Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывная тонскала

 

Такая картина слуха наблюдается обычно в патологических случаях. У пожилых людей верхняя граница понижена в связи с общим ослаблением слуха. Часто старые люди не слышат вовсе высоких звуков стрекотания кузнечиков, цикад и т.n. Способность восприятия звуков верхней границы объясняется двояко. Предполагают, что крайние волокна основной мембраны в основном завитке могут резонировать на частоты в 15000 кол/сек. По мере повышения тона и отдаления частоты его от резонанса с собственным периодом крайних волокон колебание этих волокон, все же, происходит, но в степени, недостаточной для раздражения соответствующих окончаний кохлеарного нерва. Но все - таки, чтобы слышать частоты более 15000, необходимо усилить колебание струны, что может быть получено усилением звука. По наблюдениям Гильдемейстера, для повышения верхней границы на полтона (1000 кол./сек.) необходимо усилить звук в 25 раз. Верхний предел слуха может быть объяснен и иначе. Из анатомии известно, что барабанная перепонка сильно напряжена, стоит под углом к слуховому проходу и имеет небольшую поверхность. Лазарев полагает, что при частоте в 20000 кол./сек., с длиной волны в 0,6 см вся волна укладывается на барабанную перепонку, и отдельные ее части будут испытывать противоположные воздействия, вследствие чего движение барабанной перепонки не может передаться слуховым косточкам. Это предположение не подтверждается клиникой. Известны случаи, когда при полном отсутствии барабанной перепонки верхняя граница слуха остается сохраненной. Ржевкин не исключает той возможности, что верхняя граница обусловлена действием обеих приведенных выше причин.

Опытами с маскировкой звука Вегель и Лэн выяснили, на каких участках основной мембраны происходит восприятие звуков разных высот. Оказывается, что крайние волокна близ геликотремы воспринимают частотно не ниже 100 кол./сек. С другой стороны, было уже указано, что нижняя область слуха простирается от 10 до 30 кол./сек. и, таким образом, казалось бы, нижняя граница слышимости является трудно объяснимой. Однако Fletcher и Helmholtz и этому факту приводят соответствующие физические объяснения. Fletcher считает, что низкий звук легко вызывает ощущение субъективных обертонов, т.е. тонов, которых не существует в исходном колебании. Так, тон в 16 кол./сек. сам по себе, вероятно, не воспринимается ухом из-за отсутствия соответствующих волокон основной мембраны, зато образуемые им обертоны в 32, 48 и т.д. кол./сек. уже в состоянии вызывать соколебания волокон, и совокупность этих раздражений дает ощущение некоторого низкого звука. Таким образом, тоны области нижней границы слуха воспринимаются постольку, поскольку они возбуждают субъективные обертоны. Helmholtz теоретически доказал, что такие субъективные обертоны могут образоваться на самой барабанной перепонке; вследствие особенностей ее строения низкие звуки, имеющие большую силу (энергию), могут производить несимметричные перемещения перепонки внутрь и кнаружи, что и приводит к образованию субъективных обертонов. Итак, на основании сказанного, можно предположить, что образование субъективных обертонов возможно как на основной мембране, так и на барабанной перепонке, и эти обертоны, повидимому, возбуждают ощущение своего основного низкого тона, "анатомически" отсутствующего на основной мембране. Способность распознавания разных частот колебаний у человека может быть изощрена до чрезвычайно высокой степени; например, если один тон дает 1000 кол./сек., а другой 1001 кол./сек., то даже эта 1/1000 доля достаточна, чтобы различить один тон от другого. Такая острота слуха относится к средним тонам музыкального регистра (128-1024 кол./сек.). При более низких тонах для ясного различения высоты требуется прибавление не менее 2-3 вибраций в секунду. В области высоких тонов изменение их даже на 50-100 вибраций в 1 сек. может оказаться недостаточным для распознавания изменения высоты тона.

Рис. 3. Область слухового восприятия (по Вегелю и Лэну).

