КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О. Ю. Толмачёв
АНТРОПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Если бы ты закрыл глаза до того, как зашло солнце, ты оставил бы его сияющим. Иногда так длительно умирание, что я чувствую себя бессмертным. Все вещи произносят свои имена. Камень, который я держу в руках, впитал немного моей крови и трепещет. Когда зло растет, маленькое добро увеличивается. Ты думал, что разрушая то, что разъединяет, объединяешь. И разрушил то, что разъединяет. И разрушил все. Потому что нет ничего без того, что разъединяет. Разумение истины и есть безумство. Я начал свою комедию ее единственным актером, а заканчиваю ее, будучи ее единственным зрителем. Да, я услышал все. Теперь мне остается только молчать. Бывшее до меня и бывшее после меня почти соединились, стали почти одним целым, почти остались без меня. О том, что у меня появилось все, я знаю не потому, что оно появилось. Я знаю об этом потому, что после не появилось ничего больше. Твоей крови уже не хватает старых ран, а новые не хотят открываться. Вот твоя кровь и захлебывается. Я хороню себя везде и всюду, а умру неведомо где. Можно рассчитаться со всеми долгами, вернув свет солнцу. Познание смерти оплачивается целой жизнью. Воспоминание – частица вечности. В вечном сне – вечность как миг. Может быть, я вернусь через миг? Почему ты вернулся в жизнь? Понимаю. Устаешь от всего. И оттого, что мертв. То, что я говорю себе, – кто говорит, кому говорит? Все мои мысли – одна. Потому что я никогда не переставал мыслить. Да, я прежде видел тебя, но никогда не видел тебя таким, каким вижу тебя сейчас. Где ты блуждал таким, каким я вижу тебя сейчас? А такой, каким я видел тебя, где ты сейчас? Я понимаю, что ложь – обман, а правда – нет. Но меня обманывали обе. Столь крохотны существа, живущие краткое мгновение. Мы знаем, что они живут краткое мгновение, но не знаем – живут ли они сто длинных лет в кратком мгновении, в котором они живут? Новая истина – это смерть старой истины.
Аспект основополагающей причины взаимонепонимания внутри семьи. «aan-fg-tmsk@mail.ru» Академия антропологических наук им.св.Феофана (Говорова) Томское Отделение г. Томск Семья в России в самом начале такого прогрессивного, казалось бы, третьего тысячелетия переживает не самые лучшие времена. Не только внутренние конфликты и ссоры, но и острое взаимонепонимание, доводящее порой до абсурдных личностных проявлений, разрывают семью и семейные отношения буквально на части, доводят человека до нервных срывов и калечат нервную систему не только взрослых, но и их детей разных возрастных категорий. Отсюда такие заболевания психики как депрессия, девиантное поведение, суицидальные и другие настроения, и ещё ряд характерных проявлений как физиологического, так и психологического плана. В наше время понятие, депрессия, депрессивные состояния, прочно вошли в современный язык и сознание людей. И такой институт как современная семья не остается в стороне. Жизненная неустроенность, приводящая к апатии, взаимонепонимание между членами семьи, приводящее к печали, неоправданные ожидания, приводящие к глубокой грусти, это только малый список проблем касающихся семьи как таковой. Всё это, так или иначе, состояния депрессивные. Ещё Гиппократ определил их как меланхолию. Согласно же христианским понятиям, депрессия есть грех уныния, один из семи смертных грехов. Психиатры же вообще склонны называть депрессию чумой нашего времени. В списке проблем семьи и такого негативного проявления как аддиктивные (химические: алкоголизм, наркомания и др.) зависимости, депрессия стоит, можно с уверенностью сказать, на одном из первых мест. Потеря смысла жизни, заниженная самооценка, и ещё множество причин, которые человек склонен соотносить как причины своих личных и семейных проблем в корне имеют грех. Именно страсти суть «пришлые тираны» [1, с. 74], ввергают человека во многие тяжкие депрессивные и неадекватные состояния. И определить основополагающие причины семейных и личностных проблем зачастую не представляется возможным по причине глубоко закрытого от понимания или не знания устроения человеческого естества. Вследствие каких факторов семейная жизнь даёт сбой? Только ли депрессия и иные формы неустроенного и болезненного не только состояния, но и сознания человека, приводят к разладам в семье, появлению химических и не химических (игровая, компьютерная) зависимостей, суицидальным настроениям и девиантным проявлениям поведения? Почему по прошествии какого-то времени совместной жизни у супругов не остаётся общих интересов, возникает неприязнь и холодность в отношениях? Почему приходит время, когда родители и дети не понимают друг друга? Почему в семье случается катастрофа и появляется больной недугом наркомании или алкоголизма? Когда семейная лодка разбивается о быт? Современная психология пытается разобраться в этих вопросах и не только разобраться, а и решить их, и как следствие решить и семейные проблемы в частности, но как показывает практика, зачастую безрезультатно. Не имея модели истинного устроения человека, психология строит свои методики на основании эмпирики проявления психики человека с опорой на научные теории отдельных энтузиастов. Изучая поведенческие функции, чувства, реакции, моторику и другие не основные признаки проявления человеческих чувств, то есть то, что является следствием реакций человека на тот или иной раздражитель, на ту или иную ситуацию, психологи стараются определить первопричину неустроенного, иногда критического, а то и вовсе катастрофического состояния человека. Определить по вторичным признакам. Определить, выявить эту первопричину и исправить. Исправить метафизически. А, так как, спрос рождает предложение, то предложений о различной психологической помощи сейчас более чем достаточно. Большинство наших сограждан живут с грузом неразрешённых и подчас неразрешимых проблем, поэтому и к услугам психологов прибегает немало людей, а также и семейных пар. Но, делая выводы о существующих проблемах в своих семейных отношениях и, пытаясь их разрешить, исходя из понятий или современной психологии и обращаясь к психологу, или надеясь на свой личный опыт и свои силы, человек, член семьи, будь, то муж или жена, мать или отец, сам решая такие задачи и проблемы, изначально попадает в тупик. Имея неверное представление об устроении человека, а, зачастую просто не зная его, среднестатистический человек не видит выхода из создавшегося жизненного тупика. А, не видя выхода из тупика, мечется из стороны в сторону. Прибегает к разного рода «целителям», экстрасенсам, психологам, психотерапевтам и психоаналитикам, внутренне надеясь на знание устроения человеческого естества, и подразумевая глубокое знание именно своей личной проблемы тем психологом или тем специалистом, к которому он обратился, и, как правило, полностью доверяя такому специалисту, и полностью полагаясь на него. Выхода как правило никакого не находит, помощь зачастую сводится к временному улучшению общего психологического состояния, так сказать к купированию, заталкиванию глубже в себя своего душевного состояния. Мы не говорим уже об улучшении взаимоотношений между членами семьи и с близкими. Улучшений попросту нет. Как следствие повсеместные разводы, ссоры, конфликты и непонимание. Близкие люди попросту не могут найти общий язык. И такое понятие как потеря общих интересов на самом деле весьма размытое и абстрактное понятие. Не имея какого-то одного, общего объединяющего фактора, общие интересы не возникнут. Такие интересы, которые бы имели под собой убедительный смысл и высокую цель. В конечном итоге по прошествии определенного времени совместной жизни, ранее объединяющие факторы теряют смысл. Утрачивают свою новизну, яркость и притягательность. Новых объединяющих категорий не возникает и не культивируется и супруги начинают жить, словно соседи в самом лучшем случае. Многие зачастую при прохождении критических фаз семейной жизни, прибегают к помощи стороннего специалиста, но тенденция прослеживается весьма неутешительная. Человек, имея проблемы во внутрисемейных отношениях и прибегая к помощи стороннего специалиста на поверку не получает желаемого результата, хотя в некоторых случаях и прослеживаются некие временные улучшения. Возникает закономерный вопрос: почему этого не происходит? Эту проблему как нам видится, нужно рассматривать в ракурсе