Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка деловых качеств экономиста-менеджера в процессе выработки и принятия решений в сфере маркетинга

Тест 1

Оценка потенциальных возможностей специалиста экономиста-менеджера.

Основная цель теста - провести самоанализ и оценить свои потенциальные возможности в роли специалиста, занимающегося выработкой и принятием решений. Кроме того, дополнительной целью может служить приобретение навыков использования такого инструмента маркетинговых исследований, как анкетирование.

Суть тестирования заключается в проведении самоинтервьюривания в ответах на поставленные в анкете вопросы (Таблица 1).

Последовательность тестирования можно представить в виде этапов.

1 этап. Каждый студент заполняет анкету, отвечая на вопрос, который представляет выбор из двух ответов - ДА, НЕТ.

Таким образом, каждый тестируемый определяет свое отношение к приведенным в анкете утверждениям, описывающим возможности, которые могут присутствовать у него как у специалиста экономиста-менеджера. Если какое-либо утверждение справедливо по отношению к нему, то он должен в графе «ответ» в соответствующей клетке - да или нет, поставить крестик.

Полученные ответы вводятся в таблицу 2. Заполнение таблицы 2 осуществляется построчно с 1 по 10. В каждой строке представлены номера вопросов анкеты. В первой строке с 1 вопросы по 11, во второй – с 12 по 22 и т.д., в 10 строке – с 100по 110. Если на вопрос анкеты получен положительный ответ (да), то в соответствующей клетке ставится крестик, если получен отрицательный ответ (нет), то клетка с номером вопроса не вычеркивается. Проработав таким образом все ответы на вопросы анкеты, следует подсчитать количество перечеркнутых клеток по столбцам и записать полученный результат в соответствующей клетке итога. Минимальная величина будет равной-0, максимальная-10.

2 этап. Заключается в непосредственной самооценке потенциальных возможностей студента как специалиста.

 

Таблица 1. Перечень утверждений, описывающих возможности специальности

№ п/п Анкета Ответ
Наименование вопроса Да Нет
       
1. Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными обучению в институте и моей дополнительной работе    
2. Мне ясна моя позиция по принципиально важным жизненным вопросам    
3. Когда необходимо принимать важные решения в моей жизни, я действую всегда решительно    
4. Я вкладываю значительные усилия в свое развитие: профессиональное, духовное, культурное    
5. Я способен эффективно (с оптимальными усилиями) решать проблемы    
6. Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их на практике    
7. Мои взгляды обычно принимаются во внимание сокурсниками, домочадцами и коллегами по работе, и я часто влияю на то, какие решения она принимают    
8. Я понимаю принципы, которые являются основой в управлении, маркетинге    
9. Мне трудно добиться эффективной работы подчиненных мне людей: сотрудников, сокурсников, домочадцев    
10. Я считаю себя хорошим наставником, умеющим четко и ясно объяснять цели, задачи    
11. Я хорошо председательствую на собрании (совещании), хорошо провожу их    
12. Я забочусь о своем здоровье    
13. Я иногда прошу других высказывать о моих основных принципах и подходах к жизни и работе    
14. Если бы меня спросили, то я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни    
15. Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и профессионального, духовного, культурного развития    
16. Мой подход к решению любой проблемы систематизирован, я учитываю время, ресурсы, свои возможности    
17. Обо мне можно сказать, что я люблю перемены жизненных ситуаций и нахожу в этом удовольствие    
18. Я обычно успешно воздействую на других людей      
 
Продолжение табицы1
2

   
19. Я убежден, что придерживаюсь подходящего для данной ситуации стиля управления    
20. Мои подчиненные должны полностью меня поддерживать во всех начинаниях и устремлениях    
21. Я должен вкладывать много сил в «натаскивание» и развитие своих подчиненных    
22. Я считаю, что методы повышения эффективности работы отделов, служб и всего коллектива в целом важны и для повышения собственной эффективности в работе    
23. Я готов, если нужно, идти на непопулярные седи коллектива методы руководства    
24. Я редко предпочитаю принимать более легкое решение тому, которое является более трудным, но верным    
25. Моя работа и личные цели во многом должны дополнять друг друга    
26. Моя профессиональная жизни должна часто сопровождаться волнением    
27. Я должен регулярно пересматривать цели своей работы    
28. Мне кажется, что многие из окружающих меня людей менее изобретательны, чем я    
29. Первое впечатление, которое я произвожу на людей, обычно хорошее    
30. Я должен сам начинать обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, так как я должен иметь обратную связь    
31. Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными    
32. Я должен посвящать достаточно времени для оценки того, что нужно сделать для развития подчиненных    
33. Я понимаю принципы, которые должны находиться в основе развития отделов, служб    
34. Я эффективно распределяю свое время    
35. Я обычно тверд в принципиальных вопросах    
36. При первой же возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения    
37. Я постоянно стремлюсь к приобретению нового опыта    
38. Я справляюсь с обработкой сложной информации квалифицированно и четко    
39. Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи    
 
