КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тушение пожаров в подземных сооружениях метрополитена
Боевые действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасанию и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил ГПС, а также сложностью управления ими. При пожаре возможны: наличие большого количества людей на станциях, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники; быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков; трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях; ограниченность зоны действия в тоннелях и числа ствольщиков на боевых участках; наличие оборудования, находящегося под высоким напряжением. В тоннелях: при загорании подвагонного оборудования или аппаратного отсека начало распространения горения по салону вагона начинается через 5-15 мин и на весь вагон за 10-15 мин. Скорость распространения пламени по салону зависит от скорости вентиляционного потока в тоннеле и достигает 1,5 м/мин; быстрое распространение горения по кабелям, проложенным по стенам тоннеля; после распространения горения на 1-2 вагона развитие пожара регулируется поступлением в тоннель вентиляционного воздуха. Горение поезда может продолжаться от 3 до 7 ч; доступ к очагу пожара возможен только со стороны свежей вентиляционной струи при скорости потока не менее 0,75 м/мин. При скорости вентиляционного потока 1,5 м/мин задымление прекращает распространяться ему навстречу; высокая температура в зоне за очагом пожара по ходу вентиляционной струи может привести к снижению скорости подаваемого воздуха и в определенных условиях - к "опрокидыванию" воздушного потока в тоннеле; продолжение движения поездов по соседнему пути способствует распространению задымления на значительном участке трассы. На станциях при пожаре электропоезда: интенсивное задымление объема станции происходит в течение 7-12 мин; объемная температура на противоположной платформе и у входа на эскалатор достигает опасных величин через 10-25 мин развития пожара; время достижения опасных концентраций окиси углерода у входа на эскалатор зависит от режима вентиляции и составляет 6-17 мин. В служебных помещениях: при вскрытии этих помещений горение интенсифицируется, задымление прилегающих помещений происходит за 1-5 мин; к моменту обнаружения очагов в подплатформенных помещениях и коммуникациях они бывают полностью задымлены; быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин приводит к отключению питания части эскалаторов, освещения, вентиляции, устройств управления движением поездов, осложняя процесс эвакуации и поиск очага пожара. В сооружениях эскалаторного комплекса: высокая линейная скорость распространения огня по эскалаторному тоннелю (4-6 м/мин); очень высокая среднеобъемная температура (80-930 °С) создается через 6-7 мин после развития пожара; при пожаре в подфундаментном кабельном коллекторе эскалатора задымления эскалаторного тоннеля не происходит; обрушение армоцементного водозащитного зонта, деформация металлоконструкций и обрыв тяговых цепей полотна эскалатора в случае продолжительного пожара эскалатора; интенсивное выделение токсичных продуктов. В подземных электроподстанциях: высокая линейная скорость распространения огня в кабельном коллекторе (0,2-0,3 м/мин), высокая среднеобъемная температура (280-580 °С); интенсивное выделение токсичных продуктов горения в смежные подземные сооружения горения; в случае развившихся пожаров возможны отключение электрической тяги и остановка поездов в тоннелях, отключение рабочего и аварийного освещения, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, устройств обеспечения безопасности движения и связи. При ведении боевых действий необходимо: немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, письменное разрешение (допуск) на проведение работ по тушению и спасанию. Согласовывать с дежурным персоналом или администрацией объекта действия по тушению и спасанию людей. Участвовать в работе штаба аварийно-спасательных работ, в котором руководит представитель администрации метрополитена; проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного командира, использовать СИЗОД с большим временем защитного действия; выставлять на посту безопасности одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде; создать КПП (посты безопасности), резерв сил и средств ГДЗС; установить место нахождения подвижного состава и наличие в нем людей, степень угрозы, способы и первоочередность эвакуации и спасания; организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств; организовать эвакуацию и спасание людей, используя для этого путевые, эскалаторные, вентиляционные и переходные тоннели, в первую очередь расположенные ниже уровня (отметки) помещений, где происходит горение; организовать по возможности доставку горящего состава из тоннеля на станцию; выяснить, обесточены ли электроустановки, кабели и контактный рельс, потребовать письменное подтверждение (допуск) снятия напряжения и наличия заземления; использовать для ориентации в тоннеле путевые знаки и обозначения; выяснить границы зоны задымления, направление удаления дыма и способы снижения температуры; определить и