Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика экономического положения России




Для экономического развития страны в 2014 г. было характерно дальнейшее замедление темпов роста на фоне резкого ухудшения условий торгово-инвестиционного сотрудничества с основными зарубежными партнерами и резких колебаний конъюнктуры на сырьевых и валютных рынках. Экономические санкции, введенные против России в контексте продолжающегося политического кризиса на Украине, нанесли серьезный удар по позициям российского бизнеса, а снижение мировых цен на нефть во втором полугодии 2014 г. создало значимые угрозы для доходной части государственного бюджета и стабильности валютного курса. В результате к концу года экономика России вошла в режим стагнации и столкнулась с реальными рисками перехода к экономическому спаду в начале 2015 г.

В целом состояние экономики в 2014 г. заметно ухудшилось. Если в 2013 г. наблюдалось последовательное повышение темпов экономического роста - с 0,8% в I квартале до 2,0% в IV квартале, то на протяжении 2014 г., напротив, имело место их понижение с 0,9% в I квартале до 0,7% в III квартале. Несколько более благоприятная ситуация сложилась в сфере промышленного производства - рост на 1,5% в январе-сентябре 2014 г., однако достигнут этот результат был главным образом за счет роста добычи нефти и природного газа - на 11,5% и производства транспортных средств и оборудования - на 11,8%, преимущественно за счет увеличения выпуска судов, летательных и космических аппаратов в рамках государственного заказа. В то же время выпуск в пищевой промышленности, несмотря на введенное в августе эмбарго на поставки продовольствия из стран, применяющих санкции против России, вырос лишь на 3,6%, в металлургии и химической промышленности - на 0,2% и 0,5% соответственно, а производство машин и оборудования сократилось на 7,5%. Кроме того, в 2014 г. сложились три принципиально новых тенденции, резко отличающиеся от реалий предшествующего периода.
Во-первых, с начала года наблюдалось резкое сокращение инвестиций в основной капитал. За первые три квартала 2014 г. они снизились на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Хотя максимальный спад инвестиций - на 4,8% в годовом выражении наблюдался в I квартале, еще до введения экономических санкций, начиная со II квартала санкции стали оказывать дополнительное давление на инвестиционный процесс через ограничение доступа российских компаний к зарубежным финансовым рынкам и ускорение бегства капитала. В III квартале практически прекратился приток прямых иностранных инвестиций в небанковский сектор экономики - по сравнению с предыдущим кварталом его объем обвалился в 10 раз - до 1,0 млрд. долл. Отток капитала из России в октябре 2014 г. достиг 28 млрд. долл., а в целом за год превысил 120 млрд. долл.
Во-вторых, резкое снижение претерпел российский импорт, который в январе-сентябре 2014 г. составил лишь 232,7 млрд. долл., что на 6,3% ниже, чем годом ранее. Основными причинами сокращения импорта явилось падение внутреннего спроса под влиянием замедления роста ВВП и ухудшение торговых отношений России с ключевыми странами-партнерами. О масштабах второй из указанных проблем можно судить по тому факту, что ввоз товаров из стран ЕС, на которые в 2013 г. приходилось более 42% совокупного российского импорта, в 2014 г. сократился более чем на 7%. Импорт из Японии снизился на 18,5%, из Украины - на 25,9%. В отраслевом разрезе наибольшее снижение импорта пришлось на металлы и изделия из них -12,5%, продукцию легкой -10,6%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности -9,2%, а также машин, оборудования и транспортных средств -8,5%. Хотя снижение импорта вызвало к жизни определенные надежды на рост импортозамещающего производства, масштабный спад импортных поставок на фоне относительной стабильности экспорта - объем которого за первые 9 месяцев 2014 г. составил порядка 384 млрд. долл., как и годом ранее, неизбежно привел к росту ценового давления на внутренних рынках товаров потребительского и инвестиционного назначения.
Наконец, в-третьих, под существенным давлением оказались реальные располагаемые доходы населения. Как и в случае показателей инвестиционной активности, их максимальное падение - 2,4% наблюдалось в первом квартале 2014 г. В II-III кварталах удалось преодолеть отставание темпа роста номинальных денежных доходов от темпов инфляции, и по итогам января-сентября удалось выйти на положительный -0,7% темп прироста реальных располагаемых доходов, который, однако, оказался на 3 процентных пункта ниже по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Столь скромный результат был обусловлен как снижением темпов роста номинальных денежных доходов населения по сравнению с предшествующим годом - 7,9% против 11,2%, так и значительным ускорением инфляции. Если в целом за 2013 г. потребительские цены выросли на 6,5%, то в 2014 г. соответствующий показатель роста цен был достигнут уже к началу октября.
Хотя большинство отмеченных негативных тенденций сложились еще в начале года, введение в марте 2014 г. экономических санкций против России и их усиление в последующие месяцы существенно усугубило существующие в экономике проблемы.
В 2014 г. кардинальным образом изменился контекст экономического взаимодействия России с рядом ее ключевых внешнеэкономических партнеров. Присоединение к России Крыма и Севастополя, а также позиция российского руководства по поводу политического кризиса на востоке Украины вызвали резко негативную реакцию США, стран ЕС и большинства их союзников, а также международных организаций, в которых соответствующие государства занимают ведущие позиции. Результатом стало принятие серии решений, призванных оказать давление на внешнеполитический курс Российской Федерации. В роли ключевого рычага давления выступили экономические санкции, направленные на ограничение возможностей участия российских хозяйствующих субъектов в международных торгово-инвестиционных связях и проектах технологического сотрудничества.
Первые решения о применении экономических санкций против России были приняты США и ЕС 17 марта и касались замораживания и/или ареста банковских счетов и иных активов и имущества ряда должностных лиц Российской Федерации, за которыми признавалась активная роль в обеспечении присоединения Крыма и Севастополя к России. В последующие месяцы наблюдался процесс усиления санкционного давления, в котором можно выделить три основных этапа: - этап целевых санкций, направленных против конкретных физических и юридических лиц, действия которых, как предполагается, угрожали территориальной целостности и политической стабильности Украины; - этап секторальных санкций, направленных не на «наказание» конкретных физических и юридических лиц, а на нанесение ущерба крупным секторам российской экономики безотносительно к тому, вовлечены ли компании этих отраслей в кризис на Украине или нет; - этап эскалации секторальных санкций, стартовавший на фоне позитивных сдвигов в динамике конфликта на Украине после заключения Минских соглашений о прекращении огня и практических шагах по нормализации ситуации на востоке Украины.
На первом этапе ограничительные меры, введенные против России, полностью укладывались в доктрину целевых - «умных» санкций, которая предусматривает ориентацию санкций на нанесение ущерба интересам политических элит, от которых реально зависит изменение политического курса стран-адресатов - запрет на поездки, замораживание активов и пр., а также свертывание военно-технического сотрудничества с этими странами, поставок им оборудования и технологий двойного назначения, совместных проектов НИОКР в соответствующих сферах. На фоне отсутствия прогресса в урегулировании кризиса на Украине сначала США - 15 июля, а затем ЕС - 31 июля перешли к политике секторальных санкций против России. Основной удар был нанесен по финансовому сектору - ограничения на осуществление операций, привлечение средств на фондовых рынках и получение банковских кредитов, а также по отраслям топливно-энергетического комплекса - в первую очередь путем ограничения экспорта в Россию технологий, связанных с добычей углеводородного сырья из сланцев и с глубоководной добычей, в т.ч. на арктических месторождениях. Кроме того, усилилось давление на российский оборонно-промышленный комплекс, которому фактически был закрыт доступ на западные рынки - включая рынки капитала и технологий.
Введение секторальных санкций повлекло за собой ответные меры со стороны России, в первую очередь введение 7 августа эмбарго на импорт широкого круга сельскохозяйственных и продовольственных товаров - включая рыбную продукцию из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Наибольший ущерб данное решение нанесло странам ЕС - географическим соседям России. В частности, потери Дании и Финляндии оцениваются более чем в 0,1% ВВП, Польши - более 0,2% ВВП, Эстонии и Латвии - порядка 0,3% ВВП, Литвы - около 2,6% ВВП. В то же время эмбарго явилось дополнительным стрессом для российского потребительского рынка и предприятий пищевой промышленности, работающих на импортном сырье. В первый месяц после введения эмбарго на импорт продовольствия рост цен на курятину достигал 1,1%-1,4% в неделю, на свинину - 0,6%-0,9%, на рыбу - на 0,3-0,5%. В некоторых регионах - например, в Сахалинской области и Приморском крае рост цен на соответствующие продовольственные товары достигал 40-60%.
Последовавшее в сентябре ужесточение экономических санкций против России - в частности, снижение допустимого срока привлечения финансовых ресурсов с 90 до 30 дней, а также новые ограничения на трансферт технологий добычи углеводородного сырья и технологий двойного назначения, совпало по времени с первыми шагами по выполнению подписанных 5 сентября Минских соглашений о нормализации ситуации на востоке Украины. Данное обстоятельство усугубило напряжение в отношениях России с западными партнерами и сформировало у экономических субъектов ожидания того, что экономические санкции против России могут сохраняться и, возможно, усиливаться даже несмотря на возможные позитивные изменения в динамике конфликта на Украине.
В целом введенные против России санкции оказали существенное негативное влияние на отечественный бизнес. Большинство российских компаний в т.ч. те, которые не являются прямыми адресатами санкций, т.е. не включены в соответствующие санкционные списки и работают за пределами финансового сектора, нефтегазового и оборонно-промышленного комплекса, отмечают такие их последствия, как ограничение доступа к капиталу и технологиям, нарастание проблем сотрудничества с иностранными партнерами даже в тех сферах, на которые санкции не распространяются, а также падение потребительской уверенности, чреватое дальнейшим снижением спроса.
При этом вклад санкций в падение потребительской уверенности носит в целом ограниченный характер - так, индекс потребительской уверенности в III квартале снизился на 1 п.п., но тем не менее оказался на 4 п.п. выше по сравнению с «досанкционными» IV кварталом 2013 г. и I кварталом 2014 г. Напротив, свертывание сотрудничества в финансовой и технологической сферах имеет критическое значение, причем если эффект технологических ограничений носит отложенный характер - в частности, их влияние на объем добычи нефти может сказаться не ранее чем через 2-3 года, то ограничение доступа к европейским и американским финансовым рынкам уже нанесло существенный ущерб российскому бизнесу.
Для российских банков, вошедших в санкционные списки США и ЕС - прежде всего «Сбербанка», «Банка ВТБ», «Газпромбанка» и «Россельхозбанка», а также «Внешэкономбанка», западные рынки оказались де факто закрытыми уже в августе 2014 г. Поиски альтернативных источников финансирования, в первую очередь в странах АТР, в течение года не дали удовлетворительных результатов. По сравнению с утраченными возможностями на западном направлении, доступ на азиатские финансовые рынки оказался существенно более сложным, а стоимость кредитных ресурсов - существенно более высокой.
Из компаний реального сектора в максимально сложной ситуации оказалась «Роснефть», которой до конца 2015 г. предстоит погасить 35,4 млрд. долл. внешних кредитов на фоне свертывания планов добычи сланцевой и арктической нефти из-за ограничений на импорт технологий и выхода компании Exxon из большинства совместных с «Роснефтью» проектов в сентябре 2014 г. Из суммарного объема обязательств компаний нефтегазового сектора, попавших под западные санкции, до конца 2015 г. должно быть погашено 62 млрд. долл. - для сравнения, финансовые компании из санкционных списков США и ЕС должны погасить лишь 22 млрд. долл.
Всего до конца 2015 г. российские компании должны выплатить по зарубежным банковским кредитам и облигационным займам порядка 106,7 млрд. долл. Большинство компаний, возможно, за исключением «Роснефти» способны сделать это самостоятельно, без обращения за помощью к государству, однако для этого им придется использовать ресурсы, которые в противном случае были бы доступны для осуществления капиталовложений - с очевидно негативными последствиями для инвестиционного процесса.
Дополнительным обстоятельством, усугубляющим экономические последствия санкций, стали резкие колебания рыночной конъюнктуры во втором полугодии 2014 г. Цена нефти сорта Brent упала почти на треть - с 115 долл. за баррель в июле 2014 г. до 78-79 долл. в начале ноября, при этом валютный курс доллара по отношению к российскому рублю с конца июня по начало ноября вырос на 30%, а курс евро - почти на 20%. Влияние этих факторов на экономику оказалось противоречивым. Если с точки зрения бюджетного эффекта они компенсировали друг друга - ослабление рубля позволило смягчить негативный бюджетный эффект падающих цен на нефть, в результате чего профицит федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2014 г. составил 2% ВВП, то на динамику потребительских цен они оказали кумулятивное повышательное влияние.
Хотя само по себе повышение цен может создавать дополнительные бизнес-возможности для производителей отдельных видов потребительских товаров, вынужденные меры антиинфляционной политики способны серьезно ухудшить общий инвестиционный климат. В частности, решение Центрального банка России от 31 октября о повышении ключевой процентной ставки с 8% до 9,5%, мотивированное необходимостью борьбы с ростом цен, способствует дальнейшему повышению цены кредитных ресурсов и подрыву у отечественных компаний и без того скромных возможностей для осуществления капиталовложений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.