Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологическая основа современного типа труда

Известно, что автоматизированный (всеобщий) тип труда предполагает сокращение значительной доли физических нагрузок на организм человека, доминирующих на предшествующих этапах развития производства (ручного и машинного труда), что связано с объективацией в автоматических орудиях труда производственных функций, ранее выполнявшихся человеком [3]. Следствием осмысления данных процессов, происходящих на современном этапе развития автоматизированного производства, явилось появление ряда гипотез, в которых всеобщий труд характеризуется как духовный по своей сущности, отрицающий материальный труд, как более примитивный (И.И.Чангли, В.М.Межуев, В.Л.Иноземцев и др.) [4]. В работах этих авторов материальный труд понимается упрощенно, содержание труда сводится к непосредственным трудовым операциям, материальный труд отождествляется с физическим. Заметим, что в современной научной философии сущность физического труда определяется как целенаправленная система физиологических процессов в их социальном значении. Таким образом, в физическом труде как социальном явлении «просвечивает» его биологическая основа. Доминирующее положение на протяжении столетий физического труда как основы материального производства создало иллюзию тождества физиологических процессов с собственно материальным трудом. На самом деле материальный труд, имея определенную биологическую основу, не сводится только к физиологическим процессам, а представляет собой способность приводить в действие природные силы [4]. Именно поэтому справедливо полагать автоматизированное производство, базирующееся на управлении природными процессами на научной основе, сложным материальным трудом, предъявляющим специфические требования к биологии человека и тем самым способствующим ее дальнейшему прогрессу.

Переход к автоматизированному труду, и, как следствие, изменение способностей человека, его функций в производстве, ставит перед наукой проблемы прикладного характера, такие как организация труда работников нового типа, разработка и внедрение новых принципов и методов управления человеческими ресурсами на предприятиях, его стимулирования и мотивации [9]. При решении данных проблем необходим учет физиологических возможностей человека применительно к специфике производства, требований, которые производство предъявляет к человеку, модифицируя биологическую основу труда. В связи с этим возрастает актуальность исследований биологической основы труда на современном этапе развития материального производства.

Выявление тенденций в изменении биологической основы труда нового работника в связи со спецификой автоматизированного производства, как цель данной работы, последовательно раскрывается при решении следующих задач:

· выяснить специфику современного типа труда, детерминирующую прогресс социальной биологии;

· выявить требования к психическим качествам человека, осуществляющего трудовую деятельность;

· определить тенденции возможных отрицательных последствий происходящих изменений;

На основе имеющихся в отечественной науке исследований представляется возможным в общем виде выявить тенденции в изменении биологической основы современного типа труда в связи со спецификой автоматизированного производства. Заметим, что в отечественной литературе наибольшее освещение получили проблемы исследования особенностей трудовой деятельности операторов. В данных разработках значительное внимание уделялось физиологическим основам труда. При этом специфики биологической основы труда, психологии так называемого «когнитариата» (Э. Вильховченко) [5], «работников, владеющими знаниями» (М. Витцель) [6], практически не уделялось внимания ни в отечественной философской, ни в экономической литературе, что, на наш взгляд, связано с начальной стадией развития всеобщего труда. Ряд западных авторов (М.Витцель, В.Срика) [6, 11] рассматривая проблему организации и управления трудом работников нового типа, выделили ряд особенностей, психологии последних (мобильность, самостоятельность, повышенная чувствительность к внешним факторам и др.). Однако более глубокой разработки данная проблема пока не получила. Слабо изучены отрицательные последствия автоматизации. С некоторыми оговорками будем считать требования к психофизиологическим особенностям деятельности операторов автоматизированных систем машин, подробно изложенных в монографии Обуховой Л.Е. «Автоматизированное производство и человек» [8] и ряде научных статей (1975 – 1990 гг.) [1, 2, 7 и др.], репрезентирующими по отношению ко всем субъектам нового типа труда.

