Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая психотерапия в контексте культуры

 

Психотерапия — новая и одновременно старая мультимодальная духовная практика, основанная на естественно-научной и гуманитарной парадигмах, интегрирующая в себе такие духовные практики (по мере их возникновения) как религия, медицина вообще и психиатрия в частности, философия, педагогика, психология, социология, политика и этика.

По мнению Ф. Александера и Ш. Селесника первой специальностью в медицине была психиатрия, которая использовала для лечения соматических и психических заболеваний различные магические приемы.

Этика психотерапевта предписывает ему осознавать свою силу и влияние, определять границы и допустимость их использования.

Определение. Групповая психотерапия — это группа методов психотерапии, основанных на использовании в той или иной форме эффектов групповой динамики.

Все существующие методы групповой психотерапии делятся на три вида: образовательные, аналитические и основанные на действии. К последнему виду относят аналитическую психодраму, гештальт-терапию и др.

По продолжительности работы выделяют два вида групповой психотерапии: долгосрочную (60 и более часов) и краткосрочную (от 20 до 40 часов).

В настоящее время исследователи насчитывают от 500 до 1000 методов психотерапии. Совершенно очевидно, что методов психотерапии значительно меньше, а увеличение количества методов связано с тем, что каждый психотерапевт стремится скорее персонифицировать свой опыт, нежели признаться в том, что он является учеником и последователем другого психотерапевта.

Для того, чтобы лучше ориентироваться во всем многообразии методов психотерапии, лучше воспользоваться предложением М.М. Решетникова и подразделить методы психотерапии по следующим направлениям:

1) методы психотерапии, основанные на внушении и самовнушении;

2) когнитивно-поведенческая психотерапия;

3) психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия;

4) экзистенциальная (гуманистическая) психотерапия;

5) семейная психотерапия. Подавляющее большинство семейных психотерапевтов позиционируют себя как представителей самостоятельного направления, включающего в себя множество методов.

Разумеется, в современной России одни направления психотерапии лучше развиты, как скажем, первое, второе и третье, а другие — значительно хуже, например, семейная психотерапия.

Ф. Александер и Ш. Селесник (1995) выделили три основные тенденции (а в нашем понимании — эпохи в развитии психиатрии:

1. Магический подход — попытка рассматривать необъяснимые явления как магические.

2. Органический подход — попытка объяснить болезни психики телесными причинами.

3. Психологический подход – стремление обнаружить психологические причины психических расстройств. На наш взгляд, оказываются вполне сопоставимыми эпохи развития культуры и эпохи развития психиатрии — психотерапии.

История развития групповой психотерапии изоморфна развитию эпох культуры и психиатрии и отражает их содержание. Подтверждение сказанному можно найти в работах Н.В. Александровой и Э.Г. Эйдемиллера о сравнительном анализе аналитических и неаналитических теорий развития личности в сопоставлении со стадиями жизненного цикла семьи и фазами динамики психотерапевтической группы.

Динамика развития групповой психотерапии в динамическом контексте культуры. В эпоху премодерна методы групповой психотерапии основывались главным образом на эффектах внушения и самовнушения. Шаманы, жрецы, священники использовали магию, ритуалы, песнопения, танцы с целью наведения трансов и усиления усвоения внушений. По мнению Джеймса Фрезера (1854–1941), (цит. по Александер Ф., Селесник Ш., 1995), важным принципом магической медицины стало то, что два разных и не связанных между собой тела могут производить воздействие друг на друга с помощью внутренней скрытой связи. Так была открыта «комплементарная», «гомеопатическая» или «мимикрическая» магия, которая стала первоосновой современного эмпатического контакта психотерапевта с идентифицированным пациентом. Сальвадор Минухин назвал это «мимезисом» в семейной психотерапии.

Согласно Д. Фрезеру, шаман принимал позу больного, отражал его мимику, синхронизировал дыхание, впадал в транс, осуществлял то, что С. Минухин назвал «tracking», т.е. «следование психотерапевта за...», благодаря чему возникало выздоровление или улучшение состояния больного.

Одной из форм групповой психотерапии в ХVIII–ХIХ веках был гипноз Франца Антона Месмера (1734–1815), создателя учения о животном магнетизме. «Согласно его мистической теории, мир пронизан особой жидкостью — магнетическим флюидом, обладающим целебной силой. Накапливаясь как в резервуарах у особенно одаренных для его восприятия личностях, магнетический флюид, по воззрениям Ф.А. Месмера, может передаваться больным через прикосновения и излечивать их. Считая себя в этом смысле наиболее богатой натурой, Ф.А. Месмер сконструировал специальный чан («бакэ»), и, образуя вокруг него живую цепь, больные получали флюид своего волшебного целителя, когда он, приближаясь к «бакэ», касался металлического шарика на его крышке хрустальным жезлом. В этот момент «живительные соки» пронизывали больных, цепеневших в религиозном экстазе поклонения своему кумиру, чудо-доктору, и с ними происходили летаргические состояния с каталепсией или бурные разряды истерических судорог. Все это называлось целительными кризисами, так как после них часто происходило «чудодейственное» избавление от истерической слепоты, немоты, глухоты, параличей и других состояний.». Внушения Ф.А. Месмера в группе усиливались за счет взаимной индукции.

Основоположником современной групповой психотерапии с полным основанием можно назвать Джейкоба (Якоба) Леви Морено (1892–1974), который разработал аналитическую психодраму.

Нами дано следующее определение психодрамы.Аналитическая психодрама — это метод индивидуальой и групповой психотерапии, основанный на игровом моделировании актуальных представлений клиента/клиентов.

Другое определение: аналитическая психодрама — метод индивидуальной и/или групповой психотерапии, использующий три вида коммуникаций — эмоциональную, поведенческую и вербальную — с целью психологической коррекции в ситуации здесь-и-сейчас, искажений личностного развития на более ранних этапах онтогенеза.

Теоретическим концептом этого метода психотерапии является теория ролей, разработанная амим автором.

Современные исследователи считают, что теоретической основой данного метода является психоанализ, основное допущение которого состоит в том, что корни личностных проблем, беспокоящих людей сегодня, находятся в их детстве.

Данный постулат полностью подтверждается при проигрывании психодрам. Параллельно с психодрамой развивались методы аналитической, групп-аналитической и интеракционной групповой психотерапии.Общим для всех этих методов при всем их различии был директивный стиль ведения психотерапевтами групп, который пришел на смену авторитарному управлению группами.

Под влиянием духовных ценностей культуры постмодерна стиль управления психотерапевтическими группами различных модальностей стал более гибким, включающим в себя директивность и партнерство.

В разработанной институтом им. Бехтерева совместно с Н.В. Александровой модели краткосрочной аналитической психодрамы сформулировали принцип управления группой так: «Вы (участники психодрамы) отвечаете за содержание своих психодрам, а ведущий (режиссеры) за форму их проигрывания».

Модель краткосрочной аналитической пси-ходрамы. Аналитическая психодрама используется как метод индивидуальной и групповой психотерапии. Преимущество аналитической психодрамы перед другими методами индивидуальной и групповой психотерапии заключается в том, что она использует протоязык — язык чувств, мимики, жестов, поступков, поведения. Именно поэтому она доступна детям, начиная с четырех лет, и пожилым людям. В психодраме участники имеют возможность моделировать собственные представления о тех или иных психотравмирующих ситуациях.

До настоящего времени в отечественной литературе нет указаний на особенности динамики группового процесса в группах аналитической психодрамы. Опыт позволил выделить в развитии групп аналитической психодрамы 5 фаз.

Нулевая — «фаза предгрупповой ситуации». Психотерапевты знакомятся с идентифицированными пациентами или с клиентами, устанавливают раппорт, помогают им сформулировать психотерапевтический запрос, привыкнуть к необычной ситуации психологического взаимодействия между психотерапевтом/тами и клиентом, усилить у участников мотивацию на психотерапевтические изменения, необходимость пройти предусмотренные клинико-психологические исследования.

Первая фаза — «фаза ориентации», которая имеет сходство по форме и одержанию с оральной фазой психосексуального развития индивида по З. Фрейду. Ожидания всех участников группы связаны с тем, что психотерапевт/ты их «накормят» — решат все их проблемы. В эмоциональном состоянии участников группы преобладают вера, надежда и тревога. Правила работы группы, которые обсуждались на предыдущей фазе и принимались на этой всеми участниками, являются для большинства из них внешними и, хотя каждый участвует в играх и моделировании ситуаций, соприкасаясь при этом с собственными переживаниями, все участники уверены, что психотерапевт/ты волшебным образом» решат все их проблемы.

Вторая фаза — «фаза переформулирования целей и перераспределении ответственности». К этому моменту участники теряют веру и надежду на то, что обретут спокойствие и здоровье, усиливается тревожность, основной формой совладания с которой у детей, подростков и взрослых становятся аспонтанность, апатия, раздражительность. Проявление агрессии на психотерапевтов, спровоцированной ими самими, в группах взрослых пациентов может способствовать активизации самостоятельности и раскрепощенности.

Переносы и противопереносы являются самыми мощными катализаторами психотерапевтического процесса. Наилучшим разрешением у участников коллизий на 2-й фазе является обсуждение членами группы, включая психотерапевтов, тех отношений, которые сложились внутри группы, но не были до этого вербализованы. Технически это может быть осуществлено в виде дискуссии, когда каждый участник по кругу отвечает на вопросы: что происходит в группе, чего он хочет, какие он видит перспективы в изменении работы группы. Другие техники, которые можно использовать — это различного рода социометрические игры («плот в бушующем море», «автомобиль», «заложники» и др.). Важно то, что эти игры или дискуссии привносят в группу не психотерапевты, а сами участники, задача же психотерапевтов — услышать и подкрепить те ключевые слова, в которых отражена суть происходящего в группе: «в группе туман… словно ходим по болоту… все закрыты, никто никого не знает…». Психотерапевт/ты предлагает прояснить, что такое туман, кто есть кто в «тумане и на болоте», какие есть желания и что надо изменить в группе.

Третья фаза — «фаза зрелой группы». Мы эту фазу называем «рабочей фазой». Разумеется, проигрывание психодрам происходит с первого же занятия психотерапевтической группы. Сначала преобладает проигрывание различных историй, сочиненных в группе, сказок, затем участники начинают проигрывать частные проблемы, не захватывающие целиком их внутри- и межличностное пространство, например, ситуации просьбы — отказа. Эти психодрамы носят характер ролевых игр и не предполагают исследования глубинных проблем. На 3-й фазе участники проигрывают психотравмирующие ситуации: отношения с учителями, друзьями, родителями и другими членами семей.

Каждое занятие группы аналитической психодрамы состоит из 3-х фаз: 1) фаза «разогрева группы» — выяснение эмоционального состояния участников, елания/нежелания проиграть подготовительные игры, выявление протагониста и его рассказ о проблеме.

Четвертая фаза группового процесса аналитической психодрамы — мы ее называем «фазой экзистенциального выбора». Раньше мы считали, что этой фазы в групповой психотерапии у детей и подростков не может быть в силу незавершенности их личностного развития. Но оказалось, что дети и подростки не хуже взрослых способны подводить итоги проделанной в группе работе, говорить о своем предназначении, о своем пути, индивидуализировать свой собственный жизненный стиль, строить образ будущего и, наконец, нести ответственность за свое самоопределение. На этой фазе участники групп очень часто проигрывают эпизоды своего будущего.

Показания и противопоказания к аналитической психодраме.

Показания практически неограниченные.

Противопоказания относительны. Аналитическая психодрама противопоказа-

на при:

1) высоком риске суицидального поведения;

2) при остром психотическом состоянии;

3) при гиперкинетическом синдроме;

4) при выраженном расстройстве личности, сопровождающемся социальной дезадаптацией.

В настоящее время аналитическая психодрама занимает ведущее место среди других методов индивидуальной и групповой психотерапии.

Методы групповой психотерапии доказали свою высокую и экономическую целесообразность. Долгосрочная групповая психотерапия постепенно уступает место краткосрочной психотерапии.

Исследование эффективности краткосрочной аналитической психодрамы по клиническим и психологическим критериям показало, что у 80% участников психотерапии симптоматика была редуцирована, а психологическое и социальное функционирование улучшилось.

Заключение. В современном мире многообразие духовных ценностей, идей, концепций, сформированных во всех эпохах развития культуры, обусловливает многообразие методов психотерапии. Психотерапия на наших глазах и с нашим участием трансформируется из искусства в науку, сохраняя свой эстетический потенциал, присущий искусству.

(По материалам Э.Г. Эйдемиллера СПбМАПО «Групповая психотерапия в контексте культуры» /Российский психотерапевтический журнал, январь 2011г.)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристики неформальных организаций | Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору и системе AB0. Гемолитическая болезнь новорожденного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.