такой науки, как христианская антропология и в данном случае антропология православная. Опираясь на определение антропологии: «Антропология – это наука о жизни и деятельности человека» [2, с. 5], становится понятно, что антропологию как науку, невозможно, изучать и понимать, не имея элементарных понятий, как произошёл человек и это справедливо. Как изучать жизнь и деятельность человека, не зная, как и откуда он появился? Ответ на этот вопрос даёт нам Ветхий Завет. В книге Бытия подробно описывается сотворение человека. (Быт. 2). Человек сотворён Богом, трёхчастен и состоит из тела, души и духа. Систематизирует и развивает учение об устроении человека Святитель Феофан (Говоров) Затворник Вышенский в своей книге: «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?», а приводит в состояние концепции и учебного пособия Евстигнеев А.И. в учебнике «Антропология. Физико-морфологическая модель». «Своё название антропология получила от греческих слов: - «антропос» - человек, «логос» - мысль, слово, учение, наука. Определение: антропология – наука о человеке, хотя и употребляется в научном обиходе, однако подразумевает, что предметом является именно круг жизни и деятельности человека. Поэтому чаще используется профессиональная терминология: антропология педагогическая, психологическая, социальная и т.д. В этом ракурсе антропология представляется как система антропологических наук» [2, с. 5]. Проблемы же семейных отношений мы предлагаем рассматривать в ракурсе такого понятия как семейная антропология. Из этого нового пока для нас понятия рождается принципиальная разница в подходах к проблеме. Психология изучает проявления жизнедеятельности человека, причём проявления зачастую, только психики человека (души) и описывает человека, опираясь на проявления инстинктов, моторики и реакций тела. Православная антропология же изучает круг жизнедеятельности его, то есть непосредственно жизнедеятельность человека. Право же совсем не великая разница на первый взгляд. За исключением одного, психология строится из двухсоставной основы человека: тело-душа, и изучает проявления души в физическом мире, а антропология исходит из понимания трёх-составности человека: тело-душа-дух и изучает взаимодействие этих трёх составляющих в человеке. И как следствие проявление жизнедеятельности не только в материальном, но и в духовном мире. А это уже разница не просто огромная, это уже разница иная. И не только иная разница, но и иное понимание мироздания и как следствие иное понимание места человека в мироздании. И не только места, но и влияния человека на мир и влияние надмирных духовных категорий на человека, категорий не присущих видимому материальному миру. Это уже обратная связь. И это уже изучение первооснов жизнедеятельности человека. И в этих первоосновах можно увидеть и корень семейных проблем. Поэтому как нам кажется, исходя из понятия именно семейной антропологии, следует рассматривать взаимоотношения внутри семьи. Только опираясь на трёх-составность человека и православную антропологию, можно с уверенностью вычленить главное, найти причину, и путь разрешения иногда попросту неразрешимых семейных проблем и конфликтов. Только задействуя в процессе терапии и реабилитации семейных отношений все грани человеческого естества, и тело, и душу, и дух, можно надеяться на положительный результат, приводящий к нормализации отношений внутри семьи. Здесь и появляется тот вечный объединяющий фактор, который не становится ни упраздняемым, ни проходящим, ни утрачивающим свою актуальность и силу. Это Православная вера и недосягаемый Бог. Это цель жизни, которая никогда не потеряет свою новизну и актуальность. Это те общие интересы, которые никогда не потеряют свою объединяющую составляющую. Это обоюдное стремление к Богу. Это наполнение смыслом своей жизни и наполнение смыслом, принадлежащим не этому миру. Тем смыслом, который никогда не утратит своей актуальности. «Семейная жизнь тоже похожа на путешествие. Как можно отправиться в него, не наметив никакой цели? Мало того, что цель должна быть, она должна быть достаточно высокой, значительной, чтобы можно было идти к этой цели всю жизнь». [3, с. 149]. Согласитесь, абсурдно начинать двигаться вперед, не наметив конечной цели своего маршрута. Но и абсурдно установить для себя цель, которая потеряет свою актуальность по прошествии какого-то времени. Это логично. «Высшая цель семьи – любовь. Да, семья – это школа любви. В настоящей семье любовь от года к году возрастает. Таким образом, семья – это институт, идеально подходящий для достижения людьми их подлинного, единственно верного смысла жизни – достичь совершенной любви». [3, с. 150]. И надо сказать, что, пожалуй, это не только верный смысл жизни, ещё это единственная высокая, можно сказать «неубиваемая» цель семейной жизни. Так как Бог есть Любовь. Достижение любви как достижение взаимопонимания и, достижение Любви как достижение Бога. Среди психологов разного толка стало модно использовать Западную методику восстановления и улучшения семейных отношений. Один из курсов терапии основан на книге № 5 про семью, Стивена и Алекса Кендрик, где пошагово, день за днем, проводится работа по сохранению семьи и улучшению микроклимата внутри семьи в целом. На Западе книга пользуется неимоверной популярностью. Там эта книга – бестселлер. Сразу стоит оговориться, что это протестантское учение, основанное на западном протестантском мировоззрении. «Не всё равно, каким мировоззрением руководствоваться в жизни». [2, с. 14]. Не останавливаясь подробно на сути и методах курса, скажем одно, курс сводится к внешним проявлениям знаков внимания, уступкам, как единоличным, так и взаимным, и попыткой отказаться от своего эго, причем ни в коем случае не умаляя своего «я» - уровень тела. Личное отношение и искреннее желание помочь со стороны психолога, и личное желание наладить отношения между собой со стороны слушателей - уровень души. Как показывает практика, данный курс не приносит должных результатов в основной массе слушателей. Это так сказать прямая психологическая сторона вопроса. Большинство российских психологов, многие из которых заявляют себя как психологов православных, работают и делают анализ на уровне проявлений тела, его потребностей и пристрастий, забывая или совсем не зная о душе. Это и телесно-соматический метод, и гештальд терапия, и некоторые другие методики. И лишь немногие изучают проявления души и на этом основании строят свою терапию, правда, совсем не зная, не учитывая и не ориентируясь в том, что изучают проявления души полностью подпавшей под власть тела и его пристрастий. О духе зачастую не говориться вообще. Понимание духа исключается или по незнанию, или по неприятию его вследствие каких-то своих личностных убеждений и мировоззрений. Но в семьях, находящихся на грани развода, семьях разобщённых и почти разрушенных, семьях где, казалось бы, не осталось ничего общего, просто недопустимо исключать одну из главных составляющих естества человека, его дух. В семьях, где царит непонимание и эгоизм, семьях пораженных глубокими депрессивными состояниями, семьях, где имеется зависимый близкий человек страдающий недугом или алкоголизма, или наркомании, или ещё каким видом не химических зависимостей (игромания, компьютерная зависимость и др.), проблемы на уровне только физиологии не решить. Только в случае участия в процессе реабилитации семейных отношений всех трёх составляющих естества человека: тело-душа-дух, в полной мере будет, происходит взаимодействие и воссоединение духа человека с Духом Святым посредством схождения Божией Благодати. Таким образом, попытка улучшить семейные отношения внутри семьи только медикаментозными, психологическими, нравственными, морально-этическими и другими мерами не принесёт должных положительных результатов. Попытка без объединяющего фактора, присущего вечным ценностям, достичь взаимопонимания, взывание к совести, горестный и сокрушённый плач, жёсткость и скандалы, увещевания по принципу: «или он или я», и многие другие методы не имеют никакого эффекта. Человек остаётся глух. Особенно ярко это прослеживается с людьми, зависимыми от каких либо аддиктивных проблем и созависимыми. И если даже явных физиологических патологий в семье нет, общение на уровне «на одном языке говорят» всё-равно, как правило, не наблюдается. Объединяющих факторов нет, общие интересы пропадают совсем, отношения не складываются, отношения рушатся, семья распадается. На уровне – тело-душа – воссоединить все грани отношений между людьми практически невозможно. Не будет достойной цели, не будет ничего. Конечно, при применении некоторых психологических методов терапии взаимоотношений можно получить на первых этапах вполне сносный положительный результат, но это ненадолго. В конечном итоге начинается рецессия и впоследствии рецидив. Это случается и в отношениях между мужем и женой, это случается и в отношениях между родителями и детьми, это случается и между близкими и родными по крови, это случается, причём закономерно в отношении алкоголика или наркомана. Что можно достигнуть в плане терапии восстановления семейных отношений на уровне – тело-душа? Общее улучшение отношений на уровне морально-этических, нравственных норм? Так сказать научиться толерантно, относиться друг к другу? Научиться принудительно, научиться технически? Заставить себя, можно и так выразиться? Ни для кого не секрет, что понятие толерантности и христианской терпимости, это два различных понятия. «Латинское слово tolerantia буквально означает «терпение». Традиционное понимание толерантности в психологии – психофизиологическое. Оно рассматривается как ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к нему. Социально-психологическое понимание толерантности как терпимости к различным мнениям, непредубежденности в оценке людей позволяет обозначить различия в толерантности и терпимости. О толерантном отношении говорят в том случае, когда человек малочувствителен к тем факторам, которые окружают его, т.к. у него низкий уровень социально-психологической чувствительности (в обыденном сознании это связывается с проявлениями нечувствительности, «черствости» или «холодности»). В ситуации, когда человек проявляет высокий уровень социально-психологической чувствительности, но терпит в силу своих личностных установок, говорят о том, что он проявляет терпимость». [4, с. 9-10]. Право же, как много специалистов в наше время предлагают научить нас жить в стрессовой ситуации или противостоять ей. Или научить нас жить бок о бок с зависимым человеком. Научить нас жить, побеждая жизненные неурядицы и проблемы. Но как научиться жить с алкоголиком или наркоманом, когда жизнь эта даже не стрессовая ситуация, а настоящий ад уже здесь на земле? Многие методики сводятся к противостоянию и преодолению проблем. Сводятся посредством толерантности. Но купирование проблем приводит впоследствии к ещё худшим результатам. На общем плане улучшения и внутреннего состояния пациента и на первый взгляд улучшения взаимоотношений в семье, впоследствии случается срыв и человек снова и снова приходит к психологу. В США, например, при их повальном увлечении психоанализом и использовании помощи психотерапевтов разного толка, многие граждане только тем и занимаются, что годами посещают кабинет, как правило, одного и того же психолога или психоаналитика. Но от себя, от пустоты внутри себя и от ноющей неудовлетворенности не уйдешь и не сбежишь. Депрессия в этом случае держит цепко. Не учитывая трёх-составность человека, т.е. не учитывая тот постулат, что у человека кроме тела и души, существует ещё и дух, пустоту внутри себя заполнить нечем. Эту пустоту заполняет только Благодать Божия. Эту щемящую неустроенность, тревогу, уныние и печаль, которые и являются косвенно одними из первопричин проблем неустроенного состояния человека, и в семье в частности, исцеляет только Дух Святой. Трансформировать толерантность в простое человеческое уважение и христианское терпение без приведения своего духа в должное состояние невозможно. Без уважения, без любви и понимания, без несения немощей друг друга, другим словом без христианских добродетелей, ждать положительного результата не стоит. Сами собой, на пустом месте эти добродетели не появятся. Человек не станет хорошим сам по себе. Отсутствие добродетелей, в обывательском сознании морально-нравственных ценностей, как следствие не участия духа человека в его жизни: «…он замер, если не совсем заглушен» [1, с. 55] и приводит к разладам не только в семье, но и в отношениях человека самим с собой. И как следствие