Как уже отмечалось ранее, ручной и машинный типы труда совершенствовали преимущественно мышечную деятельность, поскольку сам труд был тяжелым физическим трудом. Переход к автоматизированному производству, связанный с управлением сложными природными процессами на научной основе и объективацией в машине трудовых функций, ранее выполнявшихся человеком, способствует доминированию творческого труда, оставляя за субъектом наиболее интеллектуальные функции, автоматизация которых представляется затруднительной в силу сложности последних [3]. Несмотря на многообразие трактовок сущности творческого характера труда, мы понимаем под ним решение слабо структурированных проблем, реализацию функций контроля и принятия решений в условиях дефицита времени и ограниченности информации, а также функции, связанные с повышением эффективности процесса производства (в том числе проектирования и оптимизации) [9]. Данная специфика определяет разнообразные и высокие требования к психическим качествам человека, при осуществлении деятельности, предполагающей [8]:

· Развитые общие и специальные интеллектуальные способности;

· Устойчивость эмоционально-волевых процессов;

· Высокую стабильностью двигательных навыков (хорошая координация движений, легкость образования и переделки двигательных стереотипов).

· Пониженную физическую активность;

· Высокое психическое напряжение.

 

Последовательное раскрытие вышеперечисленных особенностей позволит более или менее полно раскрыть специфику биологической основы автоматизированного типа труда.

При анализе общих и специальных интеллектуальных способностей работников автоматизированных производств особо отмечается, что работники автоматизированного типа труда должны обладать быстротой и гибкостью мышления, высокой концентрацией внимания, большой скоростью восприятия и переработки информации [8].

Рассмотрим каждую из этих особенностей.

Необходимость возрастания быстроты и гибкости мышления обусловлено ролью человека в автоматизированном типе труда, а именно функциями наблюдения и контроля, необходимостью принятия решений в экстренных ситуациях, например, нажатие кнопки оператором на пульте управления предполагает срочные, точные сенсомоторные реакции на полученные с помощью органов чувств сигналы, опосредованные системой технических знаний и логическим мышлением. Правомерно заключить, что автоматизированное производство способствует развитию гибкого, логического мышления, контакт с компьютером способствует развитию инструментального и рационального мышления, развитие аналитико-синтетической деятельности мозга. Именно развитие логического, гибкого мышления и способности к аналитико-синтетической деятельности необходимо для принятия и реализации решений. Нарушения при реализации этих функций приводит к логическим (эвристическим) и операционным ошибкам [8, 10].

Необходимо отметить, что совместная деятельность первой и второй сигнальных систем (при ведущей роли первой сигнальной системы) обусловливает диалектическую связь между развитием мышления и ощущений. Автоматизированное производство способствует не только развитию мышления, но и прогрессу ощущений (анализаторов), что связано [8]:

· с непосредственным влиянием условий труда на повышение чувствительности анализаторных систем, включенных в процесс труда;

· с прогрессивным развитием орудий труда, которые расширяют поле чувствительности познания, способствуя развитию чувственности;

· с обратным влиянием логического мышления, имеющего своим источником чувственное познание на совершенствование способов этого познания.

 

Осуществление человеком функций наблюдения и контроля способствует прогрессу анализаторов, так как именно перцептивно-апперцептивный аппарат, связанный с восприятием информации, доминирует в наблюдении, причем большая нагрузка приходится на зрение и на слух. Ошибки, связанные с нарушением деятельности перцептивно-апперцептивного аппарата, называют сенсорными ошибками, они связаны с неправильным восприятием информации. Необходимо отметить, что наблюдение в рамках автоматизированного производства, принимает форму сложной деятельности, связанной со слежением: преследующим и компенсаторным, одномерным и двухмерным, зрительным, зрительно-слуховым и т.д.

Кроме того, экстраполяция данных наблюдений, срочные двигательные реакции при дистанционном управлении механизмами автоматического производства включают реакции предвидения изменения работы этих механизмов.

Среди требований к интеллектуальным способностям работников автоматизированного труда мы особым пунктом выделили внимание, как сложного психологического состояния, которое в отличие от восприятия, мышления, памяти, эмоций, воли не является самостоятельным психическим процессом. Роль этого качества ярко проявляется в тех видах деятельности в условиях автоматизации, где требуется одновременное выполнение различных действий очень сжатые сроки [8].

