Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Психология массовой коммуникации




Читайте также:
  1. IV. Практическая психология 1 страница
  2. IV. Практическая психология 2 страница
  3. IV. Практическая психология 3 страница
  4. IV. Практическая психология 4 страница
  5. IV. Практическая психология 5 страница
  6. IV. Практическая психология 6 страница
  7. IV. Практическая психология 7 страница
  8. А. ПФЕНДЕР. ПСИХОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ 1 страница
  9. А. ПФЕНДЕР. ПСИХОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ 2 страница
  10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  11. Аудитория публичной коммуникации
  12. Аутокоммуникация. Формы проявления аутокоммуникации.

Описание атрибутов

Сущность «Студент»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
ФИО Текстовый(36) Фамилия Имя Отчество студента
Тел Текстовый(12) Номер телефона студента
Номер ЧБ Текстовый(10) Номер читательского билета студента
Дата ЧБ Дата Даты выдачи читательского билета студента
Номер сб Текстовый(10) Номер студенческого билета
Дата сб Дата Дата выдачи студенческого билета

Сущность «Библиотекарь»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
ФИО Текстовый(36) Фамилия Имя Отчество библиотекаря

Сущность «Группа»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
Наименование Текстовый(36) Название группы студента
Курс Числовой Курс на котором учится студент

Сущность «Журнал»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
Дата выдачи Дата Дата выдачи книги
Код книги Текстовый(10) Код книги
Дата возврата (План) Дата Дата возврата книги по плану
Дата возврата (Факт) Дата Дата возврата книги по факту

Сущность «Книга»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
Год издания Числовой Год издания книги
Название Текстовый(36) Название книги

Сущность «Автор»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
ФИО Текстовый(36) Фамилия Имя Отчество автора

Сущность «Издательство»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
Наименование Текстовый(36) Название издательства книги

Сущность «Жанр»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
Наименование Текстовый(36) Название жанра книги

Сущность «Счет»

Наименование атрибута Домен Краткое описание
  Дата Дата Дата выписки счета
Номер Числовой Номер Счета
Сумма Вещественный Сумма счета
Отметка Логический Отметка об оплате

 

По сути, это особая человеческая деятельность, осуществляемая в целях воздей­ствия на объективно несвязанные социальные группы и отдельных индивидов ради массовизации их сознания и поведения.

В начале своего развития массовая коммуникация изображалась большинством ис­следователей как новый способ общения индивидов в пределах большого города, стра­ны или мира в целом, когда они вырваны из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в соци­альных группах и обществе в целом. В такой ситуации именно надличностная ком­муникация соединяет этих людей, образуя из них некоторую общность. Подразуме­валось, что чтение газет, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм как бы напрямую выступал в качестве сильнейшего суггестивного механизма, формиру­ющего массу, что называется, на ровном месте.



Однако уже в 1940 г. П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и Г. Годэ показали, что дело обстоит не так просто. Они установили, что массовая коммуникация на самом деле не такая уж и массовая, с точки зрения внутренней структуры ее действия. Это озна­чает, что распространяемые массовой коммуникацией сообщения первоначально усваиваются так называемыми «лидерами мнений», в большинстве неформальными, а уже от них поступают к менее активным последователям.

Так было установлено на­личие двух основных уровней массового коммуникационного процесса:

· «Верхний» уровень — опосредованное общение между достаточно большими массами людей.

· «Нижний» уровень — межличностная коммуникация, способствующая усвоению коммуникации массовой через адаптацию ее сообщений с помощью «лидеров мне­ний».

Оба уровня, а особенно последний, имеют непосредственную связь с источни­ками массовой коммуникации.

Существующие концепции места и роли массовой коммуникации в об­ществе многоварианты:

ü Одни из них рассматривают массовую коммуникацию как выражение концентрации власти «верхов» над «низами» (Р. Миллс).

ü Другие видят в ней способ обеспечения духовного контроля над массами (П. Лазарсфельд, Р. Мертон).

ü Третьи считают ее решающей сферой борьбы политиков за обеспечение духов­ного господства в мире (X. Шиллер).

ü Особое место занимают оригинальные теории М. Маклуэна и А. Моля, в которых массовая коммуникация и создаваемая с ее помо­щью культура рассматриваются почти как новый этап социального общения.

Исследования массовой коммуникации позволяют выявить ее основные соци­альные функции:

Ø информационная функция, так или иначе высту­пающая в качестве основной задачи массовой коммуникации (не случайно во многих исследовательских работах, да и на практике почти в качестве синонима использует­ся понятие «массовая информация»).

Ø функция социализации (или воспи­тания), обычно связанная с формированием или изменением интенсивности или на­правленности определенного типа установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс.

Ø функция орга­низации поведения, связанная с прекращением, изменением или инспирированием ка­кого-либо действия данной аудитории.

