Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторный практикум




Методы научных исследований

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

Получение студентами необходимых знаний и пониманий методов научных исследований, применяемых в различных областях науки

Задачи:

познакомить студентов с методологическими основами научных исследований дать представление о сущности научных исследований научить применять различные методы научных исследований научить применять различные методы обработки и презентации данных и результатов исследований

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины студент должен иметь теоретические знания по принципам организации и использования методов научных исследований, владеть основами определения основных направлений научных исследований, иметь практические навыки обработки и представления результатов научных исследований.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- изучить методологические основы исследований

- изучить сущность научных исследований

- получить навыки работы с различными методами научных исследований

- получить навыки работы с различными методами обработки и презентации данных и результатов исследований

Результаты обучения дисциплины идентифицируются также следующими знаниями и пониманиями, умениями и навыками.

Представления:

1 различных вариантов логики научного исследования.

2 понятия методологии, исследовательского подхода, аспекта.

3 различных уровней методологии.

4 сущности методологических подходов и принципов, основных видов исследований.

5 основных методологических компонентов исследований.

6 сущность социально-экономических, психолого-педагогических, технологических, организационно-педагогических проблем.

7 понятия методов исследования, классификации и их основных характеристик.

8 характеристики теоретических и сравнительно-исторических методов исследования. Основных их преимуществ и недостатков.

Сущность методологии науки

Методологические подходы и принципы

Уровни методологии

Анализ методологического аппарата исследований

Разновидности и этапы исследований

Изучение опыта исследований в предметной области

Проблематика научного исследования

Анализ компонентов научного исследования

Характеристика теоретических методов исследования

Приемы работы с источниками информации

Характеристика эмпирических методов исследования

Анализ применения эмпирических методов исследования в предметной области

Эксперимент как метод исследования

Опросные методы исследования

Методы обработки результатов исследования

 

Методы исследования служат инструментами поиска фактов. Базовыми являются методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.

Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном, специально организованном эксперименте. При наблюдении используются органы чувств человека, но следует отметить, что умение видеть при наблюдении объективные явления и факты, является не столько свойством зрения, сколько свойством ума.

При организации наблюдения, в зависимости от особенностей исследуемого объекта, следует создать необходимые условия для исследователя, разработать средства и формы фиксации и регистрации данных. Кроме того, необходимо обеспечить целенаправленность, планомерность, систематичность наблюдения.

Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие специально создаваемые условия, которые должны способствовать наблюдению свойств, связей и отношений объектов. В основе эксперимента обычно лежит какая-то теория, гипотеза, обосновывающая создание условий и проведение эксперимента.

Экспериментальное исследование объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

• изучение объектов и явлений в «чистом» виде;

• регулирование условий наблюдения вплоть до экстремальных;

• повторяемость.

Однако организация экспериментов требует создания технических средств и устройств, разработки систем показателей, измерителей. Поэтому возрастают и затраты.

Эксперименты классифицируются по различным признакам.

1) по целям исследования:

a) преобразующий эксперимент направлен на изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой;

b) констатирующий эксперимент используется для проверки выдвинутых предположений;

c) контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта;

d) поисковый эксперимент изучает факторы, влияющие на исследуемый объект, описывает их, устанавливает их значимость.

2) по организации проведения эксперименты делятся на:

a) лабораторный эксперимент, проводимый в лабораторных условиях с применением приборов, оборудования, стендов;

b) натурный эксперимент, проводимый в естественных условиях и на реальных объектах;

3) по типу объектов, используемых в эксперименте:

a) материальный эксперимент, который использует реальный вещественный объект;

b) мысленный эксперимент, использующий различного вида образы - чувственные, знаковые;

c) обычный эксперимент, использующий сам объект;

d) модельный эксперимент, использующий аналог - модель. Мысленный эксперимент также является модельным.

Модель - это система, с той или иной степенью сходства воспроизводящая оригинал - исследуемый объект и позволяющая получать данные об отражаемом объекте - оригинале.

При хорошей организации методы наблюдения и эксперимента обеспечивают достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и объяснения научных фактов.

Собственно формирование и объяснение научных фактов требует использования таких общенаучных экспериментально- теоретических методов, как аналогия, сравнение, измерение, классификация, индукция, дедукция, анализ, синтез. Эти методы являются как методами исследования, так и методами создания новых знаний, проектирования новых объектов. Они будут рассмотрены в параграфе «Управление творческими процессами».

Аналогия - это сходство между объектами в каком-то отношении. Аналогия используется при экспериментальном моделировании, но в то же время аналогия - это самостоятельный метод исследования объектов на основе определения их сходства. Ценность метода аналогии в том, что позволяет переносить знания, полученные об одном объекте на другой.

В основе аналогии лежит сравнение. Но сравнение это также самостоятельный метод. Он устанавливает не только сходство, но и различие объектов, явлений, процессов. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще объектам, а это, в свою очередь, позволяет установить закономерности и законы.

Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям:

• сравниваемые объекты должны иметь определенную объективную общность - общая сущность, общие законы, структуры, общее функционирование и развитие и т.д.;

• сравнение должно производиться по существенным свойствам.

Для наиболее эффективного использования метода сравнения имеет первостепенное значение понимание того, что сравниваемые свойства находятся в движении и развитии. Это позволяет выявить качественные изменения, появление новых существенных свойств, закономерностей их развития.

Измерение в отличие от сравнения является более точным методом исследований. Измерение - есть процедура определения количественного значения свойств исследуемого объекта. Важнейшим показателем качества измерения является его точность, которая главным образом определяется возможностями измерительных приборов. Для измерения также важен учет движения объекта в координатах - время, пространство, развитие.

Классификация - важный теоретический метод исследования, который позволяет из множества данных выделить отдельные классы по различным основаниям:

• по наличию и отсутствию каких-либо признаков;

• по видоизменению признака.

Особым вариантом классификации является типология. Типология - группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом.

Разновидностью классификации является стратификация. Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном явлении, то есть зависимостей особого рода. Например, в исследовании качества управления предприятия такими стратами могут быть его внешняя и внутренняя среда, технические средства, человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.

Описание - специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность - в систематизации данных, полученных в результате исследования. Данные при этом формализуются, то есть выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков, функциональных зависимостей и других обозначений.

Общий процесс экспериментального исследования с помощью системы общенаучных методов представлен на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Система общенаучных методов

 

Кроме общих методов научного исследования существуют специфические методы, которые присущи той или иной предметной области - биологии, химии, технике, экономике и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.