Продолжение табицы1
2

   
40. Я бы описал себя, как человека уверенного в себе    
41. Я верю в возможность дальнейшего изменения отношения людей к работе    
42. Мои подчиненные должны делать все возможное для фирмы    
43. Я должен регулярно проводить оценку работы своих подчиненных    
44. Я должен работать над созданием комфортного социально-психологического микроклимата в коллективе    
45. Работе не должна оказывать негативное влияние на мою личную жизнь    
46. Я редко вступаю вразрез со своими убеждениями    
47. Моя работа вносит важные вклады в получение удовольствия от жизни    
48. Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими меня людьми по поводу моей работы и способностей    
49. Я хорошо составляю планы    
50. Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение проблемы не находится сразу    
51. Мне относительно легко удается устанавливать отношения с окружающими    
52. Я понимаю, как заинтересовать людей в хорошей работе    
53. Я успешно справлюсь с передачей своих полномочий другому лицу    
54. Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и подчиненными и стремлюсь к этому    
55. Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами этой же фирмы должны существовать отношения делового сотрудничества    
56. Я не позволяю себе перенапрягаться на работе    
57. Время от времени я тщательно пересматриваю свое отношение к личностным ценностям и сами ценности    
58. Для меня важно чувство успеха    
59. Я принимаю вызов судьбы с удовольствием    
60. Я регулярно оцениваю свою работу и успехи    
61. Я уверен в себе    
62. Я в общем влияю на поведение окружающих    
63. Руководя людьми, я подвергаю сомненьям устоявшиеся подходы    
 
Продолжение табицы1  
2

   
64. Я должен поощрять эффективно работающих подчиненных    
65. Я считаю, что важна часть работы руководителя состоит в проведении консультации для подчиненных    
66. Я считаю, что руководителю не обязательно постоянно быть лидером в своем коллективе    
67. В интересах своего здоровья я постоянно контролирую то, что я пью и ем    
68. Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями    
69. У меня хорошие взаимоотношения с сокурсниками, коллегами по работе, домочадцами    
70. Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более результативным в работе, и в дальнейшем действую в соответствии со сделанными выводами    
71. Я сознательно использую других людей для того, чтобы облегчить решение собственной проблемы    
72. Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные(новаторские) способности    
73. Мое участие в собраниях коллектива обычно удачно    
74. Я разными способами добиваюсь того, что бы люди из моего коллектива были заинтересованы в работе    
75. У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с людьми, в том числе и с подчиненными    
76. Я не должен позволять себе упустить любые возможности для развития подчиненных    
77. Я должен добиться того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива    
78. Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным    
79. Я изучал влияние моего развития на мои убеждения    
80. У меня имеются четкий план личной карьеры    
81. Я не сдаюсь, когда дела идут плохо    
82. Я уверенно чувствую себя, когда возглавляю решение сложной проблемы    
83. Выработка новых идей не составляет для меня особого труда    
84. Мое слово не расходится с делом    
85. Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения, принятые руководителем        
 
Продолжение табицы1  
2

   
86. Я должен затрачивать достаточные усилия для определения целей, задач и функциональных обязанностей и ответственности подчиненных    
87. Мои подчиненные должны сами развивать необходимые им профессиональные навыки    
88. Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективно работающего коллектива    
89. Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием    
90. Я рад обсудить с окружающими свои убеждения    
91. Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы    
92. «Открытый и легко приспосабливающийся»- это хорошее описание моего характера    
93. В целом я придерживаюсь последовательного подхода к решению проблем    
94. Я спокойно отношусь к своим ошибкам, расстраиваюсь из-за них    
95. Я умею слушать других    
96. Мне хорошо удается распределять работу между окружающими    
97. Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех, кем я руковожу    
98. Я способен давать хорошие советы    
99. Я постоянно должен стараться улучшить работу моих подчиненных    
100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами    
101. Я должен сопоставлять свои личностные ценности с ценностями деятельности фирмы в целом    
102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь    
103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал    
104. У меня не больше проблем и они не более сложные, чем год тому назад    
105. В принципе, я ценю нешаблонное поведение на работе    
106. Мне кажется, что люди серьезно относятся к моим взглядам на решение проблем    
107. Я уверен в том, что мои методы руководства должны быть эффективными    
108. Мои подчиненные должны с уважением относится ко мне как к руководителю    
 
Продолжение табицы1  
2

   
109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь ещё мог справиться с моей работой    
110. Я уверен, что коллективным трудом можно достичь больших результатов, чем порознь    

 

Таблица2. Таблица ответов для теста «оценка потенциальных возможностей специалиста экономиста-менеджера»

Номер строки А Б В Г Д Е Ж З И К Л
                       
Итого:                      

 

Проведение непосредственной оценки потенциальных возможностей специалиста, который станет руководителем какого-либо отдела структуры управления фирмой, осуществляется с помощью таблицы результатов теста (Таблица3).

