Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовое воспитание




Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

Заключение

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь В.А.Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

1. А.С. Макаренко родился 13.03.1888 года в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего ж /д мастерских. В 1901 pоци семья переехала в п. Крюкова (под Кременчугом). 1904 - окончил 4-х классное училище, впоследствии - однолетние педагогические курсы.

1905 - 1911 - народный учитель в 2-х классном ж /д училище в Крюкове.

1914 - 1917 - обучение в Полтавском учительском институте.

1917 - 1920 - инспектор в Крюкове, учитель в Полтаве.

1920 - 1927 - работа в колонии им. Горького.

1927 - 1935 - работа в коммуне им. Ф. Дзержинского.

1935 - 1936 - помощник начальника по руководству трудовыми колониями МВД СССР.

1937 - переезд в Москву, литературная деятельность, выступления перед учителями (09.03.39 выступает перед студентами и преподавателями Харьковского педагогического института с опытом работы в колонии и коммуне). Умер 1 апреля 1939.

известное произведение А.С. Макаренко - "Педагогическая поэма" написано в 1928 pоци (напечатано Горьким в 1933 - 1936 гг.) В 1938 pоци - "Флаги на башнях", 1936 - "Книга для родителей".

В Германии работала "лаборатория по изучению наследия А.С.Макаренко" (1968 год.). В Японии в 70-е годы издано "Наброски мировой истории педагогики" (40 томов), в 16 томе - подробно изложены достижения

А. Макаренко.

2. "... я работал 32 года педагогом..., и старался размышлять над своей педагогической работой..., и у меня была некоторая своя... манера педагогического труда. Эта манера пришла ко мне не от моих талантов. Она пришла от необходимости, от характера того дела, которое мне поручили "[Т. 4. 281]. "Многие считают меня специалистом по работе с бездомными. Это неправда. Я всего работал 32 года, из них 16 лет - в школе и 16 лет-с бездомными. Правда, в школе всю свою жизнь я работал в особых условиях - в заводской школе, находившейся под постоянным воздействием рабочей общественности, общественности партийной "[Т.4. 110].

В статье А. Макаренко "Некоторые выводы из моего педагогического опыта": педагогическое мастерство определяется как "истинное знание воспитательного процесса..." [Т.4.234].

В статье "О мой опыт" А. Макаренко пишет: "Педагогическое мастерство - совсем не простое дело... Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующее таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерства, как надо учить музыканта..., можно и нужно развивать зрение... Это необходимо для воспитателя. Надо уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть описано в спецкурсе.... Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении собственным лицом... Педагог не может не играть... Ученику иногда надо продемонстрировать муки души, а для этого надо уметь играть... Я стал настоящим мастером только тогда, когда учился говорить "иди сюда 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно. А у воспитателя мастерство проявляется на каждом шагу..., надо уметь управлять своим настроением. "[Т.4. 262].

"Надо уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться" [Т.4.242].

"Движения - это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым - это не пустое... Умение встать - тоже много значит" [Т.4. 318].

"Я на внешность обращал первейшую внимание. Внешность имеет большое значение в жизни человека... Я требовал не только аккуратности, но изысканности, чтобы они могли ходить, стоять, говорить. Они были очень приветливы, вежливы джентльменами. И это совсем необходимо "[Т.4. 456].

Макаренко определил компоненты педагогической техники: "... это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота. И есть еще много таких признаков мастерства, прямых привычек, средств, каждый педагог, каждый воспитатель должен знать" [ Т.4. 234].

"Я не говорил, что у меня нет мастерства. Я говорил, что у меня нет таланта, а мастерства я добился. Мастерство это то, чего можно добиться, и как быть известный мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог...

И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, - зависит от собственного напора "[Т.4.244].

В работе "Методика организации воспитательного процесса" А.С.Макаренко подчеркивает роль стиля работы с коллективом. Им написаны статьи, полезные как научно-методические советы воспитателям по профессиональному самосовершенствованию: "Некоторые выводы из педагогического опыта" "О мой опыт", "Мои педагогические взгляды", "Из опыта работы", Доклад в педагогическом училище "... (1938 - 1939 pp) и другие.

"Педагогическое мастерство может быть доведена до большого степени совершенства почти до степени техники. В это я верю и всей своей жизнью искал доказательств этой веры...

Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальны и мощные, что, когда наш воспитанник встретит плохие влияния, даже самые сильные, они бы нивелировались и ликвидировались вашим воспитательным влиянием "[Т.4.313].

А.С.Макаренко считал, что учебные заведения, где ведется подготовка педагогов, отвечающих за формирование у них педагогического мастерства:

"... наши вузы должны решительно перестроить свои программы. Они должны давать хорошо подготовленных, грамотных педагогов-техников" [Т.4.383].

3. Система работы новатора А. Макаренко является примером становления педагога-мастера. В ее основе лежит гуманизм. В письме к М. Горького (22.11.29) А.С. Макаренко писал: "Не может быть воспитания, если не сделано центральную установку на ценность человека".

качества педагога-мастера по Макаренко: гуманизм, любовь и требовательность к детям, политическая зрелость, социальная активность; педагогический авторитет, основанный на широкой эрудиции и моральной чистоте личности; педагогический такт; деловитость, твердость воли; владение технологией воспитательного воздействия; коммуникативные, организаторские способности, способность к педагогическому творчеству, постоянный поиск оптимальных путей решения воспитательных проблем, педагогическая устойчивость, умение отстаивать свое право на творчество, ответственность за дело воспитания. "Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым, вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывал" [Т.4.172].

Творческая система работы А.С.Макаренко охватывала все стороны

всестороннего развития личности.

4. Выдающийся украинский ученый и учитель В. А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 в с. Васильевке Онуфриевского района Кировоградщине (Херсонская губерния) в крестьянской семье.

1934 -1935 - обучение в Кременчугском педагогическом институте.

1935 - 1938 - учитель украинского языка и литературы в 5-7 классах (с. Васильевка, с. Зибивка).

1936 - 1938 - заочное обучение в Полтавском педагогическом институте на филологическом факультете.

-1941 - учитель украинского и русского языка в 8 -10 классах, завуч средней школы (с.Онуфриивка).

. 07 - 1942. 02 - участник Великой Отечественной войны, политрук роты, инвалид войны.

- 1944 - директор Увинськои средней школы.

-1948 - заведующий районо (с.Онуфриивка).

- 02.09.1970 - директор средней школы с. Павлыш -

защитил кандидатскую диссертацию на тему "Директор школы-руководитель учебно-воспитательного процесса" (735 с.)

1957 - член - корреспондент АПН РСФСР.

1958 - заслуженный учитель УССР.

1968 - награжден званием Героя Социалистического Труда, член - корреспондент АПН СССР.

1970.02.09-умер В.О.Сухомлинский.

Учитель - мастер широкого профиля В. А. Сухомлинский был высококультурной человеком, владел 8 иностранными языками. Его научно - педагогическое наследие содержит более 40 книг, около 500 статей, 120 сказок для детей. (См.: Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. - М., 1976 -1977, "Сердце отдаю детям", "Сто советов учителю", "Как воспитать настоящего человека", "Рождение гражданина", "Павлышская школа "," Разговор с молодым директором школы "," Родина в сердце "," Родительская педагогика "и другие).

5. Новаторские идеи педагога Сухомлинского:

- любовь к детям, вера в творческие силы ребенка. ("Каждый ребенок должен быть счастливым")

- воспитание через разум, сердце, руки ребенка. "Школа радости" (1951-1952 РP.)

