Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов




Интерпретация результатов осуществляется на основании Профиля личности и Интерпретатора, содержащего подробное описание факторов. При этом важно принять во внимание следующие рекомендации:

1. Обследуемый (особенно если это профессионал в какой-то сфере) преднамеренно или бессознательно может стремиться давать такие ответы, которые "обосновывают" его притязания (в том числе и профессиональные). Поэтому часто получается портрет скорее желаемого "Я", а не действительного. Существует несколько признаков того, что мы получаем картину, возможно, очень далекую от реальности:

- значения "1" и "10" стенов по отдельным шкалам указывают на возможное преувеличение в выраженности соответствующих качеств;

- большое количество (более 20%) промежуточных ответов («б») означает, что испытуемый либо не смог сделать выбор во многих случаях, либо не хотел раскрыть истинную картину своего поведения;

- большое количество средних значений (5–6 стенов) по восьми и более шкалам говорит о том, что испытуемый отвечал на вопросы, исходя из социальной желательности, или давал противоречивые ответы, т.к. вообще не склонен к самоанализу, не привык задумываться о мотивах собственного поведения;

- "буферные" вопросы в формах A и B 16PF (п.1."Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал"; п.2."Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос"; п.187."Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов, и на все ответил, как следует") тоже являются показателем искренности ответов.

- высокие значения (5 и выше стенов) по шкале "MD";

- специфическое сочетание первичных факторов, связанных с экстраверсией и тревожностью: в искаженном Профиле личности все первичные факторы, связанные с экстраверсией, имеют повышенные значения, а все первичные факторы, связанные с тревожностью – пониженные значения.

2. Отвечая на вопросы теста, взрослый человек может стремиться продемонстрировать свою психологическую дезадаптированность в целях получения помощи, о чем обычно свидетельствуют высокие показатели по дополнительной шкале "FB". "FB+" может также служить признаком депрессии или других психических нарушений.

3. Степень внимательности и мотивированности испытуемого определяется показателями факторов "B+" ("интеллект") и "Q4" ("напряженность"). Если значения по этим факторам недостаточно высоки, то можно предполагать недостаточный настрой на работу, отсутствие желания отвечать.

4. Исследования показывают, что из-за сильной связи с социальной желательностью самой минимальной надежностью отличаются факторы "L", "N", "Q1". По нашим наблюдениям, к таким факторам относятся еще "C" и "B".

5. Фактор "В" не претендует на комплексную оценку интеллекта. Он больше характеризует степень внимательности и вербальных способностей. Поэтому в случае низких значений по этому фактору желательно провести дополнительное исследование интеллекта (например, с помощью теста Равена).

6. При составлении психологических характеристик испытуемых желательно проверить возникшие гипотезы в личной беседе. В процессе обратной связи (как устной, так и письменной) очень важно выдать человеку информацию так, чтобы он смог ее воспринять и использовать для собственного развития. Характеризуя личность, необходимо тщательно подбирать слова, соблюдать логику изложения, избегать необъяснимых противоречий и формулировать мысли в позитиве. Часть информации можно опустить, если она не является конструктивной и может закрепить отрицательные установки клиента на собственное поведение. Следует избегать заявлений типа: "Ваш интеллект не соответствует норме", "Необходимо бороться с ленью", "Пересмотреть свой внутренний мир" и т.д.

При оформлении письменной характеристики необходимо также помнить о психологической этике, не позволяющей разглашать конфиденциальную информацию о личности, а также затрагивать глубокие личностные проблемы человека в деловых документах, поступающих руководству.

В любом случае нужно иметь в виду, что профиль личности по 16 факторам дает основание только для выдвижения диагностических гипотез, нуждающихся в проверке.

7. Профиль личности позволяет выделить те факторы, значения которых существенно отличаются от средних величин, т.е. так называемые, "крайние", "критические" точки личности. Как правило, такие значения указывают на ключевые проблемы личности, компенсирующие механизмы, а иногда – на сильное желание или стремление иметь то или иное качество. Например, мужчина, 30 лет (табл. 20).