Таблица3. Результаты теста «Оценка потенциальных возможностей специалиста экономиста-менеджера»

Ваш результат Достоинства (сильные качества) Ранг Обратный ранг Ограничения
А= Способность управлять собой     Неумение управлять собой
Б= Обладание четкими личностными ценностями     Размытость личных ценностей
В= Обладание четкими личными целями     Смутные личные цели
Г= Продолжающееся саморазвитие     Прекращение саморазвития
Д= Обладание хорошими навыками решения проблем     Недостаточное владение навыками решать проблемы
Е= Обладание творческим подходом
Продолжение таблицы3

  Недостаток творческого подхода
Ж= Умение влиять на окружающих людей     Неумение влиять на окружающих людей
З= Понимание особенностей профессии     Недостаток понимания особенностей профессии
И= Способность руководить     Недостаток способностей руководить
К= Умение обучать     Неумение обучать
Л= Умение наладить коллективную работу     Низкая способность формировать коллектив

 

Заполнение таблицы 3 осуществляется в следующей последовательности. Сначала заполняется первый столбец- «Ваш результат», который составляет сумму по соответствующему столбцу в итоговой строке таблицы 2. Затем заполняется столбец – «Ранг». Ранжирование результатов осуществляется на основе присвоения наивысшему результату первого ранга. Наименьший ранг получит ранг, равный 11. После проставления рангов необходимо заполнить столбец «Обратный ранг» с помощью присвоения наименьшему результату первого ранга, наивысшему – одиннадцатого ранга.

В завершении второго этапа осуществляется определение и наиболее сильных качеств каждого специалиста и наиболее существенных ограничений, выступающих в качестве недостатков, которое представляется в виде таблицы 4.

Таблица4. Определение наиболее выраженных достоинств и недостатков.

Ранг Достоинства (сильные качества) специалиста Обратный ранг Ограничения (недостатки) специалиста
       

 

В столбце «Достоинства (сильные качества) специалиста» содержатся три наиболее ярко выраженных качества, способствующих выдвижению специалиста на должность руководителя отдела, службы, в том числе и маркетинга. В столбце «Ограничения (недостатки)» записываются три наиболее существенных, которые в процессе дальнейшего обучения и работы требуется уменьшить в первую очередь.

Для более полного понимания сущности этих ограничений и планирования мероприятий по их самоустранению приводится краткая характеристика ограничений.

Краткие определения ограничений

А. Неумение управлять собой. Это неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность самому справиться со стрессами.

Б. Размытость личных ценностей. Это отсутствие ясного понимания своих личностных ценностей; наличие ценностей, не совместимых с условиями современной деловой и частной жизни.

В. Смутные личные цели. Это отсутствие четкой целевой ориентации в своей личной и деловой жизни; наличие целей, не совместимых с условиями современной деловой и частной жизни.

Г. Прекращение саморазвития. Это отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.

Д. Недостаточное владение навыками решать проблемы. Это отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.

Е. Недостаток творческого подхода. Это отсутствие способности генерирования достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи в практической деятельности.

Ж. Неумение влиять на окружающих людей. Это недостаточная способность обеспечивать участие в решении проблем и помощь со стороны окружающих; неумение влияние на решения, принимаемые окружающими людьми.

З. Недостаток понимания особенности профессии. Это отсутствие понимания мотивации поведения работников коллектива; неадекватное современным социально-экономическим условиям представление о роли руководителя коллектива.

И. Недостаток способности руководить. Это слабые навыки руководства: отсутствие практических способностей добиваться желаемого результата от деятельности подчиненных.

К. Неумение обучать. Это отсутствие способности или желания помогать другим людям развивать и расширять свои профессиональные возможности.

Л. Низкая способность формировать коллектив. Это отсутствие способности содействовать развитию к повышению эффективной работы отделов или всего коллектива фирмы в целом.

На третьем этапе каждому студенту следует наметить план мероприятий по преодолению недостатков, имеющих наиболее существенное значение. Этот план должен содержать не менее девять мероприятий.

На четвертом, завершающем этапе студенты должны обратить внимание на построение анкеты, в которой все вопросы разделены на 11 групп. В каждой группе вопросы имеют одну цель оценки того или иного качества. Построение вопросов в группе позволяет уточнить, дополнить, расширить ответы и получить более объективную оценку качеств специалиста.

Кроме того, студенты должны ответить на такие вопросы:

1.Какой тип вопроса используется в данной анкете (закрытый или открытый)?

2. Какой вид вопроса используется в данной анкете (альтернативный, предлагающий выбор из двух вариантов ответа)?

3. Какие существуют стили руководства и каким ситуациям они должны соответствовать?

4. Какие непопулярные методы руководства, на ваш взгляд, существуют? С какой целью они применяются и почему их не следует применять?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Моя мама тут училась, старшая сестра, я | Объекты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.