Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риск наличия существенных ошибок (риск предприятия)




- внутренне присущий риск (ВПР) – возможность существенной ошибки в балансовом остатке по счету, т.е. в показателях отчетности;

- риск контроля (РК) – риск необнаружения существенной ошибки учетными работниками предприятия.

2. Риск необнаружения существенных ошибок (риск аудитора):

- риск аналитического обзора (РАО) – риск не обнаружения аудитором всех зон риска;

- риск тестов оборота (РТО) – риск некачественной работы аудитора в зоне риска.

Факторная модель аудиторского риска:

РА = ВПР х РК х РАО х РТО

Аудитор не может непосредственно влиять на риск того, что будут иметь место значимые ошибки в учетных записях и отчетности предприятия. Только предлагая рекомендации по улучшению системы внутреннего контроля, аудитор может уменьшить этот риск при следующей проверке (если предприятие учтет замечания аудитора).

Аудитор может управлять риском не обнаружения ошибок с помощью увеличения объема выполняемых работ, привлечения экспертов, повышения уровня профессиональных знаний.

Таким образом, в ходе аудиторской проверки аудитор обязан в первую очередь изучить систему внутреннего контроля клиента, так как она определяет степень доверия аудитора внутренней информации предприятия, а, следовательно, объем процедур проверки.

Система внутреннего контроля (СВК) - это внутренние правила и процедуры контроля, внедренные руководством для обеспечения стабильного и эффективного функционирования предприятия, соблюдения внутрихозяйственной политики, сохранности и рационального использования ресурсов, достоверности и полноты бухгалтерских записей, своевременности подготовки отчетности, предотвращения искажений.

Система внутреннего контроля содержит:

а) среду контроля:

- политика и методы руководства;

- организационная структура предприятия;

- методы распределения функций, обязанностей, ответственности;

- б) специфические мероприятия контроля:

- периодическая проверка счетов, арифметической точности записей;

- контроль функционирования компьютерных информационных систем;

- ведение и проверка учетных регистров;

- соблюдение графика документооборота;

- сопоставление внутренних правил с нормативными требованиями;

- сравнение фактического наличия ресурсов с учетными записями;

- сравнение и анализ плановых и фактических результатов деятельности предприятия.

Аудитор оценивает систему внутреннего контроля клиен­та в три этапа:

1) общее ознакомление с системой внутреннего контроля;

2) первичная оценка эффективности системы внутреннего контроля;

3) подтверждение правильности оценки системы внутреннего контроля в процессе проверки.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудитор использует следующие оценки: высокая; средняя; низкая. Данные оценки могут фиксироваться в рабочих документах аудитора.

Рабочие документы аудитора — это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.

Аудиторская организация должна оформлять все сведения, которые важны для подтверждения аудиторского мнения, что проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Рабочие документы используются в следующих случаях:

  • при планировании;
  • при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых с целью подтверждения мнения аудитора.

Аудитор вправе, руководствуясь своим профессиональным мнением, определять объем рабочих документов по каждой конкретной аудиторской проверке.

При этом необходимо учитывать, что форма и содержание рабочих документов определяются:

  • характером аудиторского задания;
  • требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;
  • характером, сложностью деятельности аудируемого лица;
  • характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимостью давать указания аудиторскому персоналу, осуществлять за ними контроль, проверять выполненную ими работу;
  • конкретными методами и приемами, применяемыми в процессе проведения аудита.

Аудиторская организация может разрабатывать типовые рабочие документы. Их оформляют на бумажных, электронных носителях или в любой другой форме хранения информации.

В рабочих документах необходимо отразить информацию:

· о наименовании аудируемого лица; периоде и времени проверки;

· о лице, которое проводило аудиторские процедуры;

· а также о лице, осуществляющем контроль (например, им может быть руководитель аудиторской проверки).

Эти документы должны также включать в себя:

· описание бизнеса клиента, планирования аудита;

· предварительную оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, подтверждение этой оценки в ходе аудита;

· оценку аудиторского риска, существенности;

· методы отбора и построения аудиторской выборки;

· выполненные тесты средств контроля;

· процедуры проверок по существу;

· результаты и выводы аудитора по проверке;

· другая информация, необходимая для подтверждения выводов аудитора.

При проведении согласованного аудита некоторые файлы (папки) рабочих документов могут быть отнесены к постоянным или текущим файлам. В постоянном файле содержится информация, раскрывающая особенность деятельности аудируемого лица, которая обновляется по мере поступления новой информации. В данный файл включаются копии устава, свидетельства о государственной регистрации, лицензий и другая аналогичная информация. В текущий файл входит информация, относящаяся к аудиту отдельного периода.

Внутренние рабочие документы хранятся в аудиторской организации и, как правило, не предоставляются аудируемому лицу, за исключением случаев, согласованных с аудитором. На практике это могут быть официальные ответы на консультации по вопросам клиента и копии внешних запросов, проводимых аудитором с согласия клиента.

Аудиторской организацией должна быть обеспечена конфиденциальность и сохранность рабочих документов (не менее пяти лет).

Рабочие документы являются собственностью аудитора. По усмотрению аудитора они могут быть представлены аудируемому лицу, однако не могут служить заменой бухгалтерских записей.


1.4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП,

АУДИТОРСКИЕ ОТЧЕТ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для эффективного завершения аудиторской проверки и подведения итогов аудита необходимо с руководством предприятия и отделов провести совещание, на котором аудитор должен сообщить об итогах проверки.

По окончанию аудиторской проверки аудитор составляет два ито­говых документа:

· отчет о результатах аудиторской проверки (всегда)

· ауди­торское заключение (при проверке отчетности).

Результаты проверки с описанием выявленных нарушений, ошибок, отклонений, с оценкой состояния бухгалтерского учета, дос­товерности отчетности и законности хозяйственных операций долж­ны быть представлены в аудиторском отчете.

Аудиторский отчет составляется в произвольной форме для заказчика и не подлежит оглашению.

Аудиторский отчет - это обобщающий документ, адресованный руководству и собственникам заказчика, содержащий детальные сведения о ходе аудиторской проверки, выявленных нарушениях требований законодательства, учетных стандартов, внутренней политики предприятия, искажениях финансовой отчетности, а также другую информацию, полученную в результате проверки и обосновывающую аудиторский вывод.

В аудиторском отчете отмечается, где и кем проводился аудит, когда и за какой период, какие участки учетной работы изучены полностью, какие – выборочно, какие методы, приемы, процедуры использовались, приводятся все отклонения от законов, стандартов, положений и других норм, которые существенно влияют или могут повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности, сохранность имущества и эффективность его использования.

Высказанные замечания должны быть корректными и доброжелательными, сопровождаться конкретными рекомендациями относительно устранения указанных недостатков и предотвращения их в дальнейшем.

Характер и объем отчетов может быть разным в зависимости от объема проверки, задач аудита, особенностей предприятия-заказчика.

Аудиторский отчет составляется в двух экземплярах, один из которых передается клиенту, а второй остается у аудиторской фирмы как отчетный документ о выполненной работе (в нем должна быть расписка клиента о получении первого экземпляра отчета).

По итогам аудиторской проверки по договоренности с руководством предприятия может быть подготовленный предварительный вариант аудиторского отчета. В нем могут помещаться предложения относительно внесения (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности.

Согласование разногласий. Проведя аудиторскую проверку и составив макет аудиторского заключения (макет не является абсолютно законченным аудиторским заключением, а лишь его схемой), руководство аудиторской фирмы выходит на обсуждение с руководством аудируемого предприятия.

В первую очередь макет аудиторского заключения показывают руководству предприятия: генеральному директору, главному бухгалтеру. Затем начинается обсуждение всех вопросов, которые аудитор хочет отразить в заключении. Так как каждый аудитор группы проверял свой участок работы, у каждого есть замечания, или наоборот, безусловно положительное аудиторское заключение.

Часто при таком обсуждении возникает необходимость произвести поправки в бухгалтерской отчетности за прошлый год. Поправки могут быть сравнительно простыми или серьезными (может возникнуть необходимость изменить структуру бухгалтерского баланса, величину прибыли, размеры финансовых результатов, а это влечет цепочку изменений).

Все эти вопросы должны обсуждаться с аудитором после проверки, аудитор должен высказать свое мнение до написания аудиторского заключения.

Предприятие должно получить от аудитора (до составления аудиторского заключения) замечания в письменной форме. Руководство, рассмотрев их, может прийти к выводу, что некоторые из них не обоснованы, и выразить в связи с этим свое мнение. Аудитор должен учитывать мнение клиентов по поводу замечаний.

Для пользователей публичной финансовой отчетности аудитор готовит четкое заключение о проверенной отчетности, соответствии ее во всех существенных аспектах требованиям о порядке составления отчетности и принципам учета, предусмотренным законодательством и национальны­ми Положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

По своему правовому статусу заключение аудитора приравнива­ется к заключению экспертизы.

Под аудиторским заключением понимается официальный документ, заверенный подписью и печатью субъекта аудиторской деятельности, составленный в установленном порядке по результатам проведенного аудита, содержащий мнение аудитора о достоверности, полноте показателей финансовой отчетности и соответствии их во всех существенных аспектах действующим нормативным требованиям.

Аудиторское заключение должно составляться не менее чем в 2 экземплярах на русском языке, стоимостные показатели – в валюте Российской Федерации, исправления в содержании не допускаются.

Рекомендуется соблюдать следующие требования:

- начинать с известных фактов и обстоятельств, постепенно переходя к новой для клиента информации;

- отчетные материалы должны соответствовать условиям договора и технике проведения аудита;

- соблюдение конфиденциальности аудиторского отчета и аналитической части заключения;

- логичность, понятность, тактичность записей;

- достоверность и однозначность высказанных суждений;

- культура оформления документов;

- при значительном объеме заключения выделяются разделы и подразделы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.