- мудрость педагогической и родительской любви, власти коллектива

- всестороннее развитие личности каждого ребенка

- теория воспитания настоящего человека

- система обучения грамоте через образно чувственное восприятие детьми 6 лет эксплуатации: эмоции - чувства - восприятие - воображение - образы окружающего мира - образно -эмоциональное мышление - логическое мышление - запоминание - применение разнообразной деятельности (рисование, чтение, размышление, наблюдение, творчество, труд)

- система подготовки к семейной жизни

- традиции, праздники, культы в воспитании

- система требований и советов педагогам ("Сто советов учителю",...) [Т. 2. 418-654].

В работах "Духовный мир школьника", "Рождение гражданина", "Как воспитать настоящего человека" Сухомлинский создал идеал настоящего человека, которому присущи такие черты характера: преданность родной земле, родному народу, долг перед ним, любовь к родному языку, уважение к старшим, любовь к матери и отца, бережное отношение к природе, доброта, трудолюбие.. В этих произведениях раскрываются конкретные принципы, истины, поучения, наставления, рекомендации. Подаются они в виде правил, законов как 14 законов дружбы, правил "Десять нельзя", "Девять негодных вещей", которые составляют азбуку нравственной культуры. В работах раскрывается содержание и методика работы по воспитанию у детей любви к Родине и гражданства, отношение к людям и долга перед ними, отношение к родителям, родным, близким, понимание жизни, добра и зла в нем, воспитание высоких моральных качеств и норм поведения. На основании многолетней практической работы в школе автор впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность. На конкретных примерах подается методика утверждения в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, щедрости, милосердия. Идеал настоящего человека определяется Сухомлинским на основе общечеловеческих ценностей и народной педагогики, объединяет лучшие черты менталитета украинского народа.

После глубокого изучения наследия В.А.Сухомлинского его принцип гуманизма можно представить как стройную систему. Эта система включает систему блоков, каждый из которых - это требования к деятельности учителя:

1. Систематическое заботы о всестороннем развитии ребенка.

2. Любовь к детям и каждого отдельного ребенка.

3. Уважение к ребенку, умение видеть в каждом человеке личность.

4. Вера в ребенка как залог педагогического успеха.

5. Глубокое знание ребенка.

6. Понимание ребенка - педагогическая эмпатия.

7. Бережное отношение к духовному миру и природе ребенка.

8. Умение развивать у ребенка чувство собственного достоинства.

9. Умение включать ребенка в круг интересов, жизни и заботам других людей.

10. Быть другом, мудрым советником ребенка.

Василий Александрович Сухомлинский учил педагогов создавать организованную систему воздействий на воспитанников, которая способствует всестороннему развитию ребенка, построенная на принципах гуманизма. Он подчеркивал, что "педагогический эффект каждого воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия" [58,243]. Методика гуманистического воспитания у Василия Сухомлинского представляет собой систему органично соединенных различных способов, методов, приемов воздействия на воспитанников, реализовались средствами искусного общения учителя с учениками. В Павлышской средней школе, которую еще при жизни педагога (1948-1970 гг) называли школой-лабораторией педагогической мысли и практики воспитания, постепенно создавалась и отшлифовывалась стройная методика гуманистического воспитания, содержит следующие главные методы:

Воспитание словом: разъяснение учителем нравственных понятий, ценностей, норм, правил гуманного поведения; этические беседы; словесное выявление доверия и недоверия; внушения; убеждение, размышления, создание сказочных образов гуманного поведения и взаимоотношений и т.п..

Воспитание примером: отношение к людям, окружающему миру, природе, Украина, человечества.

? Система методов организации деятельности и формирования опыта гуманного поведения детей: вправление (добрые дела), организация специальных педагогических ситуаций; поручения; побуждение к творчески полезной деятельности, создание ситуации успеха и т.д..

? Стимулирование и оценки поступков, поведения, деятельности: похвала, поощрение, принуждение, осуждение, недоверие, надзор, запрет, ограничение, моральная поддержка и другие.

? Самовоспитание, саморазвитие учащихся как вершина, цель воспитания.