В качестве примера заметим, что для профессиональной деятельности операторов наиболее значимыми являются свойства сосредоточения, распределения и переключения внимания. Переключение внимания осуществляется путем преднамеренного изменения человеком направленности своей деятельности. Это качество особенно важно для операторов при аварийной ситуации, изменении режима работы машин или в целом всего процесса. Всестороннему развитию и совершенствованию способности к сосредоточению, распределению и переключению внимания необходимо уделить пристальное внимание при подготовке специалистов.

Исключение логических, операционных, сенсорных ошибок, связанных с работой мышления и ощущениями, предполагает развитие последних в процессе обучения.

Кроме ошибок выявленных на основании выполняемых функций, выделяют существование так называемых «пассивных ошибок», связанных с нарушением функций мышления, памяти внимания; и группу «активных ошибок», связанных с искажением интерпретации событий, ошибочным опознанием сигналов, совершением неадекватных действий.

Определив специфику требований к интеллектуальным способностям человека и особенности возможных нарушений и ошибок, последовательно перейдем к рассмотрению следующего не менее важного фактора успешной работы в условиях автоматизации – требованию эмоциональной устойчивости (особенно эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной), которая проявляется в виде устойчивости моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании.

Устойчивость эмоционально-волевых процессов во многом зависит от свойств нервной системы и темперамента, среди них: легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, их динамика и устойчивость, сопротивление всем внешним и внутренним сбивающим факторам, пластичность – ригидность деятельности, ее активность, способность переносит психическое напряжение разной степени и восстанавливать работоспособность.

В свете учения И.П. Павлова В.Д. Небылицын выдвинул гипотезу о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств операторов и основными свойствами его нервной системы.

Соответствие между рабочими качествами операторов и основными свойствами нервной системы, согласно В.Д. Небылицыну, представляется следующим образом [8]:

Рабочие качества операторов Свойства нервной системы
Долговременная выносливость Сила нервной системы
Выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению Сила нервной системы по отношению к возбуждению, либо уравновешенность нервных процессов
Помехоустойчивость к действиям факторов среды Сила основных нервных процессов
Реакция на непредвиденные раздражители Функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения

 

Известно, что особенности нервной системы определяют тип темперамента. Естественно предположить, что возможна дифференциация типов темперамента с учетом степени соответствия рабочим качествам, необходимым при работе с автоматическими системами машин. Однако исследователи отмечают, что, несмотря на то, что тип нервной системы, соответствующий темпераменту холерика (обладающего сильной неуравновешенной нервной системой) в наибольшей степени коррелирует с рабочими качествами необходимыми работнику автоматизированного типа труда, в каждом типе темперамента есть как положительные, так и отрицательные особенности. Например, для сангвиника характерна высокая эмоциональность и хорошая работоспособность, но его побуждения и внимание неустойчивы. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но он осторожен, обладает большим чувством ответственности. Тренировка свойств темперамента, необходимых для выполнения данного вида труда во многом может помочь избежать ошибки в работе операторов [8].

Таким образом, в условиях сложного автоматизированного производства, предъявляющего специфические требования к психофизиологическим особенностям человека, возникает необходимость учитывать свойства нервной системы и темперамента для выполнения сложной материальной деятельности.

Заметим, что изложенные соображения были высказаны в отношении специфики работы операторов, осуществляющих преимущественно функции наблюдения, контроля и принятия решений. Безусловно, эти исследования являются ценными при организации и управлении трудом данной категории работников. Однако в связи с новизной проблемы изучению психофизиологических особенностей работников интеллектуального труда, занятых созданием инновационных продуктов и также включенных в качестве необходимого звена в процесс материального производства, не уделялось должного внимания. Тем не менее, исследования биологической основы труда работников нового типа позволили бы выработать рекомендации практического характера для современного инновационного менеджмента, имеющие целью совершенствование организации и управления человеческими ресурсами нового качества.

