Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Балаганные представления в России XVII – XIX вв




Слово «балаган» известно в русском языке со времени золотоордынского ига; пришло оно из тюркского языка, где обозначало легкую верхнюю пристройку к дому (см. персидск. «balahana» — верхняя комната, балкон). Еще в начале XIX столетия оно имело основное значение — разборная временная постройка для торговли. Применительно к театрализованным зрелищам это слово употребляется со второго десятилетия XIX в. Однако историю театральных балаганов в России следует начинать с XVIII в., когда в городах во время ярмаро и гуляний стали разыгрываться спецальные для простой публики небольшие и несложные пьески-интермедии. Известно, например, что в 1770-е гг. на Девичьем поле в Москве актеры-любители ирали народные фарсы, «комедиантские увеселительные действующие предствления и интермедии и шпрынг-мейстерские действия». принцип организации временных построек-балаганов, несомненно, связан со стремлением светской и церковной властей регламентировать народные праздники, ввести их в определенные рамки – хотя бы временные. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, Масленичные и Пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п.

В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в XIII в. из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера. К середине XVI в., из-за непропорционально разросшейся комедийной составляющей этих представлений, практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены. Единственным «властелином» временных построек, возводимых к празднику для увеселения публики, остался балаган. Его демократичность вызывала горячий интерес со стороны малоимущего населения всей Европы.

России появление первого балагана было связано с именем Петра I. В 1700 г. царь приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных и народных праздников.

В России балаганы зародились как слияние нескольких компонентов:

Возможно, балаган как площадка для представления в ее поздних формах развился из помоста, на который ставился трон для чучела Масленицы, что ставился на сани.

Возникновение балагана также связывается с сохранением традиций скоморохов (исчезнувших как самостоятельное культурное явление в XVII в.) петрушечниками, медвежатниками, раешниками, дедами-балагурами, сопровождавшими Масленичные, ярмарочные и другие народные гуляния и праздники.

Определенное влияние на формирование балаганной культуры в России оказали также иностранные цирки, которые начиная с XVIII в. регулярно гастролировали по стране, обслуживая даже захолустные ярмарки и гуляния.

В XIX в. свое развитие получил и русский цирк, большинство трупп которого постоянно колесило по стране, переезжая из города в город, с ярмарки на ярмарку.

«Иностранное» влияние на русские балаганы не ограничивалось только цирками. Начиная с 1740-х гг. во время традиционных народных гуляний в крупных городах появляются итальянские труппы, позакомившие русских зрителей с commedia dell'arte. С этой поры персонажи итальянской комедии масок — Пьеро, Коломбина, Арлекин — надолго будут связаны с русскими балаганами, где арлекинады как самостоятельный жанр займут одно из первых мест в репертуаре.

Упадок и постепенное исчезновение крепостных театров, столь распространенных в России в XVIII — начале XIX вв., вытолкнул часть актеров в балаганные труппы, что положительно повлияло на профессиональность этих театров.

Также безусловное влияние на формирование балаганных представлений оказал школьный театр, вернее, те интермедии, которые разыгрывались в нем в перерывах между небольшими пьесками или отдельными актами драмы. Генетически связанные с устным народным творчеством (анекдоты, новеллические сказки, шутки и т.п.), они представляли особый комический жанр с обязательными бытовыми персонажами, «шутовскими персонами», несложным сюжетом и простым разговорным языком. Нередско эти спектакли разыгрывались вне стен учебных заведений и пользовались определенной популярностью у проостой публики.

Кроме того балаганы испытали на себе и воздействие комических пьес демократических низов, которые разыгрывались в любительских спектаклях.

Итак, особое предпочтение в программе балаганных представлений отдавалось всему невиданному и экзотическому. Демонстрировались великаны и лилипуты, бородатые и татуированные женщины, женщины-рыбы. В балаганах на всеобщее обозрение выставлялись теленок о двух головах, мумия «египетского царя-фараона», африканские дикари-людоеды, человек, пьющий керосин и закусывающий рюмкой, «дама-паук», «девочка-сирена» с русалочьим хвостом и многое другое.

Сюжеты балаганных пантомим могли быть самыми различными: библейские («Сон фараона», «Суд царя Соломона»), исторические («Смерть Наполеона», «Мазепа», «Тарас Бульба», «Бурская война»), сказочные («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Конек-Горбунок», «Золушка»), волшебные («Разрыв-травы», «Зеленый черт»). Среди самых любимых называли «Атамана волжских разбойников Стеньку Разна», «Рекрутский набор» и «Золотой сон».

Одной из характерных черт, свойственной многим балаганам, был обман или мошенничество. Многие владельцы небольших балаганов, подобно раешникам, широко пользовались таким сугубо ярмарочным приемом, как несоответствие рекламы тому, что показывалось в действительности. Случалось, что из всего перечня невероятных трюков и диковинок в балагане демонстрировалось что-то одно.

В начале ХХ в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А. Ахматовой и В. Брюсова; ему отдает дань В. Набоков. Ему же посвящены несколько стихотворений А.Блока. Позже из них рождается первая пьеса Блока – «Балаганчик», которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе этого явления. Так, Мейерхольд призывал к активному изменению сценического пространства театра, к выходу его за пределы «коробки сцены» и переходу на площади, к возрождению балагана, к превращению театрального искусства в массовое действо, синтезирующее зрелищность других искусств. Интересно его сопоставление балаганного зрелища и традиций театра масок: «Театр маски всегда был балаганом и идея актерского искусства, основанная на боготворении маски, жеста и движения неразрывно связана с идеей балагана… Занятые реформированием современного театра мечтают о проведении на сцену принципов балагана… Балаган вечен. Его герои не умирают. Они только меняют лики и принимают новую форму». И.Стравинский пишет балет «Петрушка», ставший в парижских «Русских сезонах» С. Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В. Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А. Бенуа, М. Добужинского, Л. Бакста, С. Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.

Расцвет балаганной культуры пришелся на середину XVIII — ХIХ вв. Новый ХХ в., вместе с формирующейся массовой культурой, постепенно размыл основы массовых народных гуляний и ярмарок, а вместе с ним устранил и такое явление российской праздничной культуры как балаган. Но окончательно балаганы не исчезли, они оставили значительный след и их влияние можно увидеть практически во всех современных эстрадных и цирковых жанрах, нередко балаганные приемы используются в современном театре и кинематографе, а также рекламе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.