КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние культуры на потребительское поведение
Модель Квина — Рорбаха.
Идеи Т. Парсонса были развиты и конкретизированы Р. Квином и Дж. Рорбахом в их модели «Конкурирующие ценности и организационная эффективность».
Данная модель включает следующие три измерения:
интеграция — дифференциация: относится к проектированию работ и организации в целом. Данное измерение указывает на степень, с которой в организации делается упор либо в сторону контроля (предпочитаются стабильность, порядок и предсказуемость), либо в сторону гибкости (предпочитаются нововведения, адаптация и изменения);
внутренний фокус — внешний фокус, данное измерение отражает преобладание в организации интереса либо к устройству ее внутренних дел (скоординированность и удовлетворенность работников), либо к укреплению положения организации как целого во внешней среде;
средства/инструменты — результаты/показатели: измерение в модели демонстрирует различие в концентрации внимания, с одной стороны, на процессы и процедуры (планирование, установление целей и др.), а с другой — на окончательные результаты и показатели их измерений (производительность, эффективность и др.). При исследовании структуры рынка маркетологу необходимо оценить влияние культурных факторов на поведение потребителей. Культура — ключевое понятие для понимания поведения потребителей. Невозможно понять выбор потребителя без учета культурного подтекста. Культура — совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах коммуникации, передающихся из поколения в поколение и проявляющихся в существовании относительно устойчивых форм моделей потребления. Культурная среда влияет на характер потребления. Выделяют два типа покупательского потребления: варварское и сакральное[1]. О варварском потреблении говорят, когда при покупке товаров человек руководствуется исключительно теми утилитарными функциями, которые выполняет товар, например, одежда защищает от холода, мобильный телефон обеспечивает связь. При сакральном поведении человек, приобретая товар, приписывает ему определенный скрытый смысл. Например, спрос на мобильные телефоны носит во многом иррациональный характер, о чем хорошо знают операторы мобильной связи. То же касается и одежды. Подавляющее большинство людей, приобретая одежду, покупают образ, стиль жизни, надежду на лучшие изменения в личной жизни и т.п. Товары, которые связаны с сакральным поведением, как правило, марочные, с высокой ценовой премией бренда. Культура, в том числе и культура потребления, имеет сложную структуру, ее основными элементами выступают ценности, нормы, языки, санкции, мифы, ритуалы. Ценности — результат оценивания потребителем сравнительных качеств нескольких товаров с точки зрения своих или принимаемых как свои интересов других лиц. Оценивание происходит по двум критериям стоимости: что дороже и что дешевле. Каждому обществу присущ свой набор ценностей. Так, ценности делятся на три группы. В первую группу входят ценности, ориентированные на окружающих. Они отражают взгляды общества на отношения индивидуумов и групп в обществе. Эти отношения оказывают значительное воздействие на маркетинговую деятельность, особенно на рекламу. Вторая группа объединяет ценности, ориентированные на среду, которые предписывают отношение общества к его экономической и экологической среде. Маркетинговые программы, разрабатываемые для общества, могут способствовать улучшению экологической среды (например, развитие производства изделий из искусственного меха). Третья группа включает ценности, ориентированные наличность, т.е. те ценности, которые желательны для индивидуумов. Эти ценности также значимы для маркетинга (например, дает ли материальное богатство больше статуса, чем семейные связи, знания, какая-либо деятельность или родословная). Стремление к стабильности в России более важно, чем желание личного роста, достижение или авантюризм. Необходимость сопричастности выражается в тесных дружеских и семейных связях. Личные связи служат источником и власти, и стабильности. Гораздо важнее не то, что человек знает, а то, кого он знает. Такие ценности, как покорность и добродетель, гораздо менее значимы для России, чем в среднем для других стран. Нормы — второй элемент культуры, представляющий собой правила и образцы поведения, определяемые культурой. Нормы проявляются в разных формах: • право - нормы поведения, закрепленные законом; • мораль — свод норм поведения, регулирующих наиболее важные принципы поведения людей; • обычаи — нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению; это относится к нюансам поведения потребителя, включая выбор одежды, которую он носит, проведение званого обеда и т.д.; • традиции — это нормы, перенятые из прошлого, которые контролируют базовые модели поведения, например распределение труда в домашнем хозяйстве; • мора[2] — обычай с четким моральным подтекстом. Мора включает табу на запрещенное поведение. Нарушение моры часто приводит к санкциям со стороны других членов общества; • религия — совокупность норм, предписанных Богом. Мода — особая форма нормы, отличающаяся своим непостоянством. В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения. Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер. Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается индивидом, становится его внутренней потребностью, желанием. В этом случае мода выступает в качестве внутреннего компаса потребительского поведения, причем люди добровольно стремятся быть модными. Структура моды включает модные объекты и модные стандарты поведения. Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде»: одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль жизни, виды спорта. Модные стандарты поведения могут быть как чисто поведенческими актами, следующими определенной модели (например, модные танцы), так и моделями поведения, предполагающими использование модных объектов (ношение модной одежды, обладание модной мебелью). Мода как социальная норма характеризуется рядом особенностей. Во-первых, мода носит конкретно-исторический характер. Это значит, что она присуща лишь конкретным типам общества и во временном измерении не имеет универсального значения. Одна из главных ценностей моды — ее современность. Она всегда современна, даже если возрождает что-то очень старое. Мода не может быть несовременной, она является таковой по определению. Современность, сиюминутность — это ее главное достоинство, ей присуще и такое качество, как диффузность, универсальность. Универсальность моды проявляется в двух основных измерениях: 1) не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок; 2) игнорирует различия между классами и слоями общества. Однако универсальность моды ограничена рамками сегодняшнего дня, демонстративность моды — ее неотъемлемое качество. Модный объект приобретается для показа, демонстрации окружающим. Продвижение модных товаров в массы сталкивается с сопротивлением людей (новое принимается разными людьми с разной скоростью), с различием материальных возможностей следования модным течениям. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей потребители делятся на ряд групп. «Инноваторы» — самая малочисленная группа потребителей. В нее входят те, кто рискует первыми купить и использовать новую вещь не на подиуме или сцене, а в реальной жизни. «Лидеров» отличает особое внимание со стороны окружающих. Они используют то, что имеет реальный шанс войти в моду. Именно «лидеры» — ключевая целевая группа, от поведения которой зависит продвижение товара на рынок. «Раннее большинство» — это те, кто составляет массу «модных людей». Эта группа приносит основной доход от продажи модных товаров, ведь ее представители готовы платить за право быть модными, не дожидаясь распродажи. «Позднее большинство» характеризуется стремлением «быть как все», боязнью оказаться немодными или «белой вороной». «Консерваторы» отличаются консерватизмом поведения, чаще всего покупают товары на распродажах. Работа с «консерваторами» позволяет вовремя распродать выходящий из моды товар и избежать убытков. «Традиционалисты» ориентируются прежде всего на традицию. «Традиционалисты» не менее смелы, чем «инноваторы», но если последние отрываются от массы, забегая вперед, то «традиционалисты» отстают от нее, следуя моде прошлых лет. Одни играют эту роль в силу отсутствия интереса к мнению окружающих (независимые люди), другие вынуждены так себя вести в силу отсутствия денег (малообеспеченные). Но встречаются и убежденные «традиционалисты», которые старомодностью доказывают право быть не такими, как все. Третьим элементом культуры потребления являются факторы коммуникации. Язык — это средство общения с помощью символов, понимаемых всеми людьми, принадлежащими к данной культуре. Язык культуры не ограничивается обычным языком, опирающимся на звуки, он включает язык жестов, специальных сигналов, в качестве языка могут выступать и различные элементы потребления (например, стиль одежды). Элементами языка выступают знаки, символы, правила их соединения. Язык действует в пределах только данной культуры или субкультуры. К еще одному элементу культуры потребления относятся санкции — реакция носителей данной культуры на степень соблюдения культурных норм. Через санкции определенный вид потребления может стимулировать товары (производство витаминов), тормозить (курение) или отвергать их (наркотики). Мифы выполняют в культуре четыре взаимосвязанные функции: 1) метафизическую: помогают объяснить происхождение всего сущего; 2) космологическую: подчеркивают, что все компоненты вселенной служат частью единой картины; 3) социологическую: поддерживают социальный порядок, устанавливая социальные коды, которым следуют члены культуры; 4) психологическую: дают модели для личного следования. Современные мифы включены во многие аспекты массовой культуры: в фильмы, книги, праздники и рекламные ролики. Ритуал — сложное символическое поведение, которое проявляется в фиксированной последовательности и имеет тенденцию к периодическому повторению. Ритуалы могут появляться на разных уровнях. Одни касаются широких культурных или религиозных ценностей, другие возникают в маленьких группах или изоляции. Многие бизнесмены зарабатывают на жизнь способностью поставлять потребителям ритуальные артефакты или предметы, которые используются во время выполнения ритуалов, например свадебные и новогодние свечи, дипломы, специальная еда и напитки (свадебные торты, пасхальные куличи), призы, клубная униформа, открытки. Кроме того, потребители часто применяют сценарии ритуалов, в которых указаны артефакты, порядок их использования, а также те, кто их использует, — это церемонии вручения дипломов или книги по этикету. Существуют разные виды ритуалов: ритуалы ухода за собой, ритуалы дарения подарков, праздничные и переходные ритуалы. Переходные ритуалы возникают тогда, когда люди готовятся к выполнению определенных ролей. Они вырываются из своего нормального окружения, проникаются новой субкультурой, а потом возвращаются в реальный мир в своей новой роли, например, свадебная церемония и свадебное путешествие. Теперь рассмотрим, как происходит формирование и распространение потребительской культуры. Формирование потребительской культуры начинается с анализа моды. Большие корпорации стараются отслеживать так называемый дух улицы и прилагают большие усилия к тому, чтобы вовремя зафиксировать возникновение новых тенденций в моде разных субкультур. Основной отличительной чертой господствующего направления в потребительской культуре служит то, что символы, отождествляемые с какой-либо современной субкультурой, подвергаются определенным модификациям, позволяющим распространить эту субкультуру на более широкую аудиторию. В процессе такого превращения субкультуры в господствующее культурное направление товары, являющиеся символами, подвергаются процедуре кооптации (пополнения), в результате которой символы данной субкультуры теряют свое первоначальное значение. Распространение моды — это только один из примеров того, что происходит в случае, когда содержание какой-либо тенденции в культурном движении получает интерпретацию, приемлемую для реализации продуктов этой субкультуры в массовом масштабе. Культурная среда, в которой живет потребитель, порождает формирование определенного содержания многих повседневных товаров, в результате чего происходит передача этого содержания через социальную среду потребителю. Передача содержания товара выполняется в большинстве случаев при помощи таких средств маркетинга, как рекламная индустрия и индустрия моды. Эти средства позволяют связать воедино функциональные характеристики товаров и их символическое содержание. Обладающие символическим значением товары в свою очередь представляют собой промежуточное звено между сущностью субкультуры, символами которой они являются, и собственно потребителем. Таким образом они помогают потребителю сформировать и выразить собственную неповторимую индивидуальность. Одной из основополагающих предпосылок формирования модели поведения потребителя в современных условиях является то, что достаточно часто потребитель принимает решение о покупке не на основе функциональных возможностей товара, а на основе его символического содержания. Потребитель живет в мире, переполненном самыми разнообразными возможностями. Все, что мы потребляем (еда, одежда, мебель, автомобили), находится под влиянием господствующих тенденций в культуре, отдельных субкультур и моде в частности. Потребитель чувствует себя растерянным от огромного выбора на рынке. Тем не менее, совокупность вариантов, доступных потребителю в каждый момент времени, представляет собой небольшую часть всех возможностей, существующих на рынке. Окончательный выбор происходит в несколько этапов, начиная от зарождения нового культурного направления со свойственными ему символами и заканчивая потреблением определенного товара. В процессе отбора культурных ценностей происходит постепенный отсев менее конкурентоспособных вариантов. Вкусы и предпочтения потребителей при выборе товаров формируются не в вакууме. На принятие решений о выборе одного варианта из многих оказывают влияние самые разные факторы, в том числе образы, навязанные потребителю СМИ; впечатления, полученные им в результате наблюдения жизни окружающих. Это может быть даже желание потребителя жить в воображаемом мире, созданном маркетологами. Система формирования культурных ценностей состоит из трех основных подсистем: 1) креативной, отвечающей за генерирование символов и товаров; 2) административной, отвечающей за отбор, материализацию, массовое производство и сбыт новых символов и товаров; 3) коммуникативной, отвечающей за наполнение нового продукта определенным содержанием и обеспечение этого продукта набором символических характеристик, которые должны быть доведены до сведения потребителей. Особое внимание уделяется системе формирования культурных ценностей. Характер таких систем помогает определить тип товаров, которые они в конечном итоге создают. В процессе выпуска товаров, символизирующих ту или иную тенденцию в культуре, важно учитывать следующие факторы: численность и многообразие конкурирующих систем, а также соотношение между количеством нововведений на потребительском рынке и приверженностью потребителей установившимся привычкам. Различные компоненты системы формирования культурных ценностей совсем не обязательно должны взаимодействовать с другими компонентами этой системы; более того, в формировании массовой культуры могут участвовать самые разнообразные действующие силы. Каждая сторона делает все возможное, чтобы предвидеть, какие конкретные образы будут привлекать внимание потребителей. Те участники системы формирования культурных ценностей, которые способны обеспечить стабильное, максимально точное прогнозирование вкусов потребителей, добьются успехов на потребительском рынке. Различные системы формирования культурных ценностей создают множество разнотипных продуктов. Однако отдельным категориям товаров свойственны общие базовые характеристики, например искусство и ремесло. В этом случае товар как объект искусства лишен какой-либо функциональной значимости, воспринимается потребителями как объект эстетического созерцания. Продукт ремесленного производства ценится потребителем за его функциональность. Случается, что между товарами высокого и примитивного искусства различия не столь очевидны, иногда происходит слияние высокой и примитивной культуры. Различные сферы искусств входят в сферу бизнеса. Образы, создаваемые высоким искусством, часто используются маркетологами с целью продвижения товара на рынок. Например, для привлечения потребителей на упаковке товара изображаются произведения искусства. При формировании потребительской культуры часто используются культурные стереотипы — шаблонное распространение ролей и стандартного изображения предметов и явлений окружающей обстановки. Одним из последствий использования культурных стереотипов в творческом процессе является повторное использование образов. Например, художники-модельеры используют при создании своих моделей элементы различных вышедших из моды стилей, а диджеи при создании своих ремиксов — небольшие фрагменты из старых песен, комбинируя их по-новому. Писатели посредством специальных компьютерных программ имеют возможность даже писать романы, изменяя состав действующих лиц и обстоятельства. В последнее время в мире моды появилась новая тенденция, которая состоит в сознательном копировании и внесении определенных изменений в модели известных дизайнеров с целью массовой реализации этих моделей. Кроме того, часто маркетологи используют образы и персонажи, синтезированные в маркетинговые кампании. Искусственное создание элементов массовой культуры имеет место в случае, когда маркетологи предопределяют их состав и используют эти элементы в качестве средств реализации различных стратегий по продвижению товаров на рынок. Существует множество способов внедрения таких искусственно созданных элементов массовой культуры, которые охватывают сенсорные и пространственные аспекты повседневной жизни. Это могут быть товары, фигурирующие в кинофильмах; духи, ароматами которых наполняются помещения офисов и магазинов; рекламные щиты; тематические парки; видеомониторы, закрепленные на стеллажах для покупок; это могут быть даже документальные фильмы о несуществующих объектах. В настоящее время этот процесс активизируется: например, исторический анализ пьес, поставленных театрами, а также романов-бестселлеров и текстов самых популярных песен показывает значительный рост использования в этих произведениях названий товаров известных компаний, а также образов, ассоциируемых с этими товарами. Увидеть товары, выпущенные знаменитыми компаниями, или услышать разговоры о них в кино или на телевидении — дело обычное. Включение конкретного товара или товарного знака в киносценарии или сценарии телепередач представляет собой процесс позиционирования продукта. Подобное внедрение товаров в обиход может способствовать принятию потребительских решений о покупке, поскольку предварительное знакомство с этими товарами перед их приобретением создает ощущение культурной причастности к тому, что зритель видит на экране, и одновременно позволяет ему сохранить чувство эмоциональной защищенности. При изучении поведения потребителей следует остановиться на рассмотрении межкультурного анализа. Межкультурный анализ — это систематическое сравнение сходств и различий материальных и поведенческих аспектов культур. Антропологи создали методику каталогизации сходств и различий между народами различных культур. В методологии межкультурного анализа используются знания о поведении человека из таких дисциплин, как антропология, лингвистика, социология и т.д. Алгоритм выполнения межкультурного анализа включает следующие этапы: • определение особенностей данной культуры, относящихся к рынку; • определение характерного парного образа поведения; • определение культурных ценностей, имеющих отношение к данному товару; • определение характерных форм принятия решений; • выбор методов стимулирования спроса, соответствующих данной культуре; • выбор методов и средств для продвижения на рынок. Стоит отметить, что потребители более чувствительны к визуальным образам, нежели к слуховым. Потребители лучше воспринимают название и картинки, чем слоганы (например, образ девушки, допустим, богини Ляли[3], рекламирующей косметическое средство, произведет больший эффект, чем слоган «Будешь красивой, как Ляля!»). Поэтому при проведении анализа необходимо уделять большее внимание изображениям, оформлениям вывесок, плакатов, сочинению новых названий в исследуемом регионе. Таким образом, владея алгоритмом межкультурного анализа, компания может разработать новый или адаптировать старый продукт для рынка с целью удовлетворения потребностей потребителей. [1] Варварское (?), кто выделяет? Откуда это переписано? [2] (?) – в оригинале именно так: «мора» [3] (?) – в оригинале именно так: «богиня Ляля»
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |