Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пропаганда. Лассуэлл 3 страница




Схема городского развития, по Парку, связывает воедино эти три основопола гающих принципа: рост населения и интенсификация миграции приводят в соприкосновение на одной территории все большие массы людей, что усиливает конкуренцию между ними, которая, в свою очередь, влечет за собой разделение труда (понимаемое Парком как специализация) и формирование социальных институтов. Теперь город предстает в качестве функциональной единицы, состоящей из непосредственных и опосредованных взаимодействий «социальных атомов» - индивидов. «Общество как взаимодействие» - основа целостности сообщества и согласия.

Культурный процесс как осуществление социального контроля, межкультурное взаимодействие, интенсифицирующееся в городской среде, и его модификации стали особенно актуальный и напряженными на фоне мощной волны иммигрантов, нахлынувшей в Америку в период первой мировой войны. Американское общество столкнулось с фактом обособленности существования многочисленных национальных сообществ (в Чикаго это были немцы. итальянцы, евреи, поляки, литовцы и др.), обострившим проблем их «американизации», принятия ими новых культурных норм и образцов поведения

Многолетний опыт Парка в изучении межрасовых и национальных процессов, несомненно, сказался на результатах этой работы, отличающейся нетривиальностью выводов. Парк обнаружил, что обособленность иммигрантских организаций от образцов американской жизни отнюдь не препятствует американизации, но как раз способствует преодолению (постепенному) новичками этой обособленности

И здесь Парк прослеживал причины и механизмы группового, коллективного поведения и обострение группового (национального в данном случае) самосознания вплоть до индивидуального уровня

Таким образом. Парк делал вывод, что обособленность и национализм иммигрантских организаций и их прессы - не повод для тревоги, ибо она способствует естественной адаптации иммигрантов к новой для них американской среде: сначала адаптация целой группы, затем - отдельного ее представителя. Процесс групповой адаптации представляется Парку как, борьба за существование различных языков и культур.

Предпринятые Парком в 1929-1933гг. путешествия по Азии (Япония, Китай, Филиппины, Ява, Индия), на Гаваи и в Южную Африку пополнили его теоретические выводы новым социологическим материалом. Особо Парк выделял здесь общий процесс выхода рас и народов из различного рода изоляции - географической, экономической и культурной. Результатом этого глобального этносоциальнют процесса на индивидуальном уровне является формирование нового типа личности, характерного для современного развития цивилизации, - маргинальной личности (это новое для социологии понятие получило свое первое теоретическое обоснование в статьях Парка).

Маргинальная личность - продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур: <Маргинальный человек - это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начина ют появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно: вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек - всегда более цивилизованное существо.

Вернувшись из Азии в 1933 г., Парк оставил факультет в Чикагском университете. Между 1934 и 1944г. он преподавал в университетах Чикаго, Мичигана, в Гарвардской воскресной школе, в молодежном центре Чикаго, не связывая себя постоянным курсом лекций ни с одним из университетов. В 1936г. он переехал из Чикаго в Нэшвилл, где и жил до последнего дня своей жизни - 7 февраля 1944 г

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп.

Эрнест Берджесс (1886--1966) -- ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. В 1934 году он был избран президентом Американской социологической ассоциации. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины.

Берджессу принадлежит заслуга в разработке оригинальной теоретической концепции городского развития, органически дополнившей социально-экологический подход Парка. В 1925 г. Берджесс опубликовал свою классическую работу - «Рост города: введение в исследовательский проект», где впервые развил идею концентрических зон в Чикаго. Цель работы заключалась в описании процессов городского роста в понятиях «расширение», «последовательность» и «концентрация» и в определении этого роста как «метаболической» дисфункции в городском организме, источником которой является пространственная (затем и социальная) мобильность, поддающаяся измерению.

