Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рентабельность производства рассчитывается по видам продукции, работ, услуг и в целом по предприятию




Практическое использование показателей экономически эффективности в организациях (предприятиях ) позволяет:

•выявлять резервы и пути совершенствования хозяйственно-финансовой деятельности;

•создавать действенные механизмы повышения эффек­тивности, ориентируясь на интенсификацию производства, повышение качества продукции, работ, услуг.

6.3. Особенности оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации

При оценке эффективности деятельности организаций потребительской кооперации следует иметь в виду социальный аспект. Потребительская кооперация — социально ориенти­рованная система, она реализует социальную миссию, кото­рая состоит в борьбе с бедностью, в улучшении условий жиз­ни, быта населения. Оценивая эффективность работы коопе­ративных организаций необходимо на первое место ставить степень удовлетворения потребностей пайщиков, обслужи­ваемого населения, содействие росту доходов населения на основе создания новых рабочих мест, развития закупок сель­скохозяйственной продукции, производимой в личных под­собных хозяйствах населения, продукции народных промыс­лов и др.

Реализация социальной миссии возможна на основе эф­ фективного ведения хозяйства. Для того чтобы содержать магазины в малонаселенных, отдаленных деревнях, помогать инвалидам, многодетным семьям, предоставлять льготы пай­щикам при покупке товаров и оплате услуг, необходимо зарабатывать прибыль на основе расширения объемов деятель­ ности, рационального использования ресурсов. Организации потребительской кооперации осуществляют разные виды де­ ятельности: розничную торговлю, закупки сельскохозяйствен­ ных продуктов и сырья у населения и организаций, произ­ водство потребительских товаров, оказание населению бы­ товых услуг и др. Наряду с показателями, рассмотренными в п. 6.2., для оценки деятельности потребительских обществ используют и другие показатели, характеризующие достижение социальных целей. Примерами таких показателей являются следующие:

1. Степень охвата оборотом розничной торговли денежных доходов обслуживаемого населения. Потребительские общества должны стремиться к росту этого показателя. Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 г. предусмотрено довести оборот розничной торговли не менее 50% денежных доходов сельского населения, направляемых на покупки товаров. Это будет способствовать более полному удовлетворений спроса обслуживаемого населения и укреплению положения потребительских обществ на местных рынках.

2. Отношение объема закупок отдельных видов сельско­хозяйственных продуктов к величине товарных ресурсов или к общему объему производства этой продукции в зоне дея­тельности кооперативной организации. Этот показатель характеризует эффективность закупочной деятельности, роль организаций потребительской кооперации в сбыте производимой в селе продукции. Задача состоит в том, чтобы заку­пить все, что может предложить на продажу сельский жи­тель, пайщик потребительского общества.

3. Объемы оборота по закупке сельскохозяйственных про­дуктов в среднем на одну сельскую семью (сельское подворье). Этот показатель характеризует денежный доход, полу­ченный жителями от продажи потребительским обществом выращенной продукции. Рост этого показателя характеризует одно из направлений борьбы с бедностью — содействию повышению денежных доходов населения.

В зависимости от конкретных направлений работы и поставленных целей потребительские общества используют различные показатели для оценки достижения этих целей. Это могут быть темпы роста объемов производства каких- либо видов товаров, стоимость услуг, оказываемых в среднем на душу населения, расширение видов оказываемых услуг и др.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под экономической эффективностью деятельности предприятия?

2. Что понимается под конкурентоспособностью предприятия?

3. Как связаны понятия "конкурентоспособность'' и "эффективность"?

4.Какие показатели используют для оценки конкурентоспособности предприятия?

5 Какие показатели используют для оценки эффективности использования ресурсного потенциала предприятия?

6. Как оценить эффективность производственного процесса?

7. Как оценить эффективность использования трудовых ресурсов?

8.В чем состоят особенности оценки эффективности дея­тельности организаций потребительской кооперации?

 

Тема 11. Издержки обращения

 

11.1.Сущность издержек обращения, их состав, классификация.

11.2. Факторы, влияющие на издержки обращения.

11.3. Планирование издержек обращения.

 

11.1. Сущность издержек обращения, их состав, классификация

Деятельность предприятий торговли и питания связана с разнообразными затратами, которые по характеру подразделяют на два вида: долговременные и текущие.