 

 

Ощущение силы звука. Человеческое ухо на протяжении всей тонскалы не одинаково чувствительно к разным частотам. Опыты Лэна показывают, что наибольшая чувствительность относится к тонам от 4000 до 14000 кол./сек., а выше начинает резко падать; например, чтобы услышать тон в 19000 кол./сек., приходится этот звук сделать в миллион раз интенсивнее, чем звук в 14 000 кол./сек. (следовательно, на интервал в 19000/14000 = 1,35, т.е. около одной трети октавы, чувствительность падает в 106 раз). По данным М. Wien'a чувствительность, слуха достигает максимума при 2300 кол./сек. Это согласуется с данными Helmholtz'a, считавшего наивысшей чувствительностью уха к тонам в области 2000 - 3000 кол./сек. и объяснявшего это резонансом слухового прохода. По новейшим исследованиям, при изменении частоты от 50 до 2 000 кол./сек. чувствительность увеличивается от 500000 до миллиона раз. Таким образом, за максимум чувствительности слуха можно признать область частот в 2000 - 3000 кол./сек., а выше и ниже этих частот чувствительность уха заметно ослабевает, причем в отношении повышающихся тонов ослабление чувствительности напоминает критическое падение, а в отношении понижающихся - литическое. Графическое изображение чувствительности уха к разным тонам дает рис. 3, на котором нижняя кривая представляет собой величину порога восприятия в зависимости от величины тона,1 а верхняя - величину порога ощущения давления, когда при нарастании энергии звука - кроме звука, ощущается боль. Продолжения кривых, представленные в виде пунктира, относятся к частотам, наименее изученным в смысле чувствительности к ним. Из рисунка видно, что для едва заметного ощущения тона в 2000 кол./сек. достаточно энергии звука в 10-9 эргов, между тем как для тона в 200 кол./сек. необходимо применить 10-6 эргов. Таким образом, чувствительность уха к разным частотам колебаний является величиной, обратно пропорциональной порогу восприятия. (Определение чувствительности слуха имеет большое значение в деле профилактического профессионального отбора - радисты, телеграфисты, шоферы, музыканты и т.n. Для этой цели пользуются аудиометрами, построенными по принципу катодных генераторов звука). Помимо основных качеств слуховой функции - именно определения высоты, силы и тембра звука - не лишены интереса еще и другие свойства слуха:

  1. Способность восприятия биения звука, происходящего от комбинации двух тонов при небольшой разнице числа их колебаний. Биения воспринимаются как периодические ослабления и усиления звука.
  2. Способность слышать так называемые комбинационные тоны (тоны Sorge-Tartini), когда при одновременном звучании двух тонов в ухе образуется новый, субъективный, тон с высотой, равной разности или сумме первых двух объективных тонов (разностный и суммарный тон).
  3. Способность анализа сложных звуковых колебаний, когда некоторые индивидуумы могут узнавать составные части аккордов.
  4. Способность музыкального слуха, заключающаяся в определении интервалов (разницы высоты колебаний между двумя звуками), Эта способность свойственна не всем людям, обычно она может быть развита посредством музыкальных упражнений. Степень музыкальной чувствительности может определяться наибольшей разницей в числе колебаний, при которой два тона кажутся одинаково высокими. Если при произведении звука той или иной высоты ухо человека не чувствует ошибки в 1/4 тона (поющий, напр., повышает или понижает звук), то такой субъект может считаться безусловно не музыкальным. Музыкальные качества слуха не связаны с остротой слуха в общепринятом смысле и поэтому плохо слышащие музыканты могут, тем не менее, сохранять свои музыкальные качества и только в редких случаях заболевания dlplacusis dysharmonica занятие музыкой становится затруднительным.
  5. Способность абсолютного слуха, выражающаяся в возможности определения абсолютной высоты тона без сравнения его с другим тоном известного уже числа колебаний. Чаще всего эта способность бывает в отношении звуков, богатых обертонами и при наличии хорошей звуковой памяти (Хилов).
  6. Способность определения локализации слышимого звука (oto-topica), объясняемая тремя возможными причинами: 1) благодаря тому, что ухо, повернутое к источнику звука, получает более интенсивный звук, чем противоположное ухо; 2) благодаря восприятию разности фаз, ощущаемой вследствие неодновременного прихода звука к одному и другому уху, и 3) благодаря фиксации промежутка времени между приходом одинаковых фаз в оба уха (Ржевкин, Перекалин). По Белоголовову, для правильного определения направления слышимого звука требуется симметрия слуха.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14 Теория личностных конструктов Дж. Келли | Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.