В совместной работе Парка, Берджесса и Маккензи ^ идея <концентрических зон> представлена Берджессом в следующем виде: зона 1 - центральный деловой район Луп (Большая Петля в Чикаго); <вокруг центра располагается промежуточный район(зона 2), где размещаются деловые конторы и легкая промышленность; зона 3 - место обитания рабочих промышленных предпрпя-пш, которые вытеснены из зоны распада, но поселились вблизи места работы: за этой зоной следует «зона резиденций» (зона 4) особняков для одной семьи. Еще дальше - пригороды или своего рода-спутники, в получасе-часе езды от делового центра. Концепция концентрических зон обобщает и во многом конкретизируется результатами районирования Чикаго (на основе собранныхсоциальных карт) на 75 взаимоисключающих, качественно различных «естественных районов», которые и определили «пространственный тип Чикаго», сохраняющийся по сей день (телефонная книга Чикаго до сих пор сохраняет классификацию районов и их названия, предложенные Бёрджессом).

Результаты этого районирования, проводившегося в основном с 1924 по 1930 г. на основе социального картографирования, стали основой для дальнейших исследований города и ценным вспомогательным материалом для деятельности различных общественных и политических организаций города. Чикаго, представленный в таком районированном виде, наглядно демонстрировал все разнообразие поселенческих типов, промышленных пригородов, иммигрантских районов, деловых и коммерческих зон, гостиничных и фешенебельных районов. В свою очередь, каждый из 75 районов представлял собой общество в миниатюре, с его собственной историей, традициями, своими проблемами и своими представлениями о будущем. Гайд Парк, Северный Центр, Бриджпорт, Южный Чикаго - это не просто названия на карте. Это разные составляющие внутри города, каждая из которых, будучи его частью, играет свою, особую, роль в судьбе Чикаго.

Исследование «естественных районов», по Берджессу, должно вестись по двум основным направлениям: 1) определение пространственного образа района, его топографии, размещения местного сообщества, физической организации не только ландшафта, но и созданных человеком структур (жилища, рабочие места, места отдыха и т.п.); 2) изучение его «культурной жизни»: образа жизни, обычаев, стереотипов.

Ключевым процессом, стимулирующим городской рост, Берджесс считал миграцию, или мобильность: мобильность семей, индивидов, институтов. Пространственная мобильность зачастую является показателем и ускорителем социальной мобильности. Внутригородская миграция, мобильность и подвижность границ (как пространственных, так и социальных) городской структуры словом, динамика городских процессов является содержанием концепции концентрических зон. При этом развитие этой динамики в направлении от центра к периферии с последовательным наложением и вытеснением носит, по Берджессу, циклический, как бы волновой, характер. И в целом объяснение этой цикличности у Бёрджесса (организация, в данном случае города,-дезорганизация - реорганизация) вполне соответствует социально-экологическому циклу Парка.

В изучении этой циклической закономерности экологической аспект (пространственная мобильность социальных институтов) пронизывает собой и обусловливает все остальные аспекты: какие-либо находки или открытия в социологических исследованиях города будут зависеть от того, «в какой степени осмыслена экологически концептуальная система и выявлены реально существующие районы города...».

Особое внимание Берджесса в исследованиях городской среды было направлено на процессы социальной и личностной дезорганизации, поскольку она изменяет темп жизни города... социальную дезорганизацию следует рассматривать не столько с точки зрения социальной патологии, сколько в контексте взаимодействия и приспособления. что ведет фактически к социальной реорганизации

Таким образом, можно сделать вывод, что теоритические исследования Р. Парка и Э. Берджесса внесли огромный вклад в становление Чикагской школы и американской социологии в целом. Их теоритические труды стали классикой мировой социологии.

В целом по главе можно сделать вывод, о том, что первые два этапа развития чикагской социологической школы являются основополагающими в истории её становления. В этот период были заложены все методологические и теоретические основы, на которых базировались дальнейшие исследования ученых данной школы социологии. Особая заслуга в этом лежит на плечах основателя школы А. Смола, а также идеологического основателя школы Р. Парка и его соратника Э. Берджесса.

2. Третий период деятельности Чикагской школы. Вклад школы в мировую социологию

2.1 Третий этап деятельности

Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х -- начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886--1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университете начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президентом Американского социологического общества, с 1937 по 1939 гг. руководил Исследовательским советом социальных наук.

Главная его работа «Социальные изменения» (1922) была написана им, когда он еще был профессором Колумбийского университета, где он и защитил докторскую диссертацию.

Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам целевые разработки. Именно при нем сформировались, работая по заданию Федерального правительства, такие исследователи, как Г. Лассуэлл.

В своей теории социальных изменений Огборн проводит мысль о том, что материальная культура развивается в целом относительно быстрее, нежели нематериальная или адаптивная культурa. Причины этого он объяснял малым количеством изобретений в адаптивной культуре, наличием серьезных препятствий адаптивным изменениям, значительным сопротивлением адаптации, которые являются следствием оценок и ориентации группы -- субъекта социальных действий. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизма в социологии.

Огборн был последовательным сторонником широкого использования статистических методов в социологии, и при нем получило значительное развитие математическое обеспечение проводимых чикагскими учеными социологических исследований.

 

Третье поколение, помимо Огборна, представлено также именами Эверетта Хьюза, Самуэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.

Так, Луис Вирт (1897--1952) родился в еврейской семье в Германии и в четырнадцатилетнем возрасте вместе с родителями прибыл в США. Образование он получил в Чикаго, где в 1926 году защитил докторскую диссертацию. Широкую известность принесла ему работа «Гетто» (1928), посвященная судьбам еврейских иммигрантов, прибывших в Чикаго из Европы. В 1947--1948 гг. он был президентом Американской социологической ассоциации, а в 1949 году избирается первым президентом Международной социологической ассоциации на ее учредительном конгрессе.

В своей урбанистической концепции Вирт доказывает, что городской образ жизни характерен ослаблением первичных межличностных связей, становящихся фрагментарными и поверхностными, в нем уменьшается социальная роль семьи и соседской общины, преобладают вторичные формально-ролевые отношения, нарастает его социальное и культурное разнообразие, уменьшается роль традиций и ослабляется социальная солидарность, усиливается анонимность общения.

Но наиболее важным ученым, внесшим большой вклад стоит считать Герберта Блумера.

Герберт Блумер - один из наиболее ярких представителей символического интеракционизма, в 30-х гг. он впервые использовал этот термин. Блумер сам признается, что данный неологизм не слишком удачен, но он уже закрепился и давно не вызывает никаких возражений. Иначе обстоит дело с идейным течением. Обсуждается вопрос о правомерности говорить о символическом интеракционизме как о достаточно гомогенном направлении. Некоторые авторы усматривают различные и весьма различные, в некотором смысле даже исключающие друг друга варианты символического интеракционизма. Во всех случаях, версия, созданная Блумером, является одной из самых оригинальных и значимых в качестве социологической перспективы.

Возникновение и формирование символического интеракционизма Блумер связывает с творчеством различных мыслителей, обладающих, однако, большим сходством в том, что касается самой общей ориентации при изучении человеческих групп. Речь идет об авторах типа Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, Уильяма Джемса, Уильяма И. Томаса, Роберта Е. Парка, Чарльза Хортона, Кули, Флориана Знанецкого, Джеймса Марка Болдуина, Роберта Редфилда, Льюиса Вирта^. Среди этих мыслителей первостепенное значение он отводит творчеству Мида. Особенно ценными он считает ряд имплицитных идей, и одну из главных своих задач усматривает в их раскрытии, систематизации и развитии.

Он формулирует основные теоретико-методологические предпосылки символического интеракционизма:

1) люди действуют в отношении вещей на основе смыслов (meanings), которыми располагают о них. Например, белый лист на столе является чем-то, на чем человек может записать свои мысли, яблоко-чем-то, что можно съесть и т. д. Каждое человеческое действие отличается учетом специфического смысла соответствующих вещей;

2) смысл любой вещи, попадающей в поле зрения человека, вытекает или возникает из социологических взаимодействий, в которые человек вступает с другим человеком. Смысл не присущ вещам самим по себе и не является неким чисто индивидуальнопсихическим феноменом, полностью приписываемым субъектом внешним вещам. Он возникает во взаимодействии и вписывается в него, вот почему по своей природе является социальным феноменом.

Хорошо известно, что Герберт Блумер-один из непримиримых противников структурного функционализма. Принципиальным преимуществом символистско - интеракционистской социологической модели он считает рассмотрение творческой природы социальной реальности, способность охватить богатство человеческих объединений. Общество как символистская интеракция включает как кооперацию, так и конфликт, разногласие, как тесно сросшуюся идентификацию, так и безразличное отношение деятелей друг к другу, эксплуатацию и т. д. Какими бы ни были разновидности отношений между деятелями, они, по Блумеру, принимают участие в их конституировании. Таким образом, символистский интеракционизм контрастирует с теми социологическими моделями, которые создают общую модель человеческого взаимодействия и соответственно аналогичную модель общества на основе отдельного типа человеческих отношений, а тем, самым они неизбежно впадают в односторонность и искусственные теоретические построения. Таким Блумеру является случай с Парсонсом, считающим первоначальной, коренной формой социального взаимодействия актеров.

Аналогичным образом обстоит дело и в социологии, считающей базисным понятие конфликта, социологической модели, принимающей в качестве базисного понятие «консенсус» и т. д. Ограниченность этих и подобных моделей заключается, по Блумеру, в их связи с отдельным типом взаимодействий. Пафос Блумера понятен, и его острые.критические атаки имеют основания. Как структурный функционализм и конкретный образ общества в социологии Парсонса, так и «социология конфликта», или «конфликтная социология», страдают серьезной односторонностью и ограниченными объяснительными возможностями. Несмотря на все это, они приходят к более развитым и консистентным теоретическим построениям по сравнению с символистско-интеракционистской социологией в том виде, в каком она развита и представлена Блумером.

Другой центральной социологической категорией, по Блумеру, является коллективное (совместное) действие. Такового рода социальными действиями являются семейный ужин, свадебная церемония, игра, судебный процесс и т. д. Взгляд Мида дает возможность охватить в качестве коллективных действий как обыкновенное сотрудничество между двумя людьми, так и широкомасштабные совместные действия в рамках крупных организаций и институтов. Блумер подчеркивает, что коллективное действие фактически является фундаментальной, основной частью общества^. В перспективе символического взаимодействия деятелей находят общее поле действия, к которому причастен каждый отдельный индивид, вносящий вклад в конституирование коллективного действия. Последнее нельзя рассматривать в качестве суммы действий участвующих деятелей или надындивидуальной реальности, как, например, в концепции Э. Дюркгейма. Коллективное действие, в понимании Блумера, должно подтвердить процессуальный характер общества в противовес его представлению в качестве застывшей структуры. Таким образом, общество как процесс связывается с учетом способа связи многообразия индивидуальных и коллективных (совместных) действий.

Как некоторые уязвимые, так и сильные стороны символистско-интеракционистской модели Герберта Блумера просматриваются отчетливо при сопоставлении и сравнении с символистско - интеракционистской моделью школы в Айове, возглавляемой М. Куном. Точка зрения Блумера ярко гуманистична, поэтому он акцентирует на методологической специфике исследований социальной 'реальности. Точка же зрения Куна преследует универсальные научные стандарты. Блумер придает первостепенное значение пониманию, Кун твердо придерживается доказательства, операциональности теоретических понятий и практической полезности социологических исследовании. Блумер подвергает радикальной критике экспериментальные, инструментальные и количественные подходы, Кун полностью разделяет противоположную ориентацию, вырабатывающую максимально простые и технические процедуры исследования. Для Блумера первостепенное значение имеет процессуальная сторона социальной жизни, тогда как Кун дает приоритет структурным определениям взаимодействий и деятелей. Нельзя сказать, что эти дилеммы преодолены современной^ социологией. Блумер имеет определенную заслугу в обострении дилемм, что следует оценить в качестве положительного эффекта его смелых и решительных попыток поиска новых решений основных проблем социологии. И то, что его программа сталкивается с серьезными трудностями, не может быть однозначным критерием несостоятельности поисков. Наоборот, это должно мобилизовать дальнейшие теоретические поиски возможного синтеза гуманистической строго научной ориентации. Самая надежная перспектива в этом отношении диалектизация социологического мышления.