Таблица 20

Выраженность факторов личности (мужчина, 30 лет)

Факторы A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Стены                                

 

В данном случае основным противоречием является низкая самооценка, слабая воля, ведомость, зависимость, с одной стороны ("O+", "E-", "Q3–", "Q–"), и желание быть свободным и независимым – с другой ("Q2+"). Это противоречие выливается в серьезные невротические проявления, депрессию, пониженный контроль эмоций и поведения. (Все факторы контроля ("C", "Q", "Q3") имеют значение ниже среднего.) Подход, основанный на анализе критических точек, позволяет представить личность в целом, выделить ее ведущие тенденции и обычно облегчает ситуацию консультирования, т.к. открывает психологу наиболее значимые для личности проблемы. Появляется повод для конкретной беседы и, возможно, даже коррекции личности.

Исходя из выявленной проблемы, самая реальная рекомендация для этого испытуемого – обратиться к психотерапевту. Поводом для обращения может служить тревожность, высокая степень которой подтверждается на уровне фактора второго порядка, имеющего то же название: QII = 9 (см. формулу в приложении П.6.). На основании этого показателя можно говорить о высокой невротизации личности, вызывающей низкую продуктивность деятельности и соматические расстройства, причиной которых может быть склонность сдерживать свои чувства, не выражать их в момент возникновения ("F–").


Рис.1. Профиль личности мужчины 30 лет

 

В тех случаях, когда требуется более нейтральное, "легкое" описание личности, делающее акцент на ее позитивных (с точки зрения заказчика) проявлениях, можно воспользоваться концепцией личности, в которой выделяются 4 группы качеств (12):

1) коммуникативные (факторы "A", "F", "H", "L", "N", "Q2", "E");

2) эмоциональные (факторы "C", "I", "O", "Q4");

3) волевые (факторы "E", "C", "G", "Q3");

4) интеллектуальные (факторы "B", "M", "Q1").

В качестве примера описания, составленного, исходя из этой модели, можно привести психологическую характеристику женщины 25 лет, составленную с целью профессионального отбора. Выраженность факторов по методике 16PF представлена в таблице 21, Профиль личности – на рисунке 2.

Таблица 21

Выраженность факторов личности (женщина, 25 лет)

Факторы AA BB CC EE FF GG HH II LL MM NN OO QQ1 QQ2 QQ3 QQ4
Стены                                

 

 

Рис. 2. Профиль личности женщины 25 лет

 

Психологическая характеристика А.П.

Очень общительна. Любит иметь дело с людьми, предпочитает занятия, в которых важны отношения, умение устанавливать контакт, находить общий язык с собеседником. Внимательно относится к людям, умеет быть корректной и дипломатичной. Благодаря хорошо развитой интуиции и способности анализировать, ей удается быть гибкой, легко приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе и совершенно новым. А.П. не стремится к соперничеству, конфликты предпочитает решать мирным путем, может пойти на компромисс, если этого требуют обстоятельства.

А.П. обладает богатым воображением, хорошо развитым эстетическим вкусом и высокой чувствительностью. Однако это не мешает ей реалистично относиться к жизни, трезво оценивать обстоятельства и людей. Если необходимо принять важное решение, А.П. обычно взвешивает все обстоятельства и следует голосу разума, а не эмоциональным порывам.

Неплохо развиты волевые качества. Умеет держать себя в руках, доводить начатое до конца. В делах аккуратна, старается выполнять их качественно и в срок. Для нее важны порядок и последовательность. Привыкла отвечать за свои поступки.

Хорошо обучается. Новая информация представляет для нее определенный интерес. Умеет решать абстрактные задачи.

Справится с работой, требующей общения с людьми, ответственности, исполнительности. Ограничивающий фактор – подозрительность – может способствовать возникновению конфликтов и в отдельных случаях затруднять общение, т.к. является основой скептицизма, упрямства и излишней сосредоточенности на себе. С другой стороны, в сочетании с разумным подходом к жизни это качество может быть очень полезно в делах, требующих способности принимать самостоятельные решения и быть критичной к себе и результатам своей работы.

8. Другие примеры интерпретаций личностного Профиля, составленного на основании результатов тестирования по методике 16PF, можно найти в руководстве по использованию методики, опубликованном А.А. Рукавишниковым и М.В. Соколовой (19), а также в книге А.Н. Капустиной (12).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.