Ø функция создания определенно­го эмоционально-психологического тонуса аудитории.

Ø функция коммуникации как таковая, связанная с усилением, поддержанием или, напротив, с ослаблением связей между разными аудиториями с одной стороны, и коммуника­тором и аудиторией — с другой.

С социально-психологической точки зрения, стратегической функцией массовой ком­муникации является формирование массовой психологии, формирование массы как субъекта социального действия, независимо от того, в каких именно, актив­ных или пассивных, формах оно будет осуществляться. Все остальные функции но­сят тактический, инструментальный характер, содействуя реализации стратегической функции.

Другими словами, важнейшей является психологическая интеграционно-ком­муникационная функция. Для ее обеспечения необходимо:

§ создание определенного общего эмоционально-психологического тонуса аудитории.

§ обеспечение аудитории определенным общим набором информации, создать единую систему координат в восприятии информации.

§ выпол­нение социализирующе-воспитательной функции, формируя единые установки, ценности и ценностные ориентации.

§ организация поведения сформированной таким образом массы и его стимуляция в определенном направлении.

Две последние задачи особенно важны для ком­муникатора. Для массы они вообще не имеют принципиального значения. При усло­вии реализации трех первых функций масса формируется как уже самодостаточная общность, которая сможет решить и вопросы установок, ценностей и ценностных ориентации и тем более выбрать наиболее удобную для себя направленность пове­дения.

Таким образом:

1) массовая коммуникация объективно является особым способом общения отдельных индиви­дов, неизбежно способствующим их самоорганизации в массу. Это мало зависит от коммуникатора.

2) помимо такой совершенно объективной и как бы вынуж­денной для коммуникатора функции формирования естественных масс (без осуществления этой функции просто не было бы массовой коммуникации как особого фено­мена), массовая коммуникация может формировать и массы искусственные. Этот, уже субъективный процесс в основном зависит от коммуникатора. Он происходит в ходе осуществления двух последних функций и связан с манипулированием возникшим в результате осуществления первых функций массовым сознанием.

Феномен массовой коммуникации можно рассматривать с двух точек зрения:

· С одной стороны, это определенный набор новых технических средств для давно известного суггестивного воздействия на психику людей, опирающихся на древние, теперь почти архетипические механизмы массовизации, готовность к кото­рой неизбежно усиливается у людей, как бы «вырванных» из привычных условий со­циального взаимодействия. Мы уже видели в предыдущих главах, что масса обычно как раз и представляет собой общность людей, по разным причинам «выбитых» из сво­их социальных ролей.

· С другой стороны, феномен массовой коммуникации — это далеко не только но­вые технологии, использующие старую психологическую основу. Помимо очевидно­сти новых технических средств массового тиражирования и «доставки» сообщений до аудитории, это еще и принципиально новые чисто содержательные компоненты психологического воздействия.

Современный коммуникатор не просто имеет удоб­ные системы связи с многочисленной аудиторией — он транслирует качественно иные сообщения, вызывающие не просто суггестию оцепенения, слепого подчинения и некритического подражания. Массовая коммуникация — это уже далеко не просто размноженный миллионными тиражами все тот же первобытный шаман с бубном из далекой пещеры, всего лишь удобно устроившийся в каждом телевизоре, в каждом доме. Это не просто старые суггестивные, а предельно новые контрконтрсуггестивные механизмы массовизации человеческой психики. С учетом всего сказанного мы будем иметь в виду, что феномен массовой коммуникации, особенно в его новейших выражениях, представляет собой новый этап в развитии феноменов массовизации психики.

Его принципиальная новизна заключается в том, что внешне он сохраняет макси­мально возможную степень индивидуализации человека и человеческого сознания — не нужны контактные группы, все сидят по домам, каждый имеет свободу выбора: смотреть ему или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал. Но это — внешне. Внутренне же, психологически, выбора нет. Абсолютное большинство насе­ления смотрит тот же телевизор, слушает радио, читает газеты. Средства массовой коммуникации — шаман эпохи информационных революций. Эпоха массовых ком­муникаций характеризуется трансформацией «естественных» контактов в «техничес­кие». Таким образом, вслед за массами «естественными», а затем «искусственными», мы получаем принципиально новый вид масс — «технические».

Их возникновение и развитие связывается исследователями с тремя достаточно специфическими массово-психологическими функциями средств массовой коммуни­кации:

ü функция общей регуляции психодинамики общества;

ü функция интеграции массовых настроений;

ü функция регуляции цир­куляции психоформирующей информации.

Проще говоря, речь идет о психологичес­кой регуляции общества через интеграцию массовых настроений и, соответственно, через регуляцию циркуляции не соответствующей этому информации. Так, во всяком случае, это видят сторонники усиления влияния «четвертой власти» — власти средств массовой информации.





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.