивающейся представительной демократией и буржуазными отношениями. Общественная потребность решения этой проблемы и объективные предпосылки, т.е. экономические, политические, культурные условия Нового времени, осмыслены в индивидуалистических теориях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Свобода личности как основа нового понимания смысла гражданского общества, выделения его из государства обрела свое концептуальное выражение более всего в теории общественного договора.

Особенности договорных теорий формирования государства и гражданского общества:

1. Договорные теории означали по сути отказ от божественного происхождения общества и государства и признание того, что, созданные людьми, они зависят в развитии и отношениях только от самих людей.

2. Общественный договор отражает признание людьми общих правил общежития, которые они должны выполнять.

3. Государство признавалось обязанным выполнять условия общественного договора.

4. Люди от природы равны, и нет естественных оснований для деления их на сословия, как и для особых властных притязаний правящих династий.

5. Сувереном является народ, ибо государство подчиняется законам, являющимся выражением воли всего общества.

6. Суверен правомочен, в случае нарушения условий общественного договора властью (т.е. когда под угрозой неотъемлемые права личности), бороться за свои политические свободы вплоть До низвержения существующей власти.

7. Всякая политическая власть (государственная) стремится Узурпировать права суверена (народа) с целью установления своего абсолютного господства в обществе. Условиями, препятствующими узурпации власти, являются: ее разделение (на исполнительную, законодательную и судебную) и ее обязательство не Допускать преследования граждан за критику власти.

В теориях общественного договора заметно эволюционизировала идея суверенитета права непосредственных субъектов общественного договора, начиная от идеи приоритета прав государства (Гоббс), далее народа (Пристли, Руссо) и, наконец, верховенство прав и интересов личности.

Подобную субординацию прав четко отражает Декларация независимости США, закрепившая развитые Т. Пейнсом и Т. Джефферсоном идеи народного суверенитета и права народа на свободу гражданского действия.

Французская Декларация прав человека и гражданина сформулировала фундаментальные принципы, ограничивающие вмешательство государственных органов в частную жизнь. Этот документ по правовому значению перешагнул свое время, ибо представленные в нем основы нового политико-государственного устройства и организации гражданского общества и сегодня являются работающими принципами в странах устойчивой демократии или, стратегическим курсом развития государственности, например в России.

Основные принципы формирования гражданского общества и его отношений с государственной властью:

1. Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского общества; суть его — в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.

Единого, унифицированного определения гражданского общества нет. Каждое раскрывает одну или несколько сущностных черт, дополняя или исключая друг друга. Трудность в том, что гражданское общество как целостность эволюционирует и его теоретическое осмысление предполагает выработку конкретно-временной и конкретно-страноведческой парадигмы.

Обществоведам России предстоит разработать теорию гражданского общества, опираясь на общемировые тенденции развития современной цивилизации и учитывая российские условия формирования гражданского общества, которые существенно отличаются от истории западноевропейских стран.

Становление гражданского общества в России имеет свои особенности.

История гражданского общества на Западе насчитывает сотни лет его эволюционного развития. Здесь важнейшим фактором формирования гражданского общества была частная собственность на землю и другие средства производства, свобода предпринимательства.

Для России характерны сильные патерналистские настроения, вертикально (иерархически) построенное общество, традиционно сильный государственный контроль. В отдельные периоды истории гражданское общество то сокращалось, то разрасталось до масштабов социума, выступая активной революционно-бунтующей силой, разрушая сковывающее развитие страны государственное вмешательства. Формирующим фактором гражданского общества часто выступала борьба за права, снижение уровня государственного давления и эксплуатации. Гражданское общество в России представляет собой сообщество, основанное не на частном предпринимательстве, а на принципе справедливости, в котором человек ищет опору в жизни и деятельности и с ним связывает благополучие лисное и страны.

Осмысливание гражданского общества только с либералистических позиций, т.е. связывание его развития с рыночными отношениями, неизбежно натолкнется на непонимание и даже противодействие со стороны российских граждан, особенно в условиях роста социально-экономического неравенства, коррупции, спекуляции, других негативных явлений, порождаемых периодом первоначального накопления капитала.

Возможно идеей, сплачивающей людей, формирующей их гражданское сообщество, может стать защита гарантий гражданских прав, поиск способов реализации всех 48 статей второй главы Конституции РФ, восстановление в полной мере отторгнутых у граждан прав на труд, медицинское и образовательное обеспечение, других социальных завоеваний, к которым соотечественники привыкли за годы советской власти. Объединяющими ценностями в нашей стране могут быть только общечеловеческие демократические идеи и принципы.

Итак, в понятие «гражданское общество» включается понимание следующего:

1. Гражданское общество и общество в целом (социум) — не одно и то же; они соотносятся как часть и целое.

2. Гражданское общество появилось позже общества (социума) и с появлением государства. Это активная движущая экономическая и политическая сила, которая способна самообеспечиваться, самоорганизовываться, саморегулироваться, знает свои права и обязанности, стремится участвовать в управлении, решении частных и общезначимых дел, влиять на государственную политику, т.е. имеет гражданскую позицию. Правильнее, очевидно, говорить о гражданском сообществе.

3. Гражданское общество — это форма человеческой общности на конкретном этапе ее развития, содержание которой во многом определяют частный труд, частный интерес, частная собственность.

4. Гражданское общество — это показатель зрелости общества, его качественная характеристика. Наличие гражданского общества, не предполагает наличие «негражданского». Полагается, что часть населения находится на уровне до- или предгражданского (общественного) состояния и не достигло гражданской зрелости.

5. Гражданское общество — это образ жизнедеятельности граждан, имеющих гражданскую позицию, отстаивающих права и интересы, реализующих свой потенциал в экономике, бизнесе или общественно-политической деятельности.

Таким образом, понятие «гражданское общество» — это широкая социальная универсалия, объединяющая комплекс общественных отношений и институтов, относительно автономных по отношению к государству; это все, что не относится к государственной власти, государственной администрации. Гражданское общество как общественное явление — многообразный феномен, требующий комплексного системного подхода к его осознанию.

Обобщающее понятие: гражданское общество как систему жизнедеятельности общества, автономную по отношению к государственной власти, выражающую частные (индивидуальные, групповые, корпоративные) интересы граждан, регулирующую и защищающую эти частные интересы.

Разделяя сферы деятельности гражданского общества и государства и учитывая при этом особенности и перспективы формирования гражданского общества в России, подчеркнем нецелесообразность рассмотрения гражданского общества только как продукта развития буржуазных рыночных отношений.

Предметным полем понятия «гражданское общество» является та многообразная часть социального пространства, которая объединяет все проявления общественной жизни, выходящие за пределы прямого государственного воздействия или сферы прямых государственных интересов, функций.

 

 

Рис. 6.1. Общая структура гражданского общества как системы

 

По мере перехода людей к активной предпринимательской и общественной жизни будет усиливаться тенденция стирания резких граней в системе «общество — гражданское общество — государство». Однако трудно пока предположить полное слияние составляющих данной триады. Это утопия, как и полная демократия.

Реальная жизнь показывает, что высокоразвитые общества не могут воспрепятствовать политическим действиям и решениям властей, идущим вразрез интересам большинства людей. Однако не обязательно всем жителям проявлять активную гражданскую позицию, участвовать в решении общих дел. У человека есть много возможностей проявить свою индивидуальность, реализовать себя в творческой сфере, религии, семье и пр. Каждый понимает смысл жизни и счастье по-своему и имеет право выбора.

Нельзя противопоставлять гражданское общество двум другим подсистемам триады. Создав государство, гражданское общество существовало всегда, проходилоэтапы взлетов и падений, проявлялось в деятельности представительных органов, общественных организаций, в активном противодействии органам государственной власти. Так, гражданское общество состоялось в ополчении Минина и Пожарского, в Земском соборе 1613 г., восстановившем государственную власть после Смуты, в крестьянских войнах, народных революциях. Конечно, общество россиян исторически предстает в основном как общество подданных, а не граждан. Реально прав гражданских не было и в Советском Союзе, государство постоянно контролировало, что-то запрещало или разрешало, что-то регламентировало, ограничивало вплоть до научных поездок и утверждения программ КВН. И все-таки гражданственность, чувство патриотизма, национального достоинства всегда присущи россиянам.

Гражданское общество и государство постоянно взаимодействуют.

Роль гражданского общества заключается в том, что оно разрушает монополию на власть чиновников, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций. Гражданское общество по отношению к государству использует весь арсенал компенсаторных средств в виде создания независимых общественных организаций, массовых общественных движений, независимых СМИ, вплоть до акций открытого гражданского неповиновения. В конечном итоге это приводит к изменению государственной политики или созданию новых законов, заимствованию властными структурами демократических принципов, методов, усилению контроля за соблюдением государственными органами и их представителями правовых процедур и права.

Самоорганизация и самостоятельность осуществления общественно значимых функций — это объективный и непрерывный процесс развития гражданского общества, ход которого может замедляться в момент стабильности и деполитизации общества или ускоряться в моменты радикальных социальных преобразований.

Только развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия его жизнедеятельности, а по отношению к индивиду — предотвратить возможные ограничения его прав и свобод. Сегодня гражданское общество во многом определяет состояние государственности. В сложное переходное время, в новой для себя ситуации общество стоит перед альтернативой — пассивно наблюдать и без сопротивления принимать формирование нового господствующего сословия (класса) или использовать этот период для оформления силы, способной к защите своих интересов и выражению своей политической воли, созданию формальных и неформальных институтов представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.

Гражданское общество нельзя постороить, создать. Оно развивается самостоятельно. Роль демократического государства, вместе с тем, его политическая и педагогическая деятельность проявляется в поддержании функционирования и развития гражданского общества.

Государство может подавлять, полностью регулировать и контролировать (при тоталитаризме) гражданское общество, ограничивать его жизнедеятельность (при авторитаризме) или создавать благоприятную политическую среду (при демократии).

Для государства, созданного в древности обществом, позже отделившегося от своих корней, превратившегося, по образному выражению Т. Гоббса, в мифического Левиафана или машину подавления и господства, по справедливому утверждению идеологов пролетариата, — теперь пришла пора не разбрасывать, а собирать камни, ибо в обществе нет равного ему (государству) института, способного утверждать свободу людей. В условиях плюрализма и демократии государство едино и единственно олицетворяет опору устойчивого развития общества. При разрушении государства общество распадается на конкурирующие части («парад суверенитетов» после распада СССР).

Ощутив свободу, люди российского общества познали, что свобода должна быть направляема и управляема, в четко очерченных правовых процедурах. Гражданское общество не может функционировать без создаваемых и охраняемых государством стабильных правовых норм.

Обществу необходима серьезная интегрирующая идея, объединяющие ценности. Такая идея вынашивается и прорабатывается обществом, но чтобы она реально «работала», необходимо государственно-правовое закрепление ее на уровне стратегии, государственной политики.

Демократическое государство должно помочь гражданскому обществу «встать на ноги», создать условия для его развития. Помощь означает правовую гарантию прав человека на свободу собственной самоорганизации и уникальность. Правовое государство призвано обеспечить весь арсенал средств непосредственной демократии: самоуправление, референдумы, народные инициативы и пр. Государство самоограничивает себя тем, что формирует свободное гражданское общество.

Наконец, государство может обеспечить правовую возможность (в критических ситуациях) актов гражданского неповиновения в целях предупреждения стихийных революционных взрывов.

Таким образом, взаимосвязанность гражданского общества и государства обусловливает задачу осознания и реализации личных гражданских прав и конституционных гражданских обязанностей.

По своей исконной сущности демократическое общество и демократическое государство не могут быть отчуждены друг от друга, тем более противостоять одно другому. В обществе и государстве имеются факторы общественного развития. Важно их согласовывать, объединять и эффективно использовать.