именно разлад между действием трёх частей естества человека, когда уже нет чётко выстроенной иерархии отношений, приводит к семейным трагедиям, приводит к состояниям зависимым. Человек пускается «во все тяжкие» говорят в народе. Таким образом, не только внешним фактором примирения с родными и отказом от своего эго, уступками и терпимым отношением к недостаткам и болезням близких, но в первую очередь объединением в процессе терапии всех трёх составляющих естества человека: тело-душа-дух, достигается твёрдый положительный и стойкий результат, который и является тем определяющим фактором сохранения семьи и семейных отношений, который приводит отношения в норму. Не восстанавливая прямые обязанности духа, его прямое действование в нашем естестве, не выстраивая правильную иерархию сил естества, нечего и говорить о преодоление развода, исцелении алкоголика или наркомана, налаживанию простых человеческих отношений между супругами, родственниками и между родителями и детьми. Дух поднимает душу на уровень высоких морально-нравственных ценностей. Сами по себе они взяться ниоткуда извне не могут. И подняться тоже. «…дух был властен над душою и телом, потому что состоял в живом общении с Богом и от Него получал Божескую силу. Когда пресеклось живое общение с Богом, пресекся приток и Божеской силы. Дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечен и сам завладен ими. Над человеком возобладала душевность, а чрез душевность – телесность, и стал он душевен и плотян. Дух хоть тот же, но без власти». [1, с. 72-73]. Только личным покаянием, молитвой за родных и близких, своей покаянной молитвой, участием в Церковных Таинствах, регулярным Причащением Святых Христовых Таин и жизни в Церкви, можно начать путь реабилитации человека и восстановления взаимоотношений внутри семьи. Будет исцеляться дух, будет исцеляться и всё естество. Будет жить дух, будет жить человек. Когда же не так, то: «…дух спит, и когда он спит, нечего и толковать о духовном». [1, с.89]. Только при условии первично выстроенной Богом иерархии, когда дух человека довлеет над душой, а душа в свою очередь довлеет над телом, можно с уверенностью сказать, что процесс исцеления начался. Естество человека посредством покаяния и молитвы, посредством призывания Благодати Божией и действия в человеке Духа Святаго, начинает принимать подобающий вид. «Ибо я имею намерение все долстодожное выводить из устройства человеческого естества. Жить нам надобно так, как Бог создал нас, и когда кто не живет так, смело можно говорить, что он совсем не живет». [1, с. 8]. Тогда и появится общая цель. Тогда и появятся уже обновлённые общие интересы. Вот как пишет апостол Павел в своем 1 послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и здание упразднится». (1 Коринф. 13, 4-8). В рамках данной статьи невозможно затронуть все аспекты и грани семейной жизни. Жизнь семейная многосложна и многогранна. Но, как нам кажется, одни из главных составляющих семейных проблем мы затронули достаточно полно. Имея правильное понимание устроения естества человека, у супругов есть возможность исправить, казалось бы, неисправимое положение вещей. Найти общий язык и обрести общую надмiрную цель. Ту, цель, которая наполнит смыслом их совместную жизнь. Ту цель, которая позволит склеить треснувшие отношения. Ту цель, которая вдохнёт в семью не только новые силы, но и наполнит высоким смыслом жизнь. И смысл этот – Любовь. Достигается же сие стяжанием Духа Святаго. Объединением естества супругов и родных не только на уровне тела и души, а в первую очередь единением в духе. Средства - молитва, покаяние и Таинства Церкви. Литература 1.Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Минск, Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2006. 2. Евстигнеев А.И., Евстигнеев Е.А., Евстингнеев М.А. «Антропология. Учебник. Физико-морфологическая модель (изд. 3-е).: Новсб. 2012. 3. Наполни жизнь любовью/Дмитрий Семенник. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2012. – 335 с. – (Компас для души). 4. Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене, «Возрастная педагогика и психология», М. 2006.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |