Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса. 1. Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление об основных направлениях и явлениях западноевропейской литературы XVII-XVIII веков в




 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление об основных направлениях и явлениях западноевропейской литературы XVII-XVIII веков в контексте истории развития эстетических, философских идей и общественного сознания.
2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс предназначен для студентов-филологов русского, зарубежного, славянского циклов и является частью общего курса по истории зарубежной литературы.
3. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны иметь отчетливое представление об истории основных направлений литературы XVII-XVIII веков, а также истории жанров.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Разделы курса

1. XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы XVII век и Возрождение. Барокко и классицизм – две основные художественные системы эпохи.
2. Теория и практика классицизма
3. XVIII век – эпоха Просвещения. Исторические, философские, эстетические основы Просвещения. Многообразие стилевых форм Просвещения. Национальные особенности Просвещения.
4. Английское Просвещение
5. Французское Просвещение
6. Немецкое Просвещение
7. Европейский сентиментализм.
8. Проблемы предромантизма и переходные явления в литературе XVIII века.

2. Краткое содержание тем
2.1. XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы.

XVII век и Возрождение. Философская и эстетическая преемственность Возрождения и XVII века.Художественная природа барокко. Испанское барокко – творчество Кальдерона. «Потерянный рай» Мильтона как барочное произведение. «Симплициссимус» Гриммельсгаузена. Прециозность – французский вариант барокко.

2.2. Теория и практика классицизма.

Историческая, философская и эстетическая природа классицизма. Абсолютизм и проблема государственности в литературе классицизма. Картезианство как философская основа классицизма. Отношение к античности и преломление «Поэтики» Аристотеля в эстетике классицистов. Творчество Корнеля. «Сид», «Гораций». Вторая манера Корнеля. Творчество Расина. Религиозно-философская основа творчества Расина. Расин и Паскаль. «Андромаха», «Британик», «Федра», «Гофолия». Классицистическая комедия. Мольер – создатель высокой комедии. Сложная природа комедий Мольера. Эстетическая программа Мольера. Малые формы классицизма: «Максимы» Ларошфуко, «Принцесса Клевская» Мари де Лафайет, «Мысли» Паскаля, «Характеры» Лабрюйера.

2.3. XVIII век – эпоха Просвещения.

Просвещение, его философская и художесвтенная природа. Стилевое и жанровое многообразие Просвещения. Театр эпохи Просвещения, роман эпохи Просвещения. Проблема рококо и просветительского классицизма.

2.4. Английское Просвещение.

Распространение идей Локка, Шефтсберри, Мандевиля. Творчество Дефо. Поэтика романов Дефо. «Приключения Робинзона Крузо», «Моль Флендерс», памфлеты. Творчество Свифта. Художественная функция философской фантастики в творчестве Свифта. Особый взгляд Свифта на природу человека.» «Сказка Бочки» «Путешествия Гулливера». «Письма суконщика». Творчество Филдинга. Концепция романа у Филдинга.

2.5. Французское Просвещение.
2.5.1.Ранний этап.

Развитие жанра романа. Роман Монтескье «Персидские письма». Творчество Аббата Прево.
Деятельность Вольтера. Философские и эстетические взгляды, жанровое многообразие. Драматургия Вольтера. Вольтер и Шекспир.
Поэзия Вольтера. Философские повести.

2.5.2. Зрелый этап французского Просвещения.

Деятельность Дидро и «Энциклопедия». Романы Дидро. Эстетическое новаторство Дидро. Теория драмы, искусствоведческие взгляды Дидро. Полемика о театре в эпоху Просвещения. Итальянское просвещение, спор о театре Гоцци и Гольдони.

2.6. Немецкое Просвещение.

Творчество Лессинга. «Гамбургская драматургия» Теория комического и трагического. «Минна фон Банрхейльм, или Солдатское счастье». «Эмилия Галотти». Творчество Гете. «Страдания юного Вертера». Драматургия Шиллера. «Разбойники». «Коварство и любовь». Ваймарский классицизм. Эстетическая концепция Шиллера и Гете. Баллады Шиллера и Гете. «Фауст» Гете. Проблема предромантизма.

2.7. Европейский сентиментализм.
2.7.1. Руссо – глава европейского сентиментализма.

Чувствительность как универсальная философская и эстетическая система. «Исповедь» Руссо как первая европейская автобиография. «Юлия, или Новая Элоиза» - полифонический роман о любви и «Энциклопедия руссоизма». Руссоизм и руссоисты – Б.де Сен-Пьер, Мерсье, Лакло.

2.7.2. Английский сентиментализм.

Томпсон, Юнг, Голдсмит. Творчество Стерна. Сентиментальный скептицизм Стерна. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Поэзия Р.Бернса.

2.7.3. Немецкий вариант сентиментализма – деятельность «Бури и натиска». Гердер. Ранний Гете и Шиллер.
2.8. Проблемы предромантизма и переходные явления в литературе XVIII века.

3. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
1. XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы XVII век и Возрождение. Барокко и классицизм – две основные художественные системы эпохи.
2. Теория и практика классицизма
3. XVIII век – эпоха Просвещения. Исторические, философские, эстетические основы Просвещения. Многообразие стилевых форм Просвещения. Национальные особенности Просвещения.
4. Английское Просвещение
5. Французское Просвещение
6. Немецкое Просвещение
7. Европейский сентиментализм.
8. Проблемы предромантизма и переходные явления в литературе XVIII века.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ


1. XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы XVII век и Возрождение. Барокко и классицизм – две основные художественные системы – 4 часа
2. Теория и практика классицизма – 8 часов
3. XVIII век – эпоха Просвещения. Исторические, философские, эстетические основы Просвещения. Многообразие стилевых форм Просвещения. Национальные особенности Просвещения - 2 часа
4. Английское Просвещение – 6 часов
5. Французское Просвещение - 6 часов
6. Немецкое Просвещение - 6 часов
7. Европейский сентиментализм - 2 часа
8. Проблемы предромантизма и переходные явления в литературе XVIII века – 2 часа
ИТОГО: 36 часов

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен / зачет.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Рекомендуемая литература
Тексты
Кальдерон. Жизнь есть сон.
Буало Н. Поэтическое искусство.
Корнель П. Сид.Гораций. Цинна.Родогуна.
Расин Ж. Андромаха. Британник.Ифигения. Федра.
Мольер Ж.Б. Смешные жеманницы. Школа жен. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп
Паскаль Б. Мысли
Ларофшуко Ф. Максимы.
Лабрюйер Ж. Характеры.
Лафонтен Ж. Басни.
Лафайет М. Принцесса Клевская.
Мильтон Д. Потерянный рай. Самсон-борец.
Дефо Д. Молль Флендерс. Приключения Робинзона Крузо.
Свифт Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера.
Филдинг Г. Политик в кофейне. История Джонатана Уайльда, Великого. История Джозефа Эндрюса и его друга Абрагама Адамса. История Тома Джонса, найденыша.
Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена.Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.
Голдсмит О. Векфильдский священник. Покинутая деревня
Юнг Э. Жалоба, или Ночные думы.
Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище.
Бернс Р. Лирика
Монтескье Ш. Персидские письма.
Прево А.Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско.
Мариво. *Жизнь Марианны. *Удачливый крестьянин.
Вольтер Ф.М. Заира. Магомет. Задиг. Микромегас. Кандид. Простодушный.
Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня. Жак-фаталист.
Руссо Ж.Ж. Юлия или Новая Элоиза. Эмиль. Исповедь.
Лакло Ш. Опасные связи.
Сен-Пьер Бернарден де. *Поль и Виржиния
Бомарше П.О. Севильский цырюльник. Безумный день или женитьба Фигаро.
Гольдони К. Хозяйка гостиницы
Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. Ворон
Лессинг Г.Э. Минна фон Барнхельм. Эмилия Галотти. Натан Мудрый.
Шиллер Ф. Лирика. Разбойники. Коварство и любовь. Мария Стюарт.
Гете И.В. Лирика. Страдания юного Вертера. Ифигения в Тавриде. Эгмонт. Фауст.
Учебная литература
1. История зарубежной литературы XVII века. СПб, 1997
2. История зарубежной литературы XVII века. М., 2005
3. История зарубежной литературы XVIII века. М., 1999.

Зарубежная литература рубежа XIX-XX вв.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.