Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие характеристики коммуникативной стороны общения в конфликте




 

Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого явления. Структуру общения можно рассматривать по-разному. Наиболее распространенный вариант структуры общения выглядит следующим образом: коммуникация (коммуникативная сторона общения) социальная перцепция (перцептивная сторона общения).

Коммуникативная сторона общения или коммуникация, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. По мнению Б.Ф.Ломова, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от всех других и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследования. Все обозначенные стороны общения выделяются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей. Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решение практических задач или реализации ценностей.

По мнению П. Сорокина, если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа.

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимости между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействия, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить: субъекты связи (два человека или тысячи людей); предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контактов (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком и в виде взаимодействия); (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

По мнению В.Г.Ананьева, речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и семантикой его (то есть смыслом поступков). Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если отвлечься от невербальных его средств.

Первым среди них нужно назвать оптико-кинестетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинестетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику, позы, и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека и поэтому включении оптико-кинестетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Зависимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследования – которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоролевыми» приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательно порядка. Экспериментально доказано преимущества некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

В конфликтологии существует определенная типология конфликтов. По мнению Болдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:

1) Конфликты между индивидуумами;

2) Пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3) Экологические конфликты;

4) Конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);

5) Конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);

6) Конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);

7) Конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);

8) Конфликты между группой и организацией.

По мнению А. Ралпорта, существует три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор. Война: бескомпромиссная борьба до победного конца и применение любых, в том числе насильственных средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат – получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель – достижение согласия с другой стороной.

Конфликты различаются между собой по легальности существования (открытые, латентные); по направленности развития (субъекты - цели); по скорости; по типам (когнитивные и мотивационные); по механизму их разрешения; по сложности и важности.

Когнитивными называются конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

a) Радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;

b) Частично конфликтными, когда, не смотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

По мнению профессора Йельского университета Р.Далю, конфликты подразделяются на:

1) Биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

2) Кумулятивные и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

3) Конфликты, ведущие к поляризации и сегментации – в зависимости от степени уровня антагонизма участников.

Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация – это дробление общества на ряд слоев или групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.

В зависимости от формы проявления условий и формы протекания выделяются различные типы конфликтов:

1) по длительности:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

- длительные (от нескольких часов до нескольких суток);

- затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктного решения); 2) по проявлению:

- скрытые (видимых появлений конфликта достаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);

- частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют судить о его причинах, глубине, действиях участников);

- открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);

3) по организации:

- преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);

- нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);

- спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);

- инициативные (один из участников или одна и сторон выступаетв роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).

Субъектами социальных конфликтов выступают личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций, институтов, конфликты, возникающие между государствами, то есть международные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.