КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторный практикум
Методы научных исследований Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: Получение студентами необходимых знаний и пониманий методов научных исследований, применяемых в различных областях науки Задачи: познакомить студентов с методологическими основами научных исследований дать представление о сущности научных исследований научить применять различные методы научных исследований научить применять различные методы обработки и презентации данных и результатов исследований Требования к уровню освоения содержания дисциплины По окончании изучения дисциплины студент должен иметь теоретические знания по принципам организации и использования методов научных исследований, владеть основами определения основных направлений научных исследований, иметь практические навыки обработки и представления результатов научных исследований. В результате изучения дисциплины студенты должны: - изучить методологические основы исследований - изучить сущность научных исследований - получить навыки работы с различными методами научных исследований - получить навыки работы с различными методами обработки и презентации данных и результатов исследований Результаты обучения дисциплины идентифицируются также следующими знаниями и пониманиями, умениями и навыками. Представления: 1 различных вариантов логики научного исследования. 2 понятия методологии, исследовательского подхода, аспекта. 3 различных уровней методологии. 4 сущности методологических подходов и принципов, основных видов исследований. 5 основных методологических компонентов исследований. 6 сущность социально-экономических, психолого-педагогических, технологических, организационно-педагогических проблем. 7 понятия методов исследования, классификации и их основных характеристик. 8 характеристики теоретических и сравнительно-исторических методов исследования. Основных их преимуществ и недостатков. Сущность методологии науки Методологические подходы и принципы Уровни методологии Анализ методологического аппарата исследований Разновидности и этапы исследований Изучение опыта исследований в предметной области Проблематика научного исследования Анализ компонентов научного исследования Характеристика теоретических методов исследования Приемы работы с источниками информации Характеристика эмпирических методов исследования Анализ применения эмпирических методов исследования в предметной области Эксперимент как метод исследования Опросные методы исследования Методы обработки результатов исследования
Методы исследования служат инструментами поиска фактов. Базовыми являются методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном, специально организованном эксперименте. При наблюдении используются органы чувств человека, но следует отметить, что умение видеть при наблюдении объективные явления и факты, является не столько свойством зрения, сколько свойством ума. При организации наблюдения, в зависимости от особенностей исследуемого объекта, следует создать необходимые условия для исследователя, разработать средства и формы фиксации и регистрации данных. Кроме того, необходимо обеспечить целенаправленность, планомерность, систематичность наблюдения. Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие специально создаваемые условия, которые должны способствовать наблюдению свойств, связей и отношений объектов. В основе эксперимента обычно лежит какая-то теория, гипотеза, обосновывающая создание условий и проведение эксперимента. Экспериментальное исследование объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: • изучение объектов и явлений в «чистом» виде; • регулирование условий наблюдения вплоть до экстремальных; • повторяемость. Однако организация экспериментов требует создания технических средств и устройств, разработки систем показателей, измерителей. Поэтому возрастают и затраты. Эксперименты классифицируются по различным признакам. 1) по целям исследования: a) преобразующий эксперимент направлен на изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой; b) констатирующий эксперимент используется для проверки выдвинутых предположений; c) контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта; d) поисковый эксперимент изучает факторы, влияющие на исследуемый объект, описывает их, устанавливает их значимость. 2) по организации проведения эксперименты делятся на: a) лабораторный эксперимент, проводимый в лабораторных условиях с применением приборов, оборудования, стендов; b) натурный эксперимент, проводимый в естественных условиях и на реальных объектах; 3) по типу объектов, используемых в эксперименте: a) материальный эксперимент, который использует реальный вещественный объект; b) мысленный эксперимент, использующий различного вида образы - чувственные, знаковые; c) обычный эксперимент, использующий сам объект; d) модельный эксперимент, использующий аналог - модель. Мысленный эксперимент также является модельным. Модель - это система, с той или иной степенью сходства воспроизводящая оригинал - исследуемый объект и позволяющая получать данные об отражаемом объекте - оригинале. При хорошей организации методы наблюдения и эксперимента обеспечивают достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и объяснения научных фактов. Собственно формирование и объяснение научных фактов требует использования таких общенаучных экспериментально- теоретических методов, как аналогия, сравнение, измерение, классификация, индукция, дедукция, анализ, синтез. Эти методы являются как методами исследования, так и методами создания новых знаний, проектирования новых объектов. Они будут рассмотрены в параграфе «Управление творческими процессами». Аналогия - это сходство между объектами в каком-то отношении. Аналогия используется при экспериментальном моделировании, но в то же время аналогия - это самостоятельный метод исследования объектов на основе определения их сходства. Ценность метода аналогии в том, что позволяет переносить знания, полученные об одном объекте на другой. В основе аналогии лежит сравнение. Но сравнение это также самостоятельный метод. Он устанавливает не только сходство, но и различие объектов, явлений, процессов. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще объектам, а это, в свою очередь, позволяет установить закономерности и законы. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: • сравниваемые объекты должны иметь определенную объективную общность - общая сущность, общие законы, структуры, общее функционирование и развитие и т.д.; • сравнение должно производиться по существенным свойствам. Для наиболее эффективного использования метода сравнения имеет первостепенное значение понимание того, что сравниваемые свойства находятся в движении и развитии. Это позволяет выявить качественные изменения, появление новых существенных свойств, закономерностей их развития. Измерение в отличие от сравнения является более точным методом исследований. Измерение - есть процедура определения количественного значения свойств исследуемого объекта. Важнейшим показателем качества измерения является его точность, которая главным образом определяется возможностями измерительных приборов. Для измерения также важен учет движения объекта в координатах - время, пространство, развитие. Классификация - важный теоретический метод исследования, который позволяет из множества данных выделить отдельные классы по различным основаниям: • по наличию и отсутствию каких-либо признаков; • по видоизменению признака. Особым вариантом классификации является типология. Типология - группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом. Разновидностью классификации является стратификация. Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном явлении, то есть зависимостей особого рода. Например, в исследовании качества управления предприятия такими стратами могут быть его внешняя и внутренняя среда, технические средства, человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д. Описание - специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность - в систематизации данных, полученных в результате исследования. Данные при этом формализуются, то есть выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков, функциональных зависимостей и других обозначений. Общий процесс экспериментального исследования с помощью системы общенаучных методов представлен на рис. 6.2. Рис. 6.2. Система общенаучных методов
Кроме общих методов научного исследования существуют специфические методы, которые присущи той или иной предметной области - биологии, химии, технике, экономике и т.д.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |