Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Понятие о литературных явлениях и принципах их освоения читателем




ДО И ПОСЛЕ МЕТОДА ИНТЕНСИВНОГО РОДОРАЗРЕШЕНИЯ.

ПРИ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ П-Ш СТЕПЕНИ

РЕЗУЛЬТАТЫ РОДОВ У БОЛЬНЫХ С ПОРОКАМИ СЕРДЦА

ПОКАЗАТЕЛИ ГОДЫ
1973-1976 1977-1983
Досрочное родоразрешение 13,9% 22,0%
Кесарево сечение 22,0% 52,5%
Акушерские щипцы 75,2% 44,0%
Вакуум-экстракция 2,8% -
Родилось детей с ВПР 5,3% 3,8%
Перинатальная смертность 46,0%о 35,0%о
Отёк лёгких 7,3% 1,5%
Тромбоэмболии 5,5% 0,5%
Материнская летальность 8,3% 2,5%

 

ВРОЖДЁННЫЕ ПОРОКИ СЕРДЦА ТИПА ФАЛЛО

 

Структура Порока Триада Фалло Тетрада Фалло Пентада Фалло Синдром Эйзен-менгера
Сужение лёгочной артерии   +     +     +     ‑  
Гипертрофия миокарда правого желудочка     +       +       +       +  
  Высокий ДМЖП     ‑     +     +     +  
  ДМПП     +     ‑     +     ‑  
Декстрапозиция аорты + + +

 

 

 

Основные вопросы темы:

 

  1. Какие явления называются литературными? Зачем они выделяются в ТЛ и ТПЧД?
  2. Давно ли, кем, как и зачем выделены ЛЯ?
  3. Что и почему надо знать о ЛЯ учителю начальных классов как читателю-профессионалу?

 

 

1. Как всегда, начнем с уточнения нашего понимания предложенных формулировок (темы и вопросов) и прежде всего обратимся к слову «явление». Что такое – явление? По мнению С.И. Ожегова, явление – это то, в чем обнаруживается сущность чего-то или вообще проявляется нечто для нас значимое. Наша задача – осознать и сформулировать понятие ЛЯ, т.е. выявить и назвать то, в чем обнаруживается сущность художественной литературы, т.к. мы, судя по заявленной теме, будем говорить именно об этом.

В чем же проявляется сущность художественной литературы? Другими словами, что именно в художественной литературе изучают литературоведы, разрабатывающие теорию литературы, которую в нужной для вас мере осваиваете вы? Думаю, что получить интересующий нас ответ, понять и принять его вам поможет следующая логическая цепочка:

1. ХЛ – это искусство слова, которое позволяет писателю «представить», а читателю «увидеть» то, чего в действительности в чистом виде показать и увидеть нельзя, а именно - обнаженную правду жизни.

2. Эту обнаженную правду жизни писатель вычленяет в своем воображении, а потом – в меру данного ему таланта – воплощает в словесной материи и с этой целью, как писал В.В. Маяковский, и «изводит единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

3. То, что при этом у писателя всякий раз и в каждом отдельном случае получается и затем закрепляется в слове, в предложениях, абзацах, в отдельных словах, в полном тексте художественного литературного произведения, в ряде художественных литературных произведений – это продукт личного писательского эмоционально-интеллектуального (т.е. духовного) труда: его «видение» мира, его чувства и мысли.

4.Каждый (любой) такой продукт писательского самовыражения, как видим, создается писателем из слов и представляет собой авторский текст (ткань, материю), в которой его мысли и чувства и материализуются.

5. Но поскольку художественных литературных произведений почти у каждого писателя не одно, а много, да, кроме того, и история художественной литературы насчитывает ряд веков, да и стран, и народов, у которых есть своя художественная литература, тоже весьма и весьма немало, и в каждой национальной (или народной) литературе достаточно как литературных художественных произведений, так и писателей, творящих литературные художественные произведения, то весь этот необъятный океан мыслей и чувств, чтобы его изучать, а затем им пользоваться, надо как-то систематизировать, выделив в нем какие-то принципиально важные общезначимые единицы или явления.

Вот эти-то общезначимые единицы или явления, в которых материализованы и зафиксированы в художественном писательском слове (в художественном тексте, в словесной художественной материи) продукты творческой работы писателя и принято называть литературными явлениями.

Выявив и назвав эти реализованные в художественном слове общезначимые и общедоступные для изучения единицы, или ЛЯ, литературоведы определили предмет своего исследования. Изучая литературные явления, запоминая их, фиксируя и воссоздавая в своем воображении с их помощью то, что материализовал в них писатель, сопоставляя их и сравнивая, ученые-литературоведы получили возможность объективно оценивать и современное состояние, и историю развития ХЛ – как в целом, так и в любой ее части. А читатели обрели критерий для самооценки качества своего прочтения ХЛП, потому что получили возможность делать это осознанно, обращая свое внимание на 2 обстоятельства:

а) Не пропустил ли я при чтении-общении в тексте ЛХП чего-то важного? Каждое пропущенное читательским восприятием ЛЯ – это изъян в работе с ЛХП, это недополучение читателем (по его же вине!) каких-то важных элементов просвещения и развития читательского ума и чувств для воспитания себя средствами чтения;

б) Чем больше созданных писателем ЛЯ, работая с книгой и текстом, мы в состоянии «увидеть» и осознать, чем ярче и точнее мы их себе представляем и правильнее оцениваем, тем совершеннее становится наше восприятие не только ХЛ, но и окружающего нас мира и себя самих.

Давайте сразу же проверим правомерность данного вывода на практике. Как читатели, мы способны сделать это путем самонаблюдения и самоанализа.

Задание №1:

Ход предстоящего вам небольшого исследования таков:

1. Надо внимательно (не пропустив ни одного читательского действия) вчитаться в предложенный текст.

2. Вчитавшись, запомнив текст и представив всё, что в нем писатель «материализовал в слове», назвать и сформулировать свои чувства, и мысли, возникшие у вас в результате прочтения текста ЛХП.

3. Ответ кратко записать, оценив и объяснить текстом эти свои мысли и чувства, выделив те единицы, части, «куски» текста, которые их вызвали.

 

Действуйте! Читайте! Думайте! Сопоставляйте и сравнивайте!

Бараны.

По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: "Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти - Ты стоишь мне на пути". Черный брат ответил: "Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!" Помотал один рогами, Уперся другой ногами... Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана.

 

Примечание: Анализ текста приведенного выше ЛХП, основанный пока главным образом на читательской интуиции студентов, может быть проведен как устно, так и письменно (к.раб. №3). Но в любом случае его ход и результаты студенты сначала обдумывают и фиксируют в тетрадях самостоятельно, «как умеют», а потом то, что получилось, оглашается и оценивается всеми участниками этого упражнения.

Если контрольная работа проводится письменно, студенты могут даже поставить оценки– себе или друг другу. В последнем случае они должны поменяться работами, оценить их, а затем обсудить достижения и ошибки с преподавателем. (очень хороший ход, особенно насчет оценок другу)

Преподаватель, руководя анализом, должен помогать обучающимся не столько понять смысл текста (тут особенно и понимать нечего!), сколько «увидеть» за словами происшествие, представленное в тексте, и понять себя.

 

Примерный ход работы.

  1. Приглашение к ответам о прочитанном:

- Что же вы прочитали? (рассказ в стихах)

- Если это рассказ, значит есть сюжет. Перескажите! (История простая: два барана встретились на узком мостике, не захотели уступить друг другу дорогу, начали бодаться и, сорвавшись с мостика, оба утонули в реке).

2. Анализ, основанный на читательской интуиции:

- Запишите сюжет рассказа. Перечитайте!

-То, что у вас получилось, - это художественное произведение? Почему? Что же это?

- А произведение, из которого мы вычленили сюжет, оно – художественное? Почему?

3. Анализ, нацеленный на фиксацию и «видение» ЛЯ:

- Если это ЛХП, то мы за строками текста должны «увидеть» представленное нам писателем происшествие от начала и до конца - в красках, звуках, картинах… Напрягите воображение и перечитайте произведение. А теперь представьте, что вы сидите у окна и все, о чем читали, происходит у вас на глазах.

- Что же вы видите за окном? Какой пейзаж? А время суток? Как оно отражается в вашем сознании? Как опирается на текст?

- Вы сразу видите барашка или сначала что-то слышите? Что именно слышите? Какие звуки? Когда появляется второй барашек?

- Как вы думаете, почему барашки, которых рисует нам автор произведения, разного цвета? Какой из них симпатичнее? Чем?

- Отчего в начале рассказа речь идет о барашках, а в заголовке и в конце рассказа фигурирует слово «бараны»? Где тут образы-персонажи, а где образы-оценки?

- Уверены ли вы в том, что драка была (ведь она в рассказе не описана)? А кто ее начал? Почему вы так думаете? Долго ли она продолжалась?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- А какой опыт вы извлекли? И нужен ли он вам? Зачем 5-я строфа снова начинается со светлого безмятежного пейзажа?

Итак: прекрасное утро; мирный родной пейзаж (горы, тропинка, мостик). Таковы время и место, где встретились два юных существа – барашки, которым жить и жить! И не враги встретились, а братья («два брата»). Однако встреча не принесла братьям радости. Напротив, произошло непредвиденное и непоправимое: их жизнь вдруг оборвалась… Случайное несчастье? Нет! Всё закономерно: усталость («шел домой») или дурной характер (гордыня, вспыльчивость, грубость) встретилась с, казалось бы, разумной рассудительностью, которая, однако, не выдержала испытания грубостью. Грубость породила обиду, обида – гнев. А «во гневе, - как гласит народная мудрость, - что юнец, что аксакал: как только вспыхнул гнев, так ум пропал»…

Жизнь же вокруг как шла, так и идёт: окончилось утро, наступил день, будет вечер, потом ночь и снова утро, возможно, такое же ясное, чистое, свежее… Только барашки ничего этого уже никогда больше не увидят. А почему? Во имя чего? «Просто так»… Это-то и плохо: бездумный поступок породил бессмысленную гибель… И имя этому безумному поступку «гордыня» и «упрямство», т.е. неумение и нежелание вовремя взять себя в руки и, смирившись, проявить мужество и волю, подавить гнев и тем предотвратить беду.

Вывод один: Барашки! Будьте осторожны! Не превращайтесь в баранов, потому что быть бараном (тупым, безмозглым, упрямым и грубым существом), когда тебе дан разум, стыдно и горько. И еще одна мысль не может не обеспокоить читателей этого рассказа: как, оказывается, близко от нас, почти рядом, хотя и невидимо, а то и в самих нас, таится зло и каким хрупким становится добро, если мы так легко поддаемся злу, вместо того, чтобы защищать и умножать добро…

Задание 2: Оцените обоснованность и объективность конспективно изложенных здесь рассуждений. Что они представляют собой - подкрепленную теорией литературы науку или «отсебятину» и «вкусовщину»? (А как это узнать? Для этого надо бы дать тект прочитать десяткам людей, выборка должна быть обоснованной, литературоведы тоже должны быть среди них. И сравнить. Лично мне не нравится «ты стоишь мне на пути» - явная речевая ошибка автора, «уперся» с дурацким ударением в простеньких стихах для детей, мог бы получше подумать гимнотворец!) Думаю, что это наука, т.е. истина, в той ее мере, в которой она доступна нам на сегодняшний день и час, потому что в основе приведенных выше рассуждений лежат ЛЯ, зафиксированные автором прочитанного вами ЛХП поэтом С.В. Михалковым, т.е. реально существующие и составляющие текст данного ЛХП единицы (или продукты) писательского творчества, материализованные в слове: пейзажи (раннее утро в горах; чуть розовеющее лиловатое небо, а потом знойный день - солнышко «печёт»), звуки ( тишина, шелест камушков, потревоженных копытцами барашка, идущего по «крутой тропинке горной», шум воды в речке, стесненной крутыми берегами), детали (горбатый мостик и где-то там за мостиком – дом, где барашка ждут) – словом, красота, умиротворение! Персонажи – барашки-братцы, черный и белый; внезапно превращающиеся в баранов, и итог этого превращения – утонули (их больше нет и никогда больше не будет!..).

Пропустите хотя бы одно из этих ЛЯ – и сразу же разрушится обнаженная в них правда жизни, не описанная, а представленная нам художником слова так, что мы «видим» происшествие, как бы участвуем в нем, сердимся, горюем, сострадаем…

Общий вывод: именно ЛЯ, будучи «видимым» для читателей продуктом писательского творчества, позволяют нам объективно судить, во-первых, о качестве ЛП (насколько оно художественно и художественно ли вообще), а во-вторых, сразу же, - и об уровне готовности к чтению-общению тех, кто прочитал ЛХП. В свою очередь, реальная основа для объективности суждений – это и есть наука, в которой умение выделять ЛЯ в тексте – это условие сопоставимости и доказательности суждений о ЛХП при всей индивидуальности восприятия текста читателями. Кто вооружен умением использовать ЛЯ как заданную в ЛХП объективную основу для его анализа, тот может совершенствоваться в умении читать-общаться сам и учить этому умению других. А для вас – учителей начальных классов – это профессиональная обязанность. Так что совершенствуйтесь! Вчитывайтесь в ЛХП, вдумывайтесь в представленные вам их творцами ЛЯ и объективно оценивайте как мастерство творцов, так и себя (сотворцов).

 

2. Однако, давно ли наши предшественники открыли ЛЯ как основу объективной оценки ЛХП? Кто это сделал и зачем?

Коротко говоря, давно. Даже очень давно! Еще до нашей эры. И первыми классическими трудами в этом отношении до сих пор вполне заслуженно считаются крупнейшие памятники пробуждающейся научной мысли о ХЛ и ЛХП – «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля (4 в до н.э.) и «Наука поэзии» Горация (1 в до н.э.). Поскольку нами употреблены 2 новых литературоведческих термина (поэтика и поэзия), сразу же обратимся к уточнению их значений.

Поэтика. Что это? Это один из старейших литературоведческих терминов (греч. Poietike) – поэтическое искусство, или учение о ХЛ вообще. Так воспринималось значение этого термина в античную эпоху. В средние века «поэтика» («пиитика») – это уже нечто иное, это учение о приемах «украшенной» речи и стихосложения. Видимо, отсюда берет начало стремление и привычка многих читателей (и, к несчастью, учителей) оценивать художественность поэтической речи по ее украшенности, а учителя приучают к этому неверному восприятию художественной речи и ЛХП своих учеников (вспомните те 2 текста, которые вы анализировали, выполняя упр.№40).

В XIX в. термин «поэтика» стал обозначать учение о построении разных типов ЛХП, т.е. превратился в синоним «теории словесности». В XX веке значение этого термина раздвоилось: поэтикой стали называть и изучение языка ХЛП, его поэтических функций, и всю систему художественных средств, характерную для какого-то жанра литературы или манеры творчества определенного писателя (например, «поэтика песни», «П.рассказа», «П.романа» или «П. Пушкина» - в отличие, скажем, от поэтики Паустовского или Маршака)… А, раздвоившись, потеряв определенность, слово «поэтика» сохранилось в нашем словаре, но утратило значение научного термина и потому постепенно выходит из научного употребления.

Для нас слово-термин «поэтика» интересно в его античном значении, т.к. оно зафиксировано в заглавии первого из трудов, посвященных учению о ХЛ, а следовательно, знаменует собой появление мысли о необходимости критерия научной, теоретической оценки ЛХП.

Слово «поэзия» тоже греческое (poiesis, от poieo – делаю, творю). Именно так – поэзия – называли ХЛ (в отличие от, например, литературы научной) наши великие критики-литературоведы В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский. Читая их труды, помните об этом…

Однако сейчас словом «поэзия» обозначается чаще всего не просто ХЛ, а ХЛП в стихах (в отличие от ЛХП в прозе), хотя развитие ХЛ уже привело к тому, что грань между стихом и прозой становится со временем всё более и более зыбкой. Об этом вам надо знать, и в этом вы не раз убедитесь на практических занятиях.

Вам надо знать и о том, что, анализируя лучшие образцы древнегреческой ХЛ (ЛХП Гомера, Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана – чьи имена вам почти незнакомы, но чье творчество составляет основу нашей интеллектуально-эстетической культуры), Аристотель сумел определить все самое главное, чем руководствуемся и мы, рядовые читатели, и на что опираются в своих исследованиях ученые-литературоведы:

- во-первых, общие параметры ХЛ: взаимосвязь ХЛ и жизни (по его мнению, ХЛ воспроизводит действительную жизнь), ее главный предмет – человека (ХЛ – это литература о человеке!) и ее цель (ХЛ – это литература для человека, это средство познавательно-воспитательное);

- во-вторых, положить начало учению о трех основных родах поэзии: эпосе, лирике и драме – описать их и задать принципы их разграничения, т.е. разработать основы теории, которую впоследствии, уже в XIX веке, удалось, с нашей точки зрения, довести почти до совершенства В.Г. Белинскому.

О великолепном теоретическом труде, внесшем неоценимый вклад не только в литературоведение, но и в практику ЧД, - «Разделение поэзии на роды и виды», - мы уже упоминали на стр. данного пособия. Этот труд вам надо не просто прочитать, а изучить: осознать и законспектировать, чтобы постоянно, ежедневно пользоваться им в личной читательской практике и в процессе обучения чтению-общению младших школьников и обращаться к своему конспекту до тех пор, пока основные положения этого учения не войдут в вашу «плоть и кровь».

Но, изучая статью В.Г. Белинского и конспектируя ее, вам надо знать, что законспектировать чей-то труд – вовсе не значит «переписать его» - детально или выборочно. Законспектировать – это значит вчитаться в каждый абзац, в каждую часть изучаемого текста, составить общее представление о прочитанном, сформулировать и записать его, и лишь затем (желательно, в основном своими словами, кратко, прибегая к цитированию лишь изредка, в совершенно необходимых случаях, когда мысли или чувства выражены автором изучаемого труда настолько совершенно, что пересказу не поддаются!) ответить на все значимые вопросы, поставленные автором труда перед читателями. В данном случае эти вопросы «за вас» поставим мы. Они таковы:

1. Что представляет собой изучаемая вами статья В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды»? Когда и зачем она создана автором?

2. Почему, по мнению В.Г. Белинского, «поэзия – это высший род искусства»? С какими другими видами искусства автор данного труда сравнивает поэзию? Какие приводит доказательства? Убедительны ли они для вас?

3. В чем усматривает В.Г. Белинский «основное свойство характера поэзии»? Понимаете ли вы, о чем идет речь? Можете ли привести примеры? Какие?

  1. Сколько существует родов поэзии? Какие? Назовите.
  2. В чем два их главных различия?

6. Составьте схему характеристик эпоса, лирики и драмы, сопоставив основные роды поэзии по таким существенным качествам:

а) кто или что выступает в каждом роде поэзии в роли героя?

б) как связаны описанные автором коллизии и конфликт; есть ли конфликт и в чем он состоит (насколько явен, неотвратим)?

в) как проявляет себя в каждом роде поэзии создатель ЛХП?

г) какова связь объема ЛХП и каждого из трех родов поэзии: ограничен ли объем ЛХП в эпосе, лирике, драме? Чем ограничен, если такое ограничение существует?

д) как можно характеризовать трудность восприятия каждого рода поэзии для читателя: что воспринимается наиболее трудно, что легче, что легко? Свои выводы объясните.

Примечание: Образец схемы-ответа может быть задан студентам заранее, а может быть отнесен к самостоятельному творчеству студентов, тем более, что всё уже подготовлено вопросами, поставленными выше.

 

Возможная схема сопоставительной характеристики основных родов поэзии из привычного нам круга чтения.

 

Основные характеристики Роды поэзии Эпос Лирика Драма
  Герой      
  Коллизии и конфликт      
  Роль создателя в ЛХП      
  Объем текста в ЛХП      
  Уровень трудности для читательского восприятия      

 

Контрольные вопросы. Почему мы время от времени подчеркиваем, что нами рассматриваются детально три основных рода поэзии. А какие «неосновные»? Назовите! Приведите примеры… Насколько они характерны для детского чтения? Зачем они? Каково ваше к ним отношение?

7. Так же – в схемах – представьте разделение известных вам трех родов поэзии на виды и жанры. Эти схемы можно заимствовать, например, у проф. О.И. Федотова («Введение в литературоведение», М., Академия, 1998, с. 114, с. 120, с. 117.

План работы со схемами:

  1. Рассмотрите каждую схему.

2. Подумайте, какие виды того или иного рода поэзии есть (могут встретиться) в детской литературе.

3. Выпишите названия всех характеристик для каждого рода поэзии видов ХЛП для детского чтения отдельно (в тетрадь для практических работ и в словарь), дайте им научные определения, приведите примеры из круга чтения младших школьников.

Примечание: Завершив работу, попробуйте составить свою схему «Роды и виды поэзии для читателя-ребенка 6-9 лет». Решение этой творческой задачи может быть коллективным. Кроме повышения уровня профессиональной готовности, выполнение данного задания увеличит ваши шансы на получение достойной оценки на этапе, завершающем курс обучения.

Пункт 7 данного задания – это обязательная для зачета домашняя контрольная работа.

Дополнительный вопрос (на «отлично»): почему эпиграмма – в научных трудах по литературоведению то относится к ХЛ, а то к беллетристике? Какой точки зрения придерживаетесь вы? И что такое «беллетристика»? Существует ли она сейчас? Приведите примеры.

3. Чтобы понять, когда и зачем знание основ теории разделения поэзии на роды и виды, нужно любому уважающему себя читателю (и уж несомненно – учителю начальных классов), обратимся к анализу примеров.

Пример 1. Составители хрестоматий и издатели постоянно включают в круг чтения современных младших школьников русскую народную сказку «У страха глаза велики».

Вот ее текст. Прочитайте!

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ  
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с напёрсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх! Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: — Ох! Медведище меня чуть не задавил! Внучка плачет: — Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась.
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
"Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!"
Верно говорят: "У страха глаза велики: чего нет, и то видят".

 

Чтение этой сказки в думающей детской аудитории нередко вызывает у учащихся вопросы, а учителя ставит в тупик. Как вы думаете, что именно удивляет детей в этой сказке?

Перечитайте свой конспект статьи В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды», проанализируйте свою работу над схемами и ответьте на этот вопрос, а затем запишите в тетрадь для практических занятий и то, как вы объясните детям возникшее у них недоумение. А смогли бы вы проявить профессиональную компетентность, если бы не знали основ теории разделения поэзии на роды и виды? Конечно же, нет.

 

Пример 2. Примерно с 30-х годов 20 в. младшим школьникам и в хрестоматиях, и в отдельных изданиях предлагается произведение Л.Н. Толстого, которое фигурирует там под заголовком «Лебедь» или «Лебеди».

Вот текст этого произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.