Долговременные затраты связаны с решением стратегических задач: строительство, реконструкция или покупка помещений, новых машин, механизмов, оборудования, приобретение нематериальных активов, формирование долгосрочного портфеля ценных бумаг и т. п.

Текущие затраты связаны с решением тактических задач в процессе текущей хозяйственной деятельности: закупка товаров, их транспортировка, хранение, продажа, содержание материально-технической базы, оплата труда персонала и др.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 10/99 "Расходы организаций" все расходы организаций в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на следующие виды:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) операционные расходы;

3) внереализационные расходы;

4) чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности в организациях торговли — это расходы, связанные с приобретением и продажей товаров. Часть этих расходов относят к издержкам обращения.

 

Издержки обращения — это текущие затраты, связанные с движением товаров от производства до потребителей, издержки обращения имеют место в сбытовых структурах промышленных предприятий, но основная их часть приходится на предприятия оптовой и розничной торговли.

В предприятиях питания имеют место издержки, связанные не только с выполнением функций реализации товаров, функций по производству и приготовлению пищи, организации обслуживания посетителей.

В бухгалтерском учете для обобщения информации об издержках обращения используется счет 44 – «Расходы на продажу».

Издержки обращения характеризуются следующими показателями:

1. Абсолютная сумма издержек обращения за определённый период (месяц, квартал, год).

2. Уровень издержек обращения, который рассчитывается как отношение суммы издержек к обороту торговой организации в процентах. Уровень издержек обращения показывает долю издержек обращения в продажной цене товара.

В розничной торговле уровень издержек обращения – это процентное отношение суммы издержек обращения к обороту розничной торговли. В организациях оптовой торговли – это процентное отношение суммы издержек обращения ко всему оптовому обороту. Если организация осуществляет оптовые и розничные операции, то уровень издержек обращения рассчитывается как отношение суммы издержек к совокупному обороту (оптовому и розничному).

В предприятиях питания уровень издержек определяется как процентное отношение их суммы ко всему обороту предприятия.

 

В организациях потребительской кооперации, осуществляющих закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, расчет уровня издержек обращения по этому виду деятельности ведется как отношение суммы издержек в процентах к заготовительному обороту. Однако на заготовительно-сбытовых базах, так же как в оптовой торговле, для расчета уровня издержек обращения используется оборот по реализации продукции в оптовых (отпускных) ценах.

В условиях конкуренции торговые организации заинтересованы в снижении уровня издержек обращения. Низкий уровень издержек обращения позволяет при прочих равных условиях получать более высокую прибыль от продаж, устанавливать более низкие цены на товары и тем самым увеличивать объемы продаж, свою долю рынка.

Однако следует иметь в виду, что снижение уровня издержек обращения не должно сопровождаться снижением уровня торгового обслуживания, сужением ассортимента товаров, ухудшением состояния материально-технической базы предприятия. Поэтому задачей управления издержками обращения является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение запланированных объемов оборота и прибыли.

Издержки обращения не однородны по содержанию, поэтому в теории и на практике их классифицируют по разным признакам.

В бухгалтерской практике и в экономическом анализе используется классификация издержек обращения по статьям затрат. В настоящее время в целях обеспечения единства методологии ведения бухгалтерского учета и сравнительного изучения расходов установлена учетная номенклатура издержек обращения для предприятий торговли и питания независимо от форм собственности. Выделяют следующие основные статьи расходов:

- транспортные расходы;

-расходы на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды (в Иркутске- это 30,2% к начисленной заработной плате работника);

-расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

-амортизация основных средств;

-износ санитарной спецодежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

-расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

- расходы на рекламу;

-затраты по оплате процентов за пользование займами;

- потери товаров, технологические отходы;

- расходы на тару;

- прочие расходы.

В рамках каждой из названных статей расходов предприятия могут организовать более детальный учет, выделить наиболее важные виды затрат. В организациях потребительской кооперации есть особенности в формировании издержек обращения. На издержки обращения относят отчисления в фонд развития потребительской кооперации в размере до 4% стоимости реализованных товаров, а также внутрихозяйственные отчисления, уплаченные потребительскими обществами своим потребительским союзам для покрытия расходов по выполнению функций управления. Классификация издержек обращения по статьям затрат дает возможность достаточно глубоко изучить их структуру, выявить резервы экономии.

Для определения издержек обращения по реализации отдельных групп товаров применяется классификация издержек обращения на прямые и косвенные.

Прямые издержки могут быть непосредственно отнесены на конкретный товар (группу товаров) на основе первичных документов учета, например, транспортные расходы по некоторым группам товаров, расходы на тару, упаковку, потери товаров.

Косвенные расходы относятся к деятельности торговой организации в целом (расходы по содержанию материально-технической базы, амортизация основных средств, оплата труда аппарата управления и др.). Эти расходы могут быть определены по группам товаров. Принцип распределения зависит от содержания расходов, факторов, под влиянием которых они формируются. По характеру зависимости от объема оборота в краткосрочном периоде все издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Сумма постоянных расходов мало зависит (не зависит) от объемов оборота. К постоянным расходам относят расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, амортизацию основных средств, частично — расходы по оплате труда (повременная форма заработной платы постоянного персонала). С ростом объема оборота уровень постоянных издержек обращения понижается.

Сумма переменных расходов обычно увеличивается в соответствии с ростом объемов оборота. Это расходы по транспортировке товаров, их хранению, сортировке, доработке, упаковке, расходы на тару, основная часть расходов по оплате труда и др. С ростом оборота уровень переменных издержек обращения обычно мало меняется, условно в экономических расчетах он может быть принят постоянным.

Выделение постоянных и переменных издержек обращения имеет большое значение для эффективного управления затратами. Особенно важен показатель доли постоянных издержек обращения в общей их сумме. Чем ниже доля постоянных издержек, тем быстрее предприятие достигает «точки безубыточности» («порог рентабельности»), т. е. объемов оборота, обеспечивающих безубыточную работу.

По целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные (нерациональные) издержки обращения.

Полезные — это необходимые затраты, способствующие

результативному, эффективному осуществлению торговых процессов. Бесполезные — излишние затраты, связанные с бесхозяйственностью, нерациональным использованием экономических ресурсов. К таким затратам относят амортизацию неиспользуемых основных средств, выплаты работникам за простои не по их вине, потери товаров сверх норм и др. Эти расходы выявляют в процессе анализа.

11.2. Факторы, влияющие на издержки обращения

На сумму и уровень издержек обращения влияет множество факторов, которые необходимо учитывать в процессе анализа и планирования расходов. Можно выделить две группы факторов.

Факторы, не зависящие от деятельности торговых организаций (внешние): темпы инфляции, уровень цен на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций, виды и ставки налоговых и других платежей, относимых на издержки обращения.

Факторы, зависящие от деятельности торговых организаций: объем оборота, товарная структура оборота, состав оборота по видам, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, производительность труда, обеспеченность собственными оборотными средствами, состояние и использование материально-технической базы и др. Изучение этих факторов имеет большое значение в управлении затратами.

Наиболее сильное влияние на издержки обращения оказывает объем оборота организации. Наличие в составе издержек обращения условно-постоянных расходов приводит к тому, что с ростом оборота при прочих неизменных условиях средний уровень издержек обращения организации понижается.

Пример расчета влияния объема оборота на изменение уровня издержек обращения торговой организации показан в таблице.

В торговой организации фактический оборот розничной торговли составил 24000 тыс. руб. и увеличился по сравнению плановым на 4000 тыс. руб.

Произведем расчет суммы издержек обращения с учетом роста объема оборота розничной торговли. Сумма постоянных расходов при этом не меняется и остается 1600 тыс. руб. Переменные расходы с ростом оборота увеличиваются. Предположим, что темп роста суммы переменных расходов соответствует темпу роста оборота, тогда уровень этих расходов в процентах к обороту не изменится и составит 7%. Сумма переменных расходов при этом составит 1680 тыс. руб. (24000 х 7: 100 = 1680). Общая сумма издержек обращения — 3280 тыс. руб., уровень при пересчете на фактический объем оборота — 13,67%. Таким образом, с ростом объема оборота средний уровень издержек обращения понизился на 1,33% к обороту за счет понижения уровня постоянных расходов.

Расчет влияния объема оборота розничной торговли на уровень издержек обращения торговой организации

(суммы в тыс. руб.)

виды расходов план пересчет плана издержек обращения на фактический оборот изменение уровня издержек обращения, % к обороту

 

сумма в % к обороту сумма в % к обороту

Постоянные расходы 1600 8,00 1600 6,67 -1,33

Переменные расходы 1400 7,00 1680 7,00 -

Всего расходов 3000 15,00 3280 13,67 -1,33

Оборот розничной торговли 20000 - 24000 - -

 

Не всегда переменные издержки обращения увеличиваются в соответствии с ростом объема оборота. Возможны следующие случаи:

-Темп прироста переменных издержек обращения соответствует темпу прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота равен 1 (К =1). Эта ситуация показана в рассмотренном примере.

-Темп прироста переменных издержек обращения выше темпа прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота выше 1 (К > 1).

-Темп прироста переменных издержек обращения ниже темпа прироста объема оборота, тогда коэффициент эластичности суммы переменных издержек обращения от объема оборота ниже 1(Кэ < 1).

 

На практике с ростом объема оборота сначала до определенного предела сумма переменных, а следовательно, и общих издержек обращения растет медленнее, чем оборот. Это связано с реализацией неиспользованных резервов повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. Начиная с определенного момента рост объемов оборота сопровождается более высоким ростом издержек обращения. Такая ситуация является сигналом для принятия решений по расширению торговых площадей, перемене оборудования, так как на имеющихся производственных мощностях развитие оборота ведет к повышенным расходам.

Сильное влияние на издержки обращения оказывает товарная структура оборота. Продажа разных товаров (групп товаров) связана с разными издержками обращения. Издержкоемкость реализации отдельных групп товаров зависит от физико-химических свойств товаров, широты внутригруппового ассортимента, средней цены единицы товара, источников поступления товаров, оборота в расчете на 1 кв. м торговой площади магазина или в расчете на 1 продавца. Например, скоропортящиеся товары требуют особых условий хранения, ежедневного завоза, торговля ими связана с соблюдением сроков хранения. Товары с широким внутригрупповым ассортиментом требуют создания достаточно больших объемов товарных запасов, (одежда, обувь, галантерейные, парфюмерно-косметические товары). В конкретных

условиях средний уровень издержек обращения предприятия зависит от удельного веса в обороте тех или иных групп товаров.

В рыночных условиях торговые организации заинтересованы в наличии информации об издержкоемкости реализации отдельных товаров (товарных групп), так как это позволяет решать следующие задачи:

-обосновывать дифференцированные размеры торговых надбавок по группам, разновидностям товаров;

- эффективно управлять ценами, так как по каждому товару станет возможным определение пределов снижения цен, обеспечивающих безубыточную работу;

-определять меры по экономии затрат, связанных с реализацией конкретных товаров;

-разрабатывать нормы отдельных расходов по группам товаров, что важно для организации контроля и планирования;

-определять экономически выгодную структуру оборота с позиции минимизации издержек обращения.

В настоящее время бухгалтерский учет в торговых организациях не дает информации об издержках обращения по реализации отдельных товаров (товарных групп). Определение издержкоемкости реализации отдельных товаров (товарных групп) требует специальных расчетов и дополнительных учетных работ.

Существуют различные методы определения издержек обращения по группам товаров:

-организация аналитического учета расходов по группам товаров;

-учетно-расчетный метод, основанный на подразделении всех издержек обращения на прямые и косвенные.

В организациях потребительской кооперации имеется опыт использования учетно-расчетного метода. Основные положения методики расчета издержек обращения по группам товаров нашли отражение в учебной литературе (Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2002. С.624-628).

Большое влияние на издержки обращения оказывает состав оборота организации. Разные виды оборота имеют разную издержкоемкость. Более высокий уровень издержек обращения в розничной торговой сети, несколько ниже при мелкооптовой продаже товаров, еще ниже в оптовой торговле. В предприятиях питания состав оборота очень сильно влияет на издержки. Исследования, проведенные в разные годы, показали, что оборот по продукция собственного производства в 2—3 раза более издержкоемкий по сравнению с оборотом по реализации покупных товаров. Для учета влияния доли оборота по собственной продукции на общий уровень издержек предприятия питания используется расчетный коэффициент К:

К = (И * (а – 1)) / (С * (а - 1) + 100)

где К — размер изменения уровня издержек предприятия питания в процентах к обороту при изменении удельного веса оборота по собственной продукции в общем объеме оборота на 1%;

И — базисный уровень издержек предприятия питания,

% к обороту;

С — удельный вес оборота по собственной продукции в общем объеме оборота предприятия питания, %;

а — отношение издержкоемкости оборота по собственной продукции и оборота по реализации покупных товаров (устанавливается в процессе специальных исследований).

Например, К = 0,25. Это означает, что при повышении удельного веса оборота по собственной продукций в общем объеме оборота предприятия питания на 1% уровень издержек предприятия повысится на 0,25% к обороту.

Оказывает влияние на издержки обращения скорость обращения средств, вложенных в товары. Чем продолжительнее период обращения в днях, тем соответственно выше расходы организации по хранению товарных запасов.

Важным фактором, влияющим на издержки обращения, является состояние основных фондов. Чем выше степень износа основных фондов, тем больше расходов несет организация по их ремонту, содержанию, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.

В современных условиях важно уметь анализировать и прогнозировать влияние на издержки обращения различных факторов.

11.3. Планирование издержек обращения

Планирование издержек обращения осуществляется в каждом торговом предприятии. Показатели издержек обращения отражаются в годовых и квартальных планах. План издержек обращения является составной частью расчетов по обоснованию плана прибыли. Кроме того, планирование издержек позволяет организовать контроль за использованием средств, соблюдением режима экономии.

В плане издержек обращения отражается их общая сумма, уровень в процентах к обороту, а также суммы и уровни расходов по статьям затрат. Если торговая организация имеет структурные подразделения, то для них могут разрабатываться сметы расходов. В потребительских обществах план издержек разрабатывается по видам деятельности: торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственных продуктов. Для отдельных магазинов, столовых, складов, заготовительных пунктов определяют сметы затрат.

Задача планирования издержек обращения состоит в том, чтобы определить сумму издержек, которая обеспечит выполнение плана оборота, высокое качество работы, рациональное использование ресурсов и получение необходимой прибыли.

Для планирования издержек обращения используется большой объем информации.

1. Материалы анализа издержек обращения в предплановом периоде, материалы ревизий, проверок, позволяющие выявить факты нерационального использования ресурсов, резервы экономии затрат.

2. Планы развития торговой, закупочной деятельности, общественного питания. Это планы оборотов, в том числе по видам, по группам товаров, по магазинам, объемы закупок сельскохозяйственных продуктов, плановые объемы товарных запасов, планы развития торговой сети, сети предприятий питания, планы реконструкции, технического перевооружения действующих предприятий, нового строительства и др.

 

3. Действующие на предприятиях нормы и нормативы: нормы амортизации, нормы расхода топлива, электроэнергии, упаковочных материалов, нормы обеспеченности санспецодеждой, столовым бельем, посудой в предприятиях питания, нормы расхода материалов для консервирования, дезинфекции кожевенного сырья при закупках и др.

4. Действующие на момент разработки плана тарифы на

электроэнергию, цены на топливо, тарифы услуги связи,

транспорта, коммунального хозяйства, договоры аренды, цены на используемые материалы и др.

5. Установленные законодательными актами размеры налогов, пошлин, сборов, относимых на издержки обращения.

В зависимости от конкретных условий в организациях могут быть реализованы разные подходы к обоснованию плана издержек обращения.

1.Расчет издержек обращения по статьям расходов с учетом основных направлений экономии, действующих норм, нормативов, цен, тарифов, заключенных договоров и на этой основе определение общей суммы и уровня издержек обращения в процентах к обороту.

2. Определение вначале общей суммы издержек обращения в увязке с объемами оборота, доходами от торговых надбавок и прибылью от продаж, а затем расчет издержек по статьям расходов.

Расчет плановых сумм издержек обращения по отдельным статьям расходов.