В целом можно сделать вывод, что ученые третьего периода внесли весомый вклад в развитие ислледований чикагской школы и развили многие их теории.

2.2 Значение Чикагской школы

Подводя некоторые итоги вкладу Чикагской школы в общественное использование социологического знания, можно выделить следующие положения.

Самой большой заслугой первого поколения является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.

Смолл сформулировал, что долг социолога -- открывать новое знание и передать его так, чтобы справедливое и гармоничное общество управлялось во всеобщих интересах.

Томас стремился улучшить средства, имеющиеся в распоряжении социальных инженеров, чьей основной задачей является помощь людям в развитии личностного контроля, благодаря которому можно будет преодолеть индивидуальную нищету, материальную и духовную.

Парк изучал баланс потерь и приобретений цивилизации с точки зрения социального порядка и наиболее полной реализации сущности человеческой природы.

Вирт разрабатывал для социологов стратегии достижения общественного консенсуса, которые не просто делают доступными соответствующие знания, но и обязывают социологов брать на себя профессиональную ответственность за формирование общественного мнения.

Огборн концентрировался на рассмотрении последствий социального знания прежде всего для достижения индивидуальной свободы и личного удовлетворения и, уже потом, для достижения коллективной гармонии.

Также стоит отметить особенности методологических подходов чикагцев.

Методологическим подходом к анализу предмета исследования, который также отличается стремлением соединить методы глубокого монографического обследования (анализ документов, биографий, неформализованное интервью, включенное наблюдение) и статистические методы анализа, социальное картографирование. Для чикагских социологов не характерно противопоставление или принципиальное разделение «мягких» (антропологических и этнографических) методов и «жёстких», количественных; в исследовательских программах, они, как правило, комбинируются и дополняются.

В целом же, как с теоретической, так и с методической стороны, Чикагская школа отличается многообразием и органической слитностью в едином исследовательском порыве самых различных подходов, которые в дальнейшем своем развитии дифференцируются так, их совмещение становится возможным только в виде эклектики. Чикагскую школу нередко называют «классической», основанием тому служит - стремление к «классической» универсальности подходов к определению и трактовке предмета социологии как науки, попытки обосновать её роль и место в ряду других наук и дать ей некоторую профессионально - этическую перспективу, дойти до её философских оснований.

Социологические ориентации факультета были разнообразны…и его сила в этом разнообразии. Именно это многообразие ориентаций позволило чикагскому факультету социологии колонизировать новые факультеты. Для большинства Чикагских школ было свойственно увлечение эмпирическими подтверждениями своих, о «Чикагской школе» социальных наук в целом.

Также вклад ученых данной школы заключается в том, что её ученые разработали ряд частных социологических теорий,которые были эмпирически проверяемы.

В то же время были разработаны и внедрены в массовую практику исследования новых социологических методов: биографического, масштабного опроса, статстического метода.

В целом можно сказать, что Чикагская школа социологии сыграла значительную роль в укреплении эмпирической социологии.

Лазарсфельд Пол (1901-1976) – известный австрийско-американский социолог, внес большой вклад в развитие математических методов в социологии. Образование получил в Вене в области прикладной математики, в 1929 г основал исследовательский институт прикладной социальной психологии. С 1933 г работает в США: 1933-1940 гг директор Бюро по исследованию радио при Принстенском университете; 1940-1970 гг Бюро прикладных социальных исследований в Колумбийском университете. Основные работы: Lazarsfeld, Paul F. and Kendall, Patricia. Radio Listening in America. Prentice Hall. New York, 1948; Lazarsfeld, Paul, Berelson, Bernard, and Gaudet, Hazel. The People's Choice. Duell, Sloan and Pearce. New York, 1944; Lazarsfeld, Paul F. and Merton, Robert K. " Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action". From The Communication of Ideas. Institute for Religious and Social Studies. New York, 1948; Lazarsfeld P. and Thielens W. The Academic Mind: Social Sciences in the Time of Crisis. N.Y. 1958.

Лазарсфельд занимался исследованием эффективности радиопрограмм, радиоаудитории, влияния радио на предпочтения слушателей. Известным примером такого исследования является радиопостановка «Войны миров» Г.Уэлса о вторжении марсиан на Землю, которую пустили в эфир во время блока новостей, в результате чего каждый шестой слушатель поверил, что это правда и впал в панику. В результате многочисленных исследований Лазарсфельд пришел к выводу, что мало образованные люди более склонны доверять радио, а более образованные – печатным средствам информации.

Одним из известных и продуктивных (как в сфере теоретической, так и в методологической) проектов Лазарсфельда считаются исследования 40-х гг ХХ века. Это были исследования основных факторов, влияющих на процесс голосования и проводились они в период предвыборных кампаний 1940-х гг. Используемая техника панельного исследования предполагала, что выборочная совокупность респондентов (в первом исследовании 600 респондентов, во втором 1000) многократно интервьюируется на протяжении всей предвыборной кампании. В результате было выявлено, что люди, уже принявшие решение за кого голосовать, больше обращают внимания на предвыборные материалы в средствах массовой информации, чем те, которые еще не сделали выбор. Также было обнаружено влияние лидерства на формирование общественного мнения (названное двухступенчатым потоком коммуникации), а именно, что идея, передаваемая через СМИ сначала воздействует на социальных лидеров, а потом эти лидеры непосредственно воздействуют на общественность.

Исследования Лазарсфельда основывались как на количественных методах, так и на качественных. Разработанная им методика анализа латентных структур использовалась для выявления установок, которые проявлялись лишь в вероятностной связи с наблюдаемым явлением. Также Лазарсфельду принадлежит разработка выборки «снежного кома», при которой респондентов просили назвать людей, повлиявших на выбор какого-либо решения. Таким образом, количество респондентов росло, как снежный ком.

5.1. Торонтская школа

Информационное общество — социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», ин­формационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Дэниел Белл, Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер. Однако корни этого подхода можно увидеть во взглядах Торонтской школы, ярчайшими представителя которой были Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн.

Традиционно Торонтскую школу относят к критическому культурному направлению. Выразителем этих идей стал литературовед Маршалл Маклюэн, который в своем анализе исторической роли медиа в основном опирался на труды Гарольда Инниса.

Иннис стал одним из первых ученых, кто систематически исследовал связи между медиа и разными видами социальной структуры, существовавшими на определенных этапах исторического развития. В работах «Империя и коммуникации» и «Предвзятость в коммуникации» он доказывал, что первые империи Египта, Греции и Рима базировались на контролируемом элитой письменном слове1. Он противопоставил этим империям более ранние общественные устройства, основанные на устном слове. Согласно Иннису, до того, как элита открыла письменное слово, превалирующей формой общественного дискурса был диалог, и политическая власть была более размытой. Постепенно письменное слово превратилось в основной способ общения элиты с народом, и его власть значительно возросла с изобретением новых письменных материалов (т.е. бумаги). Благодаря бумаге и перу располагавшиеся в центре элиты могли управлять огромными регионами и создавать империи.

Иннис утверждал, что империи, опиравшиеся на письменное слово, расширялись, пока позволяла коммуникационная технология. Таким образом, размеры империи определялись не столько мастерством генералов, сколько возможностями медиа, использовавшимися для доставки указов из столиц. Аналогичным образом структуры последующих общественных устройств зависели от существовавших в то время коммуникационных технологий. Например, благодаря телефону и телеграфу стал возможным эффективный контроль над более обширными географическими районами. Следовательно, за счет прогресса технологии медиа централизованные элиты постепенно приобретали все большую власть над пространством и временем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.