Одну из мудрых педагогических статей Сухомлинский назвал "Не бойтесь быть ласковыми". В ней он с болью отмечал, что очень часто в семье и школе звучит невольное, безразлично, время - грубое слово, ранит душу ребенка, делает его равнодушным к любому проявлению человечности. Повышенный тон голоса в общении с детьми создает нервное напряжение, истощает нервы. Дети могут привыкнуть к этому. Тогда у ребенка притупляются чувства, исчезает сердечная чувствительность, а сам педагог навсегда теряет те важнейшие нюансы, тона, полутона эмоциональной чувственности, которые и делают человека Человеком.

Сухомлинский был разработан гуманистические принципы педагогики:

1.Пизнання многогранности ребенка.

2.Виры в ее неповторимость и талантливость.

3.Визнання природного оптимизма ребенка.

4.Обережного обращения к ее души и разума.

5.Защита богатства человеческой природы в детской душе.

6.Виховання у учащихся самоуважения.

7.Утвердження красоты в природе и в человеке.

Для современного педагога имеют большую ценность методические советы великого педагога относительно путей воспитания гуманистической культуры детей, подростков, направлений практической эстетической работы с учащимися, формирование духовного мира человека. Идеалом учителя современной школы должен быть тот образец воспитателя, каким был сам В. Сухомлинский и которого он видел в своих мечтах. Главными чертами такого воспитателя - гуманиста являются:

1.Мудри любовь и власть педагога над разумом и душой ребенка.

2.Багатство мысли, высокая общая культура.

3.Спильни с ребенком взгляды на жизнь, человека как высшую ценность.

4.Здатнисть исцеления душевных ран ребенка.

5.Нижне, ласковое отношение к ребенку.

"Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, то, что никогда не прекращается, проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду "[10,243].

6. Первый совет из "Сто советов учителю" Сухомлинского касается понимания проблемы "Что такое призвание к труду учителя? Как оно формируется?" [Т.2. -425].

Свойства педагогической профессии: а) «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, ум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье»б) конечный результат труда удаленный во времени в) многофакторность воздействий на ребенка, «... задача - бороться за человека, преодолевать негативные воздействия и давать простор положительным». Умный, умелый, мудрый воспитатель г) «Объект нашей работы - тончайшие сферы духовной жизни формирующейся, - ум, чувства, воля, убежденность, самосознание». Влиять тем же. Важнейшие инструменты воздействия - слово, красота окружающей среды и искусства, все эмоциональное диапазон человеческих отношений и обстоятельств д) объект труда педагога - ребенок - постоянно меняется. «Наша работа - формирование человека, и это возлагает на нас особую ответственность, которую ни с чем не сравнить».

качества педагога - мастера: 1) "Учительская профессия - это человековедение, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека, который никогда не прекращается... Это удивление перед многогранностью и неисчерпаемостью человеческой", 2) "... практическая педагогика - это знания и умения, не только доведены до степени мастерства, но и подняты до уровня искусства... воспитывать и чувствовать ее индивидуальный мир "

3) "Краеугольный камень педагогического призвания - это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка». Терпение к детским слабостям, мудрость в понимании ребенка, конфликтов:

4) «Гармония сердца и разума» педагога. «Отзывчивость, сердечная забота о человеке - это плоть и кровь педагогического призвания»;, которую должен создать для себя каждый учитель. Это умение надо воспитывать в себе, создавать, совершенствовать, «отшлифовывать», делать тоньше и более действенным... необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем она живет, как она смотрит на мир, чем является для нее окружающие ее.

Дорогой мой коллега, чтобы стать справжним воспитателем, нужно пройти эту школу сердечности - в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, с чего радуется и чем сокрушается ваш питомец. Это одна из самых тонких вещей в нашей педагогической деле»(Т2.424 -425).

7. Педагогическая задача (проблема) требует целой системы обработки Целесообразно: 1) изучить ее условия (действующие лица, связи обстоятельства) 2) задать вопрос (как действовать воспитателю?) 3) обратиться к решению автора (педагога) 4) проанализировать предложения коллеги («Мой решение» с

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.