Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характерные признаки современной демократии

Источники информации

1. В.П. Руднев Словарь культуры ХХ века Массовая культура http://www.sol.ru/Library/Kulturology/kultslov/index.htm

2. В. Махнач ‘Россия в ХХ столетии’ (Диагноз историка культуры) http://www.russ.ru/antolog/inoe/mahn_o.htm

3. А.Я.Флиер ’МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ‘,Высшая школа культурологии Государственного университета культуры http://www.culture.circle.ru/index.htm

4. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994

5. 13.11.58. Культура "массовая" и "элитарная" Рубрикатор экспертного центра РАН http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html

 

 

Понятие «демократия» является одним из самых многозначных в политической науке. Демократия включает в себя несколько аспектов: во-первых, это форма организации государства, при которой власть принадлежит всем гражданам, обладающим равными правами на управление государством; во-вторых, идеал общественного устройства, включающий в себя признание таких ценностей как равенство, свобода, суверенитет народа, законность, уважение прав личности; в-третьих, форма устройства любой организации, основанная на равноправии её членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятии решений в них по принципу большинства; в-четвертых, разновидность общественно-политических движений, направленных на реализацию демократического идеала.
Впервые термин «демократия» употребил древнегреческий историк Геродот. Античные мыслители рассматривали демократию как форму организации государственной власти, при которой осуществляется прямое правление граждан. Однако в период античности демократия считалась «худшей» формой правления, поскольку нередко дополнялась охлократией (властью невежественной толпы). Окончательная переоценка демократии произошла лишь в годы Великой французской революции, давшей мощный толчок её развитию и как политической практики, и как направлению общественной мысли. С этого времени многие общественно-политические движения стали проходить под лозунгом демократизации власти, обеспечения доступа к ней населения.
Возникновение современной демократии возможно лишь на основе определенных предпосылок. К их числу относятся, во-первых, достаточно высокий уровень экономического развития общества, с помощью которого создаются предпосылки для эффективного решения социальных проблем; во-вторых, наличие рыночной экономики, которая не позволяет сконцентрировать экономическую власть в руках государства или отдельных монополизированных групп и является своеобразным противовесом по отношению к политической власти; в-третьих, относительно высокий уровень благосостояния граждан, позволяющий сформироваться многочисленному и влиятельному среднему классу, который обеспечивает единство большинства граждан по основным базовым ценностям общества; в-четвертых, наличие гражданского общества и социального плюрализма, обусловливающих появление либерально-плюралистического характера современной демократии; в-пятых, формирование у большинства населения демократической политической культуры, в основе которой лежит осознание необходимости толерантности, плюрализма, способность к самоограничению и компромиссам, нетерпимость к насилию и деспотии, стремление к свободе.
Характер и особенности современной демократии можно раскрыть на основе совокупности признаков, которые представляют собой универсальные человеческие ценности, сформировавшиеся на протяжении длительного исторического развития. Они составляют комплекс взаимосвязанных норм и процедур, определяющих общее устройство государства и общества. К числу таких признаков следует отнести:
1. Признание народа в качестве источника власти, институциональное выражение его суверенитета. Суверенитет народа реализуется через представительную и непосредственную демократию. При непосредственной (прямой) демократии все граждане участвуют в принятии решений, без посредничества избранных ими или назначенных должностных лиц. Если в прошлом прямая демократия как форма организации государства еще имела некоторое распространение (в частности, она существовала в античных полисах), то современное общество с его сложнейшими проблемами, требующими профессионального подхода, серьёзно ограничивает сферу её действия. Сегодня прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления при решении вопросов, которые непосредственно касаются интересов граждан, проживающих на данной территории. В этом случае используются опросы общественного мнения или референдумы. В гораздо более редких случаях референдумы могут применяться на общенациональном уровне, когда нужно принять или особенно важные государственные решения, или выразить отношение населения к тем или иным проектам законов.
Представительная демократия предполагает опосредованное участие граждан в принятии решений через предварительное избрание своих представителей в те или иные властные структуры, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. В пределах их представители народа действуют вполне самостоятельно и независимо. В современном демократическом обществе формирование и проведение государственной политики на всех уровнях обеспечивается в основном представительными учреждениями, в которых на постоянной основе работают профессиональные политики и управленцы. Носителями представительной власти являются парламенты, региональные и местные представительные органы, а также должностные лица исполнительной и судебной власти, избранные народом.
2. Периодические выборы основных органов государственной власти. С помощью выборов представительных органов власти и должностных лиц народ реализует свои властные полномочия и участвует в управлении страной. Все лица, входящие в представительные властные структуры, должны избираться на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. В ходе выборов избиратели как бы нанимают тех, кому они поручают управлять своими общими делами.
3. Принятие решений по принципу большинства при обеспечении гарантий прав меньшинства. Этот принцип самым тесным образом связан с идеей суверенитета народа и признается сегодня самыми различными политическими силами. Демократия, понимаемая как господство большинства, не имеет ничего общего с тиранией массы над индивидом, большинства над меньшинством. Поэтому в демократической системе права большинства должны всегда дополняться гарантией прав меньшинства, которые тесно связаны с правами личности.
4. Равенство прав граждан на участие в управлении делами государства и общества. Это один из коренных принципов демократии, воплощающих её суть и дух. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать и быть избранным, а также вместе с другими гражданами контролировать деятельность должностных лиц, смещать их в случае необходимости в ходе голосования и т. п. Необходимо, однако, иметь в виду, что политическое равенство граждан есть в значительной степени равенство формальное. Оно отнюдь не гарантирует каждому возможность реального участия в политике. Обеспечение фактического равенства предполагает создание примерно равных социальных условий для реализации людьми своих политических прав (материальный достаток, соответствующее образование, наличие свободного времени, доступ к информации и т. д.).
5. Последовательное осуществление прав и свобод личности. Признавая права и свободы личности, общество признает безусловную ценность каждого человека независимо от расы, пола, религии, политических убеждений, социального происхождения, национальной принадлежности и т. д. Никакие идеи или цели, какими бы великими и справедливыми они не были, не могут противоречить правам и свободам человека.
6. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Современная демократия невозможна без правовых ограничений власти и предполагает существование правового государства. Дело в том, что демократия, как и любая другая власть, несет в себе определенную опасность для личности и меньшинства, подчиняя их коллективной воле большинства. И если интересы каждого отдельного гражданина не охраняются законом, а приносятся в жертву интересам большинства, пусть и «народу» в целом, то такая власть приобретает тоталитарный характер. Поэтому демократической власти должны быть установлены правовые пределы, которые она не может преступать. Границы государственной власти определяет конституция, которая принимается представительными органами или непосредственно гражданским обществом.
7. Разделение властей. Современная демократия исключает монополию какой-либо власти, её преобладание над всеми другими. Каждая власть вполне самостоятельна и относительно независима от других. Устанавливается механизм сдержек и противовесов, при котором одни власти уравновешиваются другими, и обеспечивается их определенный баланс. Так, государственная власть делится на относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые сдерживают и ограничивают друг друга. Одновременно сама государственная власть ограничивается оппозиционными партиями, группами интересов (национальными, корпоративными, религиозными и др.) и различными общественно-политическими движениями. Политическая власть испытывает влияние экономической власти, связанной с крупным капиталом и бизнесом. На экономическую и политическую власти оказывает своё воздействие и информационная власть, которая также относительно самостоятельна и независима. В результате в обществе устанавливается подобие «политических весов», своеобразный баланс сил, исключающий сосредоточение власти в одном центре.
8. Политический плюрализм. Современное гражданское общество по своей природе плюралистично. Это означает, что оно базируется на многообразии общественных интересов, которые тесно связаны с деятельностью тех или иных групп населения. Каждая из этих групп, защищая свои интересы, стремится оказывать своё влияние на государственную власть с помощью политических партий, лоббистских организаций, общественных движений, различных инициатив и т. п. В подобных условиях возникает конкуренция различных политических сил, в ходе которой устанавливается определенное политическое равновесие, позволяющее при принятии политических решений наилучшим образом учесть многообразные общественные и групповые интересы. В этой связи назначение современной демократии, которую часто называют плюралистической, заключается в том, чтобы стимулировать общественный и политический плюрализм, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, достигать взаимного согласия через принятие соответствующих политических решений.

 

Дмитрий Медведев выступил с программной речью на Мировом политическом форуме в Ярославле. (сентябрь 2010 г)

Отметив, что форум проходит во время празднования 1000-летия Ярославля, президент от имени участников поблагодарил древний русский город за гостеприимство.

- Слова моей благодарности - это не просто вежливость, - оговорился Медведев. - Форум может повлиять на условия развития нашего государства и, наверное, даже на международные дискуссии.

Слова признательности президент адресовал премьеру Италии Сильвио Берлускони и президенту Республики Корея Ли Мен Баку: они лично прилетели в Ярославль.

- Демократия - форма общественного устройства, которая периодически подвергается испытаниям, - задал тон разговора Медведев. - И в отличие от тоталитарных режимов она более уязвима.

И к самой России есть немало претензий. Часть критики в Кремле воспринимают позитивно, а некоторые оценки считают несправедливыми. Да и сам Медведев знает недостатки системы своей страны лучше многих, и это знание позволяет ему не соглашаться с самыми ярыми критиками России.

- Я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что в России нет демократии, - опроверг он подобные мнения. - Россия, вне всякого сомнения, является демократией. Молодая, несовершенная, неопытная, но все-таки демократия.

Дмитрий Медведев предложил свое видение критериев, которым должно соответствовать современное государство. Стандартов оказалось пять.

- Правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов.

Глава государства заявил о необходимости придания этим ценностям практической силы закона.

- Способность государства обеспечивать высокий уровень технологического развития. За счет этого обеспечивается достойный уровень жизни его граждан.

- Чем богаче нация, тем выше ее шансы на устойчивую демократию, - процитировал Медведев социолога из США Сеймура Липсета.

- Способность государства защищать своих граждан от преступных посягательств.

Демократическое государство в случае трудностей должно не в кусты прятаться, уверен Медведев, а давать отпор. Если надо - жестокий.

- Высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией.

Свободное демократическое общество - это общество хорошо подготовленных, образованных людей. И напротив, низкий уровень культуры разрушает демократию.

- Убежденность гражданина в том, что он живет в демократическом государстве.

- Демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость, - убежден президент. - Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: "Вы свободны". Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: "Я свободен".

Именно этот фактор, полагает Медведев, отбрасывает Россию назад. Кому-то нравится говорить, что от него ничего не зависит. А это, считает президент, удобная позиция - если ничего не можешь, то ни за что и не отвечаешь.

- Очень удобная позиция, но она опасная, - предостерег глава государства.

Президент также отметил, что бедность является одной из главных угроз демократии, назвав очевидным тот факт, что бедный человек не может быть свободным.

Соответствует ли этим стандартам сама Россия? Дмитрий Медведев честно объявил - только в определенной мере, не до конца.

- Мы в самом начале пути, и в этом плане нам есть над чем работать, - констатировал президент. - Но мы свободны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А. С. Пушкин | Цели создания с точки зрения инвесторов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.