Выяснив содержание фактора, обозначенного как требование эмоциональной устойчивости, перейдем к рассмотрению следующей особенности – пониженной физической активности, – являющейся не столько фактором, определяющим содержание труда работников автоматизированного производства, сколько неизбежным результатом автоматизации (вследствие объективации двигательной, рабочей, передаточной функций). Для обозначения этого состояния используется термин гипокинезия или гиподинамия [8]. Причем явление гиподинамии можно отнести не только к специфическим требованиям в условиях современного производства, но и к отрицательным последствиям автоматизации, представляющую собой весьма серьезную проблему. Явление гиподинамии возникает вследствие существенного снижения физической активности на рабочем месте, что связано с объективацией двигательной, рабочей, передаточной функций, выполнение которых в предшествующих типах труда требовало определенной физической активности – современное человечество в 30 – 50 раз меньше выполняет мышечной работы, чем 100 лет назад. Осуществление, в особенности операторами, функций наблюдения и контроля способствует возникновению гиподинамии. Этому явлению подвержены не только операторы, но и иные работники, включенные в процесс материального производства автоматизированного типа. Отрицательные последствия гиподинамии связаны с риском возникновения ряда заболеваний, например, гипокинезия является фактором повышения сердечно-сосудистых заболеваний, отрицательно влияет на сердце и сосуды, пищеварительную систему. Под влиянием гипокинезии в составе микрофлоры кишечника начинают преобладать формы, усиливающие гнилостные процессы, которые могут привести к самоотравлению организма. Не исключено, что хроническое самоотравление играет значительную роль в развитии атеросклероза. При чрезмерной интенсивности работы физиологические сдвиги могут перейти в стойкие функциональные, а затем и в органические изменения, приводящие к профессиональной патологии [1, 2, 8].

Из-за высокого умственного напряжения и низкой физической активности возникает диспропорция между активностью высших центров головного мозга и пассивностью центров, регулирующих деятельности мышц, что неблагоприятно сказывается на функциональном и психологическом состоянии человека [8]. В качестве профилактики гипокинезии современные предприятия стремятся организовать активную досуговую деятельность своих работников (например, спортивные соревнования, предоставление тренажерного зала и др.). Избежание отрицательных последствий гиподинамии во многом зависит и от культурно-образовательного уровня самих работников, их воспитания, хобби, привычек, так как организация свободного времени зависит от самих работников. Кроме того, тенденция, заключающаяся в предоставлении работникам возможности относительно самостоятельно организовать свое рабочее место и режим работы может способствовать предотвращению отрицательных последствий (хотя бы в психологическом плане) малоподвижного труда.

Наконец, работа в условиях автоматизированного производства во многом связана с повышенным эмоциональным напряжением. Для описания этого состояния в литературе употребляется термин «стресс», «психологическая напряженность», «психическое напряжение», «эмоциональное напряжение», «нервное напряжение», «нервно-психическое напряжение».

Возникновение нервно-психического напряжения в условиях автоматизации может быть связано с рядом факторов [8]:

· переутомлением (из-за необходимости концентрации внимания, напряженной мыслительной деятельностью: оператор главного поста управления станом металлургического комбината, например, за час работы производит до 2000 различных осмысленных операций);

· выполнением работы высокой ответственности;

· постоянным «страхом», ожиданием возможных аварийных ситуаций;

· необходимостью быстрого принятия решения и экстренного действия при непредвиденных (аварийных) ситуациях в условиях большого объема информации и дефицита времени;

· монотонностью работы (особенно на начальных стадиях автоматизации), сущность которой в том, что в результате периодически повторяющегося воздействия раздражителей на определенную группу нервных клеток возникают процессы торможения – «долбление в одну клетку». Разные типы личности по-разному реагируют на монотонность работы (холерику приспосабливаться труднее).

Действие данных факторов находит выражение в потере быстроты реакции, раннем утомлении рабочих, в связи с чем появляются ослабление и хроническое переутомление нервной системы и различные нервно-психические заболевания.

Эмоциональное напряжение сопровождают сдвиги вегетативного характера, например, изменение температуры разных участков кожи, увеличение электрической активности неработающих мышц, длительные изменения функционального состояния системы регуляции крови. Выраженность этих изменений зависит от степени адаптации и тренированности операторов [8].

В зависимости от типа нервной системы эмоциональное напряжение может протекать с преобладанием возбуждения или торможения. Возбуждение и расторможенность работающих на пультах управления сопровождается непредусмотренными действиями (переключение рычагов управления, включение и выключение контрольных приборов, частая перепроверка действий и т.д.). Возбудимые и тормозимые типы эмоционального напряжения влекут за собой различные вегето-сосудистые реакции: учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение кровяного давления, изменение окраски лица, обильное потоотделение, чувство тяжести в области сердца, общая слабость.

При эмоциональном напряжении в нормальных формах происходит мобилизация резервов организма, помогающая человеку успешно решать профессиональные задачи. Однако сильная и длительная нагрузка на нервную систему может привести к развитию «запредельных форм эмоционального напряжения». Эти состояния особенно опасны. По клиническим проявлениям запредельные формы эмоционального напряжения сходны с картиной нарушения психической деятельности.

Возможность развития вследствие высокого эмоционального напряжения нервно-психических заболеваний можно считать вместе с гиподинамией еще одним из отрицательных последствий автоматизации.

Согласно статистике, в начале 70-х годов в связи с широким распространением автоматизации в капиталистических странах резко повышается число нервно-психических заболеваний – неврозов, параневрозов, эндогенных психозов. Эти заболевания становятся провоцирующим фактором многих других болезней (сердечно-сосудистых, злокачественных опухолей, болезней органов пищеварения, алкоголизма) [1, 2].

На основе вышесказанного можно сделать вывод о влиянии нового типа труда на его биологическую основу, появлении новых специфических требований к психофизиологическим особенностям человека, необходимости учета общего состояния здоровья, психофизиологических характеристик при подборе персонала, организации труда и управлении человеческими ресурсами нового качества. Дальнейшее исследование биологической основы современного типа труда может иметь значение как для более глубокого философского понимания изменений, происходящих в современном мире, так и для экономической теории, одним из приоритетных направлением развития которой является исследование человеческого потенциала как фактора экономического роста.

 

______________________________________________________

1. Бароян Р. Автоматизация и здоровье трудящихся// Рабочий класс и современный мир. 1972. № 2.

2. Бароян Р.О. Под угрозой здоровье (рецензия на книгу С.А. Ершова «США: капиталистическое производство и здоровье трудящихся») // Рабочий класс и современный мир. 1973. № 5.

3. Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблема соотношения биологического и социального: Учеб. Пособие / Пермский университет. – Пермь, 1996.

4. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия: Учеб. Пособие/ Перм. ун-т.- Пермь, 2002.

5. Вильховченко Э. Постиндустриальные модели труда: социоорганизационный прогресс на рубеже XXI века// Мировая экономика и международные отношения, 2003. № 3. С. 56 – 65.

6. Витцель Морген. Работники, владеющие знаниями // Информационные технологии в бизнесе/под ред. М. Желены. – СПб: Питер, 2002.

7. Громов А., Мнушкин А. Автоматизация производства и рабочий коллектив. Исследование на основе Первого Государственного подшипникового завода в Москве: изучение влияния автоматизации на рабочий коллектив // Рабочий класс и современный мир. 1971. № 1.

8. Обухова Л.Е. Автоматизированное производство и человек.- М.: Наука, 1984.

9. Патырбаева К.В. Формирование НФОТ как условие прогрессивного развития и метод формирования человеческого потенциала // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. – Пермь: издательство ПГТУ, 2006. – с. 87 – 89.

10. Смолян Л.Г. Человек и компьютер. Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации, - М.: Изд-во политической литературы. 1981 г.

11. Срика Велимир. Управление инновациями // Информационные технологии в бизнесе / под ред. М. Желены. – СПб: Питер, 2002.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояние берегов проточных вод | Биологические ритмы человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.