КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социализации. Процесс социализации
Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Процесс превращения человека в индивида и в личность. Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая. Выделяют два основных типа социализации – первичная и вторичная. Первичная социализация - это процесс, проходящий в первой половине жизни и только в малых группах. Личность полу- чает в основном прирождённые и приписываемые статусы. Осуществляется приспособление индивида к ролевым функциям, к социальным нормам, к социальным группам и организациям, к социально-экономическим условиям. Вторичная социализация – это процесс, проходящий во второй половине жизни посредством социальных институтов в больших социальных группах. Личность приобретает в основном достигаемые статусы. Осуществляется процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека (интернализация). Процесс социализации проходит стадии, которые называют основными жизненными циклами.
Это детство, юность, зрелость, старость. Первичная социализация совпадает с периодами детства и юности; вторичная охватывает зрелость и старость. Таким образом, социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в старости процесс. Поскольку на про- тяжении жизни нам приходится осваивать множество социальных ролей, продвигаясь по воз- растной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. По градации Всемирной организации здравоохранения, взрослые люди до 60 лет сначала счи- таются молодыми, а затем людьми среднего возраста. С 60 до 74 – пожилой возраст. После 74 до 89 лет – старческий. Люди от 89 лет и старше считаются долгожителями. Ускорить социализацию нельзя, как нельзя выполнять роль дедушки в 12 лет. Самостоятель- ность вызревает постепенно. Этапы зрелости: 1. Политическая зрелость связана с приобрете- нием гражданских прав и обязанностей, где символом является получение паспорта и права го- лосовать. 2. Экономическая зрелость устанавливается с получением профессии, которая может прокормить, символом которой является получение первой заработной платы на постоянной основе. 3. Социальная зрелость связана с созданием семьи и получением статуса родителя.
Так выглядит процесс социализации с точки зрения индивида. А теперь посмотрим на него с точки зрения общества. Тогда он предстаёт как совокупность агентов и институтов, форми- рующих и направляющих становление личности. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и инс- титуты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и да- льние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет ближайшее окружение человека. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, колледжа, универси- тета, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники СМИ, политических пар- тий, суда и т.д. Это «второй эшелон влияния». Контакты с такими агентами реже, они оказы- вают менее важное влияние на человека. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной со- циализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вто- ричной социализации. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребёнку родители находятся в превосходящей позиции, а сверстники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребёнка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. Малая груп- па ровесников выполняет важную социальную функцию – облегчает переход от зависимости к независимости, от детства к взрослости, но родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребёнка. Родители закладывают базисные ценности и дол- говременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор форм и места досуга. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет. Объясняется это тем, что первые – универсальны, а вторые специализированы. Так, например, взаимозаме- няемы функции родителей и сверстников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функ- ции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников. Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко спе- циализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторич- ной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной соци- ализации не получают.
Институты первичной социализации – семья, школа. Институты вторичной социализации – это вторичные группы, т.е. формальные организации, официальные учреждения: производство, государство, СМИ, армия, суд, церковь и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. Критерии успешной и неуспешной социализации. Они различаются в зависимости от возраста человека. Критериями успешной социализации детей являются: открытие собственного «Я», открытия «Я» других людей, идентификация с собственной семьёй, формирование эмоциональ- ной отзывчивости, формирование первичных социальных ролей. В подростковом возрасте социализация происходит наиболее трудно. Критериями социализации в этом возрасте являют- ся: освоение моральных основ общения, формирование вторичных социальных ролей, развитие абстрактного мышления, актуализация сексуального интереса и др. В юношеском возрасте за- дачами социализации являются выработка мировоззренческих установок и стремление к само- утверждению и самореализации. При неудачном решении этих задач личность социально де- зориентируется, её нравственные и эстетические ценности также неустойчивы. В молодости человек получает профессиональное образование, включается в профессиональную деятель- ность, у него формируется индивидуальный стиль повседневной жизни в соответствии с соци- альной структурой, в которую он включён. В зрелом возрасте удачная социализация человека проявляется в самоутверждении в труде, семейно-бытовых отношениях, культуре, политике. В пенсионном (посттрудовом) возрасте на первый план выходят самооценка и постижение смысла жизни. В общем смысле, главными задачами социализации человека на разных этапах жизни являют- ся идентификация – отождествление человека с нормами и правилами общества; индивидуа - лизация – самообразование, самообучение, самовоспитание); персонализация – превращение индивида в личность. Неудачная социализация проявляется, прежде всего, в различных фор- мах девиации, в низком уровне социального самоконтроля, а также в неудачной вертикальной мобильности. Агенты и институты социализации не только обучают культурным нормам и образцам поведе- ния. Они контролируют то. насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли. Главными элементами социального контроля являются вознаграждения и наказания. Одновременно они являются эффективными приёмами социализации. Общество изобрело множество приёмов, методов, техник социальной тренировки, позволяю- щих человеку накрепко усвоить правила поведения. Система отметок в школе, колледже – это не только система измерения успехов в учёбе, но и разновидность контроля. Это универсаль- ный механизм социализации и социального контроля: в них отражается объективное и получив- шее институциональное закрепление мнение значимых других, выполняющих функцию судей. В важных социальных процессах – подбор персонала, проверка знаний учащихся – общество, чтобы не полагаться только на пристрастные мнения отдельных людей, изобрело другой инс- трумент – экспертные оценки. Они выносятся коллективно специально обученными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам (например, централизованное тес- тирование для абитуриентов). Экспертные оценки выполняют двоякую функцию – социализа- ции и контроля. А, кроме того, они помогают проводить социальную селекцию – сортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно – обуче- ние новым знаниям. Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способных, тренированных, лояльных инди- видов и отбраковывает незнающих, неспособных и нелояльных. «Удачники социализации» по- лучают доступ к дефицитным социальным благам – престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. «Неудачники социализации» скатываются на социальное дно общества, пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало - и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, проститутки – группы населения, неу- дачно прошедшие социализацию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |