Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Масштабы топографических карт




ОТЗЫВ

Тренера-преподавателя о беседе практиканта с занимающимися

Тема беседы: Здоровый образ жизни

Дата проведения: 17.04.

Возраст занимающегося: 5 лет

Количество занимающихся 40 человек.

Артюшин Данила Александрович, 17.04. провел беседу с группой 2009 г.р. на тему «Здоровый образ жизни» в МБУ ДОД ДЮСШ по хоккею с шайбой «Метеор – Сигнал». Беседа соответствовала уровню детей 4-5 лет, сопровождалась демонстрацией фотографий, а в конце неё ребятами было задано практиканту много вопросов, на которые они получили исчерпывающие ответы. Тренер-преподаватель, родители и дети группы 2009 г.р. благодарны Даниле Александровичу за проведение беседы на высоком уровне.

Беседа состояла из плана, списка использованной литературы, были выдвинуты тезисы, составлены вопросы для обсуждения, выслушаны все мини-доклады родителей и подведены итоги. В целом, была проведена хорошая работа по пропаганде ЗОЖ и занятии спортом. Юные хоккеисты усвоили много нового и интересного посредством доступного языка общения и большим количеством иллюстраций.

Замечаний по проведению беседы нет.

 

 

Оценка за проведение беседы ОТЛИЧНО

Тренер-преподаватель Криворотов Сергей Михайлович


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Группа 2009 г. р.

Количество занимающихся по списку 40 человек

Из них занималось 38 человек

Дата проведения 24.04.

Место проведения ледовая площадка

Ф. И. О. тренера, ведущего занятие Криворотов Сергей Михайлович

Задачи:

Образовательные: разучить стандартные технико – тактическим действиям (1х0, 2х0, 2х1, 5х0); отработать броски по воротам с различных точек.

Оздоровительные: развить специальные координационные и скоростные качества.

Воспитательные: научить работать в коллективе и взаимовыручке в различных игровых ситуациях.

 

Содержание конспекта соответствует поставленным задачам, рабочему плану, условиям проведения занятий. Распределение времени по частям занятия и дозировка в отдельных упражнениях целесообразно и обоснованно задачами УТЗ. Оформление конспекта УТЗ соответствует установленной форме, терминология использована верно. Конспект аккуратен и составлен грамотно. Места для проведения УТЗ хорошо подготовлены, оборудование в наличие, инвентарь строго по количеству занимающихся. Внешний вид тренера опрятный и чистый, психологическая и технологическая готовность тренера к проведению занятия соответствует всем стандартам.

Занятие началось вовремя, опоздавших и неподготовленных нет, двое ребят болеют. Манера изложения задач учебного занятия четкая и выдержанная, занимающиеся внимательно слушают тренера. Сергей Михайлович правильно выбирает место для показа упражнения и осуществляет непосредственно контроль за его выполнением, так как ребята всегда в поле видимости. Команды тренер подает отчетливо,но сначала добившись полной тишины. Объяснения содержательны и конкретны, культура речи высокая, выразительность голоса без каких-либо деффектов, знание терминологии на высоком уровне. Упражнения преподаватель показывает технически подготовлено, умеет исправить и предупредить ошибки в выполнении занимающимися отдельных элементов. Нагрузка правильно дозируется, учитывается возраст занимающихся и физиология развития отдельных ребят. Плотность урока высокая, но и перерывы имеются. Тренер переодически подсказывает ребятам на их недочеты, которые они сразу стараются исправить. Сергей Михайлович умело пользуется поощрениями и порицаниями, заставляя ребят работать, а не делать вид что занимаются. Занятие проходит в позитивном режиме, не заметно тусклость и вялость продолжении УТЗ. Отклонения от конспекта не значительные, так как некоторым ребятам требуется особый подход, на что и тратится время больше. УТЗ заканчивается вовремя, без задержек и каких-либо происшествий, а также подведены итоги и дано домашнее задание (работа с клюшкой и шайбой).

Задачи занятия выполнены в полном объеме, у некоторых ребят есть уже и результат. Положительное в работе тренера то, что он не теряется и не кричит в процессе всего УТЗ. Грубых ошибок или просчетов в работе тренера не замечено, так как он тренирует любительскую команду уже два года и чуствуется что это его не первое УТЗ. Общая оценка проведения занятия ОТЛИЧНО. Пожелать в работе Сергею Михайловичу хочется терпения и внимательности, больше творческого подхода и моральны сил.

 

Подпись студента, проводившего анализ занятия _________________

Подпись тренера, проводившего занятие ________________________


 

КОНСПЕКТ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа начальной подготовки первого года обучения 2009 г. р.

Дата проведения: 22.04. 19:30-20:30

Место проведеня: ледовая площадка.

Инвентарь: шайбы, фишки.

Задачи:

Образовательные: разучить стандартные технико – тактическим действиям (1х0, 2х0, 2х1, 5х0); отработать броски по воротам с различных точек.

Оздоровительные: развить специальные координационные и скоростные качества.

Воспитательные: научить работать в коллективе и взаимовыручке в различных игровых ситуациях.

 

Части занятия Частные задачи Содержание Дозировка (мин) Организационно-методические указания
часть   1.1 Организовать детей к УТЗ. - построение. -сообщение задач.   1’ Обратить внимание на экипировку детей.
Подготовительная (10мин) 1.2 Подготовить организм детей к основной работе. - бег с сочетанием различных способов передвижения. - комплекс ОРУ с клюшкой (наклоны, вращения, круговые движения, приседы, падения, кувырки). - ускорения и рывки с места. - подвижная игра «Салки-догонялки». 3’     2’     1’   3’ В зонах по большой и малой «восьмеркам». Выполнять в движении по большому кругу.     Строго по свистку.   Делятся на пары, без клюшек, бегает один за другим пока не «забашает», и наоборот.
Основная часть (45 мин) 2.1 Содействовать разучиванию стандартных технико-тактических действий. Отработка бросков в ворота с различных точек.   2.2 Содействовать развитию координационных и скоростных качеств. - прием, передача, ведение, бросок в ворота (1х0)   - Упражнение 2х0, 2х1 в приеме, передачах и бросках шайбы по воротам   -упражнение: броски шайбы в ворота с различных точек площадки.   - упражнение 5х0 с атакой ворот с ходу.     -возврат (после каждой атаки ускорение назад в зону от куда начинали упражнение)   11’   11’     12’     11’ В малом потоке, на высокой скорости. Броски с разной дистанции. Упражнения выполняются в двух зонах защиты.   В среднем потоке. Прием и передача с удобной и неудобной стороны. Атака завершается броском.   Обратить внимание на быстроту и точность выполнения.   В потоке. Вход в зону на высокой скорости по своим местам. владеющий шайбой крайний нападающий делает диагональную передачу противоположному крайнему, который завершает атаку броском.
часть (5мин)   3.1 Содействовать функциональному восстановлению организма -упражнения на восстановление дыхания, катание, передачи в парах. 2’ В медленном темпе.
Заключительная 3.2 Организовать завершение УТЗ -построение. -подведение итогов. 3’ Выделить лучших, Д/З.

 

Оценка за конспект______________ Оценка за проведение _____________________

Подпись тренера___________________________________________________________

КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа начальной подготовки первого года обучения 2009 г. р.

Дата проведения: 15.05. 19:30-20:30

Место проведеня: ледовая площадка.

Инвентарь: шайбы, фишки.

Задачи:

Образовательные: разучить основные финты и виды обводки соперника.

Оздоровительные: развить специальные координационные и скоростные качества.

Воспитательные: научить работать в коллективе и взаимовыручке в различных игровых ситуациях.

 

Части занятия Частные задачи Содержание Дозировка (мин) Организационно-методические указания
часть   1.1 Организовать детей к УТЗ. - построение. -сообщение задач.   1’ Обратить внимание на экипировку детей.
Подготовительная (10мин) 1.2 Подготовить организм детей к основной работе. Комплекс специальных упражнеий на развитие ловкости: - акробатические упражнения (прыжки, кувырки, перекаты, повороты с сохранением равновесия) - развитие выносливости: подвижная игра «Волки и зайцы»     4’   5’   В зонах по большой и малой «восьмеркам».   Дети делятся на две команды. Одна встает в линию на середину, а другие пытаются перебежать с одной половины на другую. И наоборот.
Основная часть (45 мин) 2.1 Содействовать разучиванию основных финтов и видов обводки соперника.   2.2 Содействовать развитию координационных и скоростных качеств. Упражнения для развития специальных координационных и скоростных качеств: - змейка с шайбой. - улитки с шайбой. - змейка с ложным движением. - змейка спиной вперед, шайба в одной руке. - улитки с шайбой спиной вперед, клюшка в двух руках.   -Проход средней зоны с сохранением шайбы.     -Ускорения с шайбой, бросок из под защитника     -Эстафета круговая     11’   11’   12’   11’ В малом потоке, на высокой скорости. Упражнения выполняются в двух зонах защиты.   От синей до синей линии стоят два защитника и встречают нападающего, пытающегося через них пройти. Забрать шайбу.   Нападающий начинает движение с шайбой, на дальней синей линнии его встречает защитник. Бросок из под него, не обводить.   Две команды с равным количеством участников. Бег по кругу, клюшка эстафетная палочка.
часть (5мин)   3.1 Содействовать функциональному восстановлению организма -упражнения на восстановление дыхания, катание, передачи в парах.   В медленном темпе.
Заключительная 3.2 Организовать завершение УТЗ -построение. -подведение итогов.   Выделить лучших, Д/З.

 

Оценка за конспект______________ Оценка за проведение _____________________

Подпись тренера___________________________________________________________


 

КОНСПЕКТ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа высшего спортивного мастерства 1997 г.р.

Дата проведения: 15.05. 18:00-19:15

Место проведеня: ледовая площадка.

Инвентарь: шайбы, фишки.

Задачи:

Образовательные: научить разыгрывать лишнего игрока (5х4,5х3) и действиям в численном меньшенстве (4х5, 3Х5)

Оздоровительные: развить скоростные и силовые качества.

Воспитательные: воспитать нравственные, волевые и эстетические качества.

 

Части занятия Частные задачи Содержание Дозировка (мин) Организационно-методические указания
часть   1.1 Организовать ребят к УТЗ. - построение. -сообщение задач.   1’ Обратить внимание на экипировку ребят.
Подготовительная (10мин) 1.2 Подготовить организм ребят к основной работе. - комплекс ОРУ с клюшкой: наклоны, вращения, махи, выпады.   - ускорения с места и в движении.(спиной и лицом)   - футбол на льду. 4’     4’   5’ Выполнять в движении по большому кругу.     Выполняется по свистку.     Ребята делятся на две команды. Играют мячом, без клюжек.
Основная часть (45 мин) 2.1 Содействовать обучению розыгрыша лишнего игрока.   2.2 Содействовать обучению действиям в численном меньшенстве.   2.2 Содействовать развитию скоростных и силовых качеств. - упражнение 5х4   -упражнение 5х3     -упражнение 4х5     - упражнение 3х5   - Эстафета 5х4 15’   15’     15’     10’   5’ В зоне, по своим местам. Постоянно двигаться, играть в пас.     В зоне, по своим местам. Постоянно двигаться, играть в пас.   Сохранять общий квадрат, быть внимательным.     Сохранять общий треугольник, быть внимательным.   4 команды по 5 человек бегут 4 круга каждый.
часть (5мин)   3.1 Содействовать функциональному восстановлению организма -упражнения на восстановление дыхания, катание, передачи в парах.   В медленном темпе.
Заключительная 3.2 Организовать завершение УТЗ -построение. -подведение итогов.   Выделить лучших, Д/З.

 

Оценка за конспект______________ Оценка за проведение _____________________

Подпись тренера___________________________________________________________


 

РАБОЧИЙ ПЛАН УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

по хоккею с шайбой на апрель – май месяц 2014 года

учебная группа начальной подготовки первого года обучения 2009 года рождения

тренер – практикант Артюшин данила Александрович

Задачи:

Образовательные: обучить катанию, владению клюшкой с шайбой, выбору позиции в различных игровых ситуациях; овладеть основами техники выполнения физических упражнений и стандартными технико – тактическим действиям (1х0, 2х0, 2х1, 5х0).

Оздоровительные: укрепить здоровье, улучшить физическое развитие; приобрести разностороннюю физическую подготовленность, развить специальные координационные и силовые качества.

Воспитательные: сформировать интерес к занятию спортом, научить работать в коллективе.

 

 

№ п/п Виды подготовки и средства Дни занятий
                                   
1. Теоретическая подготовка (5ч) - история возникновения хоккея. - история развития хоккея в стране. - врачебный контроль. - гигиена питания. - техника безопасности.                                    
2. Общая физическая подготовка (7ч) - общая силовая подготовка: упражнения с набивными мячами. - развитие скоростных качеств:старты, бег по дистанции, тормозные движения. - развитие ловкости: акробатические упражнения (прыжки, кувырки, перекаты, повороты с сохранением равновесия) - развитие выносливости: эстафеты, подвижные и спортивные игры.                                      
3. Специальная физическая подготовка (10ч) - упражнения для развития специальных координационных и скоростных качеств: - змейка с шайбой. - улитки с шайбой. - змейка с ложным движением. - змейка спиной вперед, шайба в одной руке. - улитки с шайбой спиной вперед, клюшка в двух руках. -проход средней зоны с сохранением шайбы. -ускорения с шайбой, бросок из под защитника. -круговая эстафета. - возврат.   - упражнения для развития гибкости: махи, повороты,наклоны с клюшкой в руках.                                      
4. Техническая подготовка (28ч) - перемещение шайбы, стоя на месте, вперед-назад, влево, вправо. - передача и остановка шайбы. - отбор и броски по воротам с различных точек. - финты и обводка соперника.                                    
5. Тактическая подготовка (2ч) - стандартные технико-тактические действия (1х0, 2х0, 2х1,5х0). - выбор позиции в различных игровых ситуациях.                                    
6. Подведение итогов занятия                                    
7. Домашнее задание                                    

 

8. ИТОГО (мин)                                    

 


 

Протокол плотности УТЗ от 24.04.

Наблюдения проводились за Новиковым С.

  Виды деятельности Время окончания деятельности Наблюдение, слушание и объяснение Выполнение двигательных действий Отдых, пауза   Примечание
+ - + - + -
Построение 0’ 15’’     10’’ 5’’     Долго строились.
Сообщение задач 0’ 45’’ 30’’            
Бег с сочетанием различных способов передвижения 2’ 50’’     1’ 55’’ 10’’     Сбивали темп.
Комплекс ОРУ с клюшкой                  
Объяс. 1 упр. 3’ 00’’ 10’’            
Вып. 1 упр. 3’ 50’’     50’’        
Объяс. 2 упр. 3’ 55’’ 5’’            
Вып. 2 упр. 4’ 45’’     45’’ 5’’     Неправ. выполняли.
Объяс. 3 упр. 4’ 50’’ 5’            
Вып. 3 упр. 5’ 55’’     1’ 05’’        
Объяс 4 упр. 6’ 00’’ 5’            
Вып. 4 упр. 6’ 40’’     40’’        
Объяс. 5 упр. 6’ 45’’ 5’            
Вып. 5 упр. 7’ 15’’     30’’        
Ускорения и рывки с места 9’ 15’’     1’   1’    
Подвижная игра «Салки- Догонялки» 11’ 55’’     1’ 40’’   1’    
Организ. Упр. 1х0 12’ 15’’ 20’’            
Объяс. упр. 12’ 25 10’’            
Вып. упр. 20’ 00’’     6’ 20’’ 15’’ 1’   Нарушение дисциплины.
Организ. упр. 2х0, 2х1 20’ 30’’ 30’’            
Объяс. упр. 20’ 45’’ 15’’            
Вып. упр. 31’ 00’’     8’ 15’’   2’    
Организ. упр. бросков в ворота 31’ 15’’ 15’’            
Объяс. упр. 31’ 25’’ 10’’            
Вып. упр. 42’ 00’’     8’ 35’’   2’    
Орг. упр. 5х0 42’ 15’’ 15’’            
Объяс. упр 42’ 30’’ 15’’            
Вып. упр. 54’ 00’’     9’ 15’’ 15’’ 2’   Незначительные помарки.
Объяс. упр. на восс-е. 54’ 10’’ 10’’            
Вып. упр. 57’ 10’’     2’ 00’’   1’    
Организ. построения 57’ 20’’     10’’        
Подведение итогов 59’ 10’’ 1’ 50’’            
Д/З 60’ 00’’ 50’’            

ИТОГО 60’ 00’’ 6’ 00’’ 43’ 10’’ 50’’ 10’ 00’’

 

Общая плотность 59’ 10’’: 60’ 00’’= 99 %

Двигательная плотность: 43’ 10’’: 60’ 00’’= 72%

Выводы и рекомендации.

Процент ОП и ДП соответствуют данному типу УТЗ, решению образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Моторная плотность урока высокая, благодаря правильному показу упражнений, организации занимающихся, манере общения тренера, а также владение им командным голосом и специальной терминологией. На УТЗ с группой 2009 г. р. использовался метод интервальной тренировки. Время занятия было использовано рационально, как таковых пожеланий нет.


 

Протокол

Измерения частоты сердечных сокращений на УТЗ от 24.04.

Наблюдения проводились за Новиковым С.

Запись наблюдений

№ п/п Наименование действий, предшествовавших подсчету пульса Время подсчета пульса от начала УТЗ Частота пульса     Примечание
За 10с За 1 мин
1. До начала урока 00’ 00’’      
2. После комплекса ОРУ с клюшкой 7’ 15’’     Ленился.
3. После игры «Салки-догонялки» 11’ 55’’      
4. После упр. 1х0 20’ 00’’     Интенсивно работал.
5. После упр. 2х0, 2х1 31’ 00’’     Был активен.
6. После упр. Бросков в ворота с различных точек площадки 42’ 00’’     Правильно выполнял.
7. После упр. 5х0 54’ 00’’     Не проявлял активности.
8. После упр. восст-я 57’ 10’’      
9. В конце УТЗ 60’ 00’’      
10. Спустя 5 мин. после УТЗ 65’ 00’’      

 


 

Подготовитель- Основная Заключительная

ная часть часть часть

Оценка объема и интенсивности нагрузки на УТЗ от 24.04.

Объем нагрузки на УТЗ был в соответствии с возрастом занимающегося, а интенсивность нагрузки была постепенной, чем и объясняется постепенное повышение ЧСС у Новикова С. В начале УТЗ у ребенка был нормальный пульс (102 уд/мин.,), затем он начал повышаться и достиг максимума спустя 20 минут, что объясняется желанием и упорством тренироваться. Но затем он стал немного лениться, отвлекаться и баловаться, что привело к скочкам ЧСС то вверх, то вниз. В заключительной части УТЗ был не активен, не собранным.

В целом, УТЗ прошло хорошо, нагрузка была подобрана рационально, постепенность ее прослеживается в течение всего занятия. Специфика примененных упражнений и методов, их последовательность в УТЗ, подготовленность привлеченных для наблюдения учеников соответствует всем требованиям. Предложить проводившему можно то, чтобы он творчески подходил к работе с детьми и чаще использовал игровой метод обучения.

Составил Артюшин Данила Александрович

Оценка______________________________

Методист____________________________

ПРОТОКОЛ АНАЛИЗА ЗАЧЕТНОГО УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Присутствовал на занятии тренера-преподавателя (практиканта) завуч Дубицкий Александр Андреевич

Дата проведения 15.05.

Заключение по учебно-тренировочному занятию:

Артюшин Данила Александрович провел зачетное УТЗ для группы начальной подготовки первого года обучения 2009 г.р. Перед началом занятия у него был проверен план-конспект, который он приготовил дома накануне. В конспекте были грамотно поставлены задачи, было достаточно организационно-методических указаний. Оценка за план-конспект 5 (отлично). Также нужно отметить то, что до начала занятия были подготовлены инвентарь, оборудование и место проведения.

УТЗ началось вовремя. Практикантом были сообщены задачи занятия, проверена готовность занимающихся. Нужно отметить владение практикантом командным голосом и специальной терминологией. Перед каждым упражнением было четкое и понятное объяснение, показ и акцентирование внимания на сложных элементах.

Уровень проведения воспитательной работы на занятии на высоком уровне, так как все время поддерживалась дисциплина и порядок, а это половина успеха в достижении воспитания у детей нравственных, волевых и эстетических качеств. Дети в свою очередь проявляли интерес к УТЗ и стремились к новым знаниям. Упражнения были правильно подобраны по дозировке, направленности, сложности и объему.

Ошибки в проведении УТЗ были незначительные и устранялись практикантом по ходу занятия. Общая оценка за УТЗ: ОТЛИЧНО. Желаю практиканту огромного желания в работе с детьми.

 

Проверяющий (завуч) ________________ Дубицкий А.А.


ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

на учебную группу начальной подготовки первого года обучения 2009 г.р.

№ п/п Наименование мероприятия Дата проведения Ответственный за проведение Отметка о проведения, кол-во принявших участие  
1. Встреча с выдающимся хоккеистом 12.04. Криворотов С. М. Выполнено, 38 человек
2. Веселые старты 19.04. Криворотов С.М. Выполнено, 40 человек
3. Эстафета 26.04 Криворотов С.М. Выполнено, 35 человек
4. Беседа 17.04 Артюшин Д.А. Выполнено, 37 человек
5. Субботник 12.05 Артюшин Д.А. Выполнено, 20 человек

 

 

Масштабом называется степень уменьшения горизонтальных проложений линий местности при изображении их на плане, карте или аэроснимке. Различают численный и графические масштабы; к последним относятся линейный, поперечный и переходный масштабы.

Численный масштаб. Численный масштаб выражается в виде дроби, числитель которой равен единице, а в знаменателе стоит число, показывающее степень уменьшения горизонтальных проложений. На топографических картах численный масштаб подписывается внизу листа карты в виде 1:М, например, 1:10000. Если длина линии на карте равна s, то горизонтальное проложение S линии местности будет равно:

S = s * M. (5.1)

В нашей стране приняты следующие масштабы топографических карт: 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000, 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000. Этот ряд масштабов называется стандартным. Раньше этот ряд включал масштабы 1:300 000, 1:5000 и 1:2000.

Линейный масштаб. Линейный масштаб – это графический масштаб; он строится в соответствии с численным масштабом карты в следующем порядке:

проводится прямая линия и на ней несколько раз подряд откладывается отрезок a постоянной длины, называемый основанием масштаба (при длине основания a=2 см линейный масштаб называется нормальным); для масштаба 1:10 000 a соответствует 200 м,
у конца первого отрезка ставится нуль,
влево от нуля подписывают одно основание масштаба и делят его на 20 частей,
вправо от нуля подписывают несколько оснований,
параллельно основной прямой проводят еще одну прямую и между ними прочерчивают короткие штрихи (рис.5.1).

Рис.5.1

Линейный масштаб помещается внизу листа карты.

Чтобы измерить длину линии на карте, фиксируют ее раствором циркуля-измерителя, затем правую иглу ставят на целое основание так, чтобы левая игла находилась внутри первого основания. Считывают с масштаба два отсчета: N1 – по правой игле и N2 – по левой; длина линии равна сумме отсчетов

S = N1 + N2;

сложение отсчетов выполняют в уме.

Поперечный масштаб. Проведем прямую линию CD и отложим на ней несколько раз основание масштаба – отрезок a длиной 2 см (рис.5.2). В полученных точках восстановим перпендикуляры к линии CD; на крайних перпендикулярах отложим m раз вверх от линии CD отрезок постоянной длины и проведем линии, параллельные линии CD. Крайнее левое основание разделим на n равных частей. Соединим i-тую точку основания CA с (i-1)-й точкой линии BL; эти линии называются трансверсалями. Построенный таким образом масштаб называется поперечным.

Рис.5.2

Если основание масштаба равно 2 см, то масштаб называется нормальным; если m = n = 10, то масштаб называется сотенным.

Наименьшее деление поперечного масштаба равно отрезку F1L1; на такую длину отличаются два соседних параллельно расположенных отрезка при движении вверх по трансверсали и по вертикальной линии. Теория поперечного масштаба заключается в выводе формулы цены его наименьшего деления.

Рассотрим два подобных треугольника AF1 L1 и AFL, из подобия которых следует:

(5.2)

откуда F1L1 = FL*(AL1 / AL).

По построению FL = a/n и (AL1 / AL) = 1/m. Подставим эти равенства в формулу (5.2) и получим:

(5.3)

При m = n = 10 имеем F1L1 = a/100, то-есть, у сотенного масштаба цена наименьшего деления равна одной сотой доле основания.

Порядок пользования поперечным масштабом:

циркулем-измерителем зафиксировать длину линии на карте,
одну ножку циркуля поставить на целое основание, а другую – на любую трансверсаль, при этом обе ножки циркуля должны располагаться на линии, параллельной линии CD,
длина линии составляется из трех отсчетов: отсчет целых оснований, умноженный на цену основания, плюс отсчет делений левого основания, умноженный на цену деления левого основания, плюс отсчет делений вверх по трансверсали, умноженный на цену наименьшего деления масштаба. Точность измерения длины линий по поперечному масштабу оценивается половиной цены его наименьшего деления.

Переходный масштаб. Иногда в практике приходится пользоваться картой или аэроснимком, масштаб которых не является стандартным, например, 1:17500, то-есть, 2 см на карте соответствуют 350 м на местности; наименьшее деление нормального поперечного сотенного масштаба будет при этом 3.5 м. Оцифровка такого масштаба неудобна для практических работ, поэтому поступают следующим образом. Основание поперечного масштаба берут не 2 см, а расчитывают так, чтобы оно соответствовало круглому числу метров, например, 400 м. Длина основания в этом случае будет a = 400 м / 175 м = 2.28 см.

Если теперь построить поперечный масштаб с длиной основания a = 2.28 см, то одно деление левого основание будет соответствовать 40 м, а цена наименьшего деления будет равна 4 м.

Поперечный масштаб с дробным основанием называется переходным.

Точность масштаба. Карта или план – это графические документы. Принято считать, что точность графических построений оценивается величиной 0.1 мм. Длина горизонтального проложения линии местности, соответствующего на карте отрезку 0.1 мм, называется точностью масштаба. Практический смысл этого понятия заключается в том, что детали местности, имеющие размеры меньше точности масштаба, на карте в масштабе изобразить невозможно, и приходится применять так называемые внемасштабные условные знаки.

Кроме понятия “точность масштаба” существует понятие “точность плана”. Точность плана показывает, с какой ошибкой нанесены на план или карту точечные объекты или четкие контуры. Точность плана оценивается в большинстве случаев величиной 0.5 мм; в нее входят ошибки всех процессов создания плана или карты, в том числе и ошибки графических построений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.