Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2




В программе социологического исследования должен быть обоснован выбор типа и вида выборки, которые предполагается использовать для проведения социологического исследования: сплошной опрос; выборка квотная; выборка гнездовая; выборка многоступенчатая и т.п.

Допустим, вы исследуете тему "Отношение банковских служащих к действующей в российском обществе системе налогообложения".

Банковские служащие, работающие в различных российских банках - объект исследования.

Предмет - отношение банковских служащих к современной российской системе налогообложения.

Цель исследования - выявить мнения банковских служащих об эффективности действующей системы налогообложения.

Провести исследование можно методом опроса: либо сплошным, либо выборочным.

Если численность служащих банков составляет 200 человек, то опрос может быть сплошным, т.е. охватывать каждого служащего. Когда же объект исследования насчитывает более 200 единиц, то единственно правильным решением является применение выборочного метода.

Прежде чем осуществить непосредственный отбор объекта для выборки, необходимо обосновать ее структуру с точки зрения задач исследования. Структура выборочной совокупности определяется на базе основных гипотез.

Например, социолог может исходить из гипотезы о зависимости отношения служащих банков от уровня образования. Тогда зная, что среди служащих банков 65% лиц с высшим, 20% со средним и 15% с незаконченным высшим образованием, следует выдержать эти пропорции и в выборке.

Если согласно гипотезе отношение банковских служащих налогообложению зависит от их возраста, то в выборке должны быть пропорционально представлены те возрастные группы генеральной совокупности, которые интересуют исследователя. В качестве генеральной совокупности в данном случае выступают все служащие банков, отобранных для исследования.

В чем заключается идея выборки? В том, чтобы по части объекта судить обо всем объекте. Какова же процедура ее формирования?

Во-первых, необходимо ответить на вопрос: какого рода peспондентов предстоит опросить? Определить генеральную совокупность. В данном случае это банковские служащие.

Во-вторых, следует ответить на вопрос: сколько респондента нужно опросить, т.е. определить объем (размер) выборки?

В-третьих, надо ответить на вопрос: как выбрать конкретных респондентов для социологического опроса?

Теперь постарайтесь определить тип выборки, который наиболее обоснован для вашего исследования.

Один из вариантов: случайная выборка.

Методика ее расчета следующая. Составляется база выборки, т.е. полный перечень единиц отбора. Для этого может быть взят алфавитный список всех служащих отобранных банков, пронумерованных последовательно.

Респонденты пофамильно (или посредством кода — числового номера) заносятся на карточки, которые затем тщательно перемешиваются и из них производится отбор.

Предположим, что согласно внутрибанковской кадровой статистике, 700 сотрудников - с высшим образованием, 250 - со средним и 50 - ниже среднего. Иначе говоря, объем генеральной совокупности - 1000 единиц. Из них необходимо отобрать 200 респондентов, чтобы были представлены пропорционально три уровня соответственно.

Их доля в генеральной совокупности соответственно 70, 25 и 5%. С сохранением этих пропорций и должна быть отобрана выборочная совокупность из перемешанных ранее карточек.

Можно ли для исследования на тему "Отношение банковских служащих к действующей в российском обществе системе налогообложения" применить данный тип выборки? Можно, если объем генеральной совокупности не более 1000 служащих. При большем объеме генеральной совокупности эта выборка излишне трудоемка.

Другой вариант: механическая выборка.

Она больше подходит для крупных генеральных совокупностей. Для того чтобы провести расчет по этой выборке, необходимы алфавитные списки, картотеки работников учреждений, находящиеся в отделах кадров, книги жильцов в домоуправлении, списки избирателей, членов общественных организаций и т.п. Все социальные единицы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равный интервал (так называемый ШАГ выборки) отбирается соответствующее число респондентов.

Шаг выборки (ШВ) рассчитывается по формуле, где ZK - величина генеральной совокупности; N - объем выборки,.

Например, Src = 1000 ед., N=200, тогда

 

ШВ= =5 ед.