Транспортные расходы планируют в соответствии с условиями поставки товаров, организации товароснабжения магазинов. Исходя из объема перевозок грузов, транспортных тарифов определяют общую сумму расходов.

Расходы на оплату труда планируют на основе штатного расписания, действующих на предприятии форм и систем заработной платы для разных категорий работников.

Расходы на аренду помещений, оборудования планируют условий договоров аренды. Расходы по содержанию

 

помещений, оборудования включают отопление, освещение, водоснабжение, содержание охраны и средств сигнализации. Эти расходы определяют с учетом норм расхода топлива, потребления энергии, объемов коммунальных услуг и действующих тарифов, а также заключенных договоров.

Амортизационные отчисления планируют исходя из действующих норм амортизации и стоимости основных фондов.

Расходы на ремонт основных фондов относят на издержки обращения согласно сметам текущих ремонтов и графикам проведения ремонтных работ.

Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд планируют в предприятиях питания с учетом производственной программы, расчета расхода топлива, энергии для производства и приготовления пищи, действующих тарифов на электроэнергию, цен на энергоносители.

Расходы на хранение, подсортировку, упаковку товаров рассчитывают по каждому элементу этих затрат. Так, расходы на упаковку определяют с учетом норм расхода упаковочных материалов на единицу товара, цен на конкретные материалы. Другие расходы могут быть определены с учетом данных анализа.

Расходы на тару включают амортизацию тары-оборудования по нормам, расходы на ремонт тары, расходы на очистку, дезинфекцию, погрузку - выгрузку порожней тары. Эти расходы рассчитывают по элементам затрат.

Таким образом, с учетом содержания каждой статьи расходов планируют издержки обращения в сумме и рассчитывают их в процентах к обороту.

Общая сумма издержек обращения должна быть увязана с доходами и прибылью от продаж. В связи с этим в торговых организациях параллельно с постатейными расчетами издержек обращения, проводят расчеты возможной общей суммы издержек обращения, за пределы которой выход нежелателен. Эта общая сумма издержек обращения может быть определена по-разному.

 

 

Пример 1. Определение общей суммы издержек обращения исходя из запланированного объема оборота и целевой прибыли.

Годовой план оборота розничной торговли предприятия — 17 936 тыс. руб., план прибыли — 500 тыс. руб. Стоимость по ценам приобретения без налога на добавленную стоимость составляет в среднем 65% от розничных цен. Налог на добавленную стоимость (НДС) — 18%. расчет:

1. Выручка от реализации товаров в планируемом году без

НДС составит 15 200 тыс. руб. (17 936: 118 х 100).

2. Стоимость реализованных товаров по.ценам приобретения без НДС — 11 658,4 тыс. руб. (17 936 х 65:100).

3. Доход от реализации товаров, предназначенный для покрытия издержек обращения и формирования прибыли — 3541,6 тыс. руб. (15 200 - 11 658,4).

4. Возможная сумма издержек обращения в планируемом году - 3041,6 тыс. руб. (35 41,6 - 500).

5. Плановый уровень издержек обращения в процентах к обороту — 16,95% (30 41,6: 17 936 х 100).

Пример 2. Определение общей суммы издержек обращения на основе материалов анализа.

По данным анализа издержек обращения в предплановом периоде коэффициент эластичности общей суммы издержек обращения от объема оборота розничной торговли предприятия - составляет 0,9.

В отчетном году объем оборота розничной торговли составил 12000 тыс. руб., сумма издержек обращения — 1320 тыс. руб. В планируемом году оборот составит 13 800 тыс. руб.

Расчет:

1.Темп прироста оборота розничной торговли в планируемом году по сравнению с отчетным годом составит 15% (13800: 12 000 х 100 — 100).

2. Темп прироста суммы издержек обращения в планируемом году по сравнению с отчетным годом —13,5% (15 х 0,9).

3.Возможная сумма издержек обращения в планируем году — 1498,2 тыс. руб. (1320 х 1,135)

4.Плановый уровень издержек обращения в процентах к

обороту — 10,85% (1498,2: 13 800 х 100).

При планировании издержек обращения широко используют материалы анализа, позволяющие определить тенденции изменения отдельных расходов, характер влияния различных факторов на издержки обращения, выявить нерациональные затраты, неиспользованные резервы экономии.

Завершается планирование издержек обращения разработкой мероприятий по экономии текущих затрат, контролю за рациональным использованием средств.

 

 

Задачи

Задача 11.1

Рассчитайте на планируемый год сумму и уровень издержек обращения для торгового предприятия.

В текущем году оборот розничной торговли предприятия составил 30 500 тыс. руб., уровень издержек обращения —15,6% к обороту, в том числе условно-переменные расходы — 9,5% к обороту.

В планируемом году сумма условно-постоянных расходов возрастет на 37,0 тыс. руб. в связи с установкой нового оборудования и, соответственно, увеличением сумм амортизации, расходов по содержанию оборудования.

По данным анализа из общей суммы переменных расходов 12,5 тыс. руб. являются нерациональными. Переменные расходы будут расти в соответствии с темпом роста объема оборота.

В планируемом году оборот розничной торговли составит 38 500 тыс. руб.

Задача 11.2

Определите на планируемый год сумму и уровень издержек обращения по торговле потребительского общества.

Данные анализа издержек обращения за последние годы показали, что коэффициент эластичности суммы издержек обращения от объема оборота розничной торговли составляет 086. Уровень издержек обращения в отчетном году — 15,24% к обороту; объем оборота розничной торговли в отчетном году — 85400 тыс. руб.

В планируемом году оборот розничной торговли предполагается увеличить на17%.

Задача 11.3

Рассчитайте сумму и уровень издержек производства и обращения для предприятия питания на планируемый год.

В отчетном году весь оборот предприятия питания составил 3346 тыс. руб., в том числе по продукции собственного производства — 2174,9 тыс. руб. Фактическая сумма издержек предприятия — 1210 тыс. руб.

В планируемом году темп прироста всего оборота предприятия питания составит 12%, а по продукции собственного производства — 15,4%. Соотношение издержкоемкости реализации продукции собственного производства и покупных товаров 2,5: 1.

Задача 11.4

Рассчитайте на планируемый год сумму и уровень издержек обращения по статье "Транспортные расходы" для розничного торгового предприятия.

В отчетном году издержки обращения по указанной статье расходов составили 491,5 тыс. руб., фактический оборот розничной торговли за отчетный год — 16 750 тыс. руб.

В планируемом году физический объем перевозок возрастет на 3%, с 1 января планируемого года транспортные тарифы повышаются на 15%. Объем оборота розничной торговле в планируемом году составит 20 075 тыс. руб.

Задача 11.5

Определите сумму и уровень расходов по статье "Затраты по оплате процентов за пользование займом" в годовом издержек обращения потребительского общества.

План оборота розничной торговли на предстоящий год - 89 180 тыс. руб. Среднегодовая сумма собственных оборотных средств в оплате товаров — 4760 тыс. руб. Доля собственных средств в оплате товаров составляет 70%. Остальные средства будут сформированы за счет займов у населения.

За пользованием займами потребительское общество платит 18% годовых.

Вопросы для самопроверки

1. Каков состав затрат, включаемых в издержки обращения?

2.Как рассчитывается уровень издержек обращения, что он означает?

3.Какое значение имеет подразделение издержек обращения на постоянные и переменные?

4.Какие факторы влияют на уровень издержек обращения в розничной торговле, в оптовой торговле?

5.Какие факторы влияют на формирование издержек предприятий питания?

6.Какие факторы влияют на формирование издержек обращения заготовительных предприятий?

7.С какой целью изучают издержки обращения по группам товаров, по видам сельскохозяйственных продуктов и сырья?

8.Каковы задачи планирования издержек обращения в предприятиях торговли?

9.Какое значение имеет нормирование отдельных видов затрат на предприятиях торговли, питания, в заготовительных организациях потребительской кооперации?

10. Каковы основные направления экономии затрат в предприятиях торговли, питания, в заготовительных организациях потребительской кооперации?

 

Глава 12. Доходы и прибыль предприятий товарного обращения

12.1. Доходы: сущность, значение, виды.

12.2. Формирование доходов от торговых надбавок, наценок в предпри ятиях торговли, питания.

12.3 Формирование прибыли предприятий. Показатели рентабельности.

12.4. Планирование доходов и прибыли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.