Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждане как субъекты административного права 1 страница




Только Вы сами способны определить являются ли Ваши отношения настоящими именно для Вас. В конце концов, Вы должны перестать беспокоиться о том, чего Вам желают и советуют другие люди, необходимо начать жить и принимать решения самостоятельно.

Перевод статьи
9 Good Signs You’re in the Right Relationship

 

На фото родители фотографа
Нэнси Боровик

 

Среди субъектов административного права особое место за­нимает гражданин. Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязан­ностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государ­ства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).

Совокупность прав, обязанностей и ответственности физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ "О гражданстве Российской Феде­рации" и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопре­делен конституционными принципами и по этой причине универ­сален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

Некоторые ученые связывают административно-правовой статус физического лица с граж­данством и, исходя из этого, выделяют:

1) три категории граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством);

2) две категории иностранных граждан («ближнего» и «дальне­го» зарубежья);

3) лиц без гражданства (апатриды).

Различие этих статусов проводится по положениям норм Конституционного и административного права. При их совпадении есть шесть различий, касающихся занятия ряда должностей только гражданами России, режимов доступа к госу­дарственной тайне, распространения воинской обязанности толь­ко на граждан, мер административной ответственности и др.

Исходя из сказанного, административно-правовой статус гражданина России есть установленные зако­ном и иными правовыми актами права, обязанности и ответст­венность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

Можно выделить административ­но-правовой статус:

общий, базовый для своей сферы,

специальный – отдельные ви­ды административно-правовых статусов, опосредующих разнообразное правомерное поведение граждан:

♦ специальные админист­ративно-правовые статусы индивидуальных субъектов,

♦ статус членов административ­ных коллективов,

♦ статус субъектов административной опеки,

♦ статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом,

♦ статус субъектов разрешительной системы.

Исходя из такого критерия, как характер га­рантированной деятельности граждан выделяют другие виды административно-правовых ста­тусов.

1) общегражданский статус в делах управления государственными делами - обусловлен конституционными нормам и ориентирован на развитие гражданских качеств человека.

2) функ­ционально-клиентский, когда граждане удовлетворяют свои ин­тересы и потребности благодаря корреспондирующим обязанно­стям органов, служб и должностных лиц.

3) партнерско-содействующий, когда граждане участвуют в деятельности ис­полнительных органов и выполняют разные социально-правовые роли.

4) охранительный, когда гражданам обеспечива­ется защита их прав и законных интересов как в администра­тивном и судебном порядке, так и мерами общественно-политического воздействия.

Административно-правовой статус гражданина включает в себя:

- комплекс прав и обязанностей, закрепленных нор­мами административного права;

- гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой ста­тус человека и гражданина РФ, так как гражданин об­ладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

Значительна также и роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса граж­данина. В пределах предоставленной компетенции они:

= издают правовые акты, влияющие на содержа­ние административно-правового статуса гражда­нина;

= реализуют их исполнение;

= содействуют гражданам в реализации их субъек­тивных прав;

= осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособ­ность.

Административная правоспособность гражда­нина - это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь пра­ва и обязанности административно-правового харак­тера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых за­конодательством, например в связи с совершением уголовного или административного, правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде ли­шения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная правоспособность граждан слу­жит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

Административная дееспособность -способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответ­ственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она воз­никает по достижении гражданином определенного возраста:

• полная - с 18 лет;

• ограниченная - с 16 лет;

•частичная - с 7 лет.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан опре­деленных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указан­ных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или пол­ностью недееспособными.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта админи­стративного права. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность го­сударства».

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каж­дый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. Это нормы, определяющие права и обязанности:

- в государственной и общественной деятельности;

- в хозяйственно-трудовой деятельности;

- в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества.

Третий элемент административно-право­вого статуса, — социальный, добавляется, когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражда­нина. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса граж­данина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, охотники, водители, спортсмены и т.д. Все они получают официаль­ный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обя­занностей.

Административно-правовой ста­тус гражданина обладает рядом особенностей.

Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «про­питан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность упла­тить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (напри­мер, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подверга­ется административному задержанию и доставлению в мили­цию).

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта адми­нистративного права включает:

= права и обязанности, общие для всех граждан, (например, обязанность соблюдать правила пожар­ной безопасности);

= права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобиль­ного транспорта, предпринимателям, охотникам);

= права и обязанности конкретных индивидов (например, лица, являющего­ся беженцем или вынужденным переселенцем).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничиваю­щие права личности, обычно носят административно-правовой ха­рактер.

Права и обязанности граждан в сфере госу­дарственного управления

Административное право в основном влияет на осуществление прав и обязанностей человека и гражданина, процесс которого предполагает взаи­модействие граждан с управленческими структу­рами, контроль с их стороны за соблюдением кон­ституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нару­шать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конститу­ции РФ).

Права и обязанности граждан в сфере государственного управ­ления можно условно разделить на четыре блока.

Первый - необходи­мые для участия в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, а также посред­ством равного доступа к государственной службе.

Второй - для их реализации необходима активная деятельность и содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

Третий - их реализация требует от органов исполнитель­ной власти, должностных лиц многообразной функциональной де­ятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления.

Четвертый - связан с участием граждан в деятельности орга­нов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных со­ветов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов ор­ганизаций, действующих целиком на общественных началах, — например добровольных народных дружин.

В административном праве права граждан подразделяют на виды по различным основаниям.

В зависимости от механизма реализации права граждан подразделя­ются на:

= абсолютные (безусловные) права - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);

= относительные права - права, для реализации которых нужен акт госу­дарственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и осно­ваний их возникновения различают:

общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

специальные права -права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

По содержанию выделяют следующие группы прав:

право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых доку­ментов, пресечение противоправных действий и др.);

право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);

право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосудар­ственных организаций).

По степени возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:

абсолютные -возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных на­логов и т. п.);

относительные -возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).

Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности. Конституция РФ относит к ним следую­щие обязанности: соблюдать Конституцию и законы РФ, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество и др.

Несо­блюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия. Неправомерное поведение является административ­ными правонарушениями. В случае неправомерного поведения гражданин обязан претерпеть неблагоприятные для себя последствия личного или материального характера.

Реализуя свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые разнообразные административ­ные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекраща­ются:

♦ по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение);

♦ в связи с вы­полнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль);

♦ в виду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без доста­точных оснований в выдаче заграничного паспорта);

♦ по факту на­рушения гражданами их административно-правовых обязаннос­тей, влекущего ответственность за административные правонару­шения или дисциплинарные проступки.

Гражданин реализует свои права и обязанности по­средством следующих правомерных действий: факти­ческого использования прав; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав.

 

2 Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.

Виды прав и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические, социально-экономические, личные).

По связанности с конституционным статусом права и обязанности можно разделить на следующие группы:

- конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления) - право на труд, отдых, на образование, свобода передвижения, выбор места жительства и др.;

- вытекающие из Конституции, но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);

- права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом (права лица, привлекаемого к ответственности, право на изменение записи в актах гражданского состояния и т.п.).

Права можно классифицировать по иным критериям: по отраслям, по степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан (имеет или не имеет орган свободы усмотрения – например, Д.Н. Бахрах называет права абсолютными и относительными).

Бахрах Д.Н. выделяет шесть степеней связанности гражданина при реализации прав и свобод:

- полная свобода;

- свобода, связанная с обязанностью уведомления;

- свобода, связанная с обязанностью регистрироваться;

- свобода, связанная обязанностью получить разрешение;

- ограниченная дискреционными полномочиями органа;

- полная несвобода.

Обязанности граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же основаниям.

Основные права граждан по административному праву:

- Право граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через представителей.

Право на проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные объединения, отделения и структурные подразделения).

В соответствии с принципами правового государства основные конституционные права граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке.

Однако имеется ряд требований для реализации данного права. Например, при проведении мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

- если не было подано заявление (уведомление) о его проведении;

- если нарушен порядок его проведения;

- если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

-если нарушен общественный порядок.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до 48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено федеральным законом.

Право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства закрепляет ст. 27 Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту жительства или пребывания).

Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.

Ст. 16 ГК РФ содержит общие положения об имущественной ответственности публичных субъектов.

3 1. Общественные объединения

 

Среди прав и свобод граждан Консти­туция России называет право граждан на объединение, предусмотренное ст. 30.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуп­равляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реали­зации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и закон­ных интересов граждан. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и че­рез юридические лица - общественные объединения.

Все общественные объединения характеризуются следующими чер­тами:

образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридичес­кого характера могут быть только нормативно-правовые акты;

действуют от своего имени;

не являются коммерческими организациями, преследующими в каче­стве цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством в основе создания и деятельности общественных объединений лежат следующие принципы: добровольность, законность, равноправие, самоуправление.

Добровольность формирования — важнейший признак обще­ственного объединения. При этом граждане имеют право созда­вать по своему выбору общественные объединения без предвари­тельного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо ре­гистрируются в установленном порядке и приобретают права юри­дического лица, либо функционируют без государственной реги­страции и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья за­интересованность в совместном решении задач данного объедине­ния оформляется индивидуальными заявлениями или документа­ми, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности в качестве его членов.

Общественные объединения могут создаваться в различной форме, каждая из которых имеет свои особенности:

В зависимости от организационно-правовых форм:

Общественной организацией является основанное на добровольном членстве общественное объе­динений, созданное на основе совместной деятельности для защиты об­щих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее член­ства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд — это один из видов некоммерческих объ­единений не имеющих членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений для его использования на общественно полезные цели.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объе­динение, созданное с целью оказание конкретного вида услуг, от­вечающих интересам его участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности -не имеющее членства обще­ственное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жи­тельства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потреб­ностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическим общественным объединением признается об­щественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества по­средством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и ор­ганизации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Союзы (ассоциации) общественных объединений. Общественные объединения независимо от их орга­низационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые обществен­ные объединения.

В зависимости от территориальной сферы:

» общероссийские -объединения, которые осуществляют свою деятель­ность в соответствии с уставными целями на территориях более поло­вины субъектов России и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и предста­вительства;

» межрегиональные - объединения, которые осуществляют свою деятель­ность в соответствии с уставными целями на территориях менее поло­вины субъектов России и имеют там свои структур­ные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

» региональные -объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

» местные -объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа мес­тного самоуправления.

Общественные объединения различают также:

~ по внутренней структуре: централизованные и не централизованные.

~ по сфере деятельности: политические, экологические, культурные и др.

~ по социальному значению: прогрессивные, консервативные, реакционные.

~ в зависимости от легализации: получившие государственную регистрацию и не имеющие государственной регистрации.

~ по условиям членства: с фиксированным членством (документ) и свободное членство.

~ по количеству участников: малые, средние, массовые.

Решения о создании общественного объединения, об утвержде­нии его устава и о формировании руководящих и контрольно-ре­визионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании членов (участников).

Политическое общественное объединение подлежит обязатель­ной государственной регистрации, которое осуществляется в соот­ветствии со специальными условиями, установленными Феде­ральным законом «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон «Об общественных объединениях» от 19 июля 1998 г. Особенности создания, деятельности и государственной регистрации политической партии регулируются Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г.

Государственная регистрация общероссийских и международ­ных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соот­ветствующих субъектов Федерации. Для государственной реги­страции в органы юстиции подаются необходимые документы: за­явление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественно­го объединения имеет его устав.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объедине­ния, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, а также публикуют списки политических общественных объединений в средствах массовой информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.