организовать совместно с электромеханической службой метрополитена необходимый режим аварийной работы вентиляции, используя для этих целей тоннельную вентиляцию, дымососы и автомобили дымоудаления, а также перемычки из брезента для изоляции распространения дыма; установить возможность обрушения несущих конструкций тоннеля; определить наличие угрозы выхода огня из подземных сооружений метрополитена в наземные; определить возможность использования внутреннего противопожарного водопровода, специальных устройств и систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения; разместить оперативный штаб пожаротушения у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. Для обеспечения координации всех служб создать группы штаба вспомогательных направлений на смежных (соседних) станциях и назначить начальника связи; в качестве средств связи в зависимости от обстановки использовать местную связь и установки громкоговорящего оповещения метрополитена, средства связи, имеющиеся на вооружении пожарной охраны, в том числе и мегафоны; выставить наблюдателей возле киосков вентиляционных шахт для оценки границ задымления; в исключительных случаях - для проникновения в подземные сооружения, боевого развертывания и спасания - использовать стволы вентиляционных шахт; использовать для проведения разведки и тушения пожаров в подземных сооружениях (путевых тоннелях, тупиках и т. д.), как правило, изолирующие противогазы со сроком защитного действия 4 ч; изолирующие противогазы со сроком защитного действия 2 ч и дыхательные аппараты на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена; оснастить разведывательно-спасательные группы помимо средств связи, индивидуальной защиты, освещения, страховки и инструмента средствами громкоговорящего оповещения (для вещания с целью предупреждения паники) и резервными аппаратами защиты органов дыхания; использовать внутренний противопожарный водопровод. При прокладке магистральных линий организовать боевые участки для подачи воды, для прокладки рабочих линий и работы со стволами; прокладывать магистральные линии по балюстраде или ступеням одного из эскалаторов с закреплением их через 3-4 рукава рукавными задержками, используя другие эскалаторы для эвакуации пассажиров и передвижения личного состава; применять рукава повышенной прочности, для предотвращения разрыва рукавов снижать давление на автонасосе в соответствии с глубиной заложения станции, а также использовать на нижней сходной площадке эскалатора один ход разветвления с присоединенным рукавом, работающим на излив в путевой лоток; подавать ручные стволы со стороны движения вентиляционного потока под защитой водяных завес; организовать расцепку и отвод негорящих вагонов из опасной зоны; использовать водяные распыленные струи (завесы) для защиты ствольщиков и охлаждения несущих конструкций; применять распыленную воду, пену средней кратности для объемного тушения; использовать при пожаре на станции с одним эскалаторным выходом на поверхность, блокированным пожаром, путевые тоннели и стволы вентиляционных шахт для доступа к очагу горения. В сооружениях эскалаторного комплекса: применять для ликвидации пламенного горения компактные струи из стволов с большим расходом; использовать для охлаждения конструкций тоннеля распыленную воду из стволов с большим расходом; использовать распыленную воду рекомендуется также для охлаждения продуктов горения на путях эвакуации и ввода огнетушащих веществ; использовать стволы с малым расходом для тушения помещений эскалаторных станций, а также в подбалюстрадном пространстве как наиболее маневренные; использовать пену средней кратности для объемного тушения эскалаторных тоннелей и машинных залов; использовать для подачи пены в машинный зал эскалатора следует вход в демонтажную шахту, расположенный с тыльной стороны наземных вестибюлей. Генераторы пены должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом. В подвижном составе: использовать распыленную воду из стволов с малым расходом для тушения на станции и в тоннеле; применять тушение пеной средней кратности при горении в кабине машиниста и в подвагонном оборудовании; при малой скорости вентиляционного потока проникновение к зоне горения возможно только в теплозащитных костюмах и под защитой распыленных струй; подавать стволы с правой и левой стороны поезда, в дверные и оконные проемы, дотушивание конструкций вагонов проводить вслед за продвигающимися ствольщиками, с проникновением внутрь салона; применять распыленную воду для защиты конструкций тоннеля. В кабельных сооружениях: использовать пену средней кратности, а также пеногенераторные установки к дымососам; проводить подачу пены через люки в полу распределительного зала и платформы; предотвращать растекание пены в торцах коллектора установкой перемычек; подавать пену в кабельные подвалы электроподстанций через люки в полу 1-го этажа и через проемы, выходящие в перегонные тоннели; производить изоляцию зоны горения при невозможности тушения в коллекторе возведением из негорючих материалов герметичных перемычек как можно ближе к очагу пожара.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |