Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая динамика




Слаборазвитые группы — группы, характеризующие­ся недостаточным развитием или отсутствием психологи­ческой общности, сложившейся структуры, четкого распре­деления обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы — группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которой он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и

антипатиях, их иногда называют эталонными. С их помо­щью человек сравнивает свое поведение с поведением дру­гих и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) — группы, в которых люди реально состоят, проходят обуче­ние или трудятся.

Реальные группы — группы, фактически существую­щие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы — группы людей, условно объеди­ненных для целей конкретного исследования по определен­ному признаку, например по полу, возрасту и т.п.

 

2. Этапы формирования группы

Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомятся, обмени­ваются официальной информацией друг о друге, вносят пред­ложения о работе группы (например, как будут распреде­лены функциональные обязанности, роли).

Бурление (смятение) — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации меж­ду членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, про­является их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы; если различия слиш­ком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формально­му лидеру, который должен решать внутригрупповые кон­фликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям коллег и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возника­ет чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотруд­ники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно рабо­тают в соответствии с поставленной целью и распределени­ем задач, согласованным на предыдущей стадии. Для раз­решения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование (распад). Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

3. Характеристики группы

Структура группы — схема взаимоотношений в груп­пе между должностями. Члены группы определяют пре­стиж каждой должности, значение в группе.

Структура группы может основываться не только на ста­тусно-ролевых отношениях, но и профессионально-квали­фикационных оценках половозрастном составе.

Статус — положение работника в группе в соответ­ствии с занимаемой должностью (формальный, официаль­ный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициаль­ный статус).

Роли — определенный набор действий, поведение ин­дивида, определяющиеся работой.

Нормы — общепринятые стандарты, правила индиви­дуального или группового поведения, сложившиеся в ре­зультате взаимодействия членов группы, принятые и вы­полняемые ими.

Лидерство — способность оказывать влияние на дру­гих людей, направляя их усилия на достижение целей орга­низации.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет пра­во и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения груп­пы при взаимодействии с лидерами других групп, сглажи­вает противоречия в группе.

Лидер всегда должен быть открытым, побуждая чле­нов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вме­шиваясь, когда это необходимо, для достижения целей груп­пы.

Состав группы — степень сходства личностей, их то­чек зрения, подходов к решению проблем.

Групповые процессы — процессы, организующие дея­тельность группы. К ним, например, относят взаимодей­ствие членов группы при выполнении определенной зада­чи, процедуры принятия решений в группе, обмен инфор­мацией, социальная поддержка.

Сплоченность — сила стремления членов группы оста­ваться в ней и выполнять обязательства перед группой.

Конфликтность — различия в мнениях членов груп­пы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.

Размер группы. Исследования показывают, что наибо­лее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С уве­личением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В груп­пах из 2-3 человек возникает напряженность между ее чле­нами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.

Пространственное расположение — характеризует, как расположены люди во время работы по отношению друг к другу: смотрят друг на друга, сидят спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотно­шения между человеком и группой:

• наличие постоянного места или территории;

• личное пространство, в котором находится только дан­ный человек;

• взаимное расположение мест.

Задачи, решаемые группой, — их содержание опреде­ляет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.

Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.

4. Различия формальных и неформальных групп

Сравниваемый параметр Формальная группа Неформальная группа
Цели деятельности Официально предпи­саны Определяются самими членами
Взаимоотношения между членами группы Официальные Неофициальные
Характер (структура) отношений Вертикальное соподчинение Отношения равноправ­ные, дружеские, хотя и выделяется лидер
Организационная ос­нова взаимодействия Права и обязанности Власть и политика
Основное внимание уделяется: Должности Человеку как личности
Возглавляет Руководитель (формальный лидер) Неформальный лидер
Источник власти ли­дера Делегируется руко­водством Личностный, исходит от группы
Регулятор поведения в группе Правила Нормы
Способы приведения поведения членов груп­пы в соответствии с нормами и правилами Вознаграждения и штрафы Санкции

В каждой организации существуют формальные груп­пы. Они формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и в управлении. Кроме того, формальные группы могут создаваться для работы над конкретным проектом или проблемой. После завершения задания они могут быть расформированы или им поручают работу над другим проектом, проблемой.

Для выполнения функций, проектов подбираются люди, которые обладают определенной профессиональной подго­товкой, квалификацией, опытом и готовые выполнять по­ручаемую им работу в системе совместного труда.

Наряду с формальными в организации возникают и дей­ствуют неформальные группы, которые создаются самими членами организации в силу ряда причин.

Во-первых, работники организации ведут себя не так как предполагалось: более производительно или менее, соблю­дая требования дисциплины труда или нет и т.д. Во-вторых, каждый сотрудник взаимодействует с другими людьми не только по должности и правилам, установленным менедж­ментом, но и в силу взаимного притяжения, симпатий, об­щих взглядов на жизнь, привычек, увлечений. В-третьих, система отношений, предпочтений, установок работников может быть отлична от ожиданий менеджмента.

Команда рассматривается как вид группы в организа­ции. Развитие информационных технологий, усиление вни­мания к системе комплексного управления качеством, про­цессом организационного обучения обусловили перенос ак­цента с поведения индивида (менеджера и рабочего) на деятельность многофункциональных управленческих ко­манд и рабочих групп. Их деятельность направлена на ре­шение комплексных проблем, заданий.


 

5. Различия между рабочей группой и командой

Сравнительный параметр Рабочая группа Команда
Лидер Ярко выражен Лидерство поделено между членами
Ответственность Личная Личная и взаимная групповая
Миссия Совпадает с миссией организации или обусловлена ею Собственная
Производятся про­дукты Индивидуальной деятельности Коллективной деятельности
Формы совместного решения проблем Собрания Свободные встречи
Оценка эффектив­ности Косвенная Непосредственно по произведенному продукту
Процесс работы Обсуждение Решение Делегирование полно­мочий Обсуждение Решение Совместное выполнение
Состоят из работ­ников Одного уровня управления Всех уровней и подразделений

 

Традиционно рабочая группа — небольшая группа работников, стремящихся к достижению общей цели и посто­янно координирующих свои усилия.

Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними разли­чия, главное из которых состоит в том, что команды дости­гают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.

 

Человек нуждается в общении с себе подобными. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. осознание того что о них что о них думают и чего-то ждут другие, заставляет людей определенным образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

Группа – это два лица или более. Которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

Организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). Эти группы созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются ФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ. Как бы малы они ни были, - это формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЯ состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь тоже могут быть руководителями.

РАБОЧАЯ (ЦЕЛЕВАЯ) ГРУППА состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

КОМИТЕТ – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Но во всех случаях здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур.

Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятность, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может стать фактически доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Многие руководители частот не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.

РАЗВИТИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Как возникают неформальные организации. Формальная организация создаются по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальной организации эти цели являются причиной существования такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписанные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

Почему люди вступают в группы и неформальные организации. Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в неформальные организации, но они часто не осознают их.

Важнейшие причины вступления в группу:

- чувство принадлежности,

- взаимопомощь,

- взаимозащита,

- тесное общение

- заинтересованность (симпатия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.