Системность, целостность, организованность — эти качества не свойственны пока гражданскому обществу в России.

Показатели развития, импульсы роста, необходимые для приобретения гражданским обществом совершеннолетия и зрелости.

1. Реально существующее и гарантированное от внешних посягательств право гражданского общества, которое консолидирует права личности и общества в противовес праву власти: частное право на жизнь, свободу мысли, совести, передвижения и т.д.; способное противостоять властно-административной системе независимое правосудие.

2. Устойчивое существование свободных владельцев средств рроизводства, свободы выбора деятельности, экономической самореализации.

Рис. 6.2. Конституционные права и обязанности российских граждан

Продолжение рис. 6.2

Окончание рис. 6.2

 

3. Наличие развитой и разветвленной системы участия народа в государственном управлении и системы местного самоуправления, способного удовлетворить не только внутренние потребности гражданского общества в самоорганизации, но и брать под свой контроль регулирующие функции государства, снижать степень его вмешательства в частные дела.

4. Зрелая партийная система, разветвленная сеть общественных институтов, ассоциаций, инициатив, клубов — существенный фактор гражданского общества.

5. Вызреванию гражданского общества способствует:

1) расширение в нормативных актах крута вопросов, которые государственные органы правомочны решать только при участии или с предварительного согласия соответствующих общественных объединений;

2) предоставление права гражданским инициативам, общественным организациям в ряде случаев сокращать прерогативы государственных структур, связанных, например, с защитой окружающей среды, проблемами демографии, безработицы и др.;

3) обеспечение возможности выдвигать общественными объединениями альтернативных решений в противовес решениям органов государственного управления, законодательным путем гарантировать их рассмотрение в соответствующих органах.

6. Важным показателем зрелости общества является развитая система образования, науки, культуры. Интеллектуальная элита — мозг и движущая сила гражданского общества.

7. Наличие юридической базы и гарантий безопасности альтернативных каналов огласки политических взглядов, создания общественных средств массовой информации, независимых от власти и капитала, легитимных органов общественного (гражданского) контроля за законодательной и исполнительной властью.

8. Необходимо изменить язык общения, который, как известно, отражает намерение действующих лиц. Наши политики используют слова: борьба, враги, «красные», «коричневые» и прочие ярлыки — показатель агрессивной политической технологии, а не консенсусной демократии.

Перечисленные факторы развития позволяют укрепить триаду «общество — гражданское сообщество — государство», способствуют реальному воплощению «общественного договора», о котором более 300 лет назад писали Локк, Руссо и др. просветители и который не существовал в российском обществе. Гражданское общество может и должно, с одной стороны, сужать сферу деятельности государственных органов, а с другой — брать на себя часть социальных проблем, помогая государству снимать или ослаблять социальную, финансовую, экономическую напряженность в стране.

В ноябре 2001 г. впервые в России состоялся «Гражданский форум», который собрал в Государственном Кремлевском дворце более 5 тыс. человек. Приветствуя участников, Президент В.В. Путин подчеркнул, что общество становится гражданским, когда обретает «свою собственную корневую базу, питается духом свободы». В речах главы государства, Председателя Государственной Думы, Главы правительства отмечалась готовность власти к «диалогу на равных», с общественными институтами в поиске эффективных моделей сотрудничества, новых технологий по интеллектуальной мобилизации кадрового фонда страны, созданию информативной базы, реформированию правосудия, гуманизации пенитенциарной системы, дебюрократизации экономики, обеспечению прав человека, повышению уровня личной свободы граждан.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какое содержание вы вкладываете в понятие управляемая система?

2. Охарактеризуйте типичные признаки организационных структур общества как объектов государственно-управляющего воздействия.

3. Как вы понимаете термин политическая социализация и сам процесс?

4. Обобщите и аргументируйте современные представления о гражданском обществе в России (в публично-правовом, политическом и социологическом аспектах).

 


1 См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. — М.,1992. С.29—30.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Нормальные формы. Нормальные формы отношений. 1НФ,2НФ,3НФ | Погрешность средств измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.