Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и стадии правотворческого процесса




Многоаспектность понимания правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность может трактоваться в широком и узком аспекте. В узком аспекте под правотворческой деятельностью понимается сам процесс создания правовых норм. Как любая процессуальная деятельность правотворчество представляет собой официальный порядок осуществления юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных прав и обязанностей, например, по поводу подготовки и принятия нормативного акта. Основанием возникновения правотворческого процесса является юридический факт, т.е. решение соответствующего правотворческого органа о подготовке проекта правового акта. Высказывания в печати депутатов и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса. Они являются лишь условиями и предпосылками для его начала. Согласно традиционной точке зрения – правотворчество – это деятельность государства, направленная на создание правовых норм. Часть ученых трактует правотворчество как умственную деятельность, направленную на создание законов (Р.Лукич). По определению А.С. Пиголкина правотворческий процесс представляет собой "порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер". В широком смысле в правотворческую деятельность включают все действия, направленные на создание правовой нормы, начиная от замысла ее создания, подготовки, принятия, опубликования, внесения изменений и дополнений, отмены. Следует отметить, что в нормативных правовых актах термин «правотворческая деятельность» не используется. В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000г. № 361 – З дано разъяснение термина «нормотворческая деятельность», под которой понимается научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов. Стадии правотворчества. Правотворчество является одним из средств правового регулирования общественных отношений. По структуре правотворческий процесс можно разделить на две большие части. Первая часть включает в себя организационные вопросы, не связанные с юридически значимыми действиями. Это могут быть предложения в периодической печати общественных деятелей, политиков, ученых, граждан о необходимости регулирования общественных отношений определенного вида, опубликование ими проекта нормативного правового акта, его обсуждение в печати и т.п. Эти действия не порождают каких-либо правовых последствий. Только вторая часть правотворчества, которая связана с изданием правового акта о необходимости подготовки проекта нормативного правового акты, имеет своим следствием, как правило, его принятие и придание ему общеобязательного характера. Правотворческий процесс, как и любой юридический процесс, протекает в определенных формах (процедурах) и может быть разделен на стадии (этапы). Стадия (этап) правотворческого процесса – это относительно самостоятельная и завершенная часть процесса, позволяющая обособить его от других частей. Правотворческая деятельность предполагает подробную регламентацию всех стадий и правил правотворческого процесса, в результате которого издаются (принимаются) нормативные правовые акты. Таким образом, правотворческий процесс есть порядок последовательных действий, в результате которых принимаются (издаются) нормативные правовые акты Полагаем, что в широком смысле процесс правотворчества включает в себя и организационные действия, которые предваряют работу над созданием нормативного правового акта. Несмотря на различные виды субъектов правотворческого процесса и их особенности, можно выделить общие стадии (этапы). Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, например, А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский выделяют следующие стадии правотворчества: принятие решения о подготовке проекта акта, подготовка (разработка) проекта, обсуждение и принятие нормативного акта, опубликование акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие. Такой же позиции придерживаются А.Ф. Лебедев, Н.А. Глыбовская и С.А. Трахименок. Следует отметить, что такое количество стадий правотворчества понимается ими лишь в узком смысле. В широком же смысле в правотворчестве можно выделить и дополнительные стадии: стадию прогнозирования принятия правового акта, стадию планирования – эти стадии предваряют правотворческий процесс и окончательную стадию - изучения действия нормативного правового акта на практике с целью выявления потребностей внесения в него изменений и дополнений. Следует отметить, что Законом от 10 января 2000 г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, установлены следующие стадии нормотворческого процесса: планирование нормотворческой деятельности; нормотворческая инициатива; подготовка проекта нормативного правового акта; принятие (издание) нормативного правового акта; включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь; опубликование нормативного правового акта (ст. 39).

3. Принципы правотворческой деятельности.

Общие принципы правотворчества: Правотворческий процесс осуществляется на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие положения: научность, демократизм, законность и конституционность, гуманизм, профессионализм, суверенное равенство государств, всеобщее уважение прав человека, добросовестное выполнение международных обязательств и т.д. Принцип научности в правотворчестве предполагает организацию и построение правотворческого процесса на основе научности. Проект любого правового акта должен быть основан на закономерностях общественного развития, его нормы должны им соответствовать. Порядок разработки самого проекта должен происходить в рамках строгой формализованной процедуры. К проектам нормативных актов также предъявляются особые технико-юридические требованию по их оформлению. Так, подготовка законопроектов осуществляется на основе их включения в ежегодный план подготовки законопроектов, утверждаемый Президентом Республики Беларусь. Перед началом работы над проектом акта, как правило, составляется план работы по его подготовке, который предусматривает выполнение ряда мероприятий, в числе которых - определение лиц, ответственных за его подготовку, а при необходимости – образование временной комиссии (рабочей группы) по его подготовке, сбор и изучение материалов, необходимых для подготовки проекта акта, определение концепции, вида и структуры проекта акта, разработка предложений по существу вопросов, относящихся к предмету правового регулирования проекта акта, составление текста проекта акта, направление проекта акта заинтересованным государственным органом для учета замечаний и предложений, проведение его экспертизы в научных учреждениях и т.п. Кроме того, нормативные акты многих государственных органов проходят юридическую экспертизу и регистрацию в Министерстве юстиции и публикуются в обязательном порядке для сведения граждан. Научные основы нормотворчества закреплены также в Законе от 10 января 2000г. № 361 – З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Закон определяет понятие и виды нормативных правовых актов, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации. Статья 49 данного Закона требует, чтобы проекты всех нормативных правовых актов проходили обязательную юридическую экспертизу, в том числе и криминологическую. В целях упорядочения подготовки, рассмотрения законопроектов и принятия законов, повышения качественного уровня законов, выработки единых подходов к законопроектной деятельности издан Указ Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998г. № 99 “О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь”. Принцип демократизма заключается в том, что в правотворческом процессе принимают участие не только авторы проектов нормативных правовых актов, но и другие субъекты. При этом большая роль отводится привлечению к правотворчеству самого народа, граждан, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, трудовых коллективов. Широкое развитие получает практика всенародного обсуждения проектов нормативных актов в средствах массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при этом предложения и замечания на проекты, обобщаются правотворческим органом и при необходимости вносятся изменения в проекты нормативных правовых актов. Этот принцип предполагает также наличие гласности. Высшим проявления принципа демократизма в правотворчестве является возможность граждан Беларуси принимать решения на референдуме. Принцип законности и конституционности означает, что все подготавливаемые проекты нормативных правовых должны соответствовать актам, обладающим более высокой юридической силы. В соответствии со ст. 137 Конституции Беларуси «Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом». Этот принцип требует также четкого соблюдения процедуры разработки и принятия проектов актов. Правовой акт должен разрабатываться уполномоченным органом, он должен содержать все требования, предъявляемые к нему с точки зрения юридической техники и быть принятым в порядке, предусмотренном для принятия (издания) соответствующего его вида. Принцип гуманизма в правотворчестве ориентирует разработчиков проектов нормативных правовых актов на учет приоритета прав и свобод личности, закрепления в содержании правовых актов общепризнанных мировых стандартов в области прав и свобод человека и гражданина. Цель правотворчества – закрепить в праве права и свободы человека и гражданина, установить механизмы их реализации и защиты. Принцип профессионализма требует от субъектов правотворческого процесса умения анализировать закономерности общественного развития, обобщать практику применения правовых норм, находить недостатки и пробелы в законодательстве, выявлять потребности их правового регулирования, знания ими правил юридической техники по составлению нормативных правовых актов, действующего законодательства. Субъекты правотворчества должны обладать умением тщательного анализа и учета многообразных социальных отношений, интересов общественных групп, их особенностей и приведения их к всеобщему согласию посредством принятия (издания) нормативного правового акта. Во многом от профессионализма субъектов правотворческого процесса зависит и качество принимаемых нормативных правовых актов. Принцип суверенного равенства государств направлен на невмешательство других государств в суверенные дела других государств, уважения традиций народов. Принцип всеобщего уважения прав человека означает, что нормативные правовые акты должны учитывать международные документы в области прав и свобод человека. Внутреннее законодательство конкретного государства не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, ориентироваться на их соблюдение, охрану и защиту. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств требует, чтобы подписанные международные договоры и иного рода международные правовые документы, подписанные и ратифицированные государствами, выполнялись на практике. В международном праве действует принцип «pacta sunt servanda». Только исключительные обстоятельства могут привести государство к отказу от исполнения договора, например, противоречие договора нормам Конституции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.