Это означает, что для составления выборочной совокупности из списка служащих банков нужно выделять каждую 5 единицу отбора. Отбор может вестись как от начала алфавитного списка, так и с его конца.

Таким образом, если вы решаете использовать механическую выборку, то логика расчета будет следующая:

~ численность банковских служащих в отобранных для исследования банках, допустим, 5000 человек. Это - генеральная совокупность. Опросить вы предполагаете, допустим, 500 респондентов (объем выборки). Значит, Шаг выборки:

ШВ= = 10 ед.отбора

Следовательно, каждого 10-го банковского служащего из перечня генеральной совокупности необходимо опросить в качестве респондента.

Третий вариант: гнездовая выборка.

При такой выборке единицами отбора являются не отдельные респонденты, а "гнезда" генеральной совокупности. Ими мог быть: семьи; небольшие коллективы отделов банков, учреждений учебные группы.

Например, в мониторинговых исследованиях "Социальный портрет студента-вечерника Финансовой академии", провидимого кафедрой социологии с 1996 года, применяется гнездовая выборка. Учебные группы отбираются по всем специальностям. Отбор респондентов внутри групп осуществлялся по гнездам - определенным буквам алфавита. Например, фамилии студентов, начинавшиеся на буквы Б, Г, К, С, Ш, Я. При этом в расчетах выборочной совокупности учитывается и признак пола, существенный для характеристики состава студентов и их установок.

При генеральной совокупности в 874 единицы (число студентов вечернего отделения) объем расчетной выборочной совокупности, основанной на принципе гнездового отбора, составляет 350 респондентов, которые опрашиваются в ходе исследования.

Гнездовая выборка оправдывает себя, когда в качестве социальных единиц анализа выступают именно группы: семья, небольшой коллектив подразделения фирмы, фонда, школьный бригада. В остальных случаях, когда опрашивают отдельных респондентов из разных социумов, целесообразно применять иной выборки.

Например, наиболее распространена квотная выборка. Это наиболее точный, широко применяемый (особенно в опросах общественного мнения) вид выборки.

Квотную выборку используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. В качестве таковых могут выступать: пол, возраст, национальность, образование, социальное положение, уровень квалификации, детность, брачность, доход, тип населения, статус собственности и т.п.

Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельные числовые значения являются параметрами квот.

Вернемся к теме исследования "Отношение банковских служащих к действующей в российском обществе системе налогообложения". Можно ли в этом случае использовать квотную выборку?

Можно, если вы обладаете сведениями хотя бы о части вышеперечисленных контрольных признаков (элементах генеральной совокупности): пол, образование.

Число признаков, которые выбираются при расчете квот, как правило, не превышают четырех. При большем числе "фиксированных" признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким процессом.

Примеры, изложенные выше, - примеры одноступенчатой выборки.

Многоступенчатые выборки осуществляются по нескольким ступеням путем использования на каждой из них одного или разных методов отбора. Например, на первой ступени можно применить гнездовую выборку (отбор групп в учебном учреждении, на фирме, на предприятии; поселений, административных районов, областей). Затем - случайный отбор респондентов в "гнездах".

Или другой вариант (тема та же, указанная выше). Для проведения социологического опроса на первой ступени отбираются банки из 12 экономических зон России с учетом регионально-территориального признака. На второй ступени отбираются города, где эти банки функционируют. Особенность третьей ступени - учет по масштабности представительств банков с различными формами собственности и определение единиц опроса служащих в каждом из них, принимая во внимание признаки пола, должностного статуса и другие.

При выборе типа и вида выборки следует, прежде всего, изучить особенности объекта социологического исследования, определить его задачи.

Отметим некоторые наиболее общие особенности финансовой деятельности, имеющие важное значение для ее социологического изучения:

1. социальные связи финансовой сферы с другими сферами общественной жизни (политической, экономической, духовной) как правило, опосредованные, скрытые, трудно познаваемые;

2. численность сотрудников в кредитно-банковских учреждениях ограниченная;

3. узкая профессионализация работающих в банковских структурах. Практически это довольно однородные по роду занятий когорты служащих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.